Накануне генеральный директор ТСП Ирек Миннахметов (справа) и руководитель отдела продаж региона Восточной Европы и стран СНГ Krones AG Юрген Краац (второй слева) подписали контракт о поставке и монтаже оборудования для пивного завода в присутствии Рустама Минниханова Накануне гендиректор ТСП Ирек Миннахметов (справа) и руководитель отдела продаж региона Восточной Европы и стран СНГ Krones AG Юрген Краац (второй слева) подписали контракт о поставке и монтаже оборудования для пивзавода Фото предоставлено АО «Татспиртпром»

НЕМЦЫ ОБОРУДУЮТ НОВЫЙ ЗАВОД «МЕСТЕЧКОВОГО» ПИВА В ТАТАРСТАНЕ

АО «Татспиртпром» (ТСП) начинает строительство нового завода по производству пива на территории индустриального парка в Чистополе, сообщила сегодня пресс-служба предприятия. Накануне генеральный директор ТСП Ирек Миннахметов и руководитель отдела продаж региона Восточной Европы и стран СНГ немецкой компании Krones AG Юрген Краац подписали контракт о поставке и монтаже оборудования для пивного завода под ключ в присутствии президента РТ Рустама Минниханова. Как отметил Миннахметов в ходе церемонии подписания договора, предприятие имеет широкие планы по развитию пивного производства, предложение Krones по оснащению будущего завода оборудованием оказалось самым конкурентоспособным. Краац, в свою очередь, заявил, что это важный проект для Krones AG и для компании он является определенным вызовом. Ранее фирма, основанная в 1951 году, не реализовывала подобных проектов в России, хотя она считается одним из ведущих мировых производителей оборудования для производства пива.

Поставка и установка оборудования под ключ будет стоить «Татспиртпрому» порядка 30 млн. евро — это 1,87 млрд. рублей по текущему курсу. Полную стоимость завода в ТСП пока не называют, так как сейчас еще идет проектирование здания, которое нужно будет построить на площадке парка. Между тем запустить производство планируется уже в 2018 году.

Напомним, что о планах по производству пива Миннахметов рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online» еще в декабре 2016 года. «Философия такая: идти не на российский рынок, а на татарстанский. В Татарстане нет своего „местечкового“ пива. К примеру, в свое время были популярны бренды „Красного Востока“. Но сейчас в республике продаются только федеральные бренды, а казанского пива нет. Между тем опыт показывает, что местные бренды всегда находят своего потребителя», — делился планами гендиректор ТСП. Тогда же он сообщал, что компания уже обратилась к креативным агентствам за помощью в разработке бренда будущих проектов татарстанского производителя, поскольку чужие бренды ТСП покупать не намерен. «Знаете, как лодку назовешь, так она и поплывет. Мы не раз проведем фокус-группы по данным продуктам и только после этого примем решение», — обещал Миннахметов. Будучи уверенным в своих планах, Ирек Заудатович в феврале 2017 года даже приглашал депутатов Госсовета РТ провести заседание на новом пивном производстве.

К пивным планам имеет самое непосредственное отношение и встреча Миннахметова в начале марта с принцем Луитпольдом Баварским — правнуком последнего правящего монарха Баварии. Напомним, переговорам в Москве поспособствовали сразу два политических тяжеловеса. К Минтимеру Шаймиеву с просьбой о знакомстве с боссом «Татспиртпрома» обратился его друг Юрий Лужков. Семье принца Луитпольда уже несколько сот лет принадлежит пивоварня, продукция которой под маркой Kaltenberg выпускается в целом ряде стран мира, есть желание наладить производство и в России. Так что не исключено, что в Чистополе помимо массовых собственных марок будут выпускать и небольшой объем «разливантов» в премиум-классе.

СТАГНАЦИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПИВА МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К РОСТУ ЦЕН?

На вчерашней встрече с немецкими поставщиками была объявлена проектная мощность завода — 150 млн. л в год с дальнейшим увеличением. К слову, ближайший по местности конкурент «Татспиртпрома» — казанский завод Efes — производит в два раза больше продукции. Зато челнинский завод «Булгар пиво» с его 130 млн. л в год окажется вполне сопоставимым с татспиртпромовским. Финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин отмечает, что в течение прошлого года российские пивные компании произвели 781 млн. декалитров напитка, то есть со своими предполагаемыми объемами ТСП может рассчитывать примерно на 2% в общем объеме производства.

Заметим, что объем производства в прошлом году пусть и совсем незначительно, но вырос — на 0,1%. А уже к концу 2016 года игроки пивного рынка, глядя на неутешительные тенденции в потреблении, постепенно начали снижать объемы производства. В декабре, по словам Нигматуллина, из-за закрытия некоторых заводов спад составил 11%. «В 2017 году не исключен спад даже на фоне улучшения экономической конъюнктуры», — прогнозирует аналитик. Однако для ТСП есть и положительные новости — общий спад производства может привести к ускорению темпов роста цен. «Это делает выгодным запуск новых проектов, особенно если производство будет фокусироваться в том числе на быстрорастущем сегменте крафтового пива», — считает эксперт.

Что касается потребления пива, то по итогам 2016 года его падение составило 1–2%, замедлившись по сравнению с 10% в 2015 году, оценила компания Carlsberg. Она же спрогнозировала в 2017 году продолжение снижения еще на 5%. По оценкам пивоваренной компании «Балтика», в первом квартале 2017 года падение российского рынка пива составило около 4%. «Причинами негативной динамики стали продолжающееся снижение реальных доходов населения и вступившее в силу с 1 января 2017 года ограничение на производство и оборот (за исключением розничной продажи) пива в ПЭТ-упаковке объемом больше 1,5 литра», — высказывалась компания в официальном пресс-релизе.

В течение прошлого года российские пивные компании пытались набирать обороты и произвели 781 млн декалитров напитка В течение прошлого года российские пивные компании пытались набирать обороты и произвели 781 млн. декалитров напитка Фото:©Игорь Зарембо, РИА «Новости»

«НЕ НУЖНО ЛИТЬ ПИВО В ПЭТ-ТАРУ»

«БИЗНЕС Online» опросил российских экспертов алкогольного рынка о перспективах «пивного проекта» «Татспиртпрома».

Павел Шапкин — руководитель центра разработки национальной алкогольной политики:

— У нас в России очень мало хорошего пива, которое делается по технологии, где не используется мальтозная патока. Она удешевляет процесс изготовления —  пивом это уже не назовешь: потребительские качества данного продукта резко снижаются. Ведь пиво — это хмель, солод, вода и совесть пивовара, а сейчас в основном пиво делается без совести. Если на рынке появится хорошая продукция, качественная, тогда у нее есть шанс занять свою нишу на рынке.

Я считаю, вот по какому пути «Татспиртпрому» не надо идти: не нужно лить пиво в ПЭТ-тару. Необходимо поставить нормальную линию розлива в «стекло» и делать качественный продукт, который еще и безопасен для потребителя, потому что пиво выдыхается в пластике, теряет свои качества. Надо брать экологически чистое стекло и лить пиво в него.

Востребованным вариантом будет, конечно, светлое пиво, некрепленое. Это основная часть пива, которая у нас производится. Я думаю, если это будет пиво крепостью до 4–4,2 процента, то оно будет очень востребовано. Крепленое пиво, мне кажется, всем уже надоело — нужно что-то полегче.

Вадим Дробиз — директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»:

— Начнем с того, что пивной рынок падает в основном по демографической причине. Молодежи, которая приходит на рынок алкоголя, в частности пивной, с каждым годом становится меньше. Социально-экономический кризис продолжается, поэтому пива в кризис тоже меньше пьют. При этом падает доля рынка западных компаний, но растет доля российских. Если в 2007 году западные компании занимали 92 процента российского рынка, а российские — 8 процентов, то по итогам прошлого года западные занимают уже 72 процента, а российские — 28. Словом, на падающем рынке компании РФ наращивают долю, объемы производства, поэтому строительство местного завода «Татспиртпрома» в абсолютном тренде.

Кроме того, ТСП имеет прекрасную систему дистрибьюции по всему Поволжью, пиво в нее отлично впишется. Поэтому я думаю, что завод будет работать на максимуме своих мощностей, хотя сам его запуск на рынок пива в России не повлияет, конечно... Востребовано будет нормальное пятиградусное пиво.

Идея развития «местечкового» пива удачная. Именно поэтому федеральные пивные бренды сокращают долю своего присутствия на рынке, а региональные — увеличивают. В последние 10 лет есть четкая мода на местное пиво — та же «крафтовая революция».