Свои первые деньги группа «Волга-Волга» заработала на деревенском Сабантуе. В этом году свой 20-летний юбилей ВИА отметит с размахом — два полноценных тура, круиз на теплоходе и концерт с участием российских звезд. Лидер группы «Волга-Волга» Антон Салакаев в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, почему не сожалеет, что ансамбль не остался в Москве, по каким причинам за последние пять лет состав претерпел кардинальные изменения и как Минтимер Шаймиев повлиял на творчество группы.
Антон Салакаев – художественный руководитель ВИА «Волга-Волга»
«ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ МЫ ЗАРАБОТАЛИ НА САБАНТУЕ»
— Антон, группе «Волга-Волга» 20 лет. Можете подвести итоги двух десятилетий: что получилось, а что нет?
— У нашего коллектива есть девиз «Волга-Волга — мы к вам и надолго!». Наше главное достижение — мы до сих пор живее всех живых. Причем не просто доживаем свою творческую жизнь, а проживаем ее полноценно. В Татарстане не так много коллективов, которые могут похвастаться такой долгой жизнедеятельностью. А уж прыгнули мы на какую-то ступеньку или нет — решать нашим слушателям. Поскольку мы начинали в очень юном возрасте, еще в школе, никто особых задач не ставил перед собой. И поначалу все это было несерьезно. Я счастлив, что мы до сих пор востребованы, и это для меня самое главное. А ведь за эти годы много музыкантов, с кем мне приходилось параллельно начинать творческий путь, забросили свою деятельность — кто ушел в бизнес, кто — в другие сферы. К слову надо сказать, что за эти годы группой выпущено 7 авторских и 4 кавер-альбомов и в работе еще 2 альбома.
Создал я группу со своим другом Александром Макаровым (бас) в 1991 году, когда учились в 9-м классе школы №89, тогда коллектив назывался «Нейтральная зона». Потом мы перешли к аббревиатуре «НЗ». Именно этот коллектив на рубеже двухтысячных был переименован в «Волгу-Волгу». А начинали мы под чутким руководством преподавателя музыки Сергея Александровича Петрушкина (он дал многим музыкантом путевку в жизнь), как поет Чиж, «в каморке, что за актовым залом». Гитара «Урал», клавиши «Юность», барабаны «Энгельс» и две колонки с усилителем с говорящим названием «Венец»...
«НЗ», 1991 год, школа №89
Днем рождения коллектива я считаю 1997 год, когда мы выпустили первый студийный альбом «Оркестр колес».
— Помните первые деньги, заработанные с группой?
— Это был Сабантуй. Причем не в городе, а в какой-то деревне. Играли программу целиком из своих песен, продвигали свое творчество в татарские деревни.
— Чем-то еще вообще пытались зарабатывать на жизнь, кроме творчества в группе?
— Конечно, и вполне удачно. Ребята играют в республиканских оркестрах, мастерят гитары и работают на студиях. Если говорить про мою трудовую биографию, то с 1994 года я работал педагогом внешкольного образования в одной из казанских школ, преподавал музыку. Еще был охранником, немного занимался и бизнесом — организацией мероприятий и концертов. В то время я как раз оканчивал Казанский институт культуры по специальности «менеджер социально-культурной сферы». Что-то пригодилось в жизни, но в целом приходилось учиться на собственном опыте.
— Насколько я помню, у вас был опыт и в ресторанном бизнесе...
— Да, клуб «Волга-Волга» просуществовал около трех-четырех лет. Его мы сделали по мотивам московского клуба «Петрович». Все было в стилистике совдепа. Не буду кривить душой, эта деятельность приносила определенный доход. А в 2008 - 2009 годах случился кризис. Люди не перестали ходить в заведение на программы, но перестали заказывать напитки и кушать в клубе. Это ударило по доходам. Мы в течение полугода пытались спасти ситуацию, но в итоге как и многим нам пришлось закрыться.
«У НАС ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ СТАТЬ ПОПУЛЯРНЫМ ТОЛЬКО У ТЕХ, КТО УЕХАЛ В МОСКВУ. А МЫ ВСЕГДА РЯДОМ...»
— Когда наступило ощущение, что все происходящее с группой — уже не игрушки, а серьезно?
— Я задумывался над этим... Сейчас четко назвать год, день, час, наверное, не смогу. Думаю, что определенный толчок произошел, когда мы впервые поехали в Москву. В Казани задружились с Ларисой Фоминой, у нее было свое рекламное агентство, журнал «Кураж» и серьезные друзья в Москве. И на мероприятие, которое было сделано в духе советской пионерии в культовом клубе «Петрович», нас позвали музыкально оформить вечер. А там собрались Жириновский, Бильжо, Макаревич, Памфилова и еще много известных уважаемых людей. Был мощный резонанс. Сразу после «Петровича» посыпались приглашения выступать в Москве на различных вечеринках и мероприятиях. Мы переживали творческий подъем, поэтому все получалось. Тогда же получили приглашение от Алексея Балабанова поучаствовать в саундтреке к его фильму «Война», для нас это был серьезный ход. Затем 7 наших песен попали в сериал «Дальнобойщики-2», и мы сами снялись в сериале. Начались гастроли, ротации на федеральных радиостанциях.
В 90-е в Казани был известный деятель шоу-бизнеса Валерий Колоколов. В то время он делал фестиваль «Тин стар» и рок-фест «Укол». А мы, находясь в его студии «Звук КВ», занимались администраторской работой — начиная с расклейки афиш и заканчивая поиском спонсоров. Ну и самой организацией фестивалей. Этот опыт и знания с Института культуры позволили мне принимать какие-то решения самому и не обращаться к продюсерам.
— Однако продолжался ваш московский «полет» около пяти лет, после чего вы снова вернулись в Казань. Многие тогда воспринимали это как откат назад...
— В какой-то момент стало ясно, что придется переехать в Москву. Однако позже я начал понимать, что все больше нравится оставаться дома, где мы так же были востребованы. У нас принято считать, что стать успешным можно только тем, кто уехал в Москву. Это стереотип, то, где вы находитесь, не имеет принципиального значения. Вы можете замечательно жить и творить в своем родном любимом городе и быть популярным, постоянно гастролировать по стране, да и возможности интернета сегодня позволяют оставаться на волне. На данный момент мы в Первопрестольную не стремимся, хотя и выступаем там практически еженедельно. А потом, все ребята, которые находятся в коллективе, уже имеют корни в столице республики. Тут семьи, дети, какая-то деятельность, родители. И это очень важно.
За годы я понял, что все творческие люди делятся на две категории: на тех, кто трепетно относится к семье, и тех, кто так же посвящает себя творчеству и работе, но при этом очень небрежно относятся к семейным ценностям. Я рад, что у нас в коллективе первое возобладает, и я считаю, что это правильно. Для нашего коллектива того количество времени, что мы были в Москве, хватило для определенной раскрутки. Мы работаем, мы востребованы, и концерты расписаны на три месяца вперед. Но при этом мы сами себе хозяева. Мы свободны. Работаем в свое удовольствие, никто на нас сверху не давит.
НЕ ИЗ КАЖДОГО ХИТА ПОЛУЧАЕТСЯ ХОРОШИЙ КАВЕР
— Как в вашем творчестве появились каверы?
— Мы их начали делать еще во времена «НЗ». Первый был «Увезу тебя я в тундру». В конце 90-х Минтимер Шаймиев начал устраивать для детей президентские елки, и режиссером первых был Михаил Семенович Альтмарк. Ему не интересно было наше авторское творчество в концепции своего праздника, и он предложил подобрать другую песню. Опыт получился удачным. Спустя какое-то время мы сделали «Песню про зайцев», «Синий иней», а потом забросили эту историю. Вернулись мы к каверам, уже когда в коллектив пришли гитарист Эдуард Фазульянов и саксофонист Роман Кузнецов. Тогда и появился кавер на знаменитую композицию из кинофильма «Титаник» My Heart Will Go On под баян.
В процессе творческого поиска нам становилось все интереснее переделывать известные хиты в своей стилистике, да так, чтобы по первым аккордам люди вообще не понимали, что это за песня. В тот момент на нас обрушился шквал критики, хотя тогда мы не стремились зарабатывать на этом деньги. Это уже потом вся страна шагнула в пропасть корпоративов. Для некоторых музыкантов это стало некой «могилой» — группы с головой забывали про свое творчество. А «Волга-Волга» никогда не была просто кавер-группой. Мы стали писать каверы только после того, как у нас уже было записано несколько авторских альбомов. И сейчас у нас две линии творчества: авторское и оригинальные перепевки. Говорить, что мы отказываемся интерпретировать песни эстрадных исполнителей, это значит предать огромную часть наших слушателей, которая любит именно эту грань нашего творчества.
Группа «Волга-Волга» образца 2000-х
— И все же, каверы — это больше прикол или нечто серьезное?
— Если вы вспомните звучание «Титаника» или «Белых роз», это, конечно, стеб. Но, к примеру, такие песни как «Мой адрес Советский Союз», «Песня про счастье» или «Фантазер» Ярослава Евдокимова хотелось переделать без стеба, просто в своей фирменной интерпретации. А вот над песней «Женщина, я не танцую» Стаса Костюшкина как раз наоборот, захотелось пошутить. Причем Стас отлично оценил, как она была переделана, и выложил ее в своем «Инстаграме».
— С юмором вы действительно дружите, вас часто можно увидеть на кавээновских тусовках...
— Татарстанскому КВН в 2014 году также было 20 лет. Мы начинали дружить и творить в то время, когда, с одной стороны, было очень сложно, с другой — мегаинтересно. Нам было интересно участвовать в кавээновских акциях, кавээнщикам было интересно прокатиться с нами в тур. Тогда мы и задружились с основателем республиканского КВН Андреем Кондратьевым и с ребятами из команды КВН «Четыре татарина». Год назад на телеканалах республики появилось новое юмористическое шоу «Четыре татарина», музыкальным продюсером которого мне предложили стать.
Наш друг и директор лиги КВН «Поволжье» Ильдар Фаттахов впервые позвал нас на сочинский фестиваль в 2012 году, и вот уже 5 лет мы счастливы участвовать в нем. И каждый раз мы удивляемся тому, насколько группа «Волга-Волга» любима всероссийским кавээновским движением.
Мы уже неоднократно получали приглашение выступить на сцене Высшей лиги КВН с различными российскими командами. Но у нас есть внутреннее ощущение, что появится татарстанская команда, которой мы поможем рано или поздно в высшей лиге КВН: либо в написании песен, либо участием непосредственно.
«НА ЗАРЕ ТВОРЧЕСТВА МЫ ЧАСТО ИГРАЛИ ДЛЯ НЕБЕЗИЗВЕСТНОГО РОССИЙСКОГО ФЕНОМЕНА»
— Помните первые корпоративы?
— Все началось с пресловутой братвы. Скрывать не буду, первые корпоративы, а точнее частные концерты, мы играли для этих ребят. И не только для казанских. Это были первые люди, которые готовы были тратить деньги, чтобы на их мероприятиях выступали музыканты. Большинство нашей эстрады и многие рокеры прошли через это. Ничего не поделать, это часть нашей истории, и мы все к ней причастны.
Говорить, что корпоратив — это неправильная форма концерта для музыкантов, было бы неверным. Эта странная новая форма концертов все же дает возможность не заниматься отвлеченным от музыки занятием, а зарабатывать музыкантам на хлеб, при этом повышая свой концертный и музыкальный уровень. Это накладывает ответственность: если люди тебя пригласили, значит, они хотят видеть качественный продукт.
— На какой корпоратив вы не поедете?
— Есть черный список компаний, которые проводят некачественные корпоративы. Бывает просто недостойное отношение к артисту вне зависимости от ранга. А есть случаи, когда приходится вызывать полицию, чтобы разрулить ситуацию. Ты договариваешься с заказчиком о стандартном времени выступления, а после этого в гримерку приходят бравые ребята и говорят, мол, время 12 ночи, а мы собираемся танцевать до 4 утра, идите на сцену. У нас были такие случаи лет 5 - 6 назад.
— А какое самое странное место, где вам приходилось играть концерты?
— Корпоративы в основном происходят по стандартной схеме и занимают процентов 20 от нашей гастрольной деятельности. В свое время мы много поездили по тюрьмам, детским домам и школам. Именно там самый благодарный и искренний слушатель. Летом мы много играем на фестивалях и городских праздниках. Наверное, не совсем обычный сценарий, когда приходится играть на стройках. Особенно в Москве любят выбирать такие чудесные места. Приезжаешь — недостроенный небоскреб: кран, рабочие трудятся, а тебя приглашают на третий этаж, и там, в недостроенном помещении, накрытые столы, стоит оборудование, кейтеринг работает...
— Ну а если говорить в процентном соотношении, что больше приносит доход — сольники или корпоративы?
— Сложно разделить эти доходы, потому что бывают такие месяцы, как январь — февраль, когда корпоративы выходят на ноль и нет полноценных масштабных мероприятий. А, например, весной и осенью мы больше проводим время в турах, играя сольные концерты. Все зависит от времени года.
— Насколько, по-вашему, поменялись вкусы татарстанских VIP'ов за последнее время?
— В 90-е возможности татарстанской элиты были одни, сейчас — другие. Если мы говорим про успешных бизнесменов и чиновников, то у современной элиты есть вкус, появилось больше эстетики. В конце 90-х и начале 2000-х VIP'ы хвастались возможностью пригласить на день рождения эстрадного певца. Сейчас же они ориентируются только на свой вкус, а не на общественный резонанс. Наверное, те, кто пришел сейчас к власти или стал успешным в бизнесе, в 90-х умудрились получить хорошее образование и воспитание.
«ХОЧУ, БУДУЧИ НА ПЕНСИИ, СЛУШАТЬ ХОРОШУЮ СОВРЕМЕННУЮ МУЗЫКУ»
— Почему именно «Ира» стала главным вашим хитом, а не та же «Рая»?
— На этот вопрос нет ответа. «Иру» написал гитарист Эдуард Фазульянов еще в середине 90-х, до его прихода к нам в группу. Когда мы выпускали свой первый альбом в Москве и выбирали, какая песня попадет в ротацию на «Наше радио», то рассказали на тот момент программному директору радиостанции Михаилу Козыреву и директору звукозаписывающей компании GalaRecords Сергею Кузнецову историю, которая приключилась в Казани. Мы запустили «Иру» на «БИМ радио» за две недели до Дня города, и, выйдя на Ярмарочную площадь, мы услышали, как народ хором просит ее исполнить. Хотя в казанской ротации композиция была всего ничего. Но акулы шоу-бизнеса сделали ставку на песню «Черный ворон». Она почти год была в ротации «Нашего радио». Песня хорошая, с интересным, немного социальным подтекстом, может быть, поэтому им показалось, что именно такая песня должна быть на рок-станции. Мне кажется, взяли бы «Иру», была бы совсем другая история, видя, как эта песня «заходит» на разную публику.
— Пять лет назад произошли кардинальные изменения в составе. Правда ли, что расставание с музыкантами не получилось гладким?
— До прихода Фазульянова Эдуарда и Кузнецова Романа в конце 90-х все держалось на мне. На тот момент только я писал песни для коллектива и занимался административной работой. Появление Эдуарда сразу стало заметным, мы стали писать вместе, некоторые композиции и вовсе были его авторства, а Роман взял на себя большую часть административной работы. Вместе с Романом ходили на все интервью, участвовали в съемках. Период творческого сотрудничества с Фазульяновым и Кузнецовым был одним из самых ярких моментов в истории группы. И когда от нас ушли сразу два человека, было очень непросто. Причем это решение ребята приняли по разным причинам, вне зависимости друг от друга. Эдуард ушел, потому что наигрался. Человек хотел оставаться в творчестве, но устал от движения, гастролей, больших концертов и огромного количества людей вокруг. У него родился долгожданный сын. И он сделал выбор в пользу семьи.
Роман ушел из группы по другим причинам. Он не собирался завязывать с творчеством, просто на тот момент посчитал, что перерос коллектив, что группа себя изжила. Дальнейшее развитие «Волги-Волги» он видел совсем иным, с другими музыкантами. Пообщавшись, мы не нашли общей концепции творческого движения дальше, и Роман принял решение покинуть коллектив. Я же, в свою очередь, продолжил двигаться дальше. В тот момент в группу приходит знаковая для нас фигура — гитарист Сергей Татарский. Так же сейчас с нами Артем Шутов (труба), Сергей Черепенин (тромбон), Тимур Айбетов (бас), Кирилл Васильев (барабаны), Эдуард Нурмиев (звук на концертах), Александр Сухарев (звук на студии). Этим составом уже записано три альбома. Считаю, что сейчас мы в идеальной форме.
ВИА «Волга-Волга», 2015 год
— Есть ли вероятность того, что в юбилейный год коллектив соберется своим старым составом?
— Мы дважды собирали музыкантов, которые принимали участие в жизни группы: на свое 10-летие и на 15-летие. В этом году у меня родился немного другой концепт: я хочу собрать друзей. Это и Jukebox , которые в свое время сделали оригинальнейший кавер на «Иру», хочется позвать Марину Максимову, потому что когда-то мы перепели ее хит. Хотелось пригласить пару команд КВН, с которыми мы сотрудничаем. Это может быть и «Союз», и «Камызяки», возможно, кто-то из «Уральских пельменей» приедет. Естественно пригласим наших друзей: это и трио «Зу-Ляй-Ля», и Диляра Вагапова и многие другие. Большой концерт планируется в начале декабря. Но мне показалось, что одного такого события будет маловато, и мы решили праздновать свой юбилей почти весь год. Начнем мы апрельским туром из 15 городов. Он приурочен к выпуску нашего кавер-альбома. Несколько концертов, в том числе и в Казани, дадим с группой «Мамульки-бенд». Выход авторского альбома приурочим к осеннему туру — он растянется на два месяца.
К сожалению, наш гитарист Сергей Татарский приболел, он сейчас проходит лечение в Москве. Надеемся, что летом он вернется в строй и мы начнем записывать авторские песни вместе. Летом состоится несколько знаковых мероприятий. Второй фестиваль «Волга-Волга»: мы проведем его или в рамках культурных программ Кубка конфедераций по футболу, или в рамках Дня молодежи. Вполне возможно, что приедет московский или екатеринбургский хедлайнер. Ну и в конце августа - начале сентября нам бы хотелось сходить по Волге в небольшой тур на теплоходе. Все мероприятия на корабле, так или иначе, будут связаны с фильмом «Волга-Волга», а в тех городах, где будут остановки, мы сыграем концерт.
— В России музыкальный рынок сформирован. А в Татарстане он есть?
— Я бы сказал, что в России есть музыкальный рынок, но нет слаженно работающей индустрии. Есть отдельные продюсерские центры, того же Игоря Крутого или Макса Фадеева. Я считаю, что индустрия помимо всего прочего еще должна заботиться и об обучении будущих кадров. В России этого нет, тем более в Татарстане. Хотя не так давно в Казани была открыта школа Игоря Крутого, есть республиканский конкурс «Созвездие» и даже «Школа рока». Но нет в республике студии, которая занималась бы созданием музыкальных групп от концепта до продвижения на музыкальном рынке.
В республике были попытки создать на базе татарских исполнителей продюсерские центры. Причем достаточно удачные. Но у них есть другое упущение: к сожалению, в большинстве своем они не заботятся о качестве звучания.
ВИА «Волга-Волга», 2016 год
— Но народ же и так ходит на концерты!
— Я же сейчас популист и максималист в одном флаконе, поэтому я — за качество. За последние 20 лет произошли серьезные изменения. Даже попсовые коллективы сейчас вместо «фанеры» выступают живыми коллективами. Артисты все меньше думают о том, как обмануть зрителей. Если я изначально буду думать, как заработать побольше денег, у меня ничего хорошего не получится. Наш бизнес более сложный. В обычном бизнесе купил — продал, вот тебе и прибыль. А тут нужно еще вложиться творчески и душой, чтобы все получилось правильно. Мне интересно делать фестиваль, я на нем не зарабатываю. В данный момент уже существует звукозаписывающая студия «Волга-Волга», которая со временем может разрастись до продюсерского центра. Хочу, будучи на пенсии, слушать хорошую, современную музыку. И от меня это тоже зависит.
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.