РЖД обнародовали детали маршрута высокоскоростной магистрали Москва — Казань, публичные слушания по которому пройдут в Казани 14 июня. Вызвавший протесты домовладельцев в Юдино вариант полностью отброшен: ВСМ проложат через «Лебяжье». Взамен лесопарку прирежут земель, а вместо вырубленных деревьев высадят новые в пропорции 3 к 1. Власти РТ считают победой то, что 6 км трассы пройдет «по воздуху»: это дороже, но не столь вредно для природы. В подробностях трассировки разбирался «БИЗНЕС Online».
РЖД обнародовала документацию, которая окончательно проясняет, как пройдет высокоскоростная магистраль Москва — Казань
ЧТО ВЫНЕСУТ НА СЛУШАНИЯ
Итак, федеральные власти окончательно определились с финальным вариантом, пожалуй, самого амбициозного — наряду с Керченским мостом — транспортного проекта последних лет. Трассировка высокоскоростной магистрали Москва — Казань, о которой железнодорожники предпочитали молчать, отныне не тайна. Материалы оценки воздействия на окружающую среду в РТ при строительстве ВСМ опубликованы на официальном сайте ОАО «Скоростные магистрали» и ждут общественного обсуждения в Казани 14 июня. Напомним также, что наша газета еще прошлым летом анализировала четыре варианта того, как могут лечь рельсы. Изначально же проектировщики предложили вообще восемь вариантов трассировки.
Разработчики проекта вроде бы, как могли, потрудились для публики. Правда, вникая в смысл документации, приходится мириться с нечитаемыми картинками трассировки. С трудом можно понять, мимо каких населенных пунктов в Зеленодольском районе будут летать поезда, как они перережут реку Сумку, развернутся между Юдино и Залесным и возле каких озер рассекут лесопарк «Лебяжье». Названия природных да и рукотворных объектов почему-то размыты до невозможности, хотя вся протяженность ВСМ в Татарстане — лишь 47,8 километра (по Зеленодольскому району, откуда магистраль ныряет в леса республики, ее длина — 29,2 км, по Казани — включая вокзал — 18,6 км). Представитель разработчиков объяснил это необходимостью «впихнуть» картинки в скачиваемый с сайта формат. Но это не помешало «БИЗНЕС Online» разобраться в деталях проекта.
Как известно, наиболее экономически целесообразный вариант предусматривал снос 57 тыс. кв. м недвижимости. В этом случае трассировка шла по поселку Юдино, что повлекло за собой митинги протеста хозяев домов и просто недовольных.
По итогам первых публичных обсуждений в 2013 году стало очевидно: крупные возражения есть и против «бульдозерного» варианта, и против второго по перспективности — через «Лебяжье». Были предложены иные маршруты. Лесопарк объехать не получилось, но благодаря этому удалось избежать сноса жилых и нежилых строений. Как ранее писала наша газета, всего по территории «Лебяжьего» может пройти примерно 7 км ВСМ.
По словам Ленара Сафина, один из важнейших моментов, который властям республики удалось отстоять в ходе различных согласований, — трасса в «Лебяжьем» пойдет над землей
ЛЕНАР САФИН: «ТАТАРСТАН ОТСТОЯЛ ПРОХОЖДЕНИЕ «ЛЕБЯЖЬЕГО» ПО ЭСТАКАДЕ»
Будем откровенны, конечный вариант наверняка вызвал бы недовольство одной из групп — владельцев недвижимости под снос или защитников природы. Некоторые детали выбора наименьшего из зол раскрыл министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин. Один из важнейших моментов, который удалось продавить в ходе различных согласований, — трасса в «Лебяжьем» пойдет над землей. Здесь не будет насыпи, которая наглухо закрыла бы пути-тропинки для животных и людей. Все последние годы власти Татарстана активно лоббировали именно этот вариант (к слову, публично об эстакадах министр говорил еще в 2014 году на интернет-конференции «БИЗНЕС Online»).
Протяженность ВСМ в Татарстане — 48 км
«После внимательного изучения каждого из вариантов министерствами и ведомствами республики с учетом мнения жителей Татарстана за основу был принят вариант трассировки, проходящий севернее поселка Ново-Юдино (Беляевский), — рассказал Сафин „БИЗНЕС Online“. — Этот вариант не предусматривает сноса жилых и нежилых помещений, но поскольку проходит близко к особо охраняемой природной территории „Лебяжье“, то для минимизации воздействия на окружающую среду Республика Татарстан „отстояла“ прохождение данного участка пути на эстакаде (около 6 километров). Эстакадный вариант не приведет к дроблению территории, не нарушит сообщности и доступности участков и, что немаловажно, не повлечет изменение режима формирования грунтовых вод, не нарушит пути миграции животных».
Вникая в смысл документации, приходится мириться с нечитаемыми картинками трассировки. С трудом можно понять, мимо каких населенных пунктов в Зеленодольском районе будут летать поезда
Также эстакады, судя по карте, запроектированы в Айше, Октябрьском, Юдино. «Это удорожает строительство по сравнению с насыпным устройством полотна дороги, — признал ведущий инженер сектора экономики АО „Мосгипротранс“ Павел Никулин, — однако в то же время серьезно снижает экологический ущерб. Мало того что полоса отвода земли под дорогу сокращается вдвое — это также сохраняет возможность передвижения диких животных, людей под самой дорогой».
Кроме этого, магистраль, согласно опубликованным материалам, поднимется над землей в районе Изумрудного и Светлого Лебяжьего озер — рельсы пройдут по эстакадам между ними, в 190 и 180 метрах от каждого. Много это или мало? Российские нормативы предусматривают проход трассы как минимум в 200 метрах от крупных водных объектов — например, от берегов Волги. Для озер водоохранная зона существенно меньше, объяснил Никулин. А далее трасса проследует в существующем коридоре железной дороги вплоть до Северного вокзала в Казани.
По предварительным подсчетам, в зоне строительства под вырубку попадает 54,7 тыс. деревьев
«ЛЕБЯЖЬЕМУ» КОМПЕНСИРУЮТ ЗЕМЛИ И ДЕРЕВЬЯ
Площадь ООПТ «Лебяжье» в итоге не изменится, рассказал нам источник в исполкоме: взамен «отторгнутых» земель к лесопарку прирежут новые, той же площадью. Для этого часть территории со стороны Порохового завода будет передана из федеральной собственности в муниципальную. Обычно железная дорога требует санитарную зону шириной в 100 м, а ВСМ — 50, но при условии установки шумозащитных экранов. Стандартный километр трассы ВСМ, согласно документации, требует землеотвода площадью в 15 гектаров (150 тыс. кв. м на тысячу метров трассы). Однако в Татарстане площадь землеотвода сокращена более чем вдвое. Двухпутная «железка» с охранной зоной займет по 70 тыс. кв. м земель на каждый километр трассы. Из 351 га землеотвода почти половина — 168 га, или 33 км пути, — это леса. Свыше 100 га — земли населенных пунктов и городов, почти 42 га земель сельхозназначения. Сокращение произошло не только за счет эстакад, но также за счет того, что большая часть пути по Казани проходит в границах существующего землеотвода для РЖД (о чем выше упомянул Никулин).
В Татарстане площадь землеотвода сокращена более чем вдвое
Взамен вырубленных при строительстве ВСМ деревьев будет проведена компенсационная высадка зеленых насаждений из расчета «три новых дерева за одно снесенное», сообщил «БИЗНЕС Online» заместитель руководителя исполкома — председатель комитета внешнего благоустройства Игорь Куляжев.
По его словам, местные власти провели обследование первой и второй частей трассы ВСМ совместно с представителями ОАО «Мосгипротранс». По предварительным подсчетам, в зоне строительства под вырубку попадает 54,7 тыс. деревьев (из них 955 аварийные), вместо них предстоит высадить 164,4 тыс. деревьев. Также будет заново обустроен газон на площади 246,8 тыс. кв. метров. О скрупулезности подсчета говорит уточнение, сделанное представителем исполкома: 64 дерева можно будет пересадить. Впрочем, обследование может страдать определенной погрешностью, отмечают в исполкоме, ведь точные границы стройки еще не утверждены.
ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ: «ТИХИЕ» ПОЕЗДА, БЕСШОВНЫЕ РЕЛЬСЫ И 10 КМ АКУСТИЧЕСКИХ ЭКРАНОВ
А что будет с так называемой экологией жилья, а конкретнее, с уровнем шума в близлежащих домах? Ведь скоростная дорога пройдет в 65 м от села Айша, в 80 м — от Новочувашского в Зеленодольском районе, в 125 м — от Нового Юдино, в 450 м — от поселка Юдино... «В Японии или в Китае, кажется, есть маршрут, где высокоскоростная магистраль „прокалывает“ жилой дом, — приводит пример собеседник „БИЗНЕС Online“. — Но в России нормативы гораздо жестче, чем даже в Европе. И трассировка проложена так, чтобы ни один дом не попал под нарушение нормативов».
Для защиты от шума будут применяться различные конструктивные, а также шумозащитные меры. Проектом, в частности, предусматривается строительство акустических экранов в районе Айши, Сафоново, Октябрьского, Новочувашского — суммарной протяженностью свыше 10 километров. То есть пятая часть трассы ВСМ по Татарстану получит экранирование, а зона акустического дискомфорта сократится на 150–200 м от дороги.
Карта-схема распространения шума с установленными шумозащитными экранами (ночное время)
Кроме того, разработчики уверяют, что сам принцип устройства магистрали делает ее тише. «Обычно перестук колес возникает либо от стыков рельсов, либо от проседания шпал, — объяснил Никулин. — В случае ВСМ обустройство пути производится без шпал — условно говоря, это железобетонная подушка с демпфирующими материалами, что гасит и вибрации. Если сейчас, когда товарный поезд или электричка идет по стандартному пути, вы ощущаете, как дрожит земля, то здесь это явление сведено к минимуму. Сами рельсы — бесшовные, стыков нет. Плюс вибровоздействие особенно заметно при прохождении товарных поездов, но на трассе ВСМ товарные вагоны выглядят точно так же, как пассажирские, те же аэродинамические. Это товарно-почтовые поезда, в вагонах которых можно разместить какие-либо ящики. Да, перевозить уголь или топливо „с ветерком“ не получится, но почта, бизнес-отправления, доставка тарных грузов вполне возможны».
Далее за счет высокой скорости состав пролетает настолько быстро, что шумовое воздействие на точку местности куда ниже привычных нам вагонов, уверяют проектировщики. Длина стандартного 12-вагонного поезда имеет — всего 300 м, максимальная длина состава из 16 вагонов — 450 метров. Это значит, что состав от головы до хвоста при эксплуатационной скорости в 360 км/ч, или 100 м/с, промчится мимо наблюдателя за 3 - 5 секунды. Иными словами, если вы услышали и увидели состав, то через 5 - 10 секунд его гул растворится в голубой дали. За 10 секунд состав «пролетает» километр дороги. Собственно, потому через полчаса вы окажетесь в Чебоксарах, за полтора часа из Казани доберетесь до Нижнего, за два с половиной — до Владимира, за три с половиной — до Москвы. Всего примерно 770 километров.
Предполагается, что вокзал Казань-2 будет принимать по 34 пары поездов в сутки. И они тоже значительно тише по сравнению с привычными нам электричками или грузовыми составами. «За счет обтекаемых обводов головного вагона, за счет отсутствия промежутков между вагонами снижаются аэродинамическое сопротивление и шум рассекаемого воздуха. Даже пантографы (токоприемники — прим. ред.) и колесные пары имеют защитные обтекатели», — отмечает наш собеседник.
У татарстанцев — особенно тех, кто попадает в «зону действия» магистрали, — остаются вопросы, как повлияет строительство на их бытие
«ОБЕЩАЕМ, ВСМ БУДЕТ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЭКОЛОГИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА В РОССИИ»
Тем не менее пока что экологи (просившие не упоминать их имена), с которыми пообщался корреспондент «БИЗНЕС Online», мягко говоря, не в восторге — южный вариант по Верхнеуслонскому району, за Волгой, устраивал их гораздо больше. Бескомпромиссно настроен и автор проекта «Обходная железная дорога Казани» Тахир Давлетшин. «Очевидно, при строительстве обходной железной дороги трасса ВСМ в казанской зоне пройдет в одном коридоре с ней. Корень зла в том, что строительство ВСМ-2 заявлено без необходимых процедур обоснования инвестиций, с нарушением требования ряда федеральных законов. Строительство ВСМ в предложенном коридоре нанесет непоправимый урон природе и городской среде, создаст дополнительные барьеры, приведет к удорожанию перевозок», — убежден он.
Автор проекта «Обходная железная дорога Казани» Тахир Давлетшин настроен бескомпромиссно, называя выбранную трассировку преступлением
Надо помнить, что во всем мире любое строительство непременно несет на себе печать экологических и других издержек, возражает Эрнст Мавлютов, бывший главный архитектор Казани. «Могу вот вам сказать, что при расширении Москвы у нас была такая практика, что при разработке транспортной схемы мы столкнулись с очень мощным противодействием в виде какой-нибудь дачи Васи Пупкина. Эти объекты приходилось объезжать, отчего у нас кривые и косые дороги могут в Подмосковье возникнуть. Здесь скоростная трасса не может же заставить огибать чьи-либо дачи или охотничьи угодья. Так что сейчас заказчику предстоит огромная работа в этом направлении. Успехов ему! Надо понимать, всегда есть затраты на возведение трассы, на экологический ущерб, компенсации за экологический ущерб. Эмоции тут неуместны, это чистая математика», — говорит Мавлютов.
Понятно, что у татарстанцев — особенно тех, кто попадает в «зону действия» магистрали, — остаются вопросы, как повлияет строительство на их бытие. На днях в столице РТ появилась точка, где можно эти вопросы задать. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в общественной приемной по вопросам оценки воздействия ВСМ Москва — Казань на экологию, которая открылась на станции Казань-2. В день открытия в офисе, который оформлен по всем канонам современного архитектурного дизайна, одиноко сидел Никулин. Выяснилось, что он ждет четырех молодых девушек, которые были специально наняты на работу в общественной приемной, чтобы провести с ними инструктаж. «Группа поддержки» прибыла почти в положенное время, после чего ведущий инженер сектора экономики АО „Мосгипротранс“ ввел в курс дела молодых ассистенток (более похожих на общительных второкурсниц какого-то гуманитарного института), рассказав об их обязанностях. Предварительно каждая ознакомилась с приличных объемов методическим пособием-справочником, где содержались ответы на любой предполагаемый вопрос.
Ведущий инженер «Мосгипротранса» Павел Никулин обещает, ВСМ будет одним из самых экологичных видов транспорта в России
«Жители Казани и близлежащих населенных пунктов могут прийти в эту общественную приемную и ознакомиться с мероприятиями по охране окружающей среды. Они могут посмотреть, какие трассы где проходят, какие конкретно мероприятия мы разрабатываем, чтобы сохранить животный и растительный мир, водные объекты, как мы будем минимизировать воздействие на окружающую среду. Обещаем, ВСМ будет одним из самых экологичных видов транспорта в России», — пояснил Никулин корреспонденту «БИЗНЕС Online».
Развернутый оперативный «штаб» по подготовке к публичным слушаниям в Казани похож больше на небольшой ларек в здании вокзала: сквозные стены, удобные диванчики, стол, ноутбук. А для тех, кто с ходу не поймет, что это за постройка, установлено информационное табло, по которому курсирует название «заведения». Общественная приемная изнутри и снаружи обильно оборудована разного рода мониторами, на которых транслируется красочный видеоролик, привлекающий зевак и обычных пассажиров, изнывающих в ожидании поездов. Подобные инфопункты ранее оборудовались и в других городах на пути ВСМ.
Общественная приемная будет работать в течение месяца, то есть вплоть до самих публичных слушаний в Казани 14 июня: по будням с 10:00 до 18:00 с перерывом на обед с 13:00 до 14:00.
«В этой общественной приемной жители Казани и близлежащих населенных пунктов могут прийти и ознакомиться с мероприятиями по охране окружающей среды»
«ВСЯ ЕВРОПА СЕЙЧАС В СКОРОСТНЫХ ДОРОГАХ. ЭТО ТОЛЬКО МЫ ТУТ ОТСТАЛИ — КАМЕННЫЙ ВЕК У НАС»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов сопоставить плюсы и минусы ВСМ — экологические, социальные, экономические.
Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты РТ:
— Я сам очень положительно отношусь к ВСМ. Я очень часто ездил поездами Москва — Санкт-Петербург и Москва — Нижний Новгород. Если бы эта дорога была у нас намного раньше, допустим, сообщением Казань — Набережные Челны, многие вопросы можно было бы решить оперативнее, чем передвигаясь на автомобиле. Думаю, что эта скоростная дорога нам крайне необходима. Вся Европа сейчас в скоростных дорогах. Это только мы тут отстали — каменный век у нас. Однозначно нужно сделать так, чтобы она как можно скорее вошла в строй. Это же положительно для экономики с точки зрения движения капитала, рабочей силы.
Говорить о том, что произойдет массовый отток населения с появлением ВСМ, — глупо. Кто хотел убежать в Москву, тот уже давно это сделал. Там, может, работать и хорошо, но жить там точно плохо. Пробки, скучная жизнь. Наоборот, думаю, что народ к нам будет приезжать.
Эрнст Мавлютов — бывший главный архитектор Казани:
— Скажу сразу, что такой проект должен был родиться еще лет 20 назад. Я как человек, разрабатывавший генеральный план Москвы, понимаю, что хребет всей России проходит через Москву — Казань — Екатеринбург и далее в Сибирь. Этот хребет надо укреплять. Чем он будет крепче, тем сильнее будут наша экономика, архитектура и градостроительство в стране. Главное — это то, что ВСМ даст огромный скачок для развития центра России, Поволжья. Поэтому чем быстрее этот проект реализуется, тем эффективнее начнет работать экономика страны.
Было бы неплохо, чтобы в данном проекте был еще транспортно-пересадочный логистический центр, который бы объединял речное судоходство, железнодорожный и автомобильный транспорт. Он видится в самой Казани, в районе речного порта. Эта идея витает уже лет пять, но пока своего воплощения не находит, ибо не было такого катализатора, как скоростная дорога.
«СТРОИТЕЛЬСТВО ВСМ ЧЕРЕЗ ГОРОД — ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ»
Тахир Давлетшин — автор проекта «Обходная железная дорога Казани»:
— Трасса выбрана ошибочно, поэтому всякое обсуждение оценки воздействия на окружающую среду не имеет смысла. Строительство ВСМ через город — экономическое и экологическое преступление, преступление против города, его будущего, против жителей и будущих поколений. Железнодорожный каркас Казанской агломерации устарел и не отвечает современным требованиям. В сложившейся ситуации необходимо вернуться к началу: к научному обоснованию трассы, благо в связи с возникшей паузой в проектировании и реализации ВСМ-2 появилась возможность детального обсуждения трассировки в казанской зоне, проведения необходимых расчетов. Необходимо разработать математическую модель транспортного каркаса Казанской агломерации, просчитать несколько вариантов, хотя результат и так очевиден. С этой задачей справились бы казанские ученые.
Необходимо разработать и представить в минтранс РФ и в РЖД проект комплексной реконструкции железнодорожного каркаса Казанской агломерации, включающего обходную железную дорогу Казани, ВСМ в одном коридоре с ним, Свияжский логистический центр как сортировочную станцию, внутригородское наземное кольцо железной дороги как городской транспорт, метро и автотрассу до М7. Проект железнодорожного обхода Казани поддерживается РЖД, учеными и градостроителями, при этом его надо реализовать независимо от того, будет воплощен в жизнь проект ВСМ-2 или нет (в ближайшие десятилетия).
Предполагаемое начало движения по ВСМ Москва – Казань — 2022–2023 годы / Фото: «БИЗНЕС Online»
«СЕЙЧАС МОСКВИЧИ ПОНАЕДУТ... НАДЕЮСЬ, В МОЮ ДЕРЕВНЮ НЕ ВТОРГНУТСЯ!»
Алексей Коннов — директор центра аналитических исследований и разработок:
— Мое личное отношение к этому очень положительное. Вопрос тут в другом: насколько это все быстро будет реализовано, когда она появится у нас? А так это очень приятный, быстрый и удобный вид транспорта. Думаю, что на какие-то социокультурные вопросы это никак не повлияет. Нельзя сказать, что Москва и Казань сегодня слишком далеки друг от друга. Даже наоборот, настоящее сообщение очень удобно — вечером сел здесь, а проснулся уже там. Знаю некоторых людей из бизнеса, которые не очень любят летать и предпочитают поезда. Вот им будет очень удобно со скоростными поездами!
Другое дело, что у нас РЖД — монополист, который может ставить любые цены. В последнее время мы видим, что цены на поезда сравниваются иногда с самолетными перелетами, даже с учетом скидок. Это только с этой точки зрения, а с позиции транспортной доступности Казань и Москва и так близки друг к другу — что самолетом, что железнодорожным транспортом. Теперь будут еще ближе. Почему бы и нет? Кто-то будет им пользоваться. Это все приятно, удобно, комфортно, вполне хорошо. По крайней мере, если речь идет о Европе. Там стоит это почти копейки. У нас все будет зависеть от финансов. Если ВСМ сейчас будет стоить чуть дороже, чем самолет, то тогда непонятно, зачем она нам нужна. А если это будет за приемлемые деньги, тогда еще более-менее.
Что касается социокультурного сближения Москвы и Казани, то мы и так недалеки. Тут не произойдет почти никаких изменений.
Роман Кузнецов — солист группы «Волга-Волга»:
— Я ездил на «Сапсане», «Стреле». От них у меня только хорошие впечатления. Что касается отношения к ВСМ Москва — Казань... Каких-то моих друзей это затрагивает — их просят переселиться. Там, я так понимаю, существует бумажный геморрой: устарели документы на землю и собственность, которая была воздвигнута еще при советской власти. Правительство этим активно пользуется, отбирая землю. То есть если бы не было этой магистрали, то люди жили бы и забот не знали. С бытовой точки зрения мне их немного жалко. Но с точки зрения XXI века это, конечно, большой шаг вперед. Это более безопасно, чем самолеты. Я сам не против технических революций, пусть все это идет вперед, развивается. Но не думаю, что это будет дешевое удовольствие. Цена билета, наверное, будет соразмерна стоимости билета на самолет, хотя с точки зрения благополучия наших артистов это пройдет незамеченным.
Но дело даже не в этом, а во всей интеграции... Я сам родился в Москве, потом уехал в Казань. А теперь живу в деревне, сбежав из города. Сейчас москвичи понаедут... Лично я стараюсь держаться подальше от всех этих скоплений людей и достижений цивилизации. И наверное, многие москвичи сейчас также думают о личном покое. Надеюсь, что в мою деревню москвичи сейчас не вторгнутся (смеется).
Проект строительства высокоскоростной магистрали Москва — Казань был предложен президентом РФ Владимиром Путиным со сроком реализации к мундиалю-2018. Его протяженность — 770 км, время в пути — 3,5 часа, пассажиропоток на начальном этапе — 4,7 млн. человек, предварительная стоимость —1,26 трлн. рублей. Финансирование предполагает участие Китая, который в перспективе рассчитывает на ВСМ Пекин — Москва. Пока Пекин готов вложить 100 млрд. рублей в уставный капитал ВСМ и добавить к этому 400 млрд. рублей кредита сроком на 20 лет под 4% годовых. Кроме того, свои предложения по участию выдвинули и компании Германии (группа «Немецкая инициатива» включает Siemens, Deutsche Bank и другие) на сумму 3,5 млрд. евро.
Экономический эффект от ВСМ для Татарстана озвучивал на одном из экономических форумов в Санкт-Петербурге президент РТ Рустам Минниханов. Пассажиропоток Москва — Казань — Москва оценивается в 8 млн. человек, половина пользуется железной дорогой. После запуска ВСМ поток может вырасти до 18 миллионов. Мультипликативный эффект в экономике ожидается уже на стадии строительства в виде валового прироста ВРП на 12,3 млрд. рублей, бюджетный эффект — 1,8 млрд. рублей.
Предполагаемое начало движения по ВСМ Москва Казань — 2022–2023 годы. Глава РЖД Олег Белозеров назвал этот срок «вероятным».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 449
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.