Несмотря на падение рублевых цен на черное золото, крупнейшая добывающая компания в 2016 году ставила очередные финансовые рекорды. И если выручка «Татнефти» выросла на 5%, то чистая прибыль — сразу на 23%. При этом экспорт сырья оказался выгоднее переработки, а навар на акциях НКНХ, перепроданных ТАИФу, с лихвой перекрыл потери в «Зените». В деталях отчетности головной компании группы по стандартам РСБУ разбирался аналитический центр «БИЗНЕС Online».
Чистая прибыль ПАО выросла на 19,8 млрд. рублей, или на 23%, до исторического максимума — 104,8 млрд. рублей
РЕКОРДНЫЕ ПАРАДОКСЫ
Пример «Татнефти» вновь наглядно демонстрирует: рекорды можно ставить даже при обвалившихся в два раза и более ценах на продукцию компании. Вот всяком случае, такой вывод можно сделать из опубликованной отчетности нефтяников по РСБУ за 2016 год. Чистая прибыль ПАО выросла на 19,8 млрд. рублей, или на 23%, до исторического максимума — 104,8 млрд. рублей (напомним, что по итогам трех кварталов прирос прибыли выглядел заметно скромнее — плюс 9,4%). Выручка увеличилась не столь впечатляющим образом, всего на 5%, но и этого хватило для рекорда — разумеется, в рублевом выражении — на отметке 486 млрд. рублей.
Между тем динамика валютных курсов в первом полугодии напоминала ситуацию 2015 года с той разницей, что рубль стабильно держался ниже на 5 - 10%. Однако затем он взял реванш, завершив год на максимуме — впрочем, отыграть все потери не удалось: в среднем за год доллар подорожал на 9,6% с 61,3 до 67,2 рубля. При этом средняя цена нефти Urals, по информации российского минфина, снизилась на 18,2% с 51,2 до 41,9 за баррель. Несложно подсчитать, что средняя рублевая цена бочки Urals уменьшилась на 10,3% с 3140 рублей за бочку в 2015 году до 2816 рублей за бочку в 2016-м.
Падение нефтяных котировок татарстанцы парировали рекордным уровнем добычи: головная «Татнефть» нарастила добычу на 1,4 млн. тонн, или на 5,2%, до 28,3 млн. тонн. Разумеется, только увеличение объемов не могло компенсировать снижение цен. Одним из факторов роста могла стать грамотная сбытовая политика компании, когда контракты в течение всего года заключаются не по средним, а по наиболее благоприятным ценам. Еще один немаловажный фактор — в отличие от 2015 года, «Татнефти» не пришлось вкачивать 20 млрд. рублей в покупку непрофильных активов группы «Ак Барс». А сделка с акциями НКНХ, как будет показано ниже, закрылась с существенным прибытком.
СЫРЬЕ БЬЕТ ПЕРЕРАБОТКУ
Как следствие валовая прибыль крупнейшей нефтяной компании Татарстана увеличилась на 11,2% до 173,7 млрд. рублей. Коммерческие расходы, в которые закладываются хранение, сбыт и аналогичные траты, подросли всего на 300 млн. до 36,9 млрд. рублей. Такому контролю издержек — плюс 0,8% при росте выручки на 5% — тому же «Нижнекамскнефтехиму» еще учиться и учиться. Весьма умеренную динамику продемонстрировали и транспортные расходы — плюс 244 млн. рублей до 29,44 млрд. рублей, их обогнали затраты на компаундирование (перемешивание нефти в трубопроводе). Как известно, «Транснефти» — монопольному оператору «трубы» — вновь не удалось продвинуть идею о раздельной прокачке легких и высокосернистых поволжских сортов. Наилю Маганову же в связи с растущими объемами прокачки пришлось заплатить за смешивание почти 2,5 млрд. рублей — на 318 млн. рублей больше, чем годом ранее. Напомним, местная «дочка» транспортного монополиста в 2016 году установила сразу несколько рекордов по стандартам РСБУ. В том числе чистая прибыль АО «Транснефть — Прикамье» увеличилась в 2,45 раза до 11,3 млрд. рублей, а выручка — на 40% до 44,7 млрд. рублей.
Из прочего обращают на себя внимание расходы на рекламу, подросшие еще на 90 млн. до 3,64 млрд. рублей (неслабый бюджет, но тут надо иметь в виду и спонсорские контракты со спортивными командами). А вот сбытовым посредникам и покупателям пришлось затянуть пояса потуже: комиссионные вознаграждения менеджменту удалось снизить на 317 млн. до 1,02 млрд. рублей.
В итоге «Татнефть» уже на промежуточном финише смогла улучшить прошлогодний результат. Операционная прибыль компании увеличилась на 14% до 136,6 млрд. рублей. Однако вклад основных сегментов производства в общую копилку по традиции оказался неравнозначен. Скажем, прибыль от добычи и продажи углеводородов — то есть сырья — выросла на 19,1 млрд. рублей, или на 16,2%, до 137 млрд. рублей. А вот заработки от переработки углеводородов, а также продажи покупной нефти и нефтепродуктов упали более чем вдвое — на 1,39 млрд. до 1,16 млрд. рублей. По прочим направлениям компания и вовсе зафиксировала рост убытка более чем на 500 млн. до 1,57 млрд. рублей.
Как видим, «Татнефть» продолжает делать прибыль на продаже собственной сырой нефти. Причем в 2016 году добыча еще ярче продемонстрировала свое преимущество перед переработкой. Можно сколько угодно говорить о выгоде последней с точки зрения создания высокотехнологичных производств, рабочих мест, импортозамещения ряда продуктов, но по доходности продажа сырья пока, увы, идет далеко впереди. Причем речь идет именно о низкой маржинальности — если оценивать обороты, разница стремительно сокращается. Так, выручка от реализации в прошлом году выросла на 9,8 млрд. до 365 млрд. рублей, а переработка принесла 193 млрд. рублей, сократившись в деньгах на 5,7 млрд. рублей.
«Рост цен на светлые нефтепродукты в России в зависимости от региона составил от 5 до 16 процентов, внутренняя цена на сырую нефть упала, а экспортная цена увеличилась более чем на 70 процентов. Таким образом, экспорт сырой нефти в 2016 году был наиболее разумной стратегией нефтяных компаний, и „Татнефть“ воспользовалась в полной мере этим конкурентным преимуществом», — говорит замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. По ее словам, доля «нефтяной» выручки росла и по другим причинам, кроме увеличения добычи. «У „Татнефти“ в 2015 году выручка, кроме дохода от реализации нефти и нефтепродуктов, складывалась еще и из доходов от многочисленных непрофильных бизнесов, от которых к 2016 году „Татнефть“ либо избавилась, либо они перестали вносить в ее доходы существенный вклад», — говорит эксперт.
Наиль Маганов / Фото: «БИЗНЕС Online»
АКЦИИ НКНХ ПЕРЕКРЫЛИ ПОТЕРИ ОТ «ЗЕНИТА»
Доходы «Татнефти» от участия в других организациях выросли на 885 млн. рублей до 1,59 млрд. рублей. Львиную долю нефтяникам обеспечили их смежники из ТАИФа, которые не только периодически перебегают дорогу в бизнесе, но годом ранее исхитрились отнять у «Татнефти» титул самой прибыльной компании РТ. В качестве компенсации компания получила 1,52 млрд. рублей в виде дивидендов по акциям ПАО «Нижнекамскнефтехим». Напомним, что в марте 2016 года «Татнефть» закрыла сделку по приобретению пакета НКНХ «25% минус 1 акция» за 19,85 млрд. рублей, а в декабре продала его за 32 млрд. рублей. При этом в отчете уточняется, что доход от переоценки акций составил 6,78 млрд. рублей. Это нашло отражение в улучшении баланса прочих статей: отрицательное сальдо сократилось на 8,6 млрд. рублей до 6 млрд. рублей — неплохое подспорье для ускорения прибыли в четвертом квартале.
В то же время внушительным половником дегтя для «Татнефти» должен стать убыток от участия в банке «Зенит». Напомним, что группа получила контроль над банком в октябре прошлого года. И хотя в отчетности по РСБУ сумма потерь не раскрывается, долю в убытке банка можно приблизительно рассчитать. Известно, что головная компания группы владеет 35,9% акций, при этом «Зенит» отразил за 2016 год чистый убыток в размере 7,4 млрд. рублей. Таким образом, пропорциональные потери «Татнефти» должны составить около 2,66 млрд. рублей, без учета доли в 14,5%, принадлежащей «дочке» Tatneft Oil AG. Эти расчеты подтвердила и вышедшая позже отчетность по МСФО. «В составе убытка от финансовых вложений, учитываемых по методу долевого участия в консолидированном отчете о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе, был отражен убыток в сумме 2746 млн. рублей», — говорится в документе. Впрочем, Наиль Маганов был готов к подобному развитию событий: несмотря на текущие трудности «Зенита», компания намерена и далее наращивать свое присутствие в исторически родственном банке.
Говоря об участии «Татнефти» в капитале других организаций, стоит отметить изменившийся статус одной из них. Ранее зависимое общество AmRUZTraiding AG (то есть доля татарстанцев составляла 20 - 50%) перешло в статус дочернего. Очевидно, доли других участников резко снизились, поскольку «Татнефть» получила практически полный контроль над активом — 98,7% капитала — при той же сумме вложений в «уставник» (600 млн. рублей).
Помимо прочего, «Татнефть» вышла из аффилированного с КАМАЗом бизнеса, продав свою долю — 8%, или 193 млн. рублей, — в ЗАО «ОЛК «Центр Капитал». Согласно базе данных «Контур.Фокус», на сегодня компания переименована в АО «Центр Капитал» и входит в состав учредителей ЛК «КАМАЗ» с долей 49% (у ПАО «КАМАЗ» — 51%). Среди других учрежденных компанией лиц — ЛК «Восход» и ОАО «Главлизинг».
Одновременно финансисты Маганова увеличили объем вложений в КТ «Татнефть, Солид и Компания», которое занято в операциях с ценными бумагами. Сумма инвестиций выросла сразу на 850 млн. до 898 млн. рублей при сохранении доли на уровне 51%. Миноритарным партнером с долей 25% здесь выступает ИФК «Солид», где той же «Татнефти» принадлежит 59,7%. Еще 24% находится у ООО «Зента», чьи бенефициары скрыты за кипрской компанией «Лианола Холдинг Лимитед».
ДЕПОЗИТЫ ПЕРЕТЕКАЮТ К ГИГАНТАМ
Последние годы курицей, несущий золотые яйца, для нефтяников были депозиты. Однако самые тучные времена позади, в прошлом году сумма процентных поступлений сократилась более чем вдвое до 4,86 млрд. рублей. Ничего удивительного: доходности неуклонно снижались — к примеру, индикатор ЦБ РФ по средней максимальной ставке 10 ведущих кредитных организаций в январе-декабре двигался в диапазоне 10 - 8,4% (в 2015 году диапазон составлял 15,3 - 10,1%). Соответственно, менялись и настроения финансистов «Татнефти». В 2015 году, не желая упускать хорошую возможность заработать, компания разместила краткосрочных депозитов на 88 млрд. рублей, погасив на 108 млрд. рублей. В прошлом же году сумма таких размещенных депозитов составила 44 млрд. рублей, погашенных — 4 млрд. рублей.
Что касается «дислокации» депозитов, то предпочтения склоняются в сторону одного банка. «ФК Открытие» получил 24,6 млрд. рублей в виде вкладов на срок более трех месяцев и еще 3,85 млрд. рублей в виде вкладов на срок до трех месяцев. Уточним, что на 1 января текущего года кредитная организация занимала 5-е место по объему активов среди российских банков, а в число ее бенефициаров входят такие бизнесмены, как Александр Мамут, Вагит Алекперов, Алексей Карахан. Одним из акционеров-юрлиц является и банк ВТБ.
Еще 10,45 млрд. рублей депозитов сроком до трех месяцев получил от «Татнефти» Газпромбанк — номер третий по активам в федеральном зачете. А больше всего забрала компания — 5 млрд. рублей депозитов сроком до трех месяцев — со счетов Связь-Банка (31-е место по объему активов на 1 января).
==table1541==
==table1542==
Что ж, курс на перекладывание средств в банки первой десятки понять можно — они входят в группу так называемых системных, их падение государство попытается предотвратить практически любой ценой (too big to fail). Смена акцента особенно актуальна в свете отзыва лицензии у ПАО «Татфондбанк», где у «Татнефти», судя по отчету, хранилось 2,9 млрд. рублей, плюс 100 млн. рублей в виде вклада в капитал. Составители отчета поясняют, что на всю эту сумму — 3 млрд. рублей — в компании создали резерв. Напомним, 21 декабря «Татнефть» сообщила, что у группы в ТФБ зависло «около 5,4 млрд. рублей». Дело в том, что 2,4 млрд. рублей были размещены другими компаниями группы, в том числе ТД «Кама».
И об обратной стороне медали: проценты к уплате уменьшились на 350 млн. до 3,45 млрд. рублей. Кредитный портфель компании за год потяжелел на 0,6 млрд. до 4,6 млрд. рублей. Кредиторская задолженность «Татнефти» увеличилась на 11,1 млрд. до 56,6 млрд. рублей, а задолженность перед поставщиками сократилась на 5,3 млрд. до 21,2 млрд. рублей. Задолженность по налогам и сборам у главного донора бюджета в Татарстане выросла на 9,4 млрд. рублей до 19,5 млрд. рублей.
СУДЫ И ЮРИСТЫ ОБОШЛИСЬ В 1,7 МЛРД. РУБЛЕЙ
Среди прочих статей сразу в 7 раз до 7,15 млрд. рублей увеличился доход от изменения оценочных обязательств по ликвидации основных средств и восстановлению природных ресурсов. Составители объясняют это изменением используемой при расчете ставки инфляции в соответствии с прогнозом, подготовленным минэкономразвития РФ. Напомним, что после скачка инфляции до 12,9% по итогам 2015 года Центробанку в прошлом году удалось обуздать рост цен на уровне 5,4% — и это минимум в новейшей истории России. На текущий год ЦБ поставил цель достичь инфляции в пределах 4%.
А вот расходы на судебные издержки и юридические услуги не порадовали — они выросли в 3,8 раза до 1,71 млрд. рублей. Вероятно, это связано с тяжбой против украинских рейдеров. В марте прошлого года компания подала иск на $380 млн. против бизнесменов из Незалежной Игоря Коломойского, Геннадия Боголюбова, Александра Ярославского и Павла Овчаренко. Истец заявил, что ответчики мошенническим путем в 2009 году присвоили деньги, причитавшиеся «Татнефти» за поставленную на Кременчугский НПЗ нефть. Однако в ноябре 2016 года Лондонский суд отклонил иск «из-за отсутствия реальных шансов на успех дела». Компания сдаваться не намерена и оспаривает решение суда в апелляционных инстанциях, что позволяет удерживать под арестом имущество ответчиков на $200 миллионов.
Об открытии второго судебного фронта — на этот раз в американском суде — «Татнефть» объявила буквально на днях. Татарстанцы обратились в Федеральный окружной суд по округу Колумбия в Вашингтоне для принудительного исполнения решения французского суда от 29 июля 2014 года. Напомним, что это был решающий момент в споре между «Татнефтью» и Украиной: тогда Международный коммерческий арбитражный суд постановил, что последняя должна выплатить $112 млн. как компенсацию за потерю активов «Укртатнафты» (которая и владела Кременчугским НПЗ). Остается добавить, что интересы «Татнефти» в разбирательствах представляет международная консалтинговая компания Cleary Gottlieb, которая, к слову, ведет также иски к Украине российского правительства.
Пожалуй, следует оговориться, что резерв на списание оспариваемых сумм создан давно (только в 2015 году компания списала из резерва плохих долгов на 17,8 млрд. рублей), а текущие судебные расходы выглядят сущим пустяком на фоне того, что «Татнефть» жертвует добровольно. К примеру, сумма добровольных взносов в Госжилфонд для строительства жилья по соципотеке выросла на 76 млн. рублей до 3,94 млрд. рублей. В четвертом квартале 2016 года средняя рыночная стоимость квадратного метра в РТ составила 34,94 тыс. рублей. Получается, «Татнефть» только прошлом году пожертвовала на 112,85 тыс. «квадратов». Если мерить в попугаях, то есть в пресловутых «шуваловках» — около 6 тыс. компактных квартир (правда, стоимость метра традиционно растет при уменьшении площади).
Объем безвозмездной помощи другим структурам вырос на 1,7 млрд. рублей до 4,73 млрд. рублей. Среди получателей указаны такие организации, как Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры РТ, альметьевский хоккейный клуб «Нефтяник», благотворительный фонд «Милосердие», НО «Фонд финансовых ресурсов Альметьевского муниципального района».
Таким образом, «Татнефть» продолжает не только демонстрировать умение зарабатывать на основной деятельности и финансовых операциях, но и отщипывать дополнительные взносы в пользу республики, помимо обязательных платежей.
==table1543==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.