Как стало известно «БИЗНЕС Online», в деле президента ассоциации МСБ появилось 5 новых эпизодов. К тем, кто «съел» грант, добавились и те, кто «не успел», подав фиктивную, по мнению следствия, заявку на этот год. Как выясняется, помимо свидетельских показаний, в деле есть и вещдоки — в частности, тетрадь с черной бухгалтерией, якобы исписанная рукой супруги Хайдара Халиуллина. Все это, однако, не отменяет общественную кампанию за его освобождение из-под стражи до суда.
Хайдар Халиуллин стал пока единственным фигурантом дела, оказавшимся под стражей. Всего под подозрениями 25 человек, 21 из которых (преимущественно предприниматели) находится под подпиской о невыезде
ПЯТЬ ЗАЯВОК — ПЯТЬ НОВЫХ ЭПИЗОДОВ
Как стало известно «БИЗНЕС Online», уголовное дело «лизинг-грантоедов» выходит на новый виток. В июле и августе 2016 года в министерство экономики республики поступило еще 5 фиктивных конкурсных заявок на участие в распределении субсидий на сумму в 19,3 млн. рублей. Теперь каждая такая заявка рассматривается как покушение на хищение. Эти посягательства дополняют уже имеющиеся в деле 18 эпизодов, в рамках которых фактически похищенным считаются 21,7 млн. рублей.
К подаче липовых заявок на этот год, считает следствие, причастны все те же ранее задержанные фигуранты дела — президент ассоциации малого и среднего бизнеса Татарстана Хайдар Халиуллин, его супруга Марина Халиуллина и бывший руководитель комитета по информационным технологиям ассоциации Тимур Аюпов. К моменту сдачи документов управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ уже шло по следу предполагаемых мошенников, но сами заявители об этом и не подозревали.
Напомним, подозрения в хищениях возникли в министерстве экономики РТ. Ведомство заподозрило 8 фирм-получателей грантов в нарушениях при проведении процедуры предоставления грантов, после чего обратилось в полицию. В июне 2016 года УЭБ и ПК при МВД по Татарстану приступило к проверке лизинговой программы в атмосфере строгой секретности. «О том, что полиция работает, фактически никто не знал», — утверждает собеседник «БИЗНЕС Online», близкий к следствию. Проверка проводилась в самый разгар подачи конкурсных заявок, и в число претендентов на получение государственной поддержки попали фирмы из «подозрительного списка» фирм и предприятий.
Информацию о пяти новых эпизодах в деле «БИЗНЕС Online» подтвердила руководитель пресс-центра МВД по РТ Ирина Нижельская. Мария Муратова, адвокат арестованного неделю назад Халиуллина, от комментариев по этому поводу отказалась. «Я не комментирую. Не знаю, не могу сказать ничего», — ответила защитник президента ассоциации на вопрос корреспондента нашего издания.
Подозрения в хищениях в 2015 году возникли в министерстве экономики РТ. Ведомство заподозрило 8 фирм-получателей грантов в нарушениях при проведении процедуры предоставления грантов, после чего обратилось в полицию
ПОДДЕЛЬНЫЕ ОТЧЕТЫ, ФИКТИВНЫЕ ФИРМЫ И ЧЕРНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ В ШКОЛЬНОЙ ТЕТРАДИ
Собеседники «БИЗНЕС Online» в МВД сообщают, что версия следствия о причастности к махинациям лично Халиуллина подкрепляется не только материалами допросов его соратника Аюпова, но и свидетельствами предпринимателей, на которых оформлялись гранты. Со следствием уже сотрудничают 15 таких бизнесменов, которые охотно идут на контакт с сотрудниками уголовного розыска.
Вдобавок признательные показания дает четвертый предполагаемый участник схемы по «штамповке» фиктивных заявок, имя которого пока не раскрывается. Источники «БИЗНЕС Online» уточняют, что этот подозреваемый вместе с президентом ассоциации якобы изготавливал поддельные печати лизинговых компаний, а также находил подходящих на роль соискателя гранта предпринимателей.
В роли одной из таких фирм выступило ООО «Трансстрой». В 2015 году неназываемый фигурант дела, сотрудничающий со следствием, якобы передал представителям компании пакет фиктивных документов, содержащий необходимое для получения грантов гарантийное письмо ООО «Восток-лизинг» о возможности предоставления компании линии по производству рыбы и водных биоресурсов, а также документы, якобы подтверждающие внесение «аванса» по данному договору. Заявка успешно прошла через комиссию, после чего минэкономики РТ перевело на счета «Трансстроя» 2 млн. 730 тыс. рублей. Естественно, никакое оборудование на данные средства закуплено не было.
Аналогичные схемы работы были и с абсолютно фиктивными фирмами. Например, в ноябре 2014 года минэкономики перевело 1 млн. рублей на счета некоему ООО «Белый хлеб», которое на эти деньги должно была приобрести оборудование по производству хлебобулочных изделий. Следователи пришли к выводу, что ООО в 2014 году вело призрачное существование — не осуществляло никакой хозяйственной деятельности. Косвенно это подтверждается данными справочного сервиса «Контур-Фокус», в соответствии с которыми отчетность предприятия появляется только в 2015 году в виде выручки в 826 тыс. рублей и убытка в 61 тыс. Сейчас директор общества Денис Храмцов дает признательные показания.
Именно неназываемый помощник вывел следователей на Аделя Мухаметхазипова, предпринимателя, который, по предварительным данным, был «пилотным» проектом злоумышленников. На его конкурсной заявке участники группы, что называется, обкатали схему. А сам Мухаметхазимов позже стал подыскивать подходящих предпринимателей. Интересно, что на данный момент бизнесмен находится под домашним арестом, как и давший обширные показания Аюпов и Халиуллина.
Сам же президент ассоциации МСБ, по версии следствия, координировал в группе общие действия и просил участников комиссии удовлетворить просьбы о грантах для «нужных» фирм. По мнению следователей, он же и делил между участниками группы причитающиеся ей 30% «комиссии» за успешно выданные гранты.
Доказательная база следствия, по данным собеседников «БИЗНЕС Online», имеет и ряд вещдоков. Кроме листов голосования комиссии по грантам, особый интерес представляют те, что были изъяты в результате обысков по месту жительства Халиуллиных. Так, в домашнем компьютере президента ассоциации была обнаружена документация по фирмам, что подавали заявки на грант летом 2016 года (именно эти фирмы, отмечают собеседники нашего издания, фигурировали в списке претендентов на соискание господдержки, обнаруженные сотрудниками республиканского УЭБиПК), а также массивы с отчетами компаний, уже получивших субсидии. Проверку реализации выданных грантов, по данным «БИЗНЕС Online», проводили сотрудники минэкономики республики. Раз в год участник программы обязан был отчитаться о проделанной работе. Именно эти отчеты и были найдены у Халиуллина. Интересно, что среди бумаг были и «консервы» — то есть отчеты, заранее заготовленные на будущее. Следствие уверено, что отчеты за «фирмы-грантоеды» готовил сам глава ассоциации МСБ.
Кроме этого, оперативники изъяли тетрадь, которая, вероятно, принадлежит супруге президента ассоциации. В ней, рассказывает источник, вся черная бухгалтерия группы за несколько лет, исписанная, предположительно, Халиуллиной.
Президент ассоциации МСБ в итоге стал пока единственным фигурантом дела, оказавшимся под стражей. Всего, к слову, под подозрениями 25 человек, 21 из которых (преимущественно предприниматели, заявившиеся на гранты) находится под подпиской о невыезде.
Тимур Аюпов (справа) дал показания, находясь в следственном изоляторе / Фото: mert.tatarstan.ru
НАДО ЛИ САЖАТЬ В СИЗО?
Напомним, уголовное дело было возбуждено МВД по Татарстану в октябре прошлого года по двум эпизодам ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в крупном размере»). Взор следствия упал на два выданных ранее лизинговых гранта, договоры по которым были заключены с двумя фирмами-пустышками — ООО «Воля» и ООО «Пышка».
Первым был задержан предприниматель и экс-подчиненный Халиуллина Аюпов, которому Халиуллин делегировал свои полномочия на время голосования комиссии по «Лизинг-гранту», 8 октября 2016 года отправленный под арест. А 11 января была задержана уже супруга президента ассоциации МСБ Халиуллина. Она на данный момент находится под домашним арестом.
«Я вину не признаю, но морально считаю себя ответственным за сложившуюся ситуацию. Доверился вот этому Аюпову, человеку, который оформлял документы, был в комиссии», — произнес 14 апреля в суде сам Халиуллин, однако судья Марат Сайфуллин все равно отправил того в СИЗО до 12 июня.
Борис Титов: «По этому случаю ко мне никто не обращался. Естественно, обещаю, будем брать на контроль. У нас все на контроле, никого не забываем. Естественно, таким случаем будем заниматься»
Защита Халиуллина подала жалобу на арест президента ассоциации МСБ в Верховный суд. Дата ее рассмотрения пока не назначена, однако с высокой долей вероятности заседание пройдет на следующей неделе. Сам факт задержания вызвал широкий общественный резонанс. Члены ассоциации и многие представители бизнес-сообщества подписали открытое письмо против практики «досудебных посадок» предпринимателей, подозреваемых в совершении экономических преступлений. Заметим, что выводы следствия в письме никак не оспариваются — у членов ассоциации попросту нет достаточной информации о деле для того, чтобы делать выводы. Адвокаты Халиуллина подробной информации на этот счет не дают, Поэтому пока речь идет лишь о целесообразности заключения в СИЗО как меры пресечения.
«Никакие доводы о том, что подозреваемый месяцами сотрудничает со следствием и никуда не бежит, на суд не действуют, равно как и заслуги задержанного, тяжелое состояние его здоровья, — сказано в открытом письме, которое собрало уже более 100 подписей. — Напротив, содержание под стражей рассматривается как „законный“ способ давления, а то и выбивания нужных следствию показаний»
Делом заинтересовался и бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов. «По этому случаю ко мне никто не обращался. Естественно, обещаю, будем брать на контроль. У нас все на контроле, никого не забываем. Естественно, таким случаем будем заниматься», — ответил Титов на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». Тема бурно обсуждалась и на собрании совета ассоциации в среду.
Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием событий вокруг резонансного дела и готова предоставить слово всем сторонам уголовного процесса.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 96
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.