Темпы роста экономики в ближайшие годы вряд ли превысят 1 - 2%, а болтовня «умных людей» не способна помочь стране совершить прорыв, констатируют участники красноярского экономического форума, стартовавшего в Сибири. О том, как системные либералы, включая Дворковича и Кудрина, мечтали начать гордиться своей страной, констатировали увеличение количества бедных в РФ на 3 млн. человек и критиковали чиновников, лишь 38% которых занимаются своими прямыми обязанностями, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Максим Орешкин
КАК ОРЕШКИН ПРЕДЛОЖИЛ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ «ВЕРТИКАЛИЗАЦИИ» УПРАВЛЕНИЯ И СДЕЛАТЬ ПЛАН «ЖИВЫМ ДОКУМЕНТОМ»
Сегодня в Красноярске, где в эти дни проходит одноименный экономический форум (КЭФ), состоялось пленарное заседание, на котором обсуждалась повестка социально-экономической политики на 2017 - 2025 годы, а также подготовка программы ускорения темпов роста национальной экономики и стратегии развития страны на тот же период. Данный горизонт планирования был выбран неслучайно. В анонсе мероприятия было прямо указано, что новая повестка формируется в связи с предстоящими в следующем году выборами президента. Таким образом, участникам заседания было необходимо ответить на ряд важных вопросов. А именно: с какими вызовами и ограничениями столкнется Россия до 2025 года? Как они повлияют на социально-экономическое развитие страны? Каковы сценарии «Россия 2017 - 2025»? Станет ли предстоящий политический цикл временем перемен? Какие реформы неизбежны? И как их следует провести? Какой может стать Россия к 2025 году? Однако часть этих вопросов так и осталась без ответа.
Впрочем, даже те, которые стали предметом дискуссии, для некоторых участников встречи не внесли дополнительной ясности в то, что нужно делать, чтобы изменить существующее положение дел и добиться более высокого экономического роста. На это обратил внимание, в частности, глава открытого правительства Михаил Абызов, который высказал по этому поводу претензию своим коллегам. Присутствовавший здесь же вице-премьер Аркадий Дворкович предпочел отшутиться, а глава фонда стратегических разработок Алексей Кудрин пустился в объяснения.
Началось же пленарное заседание с приветственных слов. Сначала некоторые важные гости и хозяева КЭФ выступили со вступительными речами. Первый по очереди оказался Аркадий Дворкович. Он отметил, что данная площадка очень эффективна, так как не ограничена формальными рамками обсуждения. А сам этот форум особенный, поскольку благодаря ему можно найти дополнительные «магистральные пути» для документа, который ляжет на стол главы государства. При этом главная цель заключается в создании условий для улучшении жизни граждан на долгосрочную перспективу. Прозвучат идеи, как этого добиться, будут представлены различные взгляды на то, как это сделать, и они будут использованы при работе над программными документами. Дворкович также сообщил, что на данном заседании будет широко обсуждаться проблема повышения качества управленческих технологий, которая уже вышла на первый план.
Полпред в СФО Сергей Меняйло затронул проблему развития регионов. Он подчеркнул, что прорывной результат можно достичь только в совокупном объединении власти, бизнеса и общественных организаций. После приветственных слов модератор заседания — экономический обозреватель телеканала «Россия-24» Николай Корженевский — предложил всем участникам провести (с помощью телефонов) интерактивное голосование и ответить на вопрос, какие темпы роста они ожидают в России 2017 - 2015 годах. Результаты получились неутешительными: около 70% собравшихся оценили рост экономики в пределах 1 - 2%, и только 30% считают, что он может превысить 2%.
Комментируя эти данные, глава минэкономразвития Максим Орешкин сообщил, что в свежем прогнозе возглавляемого им ведомства на ближайшие три года прописан базовый и целевой варианты. В первом диапазон темпов роста составляет 1 - 2%. Второй сценарий предполагает рост свыше 3% начиная с 2020 года. А набор мер, которые позволят пойти по целевому сценарию, укладывается в 6 «основных треков». Первый связан с устойчивыми предсказуемыми условиями ведения бизнеса, что очень важно, так как горизонт инвестиционного планирования составляет 3 - 5 - 10 лет. «Понятно, что все вопросы, связанные с финансированием инвестиционных проектов, — это ключевой момент, — отметил Орешкин. — Без понимания, как будут финансироваться инвестиционные проекты, невозможно двигаться дальше».
Третий момент связан с ростом производительности труда, а четвертый — с пониманием того, как новые технологии будут помогать менять экономику страны и приводить к более высоким темпам роста. Пятое — это социальная политика, а шестое — региональная повестка развития. Стратегия в том виде, в котором мы ее понимаем с управленческой точки, неэффективна. «Мы пытаемся выстраивать новые управленческие подходы, чтобы сам план был живым документом и реагировал на изменения внешних экономических условий, — признался новый министр экономического развития. — Сейчас на уровне министерства мы модернизируем систему управления и уходим от вертикализации, так называемых колодцев управления. Мы переходим на горизонтальные принципы управления и будем предлагать изменения на уровне правительства. А план изменений уже обсуждается. Надо действовать».
Аркадий Дворкович
О ПОТЕРЯННОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ И О ТОМ, ПОЧЕМУ ТОЛЬКО 38% ГОССЛУЖАЩИХ ЗАНИМАЮТСЯ СВОИМИ ПРЯМЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ
Следующим выступил Кудрин и сразу же отметил, что полученный результат голосования «очень пессимистичный», так как большинство не ожидает серьезного драйвера в российской экономке и исходя из этого строит свои инвестиционные планы. Он также напомнил, что с темпом роста менее 1,5% мы живем уже последние 10 лет, при этом в начале нулевых этот показатель составлял 7%. «Мы живем от кризиса к кризису, и похвастаться нам нечем, мы теряем свои позиции на мировым рынке», — удрученно констатировал Кудрин и особо отметил, что проблемы связаны не только с падением цен на нефть и санкциями, которые, несмотря на все разговоры об их пользе, приводят скорее к отрицательному эффекту на российскую экономику. «Они имеют преимущественно отрицательное влияние на наш рынок. Но у нас есть большие резервы внутри России, и я согласен с тем, что говорят Максим и Аркадий. Нашу систему государственного управления я бы сравнил со старой скрипучей машиной с низкой скоростью. Мы все время заезжаем куда-то не туда», — образно добавил бывший министр финансов и подкрепил свое сравнение цифрами. По словам Кудрина, сегодня только 38% госслужащих занимаются своими непосредственными обязанностями. Все остальные заняты, так сказать, «тушением пожаров», то есть выполняют хаотичные поручения и занимаются решением авральных ситуаций. В то же время за последние 6 лет количество совещаний и поручений выросло на 50%. Таким образом, наша система управления не соответствует современным вызовам, и ее надо срочно менять — за счет перехода к гибкой системе стратегического управления. В то же время Кудрин призвал не предпринимать «авральных шагов». А роста в 3 - 4%, на его взгляд, можно достичь за три-четыре года, но только в случае наращивания производительности труда.
Выслушав Кудрина, модератор «пленарки» отметил, что производительность труда — это глобальная проблема, которая характерна не только для нашей страны, а в России есть неиспользованные «точки роста». Он также отметил, что в реестре естественных монополий находится 6219 компаний, и в этой связи попросил Кудрина оценить роль государства в экономике.
«Согласен, что одна из важнейших проблем связана с большим присутствием государства в экономике. Госкомпании иначе мотивированы и стимулированы по росту производительности, — пояснил глава фонда стратегических разработок. — В ведущих отраслях (от добычи до финансов) они играют большую роль. Но в этих отраслях их вообще не должно быть». По данным Кудрина, сегодня в энергетике 70% выручки приходится на госкомпании, в финансовом секторе — 46%. «Надеюсь, что лет через 5 - 6 лет их доля будет составлять 15 - 20 процентов. Низкие темпы роста у нас во многом потому, что компании из госсектора недостаточно эффективны. Их принуждают к инновациям, но результата нет. Нужны новые стимулы. Наши компании боятся выходить на мировые рынки. Но если мы не удвоим свой несырьевой экспорт за 6 лет, то у нас не будет темпа роста выше 2 процентов», — прогнозировал глава ФСР.
Алексей Кудрин
«ПОЧЕМУ МЫ НЕ МОЖЕМ ДАТЬ ДЕШЕВЫХ КРЕДИТОВ ЭФФЕКТИВНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ? ВЕСЬ МИР ТАК РАЗВИВАЕТСЯ»
Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский в свою очередь заявил, что каждый регион заинтересован в большом экономическом росте, и поэтому «мы должны стремиться к 3 - 4 процентам роста, а не к нулевому показателю. Всем понятно, что надо повышать реальные доходы граждан, а это возможно только с ростом экономики... А мировые рынки сегодня почти не растут. Сейчас наметилась новая тенденция — деглобализация. Снижается спрос на очень многие виды ресурсов и продуктов. Поэтому нужно повышать конкурентоспособность и увеличить свою долю на рынках. «А мы можем наращивать производство практически во всех сферах, — амбициозно заявил Толоконский. — Я упрямо повторю, что нельзя добиться качественного экономического роста, если не изменить кредитно-финансовую политику. Нельзя развиваться при той цене денег, которую мы имеем. Мы сейчас на выставке подходили к одному производителю, который имеет очень эффективное производство. Он продает одежду в 11 странах мира и поставляет ее на всю страну. При этом не может найти ресурсы на развитие. Почему мы не можем ему дать дешевых кредитов? Весь мир так развивается».
«К сожалению, у нас нет представителя ЦБ, чтобы мы могли задать вопрос про стоимость заимствований, — заметил на слова главы Красноярского края модератор и предложил врио губернатора Пермского края Максиму Решетникову оценить отличие повестки крупного города от субъекта Федерации, учитывая тот факт, что он работал на высоких должностях и в Москве, и в Перми.
«Задачи не проще и не сложнее, они разные. Появляются темы развития села, малых городов. Безусловно есть большой разрыв в сфере развития человеческого капитала, в социальных отраслях между регионами и Москвой, — признался Решетников, которому новый фронт работы доверили только три месяца назад. Но технологии управления, на его взгляд, применимы и на уровне субъекта, и их можно с успехом реализовать. «Я много посещаю мероприятий, у меня много встреч на селе. Очень приятное впечатление от реального сектора. Такое впечатление, что нефтяное благополучие досталось не только нефтяникам, но и другим производителям...Предприятия прекрасно проинвестированы... Но запрос на долгую определенность. В снижение инфляции поверили все. Стоимость мощностей подпрыгнула. Нервозность у сельхозпроизводителей очень большая. А у предприятий, которые производят сложную продукцию, нет понимания перспективы и долгосрочного контракта. Надо повышать гибкость на региональном уровне. Один пример приведу; у нас в 2014 году приняты нормы и правила, которые предписывают в каждом садике и школе, если они выше двух этажей, ставить лифты. И такие объекты стоят. Мы тратим деньги, а руководители школ все это запирают, потому что если это обслуживать, то это будет вообще «золотое».
«НАДО УЧИТЫВАТЬ, ЧТО РОССИЯ НЕ ГВИНЕЯ»
Второе интерактивное голосование, которое также было предложено участникам «пленарки», было связано с вопросом о том, какие меры и шаги смогут наиболее эффективно поддержать экономический рост. Лидером по этому вопросу стал тезис о минимизации активности государства. В связи с этим Орешкин заметил, что неслучайно его посадили напротив Кудрина, с которым у него есть конкуренция, но конкуренция эта позитивная. «Мы все думаем о том, как ускорить экономический рост. Мы пользуемся материалами, которые нарабатывают коллеги. Когда есть две фабрики идей, то общий пул идей становится больше и качественнее». Кудрин добавил в том же ключе: «Мы работаем параллельно, но мы и конкурируем, определяем ключевые шаги и тенденции с участием всех министерств, так как нам поручено работать над комплексным планом». Кудрин также сообщил, что его ЦСР анализирует и международную политику, и международные рынки, и судебную систему, и работу, связанную с правоохранительными органами. Он, в частности, сообщил, что сегодня в российских тюрьмах и СИЗО сидят более 600 тыс. человек, еще 200 тыс. их охраняют. А если учесть еще и членов семей, то можно сказать, что в этой системе задействовано около миллиона человек.
Вслед за Кудриным слово предоставили одному из наблюдателей дискуссии в зале. Участник форума по фамилии Рузан высказал серьезное беспокойство по разным вопросам. Во-первых, он отметил, что «все мы хотим не только улучшения благосостояния граждан, но и увеличения значимости страны». А достичь этого даже с 3% роста валового продукта не возможно. Во-вторых, он обратил внимание, что мы «теряем мозги», подразумевая утечку специалистов за рубеж («мы 150 лет кормим нашими мозгами другие страны»). А в-третьих, сообщил он, все предыдущие стратегии, оказывается, реализовывались максимум на 39%. «Я поражаюсь тому, что есть группы, которые не заинтересованы в реформах. Нужно учитывать, что Россия не Гвинея! Россия в ХХ веке сделала много чего, сделала космический аппарат! Но не сделала конкурентный автомобиль и холодильник. Как бы не получилось, что наша стратегия устареет раньше времени», — заключил выступавший, на что Орешкин согласился, мол, стратегия не должна быть «мертвой»: «Это должен быть живой документ».
Дворкович отметил, что все выступавшие по-своему правы и картина складывается неплохая. «Для меня результат голосования очевиден. Государство, конечно, не должно полностью уйти из жизни. У него есть базовые функции (от безопасности и защиты прав и интересов граждан до образования и медицины)». Он также рассказал, что у нас во всех стратегиях ставилась задача увеличить инвестиции от 18 до 25%, но выше 20% страна не поднималась.
В то же время вице-премьер порадовал собравшихся тем, что рождаемость в стране увеличилась, а смертность снизилась. Продолжительность жизни в России сегодня составляет 72 года, и это, безусловно, лучше, чем предыдущий показатель — 68 лет. Но это и не 84, как в других странах, сказал Дворкович, дав понять, к какому уровню нам надо стремиться. Также он признался, что членов российского правительства не устраивает тот факт, что мы находимся на 40-м месте в рейтинге благополучных стран мира. «Мы хотели бы входить в двадцатку, — обозначил перспективу вице-премьер и добавил. — Мы хотим испытывать гордость за страну. Если Россия будет успешной, то и каждого из нас будут уважать, когда мы будем приезжать в другие страны».
«МОЯ ЗАДАЧА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ПЕРЕВОДИТЬ СУКОННЫЙ ЧИНОВНИЧИЙ ЯЗЫК НА ПОНЯТНЫЙ ЛЮДЯМ РУССКИЙ»
Затем перед собравшимися выступил представитель молодежной площадки КЭФ, на которую съехались более 700 человек. Молодой человек, представляющий столь большую аудиторию, рассказал о том, как они видят решения экологических проблем и что нужно сделать для «зеленого будущего». Он, в частности, говорил о минимизации отходов и компенсациях предприятиям, которые используют соответствующие технологии. Экологические проблемы затронули и другие участники дискуссии. Например, губернатор Толоконский сообщил, что в Красноярском крае стараются стимулировать бизнесменов, чтобы они не жили одним днем. Также в регионе написали экологическую хартию, при этом в самом Красноярске улучшается общественный транспорт, обновляются дорожные развязки, чтобы движение ускорилось.
Но тут мирное течение дискуссии было нарушено неожиданным комментарием одного из слушателей разговора в зале. Слово взял Вадим Дымов, который сообщил, что уже 10 лет ездит на экономический форум и слушает умных людей. «Я к этому форуму отношусь как к тренингу. После него мы должны понимать, что происходит в стране. Мы должны знать, что нужно для того, чтобы темпы роста были 5 - 10% и даже больше. Россия знает и больший рост. До революции он составлял 13 процентов. Наши предки этого хотели и добивались. А как нам сделать так же? Хотелось бы, чтобы обсуждение было более радикальным — и по повестке будущего российской экономики. Что нам мешает сделать серьезный рывок? Сидят ведь умные люди. Я 10 лет езжу на этот форум и слушаю, что говорят. Говорить надо острее, чтобы люди видели, что мы живо обсуждаем повестку».
Но критика на этом не закончилась. Наоборот, даже обострилась, когда микрофон перекочевал к министру Открытого правительства Михаилу Абызову. «Ну ты мне удружил, — обратился он к предыдущему оратору. — Я думал, что я единственный в этом зале, кто не понял, в чем повестка России до 2025 года. Я думаю, что Алексей Леонидович должен назвать три основных задачи для того, чтобы мы достигли мировых темпов роста, а может, и выше. Именно такое было поручение минэкономразвития. Мы должны иметь 4 - 5 процентов роста. А моя задача в правительстве заключается в том, чтобы переводить суконный чиновничий язык на понятный людям русский».
«Это настоящий вызов», — заметил модератор. А Дворкович с миролюбивой улыбкой сообщил, что у нас правительство вообще открытое и поэтому идут дискуссии. «Сейчас у нас „пленарка“ установочная, а завтра мы дадим ответы, которых от нас требует Михаил Анатольевич, а он все переведет на понятный русский язык и донесет до людей. Хотя иногда, когда читаешь ваши инструкции, как нужно вести работу с открытыми данными, я лично ничего не понимаю», — подколол коллегу Дворкович, чем вызвал дружный смех присутствовавших в зале, включая самого Абызова.
«Приятно созерцать милые пикировки между членами одной команды. Живые люди работают в правительстве», — прокомментировал бизнесмен Аслан Царикаев.
Однако Кудрин отнесся к критике куда серьезней: «Поскольку Абызов нам всем вызов сделал, хочу ответить. Но в три шага не уложить все, что нужно сделать. Мы знаем, как достичь темпа роста в 3 - 4 процента и что нужно делать. Мы три года падали по темпу жизни. Это беспрецедентно за 17 лет. У нас на 3 миллиона выросло количество бедных. Будем решать судьбу нашей экономики на ближайшие 6 лет. Останется ли Россия технологической державой, станет ли она такой же конкурентоспособной, как раньше? Потому что конкуренция в рамках четвертой технологической революции очень острая. Госуправление не соответствует задачам и не способно концентрироваться и исполнять задуманное. Нынешняя компетенция в органах власти не соответствует вызовам. В разных сферах будут целые профессии отмирать, а новые — появляться. Молодежи станет на 10 процентов меньше. Придется опираться на более взрослое население, которое более консервативное. У нас предложений десятки. Мы сделали 5% из того, что нужно. Давайте сделаем наше правительство открытым!» — заключил бывший глава кабинета министров.
Дворкович поблагодарил всех участников обсуждения и сказал, что на основе этого «запева» будет сформирован комплексный план. «Именно эта часть форума является самой важной. Завтра подведем итоги. У нас огромная страна, и важна роль каждого отдельного региона, города, села. Многое предстоит построить. С московского уровня порой трудно что-то решить. Мы на разных группах междисциплинарных каждый день собираем разные мнения, чтобы получить целостное представление. Надеюсь, что вы нам все подскажете, как быстрее перейти из точки А в точку Б».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.