«Я САМ БЫЛ ДЕПУТАТОМ, НО НЕ ПОНИМАЮ, КОГДА СТАРЫХ БОЛЬНЫХ БАБУШЕК ПРЕДСТАВЛЯЮТ ЗДОРОВЫЕ МОЛОДЫЕ МУЖЧИНЫ»

— Антон Алексеевич, монархическая тема вернулась в российскую повестку дня благодаря памятному выступлению главы Крыма Сергея Аксенова. Между тем вы создали в РФ Монархическую партию еще в 2012 году. Как вы считаете, в лице Аксенова вы обрели себе искреннего сторонника?

— Простите меня, пожалуйста, но я меньше всего интересуюсь мировоззрением такого крупного мыслителя современности, как Аксенов. Это первое. Второе: я думаю, что он пытался попасть в тренд и действительно попал туда, потому что столетняя годовщина отречения от престола императора Николая II, а также столетняя годовщина фактического (пусть не юридического) окончания монархии как формы правления в России — это, конечно же, повод поговорить. Кстати, я предвижу возможность следующего «монархического» пика в сентябре, поскольку именно в сентябре 1917 года три самозванца провозгласили Россию республикой (временное правительство объявило о создании Российской республики 1 (14) сентября 1917 годаприм. ред.). И все это было сделано как-то кулуарно, без решения народных масс.

На самом деле я горячий сторонник демократии, но демократии прямой. А вот в демократии представительной всю жизнь у меня сплошные разочарования. Я сам 14 лет был депутатом в разных парламентах и все-таки не понимаю, когда старых больных бабушек представляют здоровые молодые мужчины, а бедных — богатые. Это, конечно, вызывает некоторые вопросики.

Наверное, мы бы не стали лечить наши болезни по рецептам конца XVIII века, по канонам эпохи Просвещения. Мы бы вряд ли стали заливать прыщи ртутью, есть мышьяк и пускать себе кровь. С тех пор изобрели антибиотики, произошла масса революций в медицине. Но при этом мы не устаем восхищаться тем фактом, что США как старейшая демократия живут по своей Конституции более 200 лет (принята 17 сентября 1787 года прим. ред.). И нам совсем не приходит в голову, что это, в принципе, нелепо, ведь даже автомобилем Mercedes или, скажем, «Жигули» вряд ли можно управлять по инструкции, которой больше 200 лет. Почему мы считаем, что общественная машина, механизм социума — проще?

Я абсолютно уверен в том, что «золотой век» человечества не в прошлом, а в будущем, и в том, что в этом веке могут быть востребованы какие-то элементы монархии, потому что игры с представительной демократией на фоне человеческой истории, наверное, можно признать неудачным экспериментом, не более того. Так что я согласен с Аксеновым. Ну а кто из нас не согласен?

— В 1917 году монархия рухнула так быстро еще и потому, что не нашла никакой поддержки в национальных регионах России. И сегодня как раз в национальных республиках найдется немало людей, у которых вызывает отторжение сама тема монархии. Во-первых, потому, что она подается преимущественно в православной оболочке, а во-вторых, потому, что навевает грустные ассоциации с диктатурой центра.

— Так, вы меня повернули в сторону национальных республик...

— Я лишь уточнил, что в РФ вряд ли все согласны с Сергеем Аксеновым. Хотя лично я с ним скорее согласен, если опустить детали и апелляцию к «вечному пожизненному Путину».

— Позвольте вам заметить, что Сергей Аксенов сам не согласен с Сергеем Аксеновым. Вспомните, что после того, как публично выступил Дмитрий Песков, Аксенов уточнил, что никогда не требовал для Путина монархии — он требовал лишь пожизненного президентства. Так что он самым первым исправился и развернулся в новое русло, как мяч, направленный умелой ногой «футболиста» Дмитрия Пескова.

Что касается национальных республик, то они, на мой взгляд, не имеют никакого отношения к этой теме, так же как и русские, потому что православие — глубоко христианская конфессия, а в христианстве, как вы помните, господствует принцип «несть ни эллина, ни иудея». Об этом говорит апостол Павел в послании к Колоссянам. Империя всегда включает в себя всемирный наднациональный аспект. И конечно, то, что Николай II так заигрался в эти кокошники и буденовки, которые Виктор Васнецов рисовал для кавалеристов (согласно одной из версий, буденовка, именуемая богатыркой, была разработана Васнецовым наряду с другими художниками еще в 1915 году для будущего парада Победы в Берлине и Константинополе прим. ред.), и то, что балалайка, на самом деле изобретенная в 1907 году, вдруг стала нашим народным инструментом, — все это говорило об одном. А именно о том, что, утратив православные христианские основы, монархия постепенно вползала в национализм, как и вся Европа. Это был общеевропейский тренд. Не зря мы впоследствии получили такие уродливые идеологии, как национализм или национал-социализм, или же просто наш коммунизм.

«Я НЕ СОБИРАЮСЬ ОПРАВДЫВАТЬ СЕМЬЮ НИКОЛАЯ II СВЯТОГО, КОТОРАЯ ВПАЛА В РУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ»

— Начиная с этого года мы вступаем в густую полосу сплошных столетних юбилеев. Не за горами и юбилей разгона Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о форме правления в России. Однако собрание не успело завершить свою работу, лишь в законе о земле вскользь упомянув о республике. Не считаете ли вы, что именно тогда и была прервана преемственность российской истории? Ведь прежде власть легитимно передавалась из рук в руки: от киевских князей — к владимирским и московским (по лествичному праву), от Рюриковичей — к Романовым (решением Земского собора). А вот на большевиках эта ниточка рвется...

— Нет, нет, преемственность от киевских князей к Московской Руси была воображаемой — ее выдумал и описал по заказу уважаемой Екатерины Великой Август Людвиг Шлецер (российский и немецкий историк XVIII столетия прим. ред.), который как основное условие выполнение контракта попросил у императрицы права не жить во время написания своего научного труда в России. Жить здесь для него было мучительно, поэтому он вернулся в свой Геттингенский университет. Для меня преемственность российской монархии можно проследить от Ивана Великого, деда Ивана Грозного. Он-то и создал наше государство. Но почему-то все всегда пытались продлить нашу историю в прошлое, так же как пытались растянуть нашу географию в сторону Украины. Но это был в основном политический тренд.

Что касается Учредительного собрания, то оно уже не могло решать вопрос о монархии или республике, потому что еще в сентябре Керенский отменил монархию и установил республику. Большевики, в моем представлении, были подонками и немецкими шпионами, Керенский и его окружение — тоже подонки, но не немецкие шпионы...

— Зато они были масонами. Керенский, как известно, не особенно скрывал, что входил в верховный совет так называемой организации «Великий восток народов России».

— Ну да, наверное, были. Но думаю, что и в Германии было немало масонов. Но исходя из этого вряд ли Керенского можно назвать немецким шпионом, а вот Ленина и его соратников — и можно, и нужно. При этом я не собираюсь оправдывать ни героев Февральской революции, ни героев Октябрьского переворота, ни тем более семью Николая II Святого, которая впала в русский национализм и даже переименовала Петербург в Петроград, несмотря на свое почти чисто немецкое происхождение.

— У Николая II была потребность в прямом общении с народом, через голову элит и светского общества. В 1903 году он канонизировал Серафима Саровского, причем сам участвовал в торжествах по этому поводу, но уже в январе 1905 года побоялся выйти к рабочим...

— Ладно, ладно, не надо говорить о прямом общении, вспоминая Ходынку и Кровавое воскресенье. Хотя — кто знает? — может, император и отказался от встречи с народом в 1905 году, вспоминая Ходынку. Мы все знаем, чем закончился разгон шествия 9 января (по официальным данным, было убито 130 человек, по неофициальным — 200–300 и болееприм. ред.). Но представим себе, что случилось бы, если бы император все-таки вышел к народу. Сколько было бы тогда жертв? Поэтому не надо всех огульно охаивать, но и гениями в зависимости от должности тоже, наверное, не стоит считать. Все мы люди.

«СТОЛКНОВЕНИЙ И ДРАК, КАК ЭТО БЫЛО ПОКАЗАНО В «КОРОНЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ», НЕ ПРОИСХОДИТ»

— Государем вашей виртуальной (пока что) империи является Николай III (Николай Кириллович, наследник романовской ветви Кирилловичей, второе имя — Карл-Эмих Лейнинген), живущий за рубежом. Он охотно согласился на предложенную вами роль — возглавить Суверенное Государство Императорский Престол на трех необитаемых островах Кирибати в Тихом океане?

— Это та самая удивительная история, когда империя не является виртуальной, потому что на самом деле в ту христианскую империю, в основе которой лежат Библия, Шекспир, Пушкин, входят и православные, и католики, и протестанты, во многом и мусульмане, сколько бы они там не пытались выделиться. Хотя, если посмотреть на разнообразие христианских сект и течений, мусульманство и иудаизм сюда легко вписываются — недаром по этому поводу бытует термин «авраамические религии». Конечно, идея империи как единого целого отчасти воплощена в Евросоюзе или блоке НАТО, а мы пытаемся создать какую-то свою цивилизацию. Но опять же: кто «мы»? Коммунисты. Мы-то, наверное, нет. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы появился император в этой системе, чтобы она обрела дополнительную яркую аутентичность. Конечно, пример британской королевы, которая правит в 16 королевствах при 16 независимых правительствах и премьер-министрах, вдохновляет (речь идет о так называемых королевствах содружества, куда, в частности, входят Канада, Австралия и даже Новая Гвинея,прим. ред.). Если мы не готовы выдвинуть своего кандидата, то, наверное, будем под британцами? Если же мы этого не хотим, то проект (Суверенного Государства Императорский Престол, выдвинутого Баковым, прим. ред.) надо продвигать и цивилизационно поддерживать.

Государь, конечно, очень иронически относится к своему будущему. И понятно, что острова Кирибати в Тихом океане — это только возможность приподнять себя на какой-то уровень, на котором начинается разговор. В общем, вопрос стоит так: либо в мировой империи, которая сейчас реально существует и охватывает практически обе Америки, большую часть Евразии, большую часть Африки, а также Австралию и Океанию, будут править англичане, к чему они пришли в результате победы в Первой мировой войне и ликвидации остальных империй, либо мы попытаемся выдвинуть своего кандидата.

— Все-таки я хотел бы уточнить, как остальные Романовы отнеслись к выдвижению в Николаи III Карла-Эмиха Лейнингена? В каких отношениях Николай Кириллович состоит, к примеру, с Марией Владимировной Романовой, называющей себя главой Российского императорского дома и тоже вроде бы претендующей на корону Российской империи?

— Он состоит с ней в родственных отношениях. Мария Владимировна — это тетя нашего императора, потому что он внук сестры Марии Кирилловны (старшей дочери Кирилла Владимировича Романова, двоюродного брата Николая II,  прим. ред.) и ее папы Владимира Кирилловича.

— По-родственному у них нет друг с другом противоречий?

— Ой, обнимаются, целуются, фотографируются. Но они не так часто общаются, потому что достаточно далеко живут друг от друга. Но, как вы понимаете, столкновений и драк, как это было показано в «Короне российской империи», между ними не происходит. Кстати, императорский дом полностью легитимизирован в решениях Суверенного Императорского Престола — Николай Кириллович с благодарностью предоставил право возглавлять дом именно Марии Владимировне. За протекшие десятилетия она много сделала для этого. Тем более что она лично ни на какой престол не претендует.

— И для своего сына Георгия не претендует?

— И для Георгия не претендует. Почитайте литературу. Поэтому конфликта интересов нет и не может быть. Для них (Романовыхприм. ред.) это какая-то часть миссии по возрождению утраченного наследия. Да, прекрасна старая империя. Но мы сейчас говорим о строительстве новой империи, где русские могут вернуть свои позиции, а могут быть «лохами», как это было обычно за последние 100 лет. А как иначе охарактеризовать тот факт, что Россия, практически выиграв Первую мировую войну, оказалась среди проигравших наций? Неужели мы снова хотим чего-то подобного? Или лучше сидеть за одним столом с ведущими мировыми державами?

— Вы анонсировали в прессе свой скорый отъезд в Кирибати? Вы действительно распродаете по этому случаю свое имущество в Екатеринбурге?

— Да, я распродаю свое имущество. Ну а что? По-моему, Владимир Владимирович достаточно четко и неоднократно давал понять, что регистрация Монархической партии, которая случилась на территории России в 2012 году (зарегистрирована в селе Косулино Белоярского района Свердловской областиприм. ред.), не является задатком того, что у монархии в нашей стране есть какие-то перспективы. Он достаточно прохладно относится к этой идее. Даже бедная Мария Владимировна, которая, можно сказать, сделала все, чтобы приблизиться к «телу», так и не смогла к нему приблизиться. Нет так нет, значит, надо искать какие-то другие точки [приложения сил]. А я не настолько богат, чтобы жить на две-три страны.

— Какую сумму вы рассчитываете вложить в строительство империи Романовых на островах Тихого океана? В каком-то из интервью вы называли сумму в 230 миллионов долларов...

— Теперь 350.

— Это те инвестиции, которые в ближайшее время будут вложены в экономику Кирибати и строительство на островах имперской инфраструктуры?

— Или не будут. У меня ведь до сих пор нет официального решения правительства Кирибати. Поэтому я одновременно обратился еще к 11 державам в данном регионе (хотя «державы», наверное, слишком громкое слово в данном случае). Мы работаем с разными странами и регионами. С одной стороны нас зовут, с другой — нет. Это технические вопросы, которые будут решены раньше или позже.

— Ранее вы заявляли, что хотите построить на островах солнечные электростанции, морские порты, опреснительные установки, школы, больницы и жилье для сотрудников. Насколько я понимаю, пока ни единый камень в основание империи не заложен?

— Я лично считаю, что сделано очень много. Ведь даже первый камень, который был заложен в основание христианской церкви, не был камнем в прямом смысле слова. Это был апостол Петр, который до этого был евреем по имени Кифа (это прозвище, означающее на арамейском «камень»; настоящее имя Петра — Симонприм. ред.). Поэтому мы по-прежнему «ловцы человеков», и в этом смысле у нас растет количество камней, которые мы можем заложить в основание будущей империи.

— Это христианские державники?

— Я имею в виду сторонников христианской монархии.

— Ваш отъезд на Кирибати — это политическая эмиграция или просто длительное деловое турне с целью реализации монархического проекта?

— Я не очень понимаю, возможна ли в нашей нынешней стране политическая эмиграция, если сама политика — на нуле. Я ведь не могу сказать, что меня кто-то преследует. Политический эмигрант — это тот, кто бежит от преследований за свои убеждения. В моей биографии были политические преследования, но они локализовались в допутинскую или раннепутинскую эпоху. Однако за последние 12–13 лет в отношении меня не было каких-то репрессий, потому в данном смысле это не политическая эмиграция.

С другой стороны, я хочу заниматься политикой, а в России политики нет. Тогда это политическая эмиграция.

— А как же ваше выступление на панихиде по Борису Немцову, когда вы сказали: «Нужно уезжать»?

— Да, я объявил еще тогда (2015 год прим. ред.), что уеду, и вот — постепенно уезжаю. В этом году меня бо́льшую часть года не было в России.

— С Немцовым, несмотря на разницу взглядов, вы были близки?

— Нет, не был. Я очень не любил Бориса Немцова, пока был с ним не знаком. То есть я его и прежде видел, даже общался и дискутировал с ним на съезде, но познакомились мы в декабре 2006 года, а максимум нашего общения пришелся на 2007 год. Я познакомился с Немцовым в Перми, когда он приехал туда выступать в поддержку Никиты Белых, а я вел всю кампанию. И мы в 2006 году набрали 16 процентов за СПС — это была подготовка к Госдуме в большей степени. Я тогда уже длительное время продвигал нового молодого лидера, Никиту Белых, поэтому, когда там появился Немцов, я отреагировал в стиле «дайте дорогу молодым». Тогда Белых все-таки шел в Госдуму, а не в следственный изолятор. Но потом мы с Немцовым очень интенсивно общались. Хотя благодаря ему мы проиграли выборы в Думу в 2007-м (зачем-то Анатолий Чубайс поставил Немцова вторым человеком в список СПС, и соответственно, Белых, которого мы тщательно раскручивали, оказался слабой тенью на фоне Бориса Ефимовича), это нас не рассорило. Да, мы не попали в нижнюю палату парламента, но Борис Ефимович был человеком такого обаяния, что я этому обаянию во многом поддался и нисколько об этом не жалею.

«ЛЕНИНА, СТАЛИНА НАДО ПРОПУСТИТЬ ЧЕРЕЗ РУБОЧНУЮ МАШИНУ. ЗНАЕТЕ, КАК БУМАГУ РЕЖУТ НА ПОЛОСОЧКИ...»

— Вопрос о вашей политической эволюции от либерала до монархиста. Вы ведь эволюционировали от СПС — праволиберального политического проекта...

— Неправда, я вообще вначале эволюционировал от октябрят до, как я теперь, понимаю, социал-демократии. Да, мне казалось, что марксизм-ленинизм — это обалденная истина в последней инстанции. Меня этому и в школе, и в институте учили. Ну да, рассуждал я, вся беда в том, что мы проводим выборы из одного кандидата. Стоит добавить к социализму демократию — и все будет хорошо. Длительное время это было основной составляющей моего движения. Как социал-демократ я попал в Союз правых сил, где тоже выступал за подобные идеи, выдвигал всякие народнические популистские проекты, сражался за пенсионеров и бюджетников. Когда российская социал-демократия кончилась пфуком, я задумался о том, что в социализме, наверное, есть какие-то проблемы. Потом я размышлял и по поводу демократии. Результат последних размышлений о ней — это моя последняя прошлогодняя книга «Демократия по-русски». Я еще раз повторю, что я горячий поклонник прямой демократии. Но в связи со своим отрицанием представительской демократии я постепенно начал идти к монархической идее. Через синтез либертарианства, прямой демократии, анархизма в стиле Петра Кропоткина — так рождалась современная монархическая доктрина, носителем которой я себя считаю.

— Недавно русская православная церковь за рубежом снова высказалась за захоронение Ленина. Вы ведь тоже всегда поддерживали идею похоронить его по-человечески?

— Да, я считаю, что похоронить нужно на полигоне «Коммунарка» (известен как расстрельный полигон, спецобъект НКВД в одном из округов Москвыприм. ред.). И перед этим пропустить его через рубочную машину. Знаете, как бумагу пропускают, когда режут ее на полосочки... Вот через нее пропустить Ленина, Сталина... И отправить на «Коммунарку», как и всех прочих, кто похоронен за мавзолеем.

— И тех, кто захоронен в Кремлевской стене, — туда же предлагаете?

— Нет, почему же, в Кремлевской стене и около нее есть много приличных людей. Да и того же Леонида Брежнева, я считаю, можно отправить в Днепродзержинск (родина Леонида Ильича, ныне город Каменское Днепропетровской областиприм. ред.) — он ведь по большому счету ничего плохого не сделал. Допустим, я считаю, что Юрий Гагарин должен быть похоронен в Звездном городке — это была бы святыня, все бы туда ездили. Извините, я в одном из музеев Вашингтона видел партбилет Юрия Алексеевича. Поэтому что тут говорить: первый космонавт — это наша гордость. Или летчик Валерий Чкалов. Эти люди, конечно же, не для полигона «Коммунарка», их можно вернуть в города, связанные с их именем. Это станет всеобщей святыней или хотя бы туристической достопримечательностью. Но сам Кремль лучше не использовать в качестве некрополя. Там уже есть соборы с древними захоронениями — зачем еще стенку ковырять?

— Как вы относитесь к попыткам возвеличить Сталина до роли «красного монарха»?

— Послушайте, немецкий шпион в качестве монарха, да еще и без законченного среднего образования — подразумеваю незаконченную семинарию... Это человек, который не получил даже среднего образования и мог преподавать только в младших классах. Помните анекдот про грузинского учителя русского языка: «Дети, запомните, что слова „кон“, „фасол“, „вермишел“ пишутся с мягким знаком. Настя — это девушка, а ненастя — плохая погода. Просто запомните, потому что понять умом это невозможно».

— Утверждения о том, что Ленин и Сталин — немецкие шпионы, следовало бы выносить на публичный суд и доказывать их, а потом уже говорить как об очевидном факте.

— Да, да, если бы у нас было больше свободного времени, мы бы начали судиться прямо сейчас. Но судиться-то придется за границей, а у нас за такие суды теперь, к сожалению, уголовная статья. Но вообще есть о чем посудиться. Тут постоянно говорят о гении верховного главнокомандующего и генералиссимуса, но, когда я показываю карту, куда немцы продвинулись за четыре года Первой мировой войны (к осени 1917 года они едва Ригу смогли взять) и какая катастрофа случилась в 1941 году, когда германские войска оказались под Москвой, блокировали Петербург, а потом дошли до Волги и Северного Кавказа, различие между двумя войнами бросается в глаза. Все-так эти «уроды-монархисты» не пускали врага так далеко вглубь России. Да и в 1812 году французы не блокировали Петербург и тем более их не было на Волге и Северном Кавказе.

— Считаете ли вы свои проекты фантазией и игрой с прошлым или надеетесь на их практическую реализацию? И не только на островах Тихого океана.

— Наверное, да, надеюсь, потому что других вариантов не вижу. Может быть, я и кажусь идиотом, как лорд Кельвин: знаете, был такой физик, который в 1900 году объявил, что физика закончилась. А потом появились квантовая механика, теория относительности и т. п. Сегодня я думаю, что нет другой альтернативы, а завтра вдруг появится человек и предложит России новую доктрину — допустим, трямбомбол. А может, в нашей стране проживают десятки миллионов трямбольбольцев, они захотят устроить большой трямболбол. Почему бы и нет? Так что все мои доводы о России и ее будущем легко могут быть опровергнуты любыми шарлатанами.

— В свое время писали о том, что Эдвард Сноуден должен был стать гражданином создаваемой вами империи после своего бегства из США. Это так и произошло?

— Во многом это было хулиганством. Когда Сноуден якобы сидел в транзитной зоне, мы выписали ему паспорт (тогда у нас была Российская империя), девушка отвезла этот документ в транзитную зону, где Сноудена, конечно, не было (он находился совсем в другом месте), и передала паспорт охране. Но, скорее всего, Сноуден никогда не получал этого паспорта. Кстати, тогда меня поразила жесткая цензура в СМИ — если об этом сообщили екатеринбургские медиа, то ни одно московское СМИ не опубликовало сообщений о «паспорте для Сноудена». Так что на региональном уровне свобод у нас больше или же контроля меньше. Ну что делать — вот такая у нас страна.