Ежегодно в Татарстане образуется 10 млн. тонн отходов. Как быть с этой растущей опасностью, говорили на круглом столе Госсовета по экологии. «БИЗНЕС Online» выслушал, как прокурор сравнил санитарные двухмесячники с «днем сурка». А минэкологии призналось, что водит экскурсии школьников на свалки. Но ярче всех выступил мусоропереработчик Николай Атласов, потребовавший закрепить раздельный сбор отходов как жесткое требование в ранге закона.
В КФУ накануне прошел круглый стол по теме экологии, который был организован по инициативе профильного комитета Госсовета РТ во главе с Тахиром Хадеевым (второй справа)
«МУСОР ВЫБРАСЫВАЮТ ГДЕ ПОПАЛО. СВАЛКИ ЗАНИМАЮТ 48 ТЫСЯЧ ГЕКТАРОВ, ЭТО ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ РАЙОН»
В КФУ накануне прошел круглый стол по теме экологии, который был организован по инициативе профильного комитета Госсовета РТ во главе с Тахиром Хадеевым. На встрече экологи пытались подвести итоги первого квартала Года экологии в РТ. Но по причине отсутствия серьезных успехов на этом поприще (по объективным причинам — зима только-только закончилась) собравшиеся горячо обсудили горячую тему введения раздельного сбора мусора.
«На сегодняшний день раздельный сбор ТБО отсутствует или занимает незначительный сегмент», — заявил Хадеев. Также он отметил, что в республике не хватает предприятий по сортировке и переработке отходов, нет прозрачности в системе управления отходами, мешает также неготовность людей к раздельному сбору мусора, который необходимо наладить во всех учреждениях, предприятиях и организациях.
Каждый год в Татарстане образуется около 10 млн. тонн отходов, из них 60% — это отходы животноводства, 28% — промышленные отходы и 12% — ТБО. Общее количество накопленных отходов в России составляет свыше 30 млрд. тонн.
«Мусор выбрасывают где попало. И такие свалки уже занимают в России 48 тысяч гектаров, это очень большой район», — заявил Хадеев. Уровень утилизации ТКО составляет всего 8%, а по планам к 2025 году поставлена задача довести его до 50%.
«Знаете ли вы, что ежегодно с ТБО мы теряем почти 1,5 миллиона тонн стали, более 100 тысяч тонн алюминия, более 2 тысяч тонн олова, около 10 миллионов тонн макулатуры и более 2 миллионов тонн пластмассы. Доля возврата макулатуры составляет 0,1. В странах Европы эта доля составляет 50 - 60 процентов. Бумагу используют повторно четыре-пять раз, последняя переработка дает туалетную бумагу», — просвещал Хадеев.
Он вспомнил, что в 70 - 80-е годы в республике собирали пищевые отходы на корм скоту. «Но из-за хулиганства или недопонимания туда попадали стекла, банки, и идею не смогли реализовать», — вспоминал глава комитета. Также он привел данные некоего социологического опроса, согласно которому 45% респондентов называют отходы основной угрозой для окружающей среды.
Школьники на экскурсии ездят на мусорные полигоны, чтобы своими глазами оценить размах экологического бедствия. Зрелище сильно впечатляет ребят и единственный вопрос, который они задают, что они могут сделать, чтобы снизить объемы ТБО
КОНЦЕПЦИЯ «НОЛЬ ОТХОДОВ»?
Замминистра экологии и природных ресурсов РТ Рустем Камалов немногое смог добавить к подробной информации Тахира Галимзяновича. Зато он поделился воспитательным ноу-хау: экскурсии школьников на мусорные полигоны, чтобы они своими глазами смогли оценить размах экологического бедствия, которое творит ежедневно выбрасываемый мусор. Говорит, что это сильно пахнущее зрелище сильно впечатляет ребят и единственный вопрос, который они задают своим «экскурсоводам» — что они могут сделать, чтобы снизить объемы ТБО?
Камалов заявил, что министерство ставит для себя задачей хотя бы не допустить роста образование отходов и стабилизировать его. «Хотя Владимир Путин четко дал понять, что количество отходов должно быть снижено вдвое», — напомнил замминистра экологии. Но, видимо, такой ультиматум от лидера страны кажется татарстанским экологам совершенно невыполнимой миссией, особенно на фоне роста ВРП. Так что подписываться под подобными задачами они не готовы даже на уровне популистских лозунгов.
Что же до цифр, то Камалов с удовольствием заметил, что практически все обнаруживаемые в РТ несанкционированные свалки «героическими усилиями» экологов и местных властей успешно ликвидируются. Так, из 2125 обнаруженных в 2016 году свалок 2091 (98%) были успешно стерты с лица земли, а нарушители поплатились 200 млн. рублей штрафа. Камалов заявил, что ожидаемый приход регионального оператора в сфере ТБО должен улучшить ситуацию. «Я вижу в зале тех операторов, которые работают в районах, добиваются 100-процентного сбора тарифа. И когда многие из районов говорят, что это [эффективно заниматься сбором и переработкой ТБО] невозможно сделать, есть конкретные примеры, которые можно тиражировать в республике», — заявил он.
И, действительно, вскоре на трибуну вышел совладелец ООО «ПромИндустрия» Николай Атласов, который весьма активно участвует во всех дискуссиях, связанных со сбором и утилизацией ТБО. Он с ходу заявил, что пора бы уже что-то менять в подходах с обращением с отходами. Мол, даже в советское время отрасль переработки отходов была более развитой, и это при том, что отходов тогда производилось гораздо меньше. Изобретать велосипед не стоит, говорит он, достаточно взглянуть на опыт передовых стран, той же Швейцарии, где за норму принята концепция «ноль отходов».
Атласов напомнил, что в стране был принят закон «Об отходах производства и потребления», который в первоначальной редакции обязывал ввести запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, — уже с 2017-го. Но позже все переиграли — и вступление этих поправок было отложено на два года. Как считает совладелец «ПромИндустрии», все проблемы с ТБО у нас оттого, что в стране на законодательном уровне не прописана обязанность раздельного сбора мусора, а все подобные документы носят лишь рекомендательный характер.
И мало просто обязать регионального оператора строить станции по сортировке отходов. «В принципе, это правильный путь, позволяющий извлечь определенные виды отходов — те же металлы, пластик, пустив их во вторичный оборот. Тем не менее следует признать, что только таким путем кардинально увеличить долю переработки отходов не удастся, — рассуждает Атласов. — Реальным способом решения проблемы может стать лишь обязательное внедрение раздельного сбора мусора, позволяющего отделять полезные фракции еще до того, как они попадут в мусоровоз. Смешивание различных видов отходов не позволяет в последующем вторично использовать большинство полезных фракций, например ту же бумагу. Смешавшись с органикой, маслами и жидкостью, она уже непригодна к переработке».
Ильсур Гильмутдинов (слева) посетовал на то, что в последнее годы ни один водоем в РТ не стал чище, а только ухудшил свое состояние
«МОЖНО ПОДУМАТЬ, ЧТО В ТОЙ ЖЕ ГЕРМАНИИ ВСЕ ЖИВУТ В ДОМАХ С БОЛЬШИМИ КУХНЯМИ!»
Другая проблема число психологического свойства — мол, не готов у нас народ в один контейнер кидать банки, в другой — бумагу. «Все заявления о том, что народ у нас не тот, — все это от лукавого. Если бы люди следовали такой логике, то человек так и остался бы в образе обезьян. Особенно меня коробят заявления о какой-то особой ментальности наших людей, о якобы их неспособности перенимать передовой опыт. Все это попахивает доморощенным расизмом. Тем более что исторический опыт нашего народа доказывает обратное», — считает совладелец ООО «ПромИндустрия».
Также он озвучил еще одно распространенное мнение о том, что в наших крохотных хрущевских кухнях просто некуда поставить четыре разных ведра. «Часто кивают на наши кухни, где якобы невозможно установить три-четыре емкости для сортировки отходов. Можно подумать, что в той же Германии все живут в домах с большими кухнями! Здесь проблема скорее психологическая, когда некоторым гражданам лень внедрять полезные новшества. Впрочем, при грамотно поставленной информационно-просветительской работе и внедрении экономически-стимулирующих факторов проблема маленьких кухонь вполне решается», — рассуждает Атласов.
Он считает, что у раздельного сбора мусора много плюсов — от наиболее очевидных экологических до экономических (развитие малого и среднего бизнеса в сфере сбора и переработки ТБО) и даже культурных. Он призвал Татарстан стать пионером в стране в плане внедрения повсеместного раздельного сбора мусора, для чего законодательно прописать эту обязанность хотя бы в границах Татарстана.
Завершал «мусорную» тему татарский природоохранный прокурор Ильсур Гильмутдинов, который с поправкой на то, что встреча происходит в полуофициальном формате круглого стола, выступил в несколько неожиданном для себя жанре «плача Ярославны».
Начал прокурор с посыпания головы пеплом по поводу того, что сейчас на планете Земля началось шестое массовое вымирание видов. Причем за последние 40 лет в мире стало на 60% меньше животных. «Причина вымирания животных — прежде всего загрязнение окружающей среды, изменение климата», — ужасался прокурор. Он посетовал на то, что в последнее годы ни один водоем в РТ не стал чище, а только ухудшил свое состояние, покорил районные власти, которые пустили на самотек ситуацию с очистными сооружениями.
«Муниципалитеты говорят, что у них нет денег. Но посмотрите тарифы, каждый год они защищают их, в которые заложено все — и текущий ремонт, и капитальный. Население по ним платит. Вопрос в том, какое отношение к очистным сооружениям, они превратились в источник получения дохода! — возмущался он. — Да, есть деньги. Экологические платежи поступают в местный бюджет. А на какие цели они расходуются? В том же Альметьевском районе лишь небольшой процент этих денег направляют на нужды экологии, хотя есть непосредственное указание президента РТ!» — продолжал критиковать природоохранный прокурор.
С большим скепсисом Гильмутдинов глядит и на экологический двухмесячник, который идет в Татарстане, «Это как день сурка. Каждый год в одном и том же месте снова появляются новые свалки», — говорит прокурор. Мол, вместо того, чтобы каждый год тратить огромные усилия на выгребания этого мусора, не проще было бы в тех местах поставить мусорные площадки?
Проблема число психологического свойства — мол, не готов у нас народ в один контейнер кидать банки, в другой — бумагу
«ЕСЛИ МЫ УСПЕЕМ, ТО СМОЖЕМ УЖЕ С 2018 ГОДА ПРИСТУПИТЬ...»
Уже после круглого стола корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал с начальником отдела обращения с отходами минстроя РТ Рустемом Богдановым (его доклад был заявлен в программе, но выступить ему почему-то не дали). Он пролил свет на тему выбора в РТ регионального оператора по обращению с ТБО, о котором вскользь заговаривали почти все участники встречи. Богданов напомнил, что в конце прошлого года вступили силу поправки в федеральный закон, которые определил новые сроки, в течение которых все регионы РФ должны будут определиться с «главным мусорщиком» — до 1 мая 2018 года. А с 1 января 2019 года региональный оператор должен приступить к оказанию коммунальной услуги по образованию с ТКО. До этого срока должны быть установлены единые тарифы и заключены собственно сами соглашения с выбранными региональными операторами.
Но это крайние сроки, можно и раньше. «Четыре региона уже определились с региональными операторами, но можно поспешить и людей насмешить», — говорит он. Оказалось, что поспешившие субъекты наделали массу ошибок, которые им впоследствии пришлось разруливать в судах.
В Татарстане поставлена задача — провести конкурсный отбор регионального оператора до конца 2017 года. Богданов ставит ориентировочный срок на август этого года. А с учетом того, что сама процедура проведения конкурса небыстрая и займет около двух месяцев, то объявления конкурса можно ждать уже в июне-июле. По его словам, свои намерения побороться за отходы татарстанцев уже обозначили порядка 7 компаний, причем среди них есть и федеральные игроки, подчеркнул он. Напомним, ранее Богданов сообщал, что в игру за «мусорный трон» республики включились четыре компании: «Поволжская экологическая компания», альметьевский «Экосервис», «Мехуборка», ПЖКХ. Ранее «БИЗНЕС Online» писал, что представители малого и среднего бизнеса опасаются прихода федеральных игроков и создания монополий в отрасли.
Сейчас минстрой готовит текст соглашения с будущим регоператором, в котором будет прописано все в мельчайших подробностях. Причем самое сложное, как оказалось, — прописать стоимость его услуг, они до сих пор не определены, сейчас идут дебаты. Далее документ должен быть — во избежание ненужных проблем — согласован с федеральным ФАСом. Когда будет получено добро от антимонопольщиков, на сайте torgi.gov.ru будет объявлен сам конкурс по выбору регионального оператора. Далее — победителю будет дано примерно полгода на утрясение всех вопросов с субпорядчиками. «Если мы успеем, то сможем уже с 2018 года приступить к деятельности, то есть на год раньше того, что предусматривает закон», — говорит Богданов.
Вместе с тем представитель минстроя не считает необходимым прописывать в этом документе обязательство по раздельному сбору мусора. Говорит, достаточно и того, что, согласно территориальной схеме обращения с отходами, прописаны целевые показатели. «К примеру, в 2025 году 90 процентов всех контейнерных площадок должны быть оборудованы под раздельный сбор мусора, к 2035 году — 100 процентов. Они прописаны и уже приобрели официальный статус», — говорит Богданов, заочно отвечая в том числе и на критику Атласова.
В то же время он отмечает, что все не так просто: прежде чем повсеместно агитировать за раздельный сбор ТБО, нужно подготовить базу. Не готово не только население — нет развитой системы предприятий-переработчиков вторсырья. Куда везти на переработку бумагу, пластик, стекло, разводит руками чиновник минстроя. Также он отмечает, что сегодня производство продукции из вторсырья заведомо более дорогое «удовольствие», чем из традиционных «первичных» материалов. А это значит, что нужно стимулирование этих предприятий из бюджета. Помимо очевидной нехватки денег, в бюджете здесь могут всплыть и вопросы лоббизма предприятий-производителей того же полиэтилена, например. Мол, почему их поддерживаете, а не нас?
Также, по словам Богданова, необходимо заполнить пробел в законодательстве, с тем чтобы наделить местные органы власти полномочиями в сфере сбора ТБО. «Предусматривается, что органы местного самоуправления будут обязаны разрабатывать схемы размещения контейнерных площадок. Они же там, на месте, это же логично. Им там виднее. Сейчас это детально не прописано», — поясняет Богданов. Также за МО планируется закрепить создание самих контейнерных площадок всех цветов радуги и их содержание. Другой вопрос — на какие средства? Богданов уверен, что на эти цели нужно направить экологические платежи, поступающие в местные бюджеты, которые сейчас не имеют целевой окраски и «растворяются» непонятно на какие цели. Еще один момент — именно местные власти хотят наделить полномочиями по контролю за работой регоператора на местах — также по принципу «им там виднее». Ответственность регоператора, согласно авторам мусорной концепции, должна начинаться с момента погрузки мусора в мусоровоз.
В марте 2017 года кабмин Татарстана утвердил новый порядок сбора твердых коммунальных отходов. В документе регламентируется процесс раздельного сбора мусора
МУСОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БУМАГА — В СИНИЙ КОНТЕЙНЕР, ПЛАСТИК — В ОРАНЖЕВЫЙ
Напомним, что в октябре 2016 года была принята территориальная схема обращения с отходами. Документ определяет взаимоотношения в сфере сбора, переработки и утилизации отходов в связи с изменениями в федеральном законодательстве. Татарстан был поделен по географическому принципу на две примерно равные зоны — западную и восточную, которые будут обслуживаться одним (или двумя?) региональными операторами. В западную зону включили 21 район с центром в Казани. В восточную зону — 22 района с центром в елабужско-челнинской зоне. В каждой из зон образуется примерно по 1 млн. т ТКО в год, которые и предстоит вывозить главным мусорщикам.
Инфраструктура мусорного проекта предполагает создание в каждом районе мусороперегрузочных станций при порядка полусотне действующих полигонов, основная часть которых в течение ближайших пяти лет подлежит закрытию. Мусор с районных станций планируется свозить на межмуниципальные полигоны, которых на всю республику будет пять — два под Казанью и по одному — в Верхнеуслонском, Черемшанском и Елабужском районах.
В марте 2017 года кабмин Татарстана утвердил новый порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории республики. Согласно тексту документа, сбор ТКО обеспечивается региональным оператором в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами. Документ регламентирует порядок сбора отходов, ответственности регионального оператора, сбора отходов в пунктах приема утильсырья, обращения с крупногабаритными отходами и т. д.
В документе регламентируется процесс раздельного сбора мусора. При осуществлении раздельного сбора ТКО могут использоваться контейнеры, в том числе специальные для опасных ТКО со следующими письменными обозначениями и цветовой индикацией: несортированные отходы — серый цвет; отходы для утилизации — желтый цвет; бумага — синий цвет; пластик — оранжевый цвет; стекло — зеленый цвет; пищевые отходы — черный цвет; ртутные лампы, батарейки — оранжевый цвет. Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 111
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.