Нам необходимо приложить все усилия для того, чтобы татарские села не только сохранились, но и успешно приспособились к меняющимся условиям, а краеведение должно стать важной частью татарской историографии, считает предприниматель и известный меценат Камиль Аблязов. В материале для «БИЗНЕС Online» он призывает изучать и пропагандировать историю татарских деревень, в том числе и для этого сегодня в Казани создается «Всетатарское общество краеведов», которое и должен возглавить Аблязов.
Камиль Аблязов: «Краеведы и создают вот этот пока еще нерушимый настрой этноса на выживание»
«БЕЗ ТАКИХ ФОРУМОВ НАЦИЯ ПРОСТО АССИМИЛИРУЕТСЯ»
Без таких форумов, как съезд татарских краеведов, нация, историей которой государство не занимается, просто ассимилируется. Мы и так уже тронулись во время коммунистического строя, так сейчас нас вообще окончательно растворят.
И такие собрания, как форумы краеведов, должны проводиться параллельно с историками из Академии наук, из других институтов, так как без такого слоя заинтересованных в своей истории людей, как краеведы, можно сказать, что конкретно татарский этнос не выдержит. И все это время мы выстояли только благодаря наличию таких заинтересованных людей, искренне заинтересованных, бескорыстно заинтересованных — татарский народ и выжил. Краеведы и создают вот этот пока еще нерушимый настрой этноса на выживание. И даже не на выживание, а на стратегическое положение, причем не только татарского этноса, но и других, населяющих не только нашу страну, но и в целом мировое сообщество. Никто ведь, кроме Всевышнего, не знает, для чего каждый этнос привнесен на эту Землю, поэтому мы должны нести свое знамя самостоятельно. Идеология государства в целом — это интернационализм, и это правильно, но для выживания отдельных этносов эта идеология, конечно же, не подходит.
В прошлом году в Уфе уже проходил съезд краеведов. Была мощная инициатива снизу, я ее поддержал, в этом году ее поддержал еще и всемирный конгресс татар, тем более это его непосредственная работа. Почему Уфа? Потому что я считаю, что самый мощный слой краеведов России находится именно в Уфе. Думаю, их там даже больше, чем в Татарстане.
Что касается всероссийского съезда краеведов, который проходит в Казани, то сегодня мы приступаем к важнейшему, общественно значимому делу — созданию современного краеведческого движения, призванного изучать и пропагандировать историю регионов и населенных пунктов, где издавна жили наши предки, продолжают жить и трудиться наши сородичи сегодня. Краеведение может и должно стать важной частью татарской историографии.
Скажем откровенно, история татарского народа, несмотря на значительные достижения в ее изучении в прошлом и в нынешнем столетиях, все еще известна лишь в общих чертах, многие важные ее аспекты, глубинные пласты даже не стали предметом исследования. Это прежде всего проблема древних татар, игравших выдающуюся роль в Центральной Азии. Среди ученых идут споры вокруг вопроса, были ли древние татары изначально тюрками или относились к монголоязычной этнической общности. Проводимые в настоящее время генетические изыскания, несмотря на их незавершенность, позволяют говорить о тюркских корнях нашего народа. Достойно сожаления, что многочисленные китайские источники и исторические исследования, касающиеся центрально-азиатских татар, до сих пор остаются вне поля зрения казанских научных институтов и татарстанских ученых.
Данный упрек в значительной степени касается и проблемы изучения этнической истории государствообразующего народа в Улусе Джучи. Кажется, научные коллективы, в частности, Институт археологии Академии наук Татарстана, уважаемый академик Фаяз Шарипович Хузин, уделяют гипертрофированное внимание булгарским памятникам, забывая, что это был лишь небольшой, ничего не значащий, период во многовековой истории нашего народа. Надо глубоко и всесторонне изучать историю Золотой Орды, татарских государств, сыгравших огромную роль в становлении Российской империи. С определенной долей удовлетворения отмечаю, что в июне 2015 года нам удалось провести в Саратове крупную, по сути дела, первую международную научно-практическую конференцию по историческому наследию Золотой Орды. Материалы конференции мы издали отдельной книгой, презентация которой пройдет в рамках первого всероссийский съезд татарских краеведов.
«НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЙ ВКЛАД В ОСВОЕНИЕ И ОБУСТРОЙСТВО КРЫМА ВНЕСЛИ НЕ КАКИЕ-ТО «ТАВРЫ», А ИМЕННО ТАТАРЫ»
Работу по изучению и пропаганде наследия Золотой Орды, постордынских татарских государств необходимо продолжить в еще более широких масштабах. Здесь открывается широкое поле деятельности для краеведов. Ведь те же Сарай Махруса и Сарай ал-Джедид, Азак, Хаджи-Тархан, Укек, Мохши и другие — это татарские населенные пункты. То же касается Крыма: наиболее крупный вклад в освоение и обустройство этой земли внесли не какие-то «тавры», а именно татары.
По понятным причинам особого внимания наших краеведов заслуживают татарские села и деревни, покрывшие весьма густой сетью в XVII - XIX вв. просторы Российского государства: от Тамбова и Рязани до Байкала, от Нижнего Новгорода до Астрахани и Оренбурга. Своей самоотверженной, бескорыстной работой они восстанавливают целостную картину исторического бытия нашего народа, прослеживая ее как во временном, хронологическом, так и в пространственном разрезе. За последнее время в разных регионах опубликовано немало содержательных, интересных очерков по истории татарских сел. Однако это только начало большой работы. Важнейшей частью этой работы является выявление сохранившихся в архиво- и книгохранилищах документов и других письменных источников. Похоже, этот ценнейший и богатейший источник используется нами пока явно недостаточно. Не только краеведы-любители, но даже профессиональные историки редко бывают и мало работают в архивах.
Изучение истории татарских населенных пунктов имеет огромное значение не только для понимания того, кто мы и откуда идем, но и с точки зрения самоидентификации народа, его сохранения и дальнейшего существования как самодостаточного этноса. Историческая память, язык и территория — вот те три кита, на которых базируется этническая идентичность. С учетом того, что сегодня существует угроза превращения татар в диаспорально расселенные городские сообщества с потерей своего языка и территориальной протяженности, имея в виду, что нам необходимо приложить все усилия для того, чтобы татарские сельские поселения не только сохранились, но и успешно приспособились к меняющимся социально-экономическим условиям. Поэтому съезды татарских фермеров имеют огромное значение для консолидации. При этом они не должны терять своей издавна существующей особой роли в этнокультурном воспроизводстве.
«ПРОГРАММЫ ТНВ НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ РАЗНООБРАЗИЕМ СЮЖЕТОВ, СВЕЖЕСТЬЮ, ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ. НЕДОСТАТОЧНО ВНИМАНИЯ УДЕЛЯЕТСЯ ИСТОРИЧЕСКИМ КОРНЯМ ТАТАРСКОГО НАРОДА»
Если мы через раскрытие истории наших населенных пунктов, регионов проживания, через объяснение того, как сельские жители, общины в прошлом самоорганизовывались и решали сообща все возникающие проблемы, сможем усилить в народе гордость за деяния предков, привьем чувство причастности к истории, к прошлому, позволяющему выстроить полноценный путь в будущее, целевая задача краеведов будет выполнена.
В этом деле они вправе рассчитывать на поддержку и помощь нашего национально-государственного образования и духовного центра — Татарстана, Казани. Формы этой помощи самые разнообразные, и многие из них работают. Нам хотелось бы, чтобы, опираясь на результаты исследований краеведов в регионах России, государственные органы республики, исполком всемирного конгресса татар, совет федеральной национально-культурной автономии татар, научные и культурно-информационные учреждения Татарстана добились решения тех проблем, которые выдвигались ранее на всемирных форумах татарской нации.
В частности, речь идет о переводе татарского алфавита на латиницу. Еще один вопрос: правдивое и, возможно, более полное отражение истории татарского народа в федеральных учебниках по отечественной истории. Это также проблема усиления внимания к истории, культуре, диалектам субэтносов и территориальных групп единой татарской нации. На ТНВ кое-что в этом плане делается. Похвалы заслуживают такие передачи, как «Халкым минем», «Сиңа миннән сәлам». Однако программы все-таки не отличаются разнообразием сюжетов, свежестью, оригинальностью подачи материала. Недостаточно внимания уделяется историческим корням татарского народа. Явно неудачной является программа, посвященная татарскому языку.
Пользуясь случаем, хочу обратиться к нашим ведущим ученым, руководителям общественных организаций с призывом к более активному участию в решении тех задач, которые стоят перед обществом татарских историков-краеведов.
Камиль Аблязов
Камиль Аблязов родился 31 августа 1954 года в селе Дворянском Камышлинского района Волгоградской области. Окончил Саратовский экономический институт. Служил в Советской Армии. Начал работать в 1973 году буровым рабочим саратовской инженерно-геологической партии, затем работал техником-геологом Приволжского отделения «Сельэнергопроект». На данный момент является председателем совета директоров ООО «Нарат-К», советником губернатора Саратовской области, торговым представителем Татарстана в Саратовской области, председателем общественной организации «Региональная татарская национально-культурная автономия Саратовской области». Президент Башкирской лесопромышленной компании
Первый всероссийский съезд татарских краеведов проходит в Казани с 24 по 25 марта текущего года. В работе съезда принимают участие 250 делегатов из 33 регионов страны и Казахстана. В первый день съезда прошла книжная ярмарка, посвященная истории татарских сел регионов РФ, круглый стол с участием ученых Института истории им. Марджани, Института Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, презентация книги «Золотая Орда в мировой истории». Сегодня проходит пленарное заседание ВСТК, где планируется учреждение «Всетатарского общества краеведов» и выборы его совета. Ожидается, что совет ВТОК возглавит Камиль Аблязов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 165
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.