ВСЕ НИТОЧКИ СВЯЗАЛИСЬ В ТАКОЙ УЗЕЛ, ЧТО НИКАКИХ КОНЦОВ НЕ НАЙДЕШЬ

Вот ведь какое удивительное дело: как начнешь копаться в происхождении революционных праздников, так тут же вылезает какая-то ерунда или вообще чертовщина. Международный женский день оборачивается то древним праздником плодородия, то вовсе Новым годом; День Армии, 23 февраля, оказывается полной фальшивкой, днем разгрома и позора, а заодно и восьмым марта по григорианскому календарю, на которое в 1917-м пришелся еврейский праздник Пурим. И сделать однозначный вывод, что здесь случайно, а что было сделано намеренно, решительно невозможно. Все ниточки связались в такой узел, что никаких концов не найдешь.

И с Днем международной солидарности трудящихся, он же Праздник Весны и Труда, — такая же картина. Удивительным образом 1 Мая оказывается очередным праздником плодородия (их у наших предков было много и разных, потому что от плодородия земли и скота зависело их выживание), а еще и днем после Вальпургиевой ночи — шабаша нечистых сил, преимущественно женского пола.

Официальная история Дня международной солидарности трудящихся ведет свое начало из Америки. 4 мая 1886 года в Чикаго состоялась демонстрация рабочих, во время которой кто-то взорвал бомбу, убив одного и смертельно ранив пятерых полицейских. В ответ полиция открыла огонь по демонстрантам, несколько человек погибли. Террористов не нашли, но восемь профсоюзных лидеров были арестованы, четверых из них приговорили к смертной казни. Казненные вошли в историю рабочего движения как «чикагские мученики», их похороны превратились в массовую демонстрацию. Логично было бы сделать днем их памяти 4 мая, или день их казни, 11 ноября, или какое-нибудь ближайшее воскресенье, когда обычно и проводились всякого рода шествия и демонстрации, но по каким-то причинам съезд Американской федерации труда в декабре 1888 года объявил днем общенационального выступления за права рабочих 1 мая, хотя в следующем году 1 мая была среда.

В 1889 году парижским конгрессом 2-го Интернационала было принято решение о проведении ежегодных первомайских демонстраций. И опять-таки ни в этом, ни в следующем году 1 мая не было воскресеньем. Поэтому привязка Дня международной солидарности трудящихся к 1 мая выглядит несколько странной.

В Россию Первомай пришел через Польшу — в этот день в 1890 году забастовали 10 тыс. варшавских рабочих. С 1901-го к делу подключилась ленинская РСДРП, и выступления рабочих стали проходить под лозунгами «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!» и т. п. В революцию 1905-го празднование 1 Мая было уже массовым.

1 МАЯ СОВЕТСКИЙ НАРОД ФАКТИЧЕСКИ ПРАЗДНОВАЛ ПРИХОД ВЕСНЫ

В Советском Союзе Первомай был одним из любимых праздников. С ним произошло то же, что с 23 февраля и 8 Марта: его первоначальный смысл был совершенно забыт, существуя лишь в пространстве официальной пропаганды. 1 Мая советский народ фактически праздновал приход весны и пробуждение растительности. Масса граждан в выходные устремлялись на свои шесть соток, чтобы заложить основы благоденствия на следующую зиму. Тем самым, не подозревая об этом, советские граждане восстановили исходный смысл 1 Мая — праздника плодородия.

Как и у любого праздника плодородия, корни Первомая восходят к самой заре человеческого сознания. Поскольку календарь наш взят у латинян, то и получилось, что 8 Марта в Советском Союзе стало довольно точным подобием римских Матроналий, а 1 Мая — подобием Флоралий, праздника в честь богини цветов и трав Флоры. Начинался праздник еще 28 апреля (в СССР, впрочем, к 1 Мая тоже готовились загодя), а главные события происходили 1 мая, в день, посвященный богине плодородия Майе, в честь которой и назван месяц. Майю именовали еще Доброй богиней. Это божество чисто женское, мужчинам не только не дозволялось не только участвовать в посвященных ей ритуалах, но даже обращаться к ней с молитвой о помощи.

1 мая по всей Италии люди с пением и музыкой выходили в поле и лес, собирали зеленые ветви и украшали ими двери домов, обливали друг друга водой и купались в реках. День завершался пирами, неизменно переходившими во всеобщие оргии. Праздник этот сами римляне считали одним их древнейших, приписывая его учреждение царю Титу Тацию, соправителю Ромула, то есть к эпохе совершенно мифической. Относить его дальше в глубь времен было просто некуда.

Праздник, имеющий столь глубокие корни, естественно, никуда не мог исчезнуть и, меняя облик, но сохраняя смысл, продолжал праздноваться в Европе и в Средние века, а кое-где дожил до наших дней в своей почти первоначальной форме. Нам он известен как праздник Майского дерева, в русском варианте — Троицкой березы.

Майское дерево — это украшенное дерево или высокий столб, который устанавливается ежегодно к 1 Мая, иногда на Троицу или Иванов день в деревнях и городах (в русских деревнях украшали березу в лесу). Это символ духа растительности, которая пробуждается весной, то есть все тот же праздник плодородия. Соответственно, и обряды, сопровождающие его, имеют мистический смысл усиления плодородия.

Дж. Дж. Фрезер в «Золотой ветви» приводит цитату из книги пуританского писателя Филиппа Стаббса «Анатомия злоупотреблений», впервые опубликованной в Лондоне в 1583 году: «В Майский праздник, на Троицу или в другое время все молодые люди, девушки, пожилые люди и их жены отправляются ночью в леса, в рощи, в горы и на холмы, где всю ночь проводят в приятных забавах, а утром они возвращаются, принося с собой для украшения своих сборищ березу и ветки деревьев. Тут нечему удивляться, потому что с ними пребывает и присматривает за их развлечениями и забавами великий правитель; это — князь ада Сатана. Но величайшее сокровище, которое они приносят с собой, — это Майское дерево: они с великим почтением вносят его в деревню. Двадцать или сорок пар быков (концы их рогов перевязаны букетами цветов) втаскивают Майское дерево, этого смердящего идола, увитого цветами и травами, перевязанного от основания до вершины веревками, а иногда разукрашенного разными цветами, за ним с великим благоговением следуют сотни две-три мужчин, женщин и детей. Воздвигнув это дерево с развевающимися платками и флагами, они покрывают землю вокруг соломой, обвязывают вокруг него зеленые ветви, а рядом с ним строят летние домики и беседки. А потом они начинают плясать вокруг него, как язычники при освящении идолов, которых они берут за образец. Я слышал от людей весьма почтенных и заслуживающих доверия, что едва ли одна треть из ушедших в лес сорока, шестидесяти или ста девушек возвращалась домой столь же целомудренной».

ВАЛЬПУРГИЯ, ИМЕНЕМ КОТОРОЙ НАЗВАНА НОЧЬ С 30 АПРЕЛЯ НА 1 МАЯ, ПОЯВИЛАСЬ СЛУЧАЙНО

Естественно, что для верующего христианина Майское дерево и сопровождающие его обряды, способствующие плодородию, — не что иное, как порождение сатаны. Однако, хотя церковь вот уже почти два тысячелетия воюет с древнейшими праздниками и обрядами, они продолжают существовать, иногда меняя свой облик до неузнаваемости, а иногда и почти в первоначальной форме. И неудивительно: что такое две тысячи лет рядом с десятками и, может быть, сотнями тысяч лет, в течение которых наши предки отмечали необходимыми, по их мнению, для выживания общества обрядами разнообразные Новые годы, праздники плодородия, женщин и т. п.?

Видимо, из яростной борьбы церкви против древних праздников и родился миф о Вальпургиевой ночи, которую нечисть, в основном женского пола (тоже понятно почему — потому что это день Майи, Доброй богини), празднует в ночь на 1 мая. И не случайно первые упоминания о Вальпургиевой ночи содержатся в документах немецкой инквизиции. Инквизиция и была учреждена для борьбы с дохристианскими религиозными системами, и любое отмечание 1 мая как праздника плодородия немедленно пресекалось. Под пытками участники и свидетели древних обрядов принимали на себя самые извращенные сексуальные фантазии инквизиторов, которые, будучи монахами, не могли нормальным путем удовлетворять свои естественные желания. И особенно свирепствовала инквизиция именно в Германии, там жертва почти без исключения отправлялась на костер. Так что не случайно средневековые предания сделали местом сбора ведьм гору Брокен, или Броккен (Brocken), в германской земле Саксония-Анхальт.

А Вальпургия, именем которой названа ночь с 30 апреля на 1 мая, появилась здесь случайно. Просто совпало. Почти на каждый день в христианском календаре приходится какой-нибудь святой, так что нет ничего удивительного, что и на 1 мая есть свой святой — это как раз Вальпургия, точнее Вальбурга (нем. Walburga von Heidenheim). Это историческая личность VIII века (насколько вообще возможно применительно к VIII веку говорить об историчности), англичанка из Девоншира, которая вместе со своими братьями Виллибальдом и Вунибальдом (тоже святыми) много сделала для христианизации Германии (которая в то время была еще в значительной мере языческой). Умерла она настоятельницей монастыря Хайденхайм в Баварии и примерно через 200 лет после смерти была канонизирована — как раз 1 мая.

Вот так и возникают причудливые идеологические конструкции: ночь с 30 апреля на 1 мая названа именем христианской святой; содержание ее — предельно древний праздник плодородия; представление о шабаше ведьм появилось как описание извращенцами-инквизиторами обрядов праздника, загнанного в подполье; а на всю эту конструкцию церковь водрузила свой праздник святой Вальпургии, не имеющий никакого отношения к древнейшему празднику. Может быть, и не совсем случайно, а именно с целью перебить праздником святой Вальпургии римские Флоралии, но куда там святой Вальпургии против праздника плодородия...

НЕКОТОРЫЕ ВОЖДИ РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ ПРИНАДЛЕЖАЛИ К ТАЙНЫМ ОБЩЕСТВАМ

Но это еще не все.

По каким-то причинам вожди американского рабочего движения и II Интернационала воздвигли поверх всего этого свой праздник — Международной солидарности рабочего класса. Нет никаких свидетельств, что праздник плодородия или святая Вальпургия играли какую-то роль в принятии такого решения, да и логически невозможно его обосновать. Зато вполне можно допустить, что некоторые вожди рабочего движения принадлежали к тайным обществам, а одно из самых известных — Общество баварских иллюминатов — было основано как раз 1 мая 1776 года философом и теологом Адамом Вейсгауптом (1748–1830), известным сторонником деизма и Просвещения.

Почему профессор Вейсгаупт избрал день святой Вальпургии для основания Общества иллюминатов — неизвестно. Тайные общества любят символику, так что день праздника плодородия мог иметь для профессора какой-то мистический смысл. А может быть, святая Вальпургия — заступница в бедах и помощница при болезнях — когда-то откликнулась на его молитву и помогла ему. А может быть, это случайное совпадение.

Но это неважно. Важно то, что никакая церковь, никакая советская, да и любая другая власть не в состоянии произвольно переделывать смысл древнейших праздников, поскольку они укоренены в самых основах нашего бытия. Даже воцерковленные православные отмечают Масленицу — древнейший праздник весеннего солнцестояния — и пекут блины — символ Солнца. Международный женский день упорно превращается в Матроналии, 23 февраля — в Мужской день, в день бога войны Марса, а 1 Мая, как ни маскируй его ведьмами, Вальпургиями и международной солидарностью трудящихся, — в праздник плодородия.

Ну и отлично.