Согласно данным опроса ВЦИОМ, доля россиян, ощущающих себя счастливыми, достигла исторического максимума за все годы измерений начиная с 1990-го — таковых 85%. А вас что делает счастливым? Как вы объясняете такие цифры социологов? Ваш бизнес и его нынешние результаты приносят вам удовлетворение? Счастье и деньги — возможно ли одно без другого? «БИЗНЕС Online» отвечают Айрат Хайруллин, Фоат Комаров, Виктор Ерофеев, Нил Ушаков, Айгуль Мирзаянова и другие.
«ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО УГРЮМЫХ И НЕСЧАСТНЫХ ЛИЦ, КАК У НАС, ЕЩЕ НАДО ПОИСКАТЬ!»
Фоат Комаров — советник генерального директора АО «СМП-Нефтегаз»:
— Я не знаю, как могут быть 85 процентов населения счастливыми, когда в стране столько проблем. Но если это действительно так, то пожелаем, чтобы они всегда были такими. Если говорить про себя, я действительно счастливый человек. Может, потому, что я таким родился. Я удовлетворен жизнью, мне всего достаточно. Счастлив ведь не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает. И если Всевышний у меня спросит, что мне надо, кроме как сказать спасибо за то, что уже есть, я ничего не попрошу. Ни званий, ни должностей, ни денег — абсолютно ничего.
Что касается именно денег, то сказать, что человек может быть счастлив без них, — это величайшая глупость. В этом мире все оценивается, без финансовой оценки и без денег жить невозможно. Комфорт человека, конечно, зависит от обладания финансовыми ресурсами. Но один может быть счастлив от наличия одной суммы, а другой, обладая гораздо большей, окажется несчастным.
Виктор Ерофеев — писатель и телеведущий:
— Ну во-первых, я рад за 85 процентов. Видимо, понятие «счастье» действительно растяжимое, у каждого свое. Мне кажется, что счастье — это все-таки прежде всего найти свое назначение в жизни. А назначение — это не только рабочие, но и семейные, любовные отношения, это все вместе. Если же у 85 процентов россиян это случилось, что я могу сказать? Мы самая счастливая страна в мире. Приносит ли мне удовлетворение моя работа? Вы знаете, у меня же не работа, у меня такое типа призвание — я как бы карандаш, которым непонятно какие силы записывают что-то такое на бумаге, поэтому я, как бы вам сказать, радиоприемник, принимающий волну. Я считаю, что это у меня получается. А насколько получается — это уж судить моим читателям.
Деньги без счастья уж точно возможны. А счастье без денег? Ну тоже возможно. Это наш традиционный русский вопрос. На самом деле хорошо иметь и то и другое, стремиться и к тому и к другому. Так обычно и бывает. Но у нас население довольно бедное, поэтому получается счастье без денег.
Нил Ушаков — мэр Риги:
— Если брать личный аспект, то счастливым меня делает все, что связано с семьей. Если брать профессиональную деятельность, то работа в самоуправлении хороша тем, что ты можешь физически пальцем пощупать то, что ты сделал. Есть возможность сравнивать с работой в парламенте, поскольку я был депутатом сейма. Так вот самоуправление для меня намного интереснее. Поскольку ты можешь осмыслить то, что удалось сделать за отчетно-выборный период. Это доставляет определенную радость. И вовсе не обязательно иметь много денег для того, чтобы быть счастливым. Вокруг, мне кажется, много примеров, которые это подтверждают.
Айгуль Мирзаянова — PR-директор ГК «Нэфис»:
— Я вообще оптимист, но ВЦИОМ гораздо более оптимистичен, чем можно было бы представить себе даже в самых радужных мечтах. Где эти счастливые люди? Может, на дорогах за рулем автомобилей? В поликлиниках? В офисах? В метро? Наоборот, такое количество угрюмых и несчастных лиц, как у нас, еще надо поискать! Это исключительно мое мнение, я его никому не навязываю, но, возможно, климат у нас не тот, возможно, экономический кризис подло портит реальную статистику, но счастливых людей — и гораздо больше, чем 85 процентов, — можно увидеть только в соцсетях. Но, мы-то знаем, как делаются эти снимки...
В целом проблема гораздо больше, чем кажется, иначе не возникали бы и не набирали бы такую популярность, к сожалению, те же группы смерти в соцсети «ВКонтакте». Дети — это барометр состояния общества. Дети видят, в каком состоянии находятся их родители, учителя, взрослые, и не находят выхода из кризисной ситуации. Им не с кого брать пример счастливой жизни. Это серьезная проблема, ибо современный человек очень сильно перенапряжен — ему надо все успеть: заработать денег, обезопасить себя, свою семью, ибо социальных гарантий на случай какой-то тяжелой жизненной ситуации у него нет. Это безумное психологическое давление, немногие могут найти баланс между работой и отдыхом, как будто человек был рожден исключительно для того, чтобы работать. Трудоголизм и какая-то бешеная активность стали бичом нашего общества. У нас нет времени заглянуть внутрь себя, понять, соответствует ли то, что ты делаешь, твоим реальным желаниям, твоему предназначению. Наслаждаешься ли ты процессом — самой жизнью? Или заточен только на результат, который никогда не может удовлетворить человека? Никогда. Всегда хочется чего-то еще. Из-за этого мы и чувствуем себя не наполненными, а измотанными, несчастными. На мой взгляд, России претит такая западная установка на результат. Издревле россияне наслаждались именно процессом любой деятельности, даже косили сено с песнями, устраивали праздники, давая себе необходимое время на восстановление. Сейчас жизнь человека напоминает бесконечный бег белки в колесе: все одно и то же, по одному сценарию. Кого это может сделать счастливым? У нас даже не хватает сил на чувства, на любовь — это слишком энергозатратно, это может помешать делу...
Чтобы выйти из такого состояния я для себя выбрала медитации, в том числе активные, так как считаю, что человек со временем теряет свою природную активность. Необходимо заниматься физическими нагрузками, которые приносят большую радость: танцы, плавание, бег — через 20 минут у вас начинают вырабатываться эндорфины, гормоны радости. Бег — это тоже своеобразная медитация, особенно в лесу, на берегу моря или нашей Волги... Такое очищение и тела, и ума происходит, так хорошо на душе становится. Во время медитаций душа наполняется большой благостью, сердце открывается, для меня это счастье. Кроме того, есть такие техники, которые позволяют избавляться от негативных эмоций, не срываясь на близких или коллег, — это вообще всем показано, так как уровень агрессии в обществе очень высок. Если вы не занимаетесь активными медитациями, то можно выплескивать накопившийся гнев во время игры в теннис, бокса и т. п., то есть необходимо разгружаться, чтобы расслабиться и наполниться счастьем. И конечно, нужно перестать кормиться низкочастотными вибрациями — смотреть телевизор с насильственными или тупыми программами, общаться с людьми, которые любят «пострадать», ходить на пафосные тусовки... На самом деле быть счастливым или несчастным — это осознанный выбор, для меня это ежеминутная практика.
«ТЕ, КТО СВОЕ СЧАСТЬЕ ИЗМЕРЯЕТ МАТЕРИАЛЬНЫМИ БЛАГАМИ, НАВЕРНОЕ, НЕСЧАСТНЫЕ ЛЮДИ»
Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ:
— Живы, здоровы родители, до сих пор ощущаю себя ребенком, выросли мои дети, растут внуки, любимая работа, счастливая семья: что еще нужно? Удовлетворение от работы? По-разному бывает. Наверное, скучно и неправильно, если все идет гладко, как по маслу. Поэтому жизнь всегда преподносит разные сюрпризы, неожиданности. Некоторые из них расстраивают, но все, что нас не ломает, делает сильнее.
Что касается денег, если сказать, что они и счастье не имеют друг к другу никакого отношения, то это будет неверно. Много семей разбилось о бытовуху, какие-то нерешенные проблемы, на которые не хватило порой очень небольших денег. Но важно ко всему подходить философски. Например, моя бабушка, прожив 93 года, никогда не была богата, но всегда была счастливой, ей всего хватало. Понятно, что помогали дети, но ведь в этом тоже есть доля счастья, что она воспитала детей, внуков, которые ей помогали. А есть люди, которые зарабатывают очень большие деньги, при этом чувствуют себя несчастными и завидуют тем, кто чуть успешнее или чуть богаче. Это уже болезнь. В действительности для счастья человека не так много нужно: быть сытым, одетым, чтобы было на чем поехать на работу или выехать с семьей отдохнуть. Для этого нужны не такие большие средства. А вопрос роскоши — это другое. Между удовлетворением потребностей и роскошью очень тонкая грань, не надо путать эти две вещи. Не всегда это делает человека счастливым. Когда он озабочен обогащением, то становится очень несчастным.
Как бы объяснил 85 процентов счастливых людей? Когда мы были маленькими, нам родители, бабушки, дедушки всегда говорили: «Переживем любые проблемы, лишь бы не было войны». И то, что у нас в стране с 1945 года нет войн, — это уже для нас огромное счастье. Я не припомню исторически такого длинного промежутка времени, чтобы в России столько лет не было войны. Наверное, это психологически тоже отложилось в нас.
Флун Гумеров — президент ювелирной компании «Алмаз-Холдинг»:
— Это хороший показатель, что столько человек ощущают себя счастливыми, это для меня уже повод порадоваться. Тем более наш бизнес непосредственно связан со счастьем, потому что наш товар покупают именно в самые счастливые моменты жизни — начиная от обручального конца и серебряной ложки на первый зубик, заканчивая украшениями на годовщины, юбилеи и другие праздники. Мы даже считаем себя фабрикой счастья.
Что касается самого вот этого состояния, я не думаю, что счастье в прямой пропорции зависит от денег. Я вырос в деревне и видел бабушек, дедушек, у которых практически их не было, тогда даже пенсии не было, при этом они были по-настоящему счастливыми людьми, сидевшими по вечерам возле своих домов. Счастье — это ведь не пост, должность, статус или капитал, а состояние души, радостные мысли в голове. Это емкое понятие, в котором так много составляющих. Это и уверенность в завтрашнем дне для детей и внуков, это и какие-то насущные вещи: хорошие дороги, коммуникации, питание, возможность хотя бы иногда делать то, что хочется.
Радмир Беляев — заместитель руководителя исполкома Нижнекамского района по экономическому и инвестиционному развитию:
— Счастливым меня делает, во-первых, моя семья, потому что счастье на самом деле — это не деньги и не статус. Счастье для меня — это прежде всего семья: дети, родители и вообще жизнь. Окружение, события, планы, которые есть у любого человека, вера в светлое будущее и, конечно, здоровье. Когда человек здоров, когда он просыпается утром и у него ничего не болит, то он смотрит в окно и радуется жизни.
Я люблю свою работу за то, что можно измерить ее результаты, за то, что ее можно пощупать. Особенно она приносит удовлетворение, когда ты видишь и понимаешь, что делаешь ее правильно, и люди тебя поддерживают. А если они поддерживают, значит, ты идешь правильным курсом. Если ты затеял какое-то дело, в которое вовлекается большое количество людей (моя работа связана с общественностью), и ты получаешь от людей обратную связь, вот в этой ситуации ты понимаешь, что идешь правильно. И удовлетворение моя работа мне приносит потому, что у меня есть возможность сделать нашу жизнь чуть-чуть лучше. Для этого есть определенный круг моих обязанностей. Очень важно, чтобы люди делали лучше в конкретном дворе, в конкретном районе, на конкретной улице, в конкретном городе. От всего этого и зависит результат работы страны и качество жизни, поэтому каждый человек в свою работу должен вкладывать душу. Неважно, где он трудится — на производстве, на частном предприятии или государственном. Если он будет работать на все сто, это будет способствовать улучшению жизни людей.
85 процентов счастливых людей — это вполне нормально. Бывает, у кого-то денег не хватает, у другого жилья нет или еще что-то. Но это все не есть счастье. Это все материальные потребности. Есть понятие «счастливый человек». Я думаю, что счастливый человек — это тот, кто здоров, имеет хорошую, крепкую семью, социально ответственен, имеет духовную поддержку своей религии. Любой человек стремится быть счастливым. Но счастье и нечто материальное — это совершенно разные вещи. Быть счастливым возможно и без денег. И те, кто свое счастье измеряет материальными благами, наверное, несчастные люди.
Динар Аюпов — директор экспертно-консалтинговой компании ООО «Эксперт Бизнес Центр», судебный эксперт (Нижнекамск):
— Считаю, что опубликованные ВЦИОМ данные просто врут или центр изучения общественного мнения выполняет заказ. Мне интересно узнать, как сотрудники ВЦИОМ будут объяснять, с чего это россияне вдруг стали счастливее при бушующем экономическом кризисе, при росте безработицы, при снижении реальных доходов, при росте цен практически на все, при цене на бензин в России выше, чем в США. А про разницу в зарплате в России и в США я вообще молчу...
Фаузия Байрамова — писательница, общественный деятель.
— В данный опрос я не верю, думаю, наоборот, 85 процентов людей считают себя несчастными. Раз у человека нет надежды на будущее, он не видит гарантии будущего у своих детей, он не может быть счастливым. В советские времена было что-то наподобие лживого счастья — ты вырос, учишься, получаешь общежитие, потом встаешь на очередь для получения квартиры, твои дети тоже не оставались на улице. 95 процентов советских людей именно это считали счастьем — социальную обеспеченность. Сама я это не считаю полным счастьем. Были бы все счастливы, не было бы людей, которые уезжают жить за границу. Они ведь бегут туда не за счастьем, а для того, чтобы реализовать себя. А в России нет гарантий личности быть личностью. Например, для писателя, художника. Сейчас ведь, как у Тукая, кто был наверху, теперь снизу, и наоборот. Интеллект остался внизу, а наверху всякое быдло сидит. Социологи, я думаю, просто вопрос неправильно поставили. Моя работа приносит мне удовлетворение, даже если я буду писать где-то в подвале или даже в тюрьме.
Айдар Шагимарданов — президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ:
— Меня духовность делает счастливым. Когда люди знают, откуда они пришли, для чего они пришли на эту землю, понимают, куда они уйдут, что хорошо, что плохо, то они делаются счастливыми. А по поводу того, что 85 процентов опрошенных считают себя счастливыми, я думаю, что это возрождение духовности идет в стране. Поэтому такие цифры. Люди ведь счастливы не от куска хлеба или персонального автомобиля и красивых домов, а тогда, когда у них счастье внутри. Когда есть тепло внутри, то кажется, что весь мир прекрасен и ты сам счастлив. Я давно уже живу через призму видения всего по исламу, поэтому от всего, что нам всевышний Аллах дает, я счастлив. Я очень счастлив, что могу вести бизнес в формате халяль, у меня нет харамных вещей в бизнесе, я честно плачу налоги и спокойно сплю.
Конечно, счастье возможно без денег. Это же внутреннее состояние. Оно не зависит от финансов. Счастливым ты можешь стать, если Всевышний Аллах даст тебе баракат — благо. И ты от имеющихся 5 копеек или 5 рублей в кармане получишь такое удовлетворение, которое не испытает, к примеру, какой-нибудь человек, который украл миллиард.
Искандер Зигангараев — генеральный директор ООО «КЖК-Логистик»:
— Счастливым делает то, что ты имеешь цель в жизни. Если у человека есть цель в жизни, он счастлив; перестает быть счастливым, если эту цель теряет. Задача каждого человека — понять свое истинное предназначение. У кого-то это материальные ценности, у кого-то — любовь к женщине, у кого-то — к детям. Кто-то целью ставит сделать на земле всех счастливыми. Высокие цифры соцопроса я объясняю тем, что если сравнивать с 90-ми, то в те времена мы не могли быть счастливыми. Тогда мы тревожились за свое будущее. Но нужно сравнивать с 70-ми. Если бы тогда провели социологический опрос и сейчас, то в настоящее время было бы ниже. Тогда люди и денег-то не имели, но были высокие цели, я даже думаю, что в сталинское время счастливых было намного больше.
Мой бизнес приносит мне удовлетворение. На работе мужчина реализует цели и достигает их. Если бы не было работы, то мужчины не были бы счастливы. Так же как женщины: если бы у них не было семьи, то они были бы несчастны. Счастье без денег возможно, но для этого нужно ставить себе цель — не деньги, а что-то более высокое. Например, говорят, что самая счастливая страна — это Индия, как ни странно, хотя она нищая. Надо Бога ставить целью, тогда будешь счастлив...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 61
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.