«Если эта ночная жизнь будет системная, правильная, то люди будут заняты», — выразил Рустам Минниханов свое отношение к идее ночных мэрий и признал, что обновленные общественные пространства РТ функционируют не везде. Представители креативных индустрий вчера на встрече в «Штабе» просили о швейном IT-парке, сетовали на культуру молодежи «из маленьких городов», а президент РТ с гордостью сообщил количество зрителей его прямых эфиров в «Инстаграме».
Героями вечера себя явно ощущали Ярослав Муравьев, а также замглавы аппарата президента РТ Александр Терентьев, чьей креатурой принято считать удачливого в части выделения бюджетных денег «штабиста»
ФИШМАН В ГОСТЯХ У МУРАВЬЕВА
Всю прошлую неделю креативная индустрия Казани готовилась ко встрече с президентом Татарстана, бессонные ночи трансформировались в яркие стенды с результатами деятельности и дальнейшими перспективами работы, которые должен был оценить Рустам Минниханов и, возможно, добавить бюджетного финансирования тому или иному проекту. Вообще, в этой сфере уже сложилась приличная конкуренция. «Они более официальные, они же культурой не занимаются как таковой, а мы все-таки культурная институция, занимаемся современным искусством, проводим выставки, лекции, показы», — так ответил известный художник, основатель центра современной культуры «Смена» Ильгизар Хасанов на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, есть ли конкуренция, к примеру, между «Штабом», где и происходило вчерашнее действо, и «Сменой». Из ответа вроде бы следовало, что конкуренции нет, но из его тона, что, очевидно, есть.
Впрочем, несмотря на многочисленные имиджевые успехи «Смены», в поле татарстанского креатива есть два основных фаворита в борьбе за госсредства — это руководитель «Штаба» Ярослав Муравьев и помощник президента РТ Наталия Фишман. Напомним, что в начале прошлого года интернет-журнал «Инде», только-только запущенный на тот момент Фишман, был даже вынужден съехать из «Штаба», где поначалу базировался, а в качестве причины называли личный конфликт двух боссов. Каково же было удивление корреспондента «БИЗНЕС Online», когда накануне в свите Минниханова была обнаружена и его помощница, хотя буквально за пару дней до этого люди, хорошо знакомые с Фишман, рассказывали, что она «к „Штабу“ Муравьева не подойдет никогда в жизни». Хотя, очевидно, что помощник не может в одиночку решать — идти ему или не идти с шефом на то или иное мероприятие, в любом случае Наталия Львовна «держала фасон» и ничем не выказывала вчера своего недовольства.
При том что героями вечера себя явно ощущали все тот же Муравьев, а также замглавы аппарата президента РТ Александр Терентьев, чьей креатурой принято считать удачливого в части выделения бюджетных денег «штабиста». Большинство красочных стендов, возле которых представители креативных индустрий рассказывали о своих проектах, так или иначе, касались «Штаба» и всего, что с ним связано. Возле них и прогуливались для начала Минниханов, мэр Казани Ильсур Метшин и несколько татарстанских министров.
Сам президент подолгу не задерживался у стендов, слушал его создателей, задавал несколько вопросов и двигался дальше. К примеру, как любитель различных девайсов Минниханов не смог пройти мимо и примерил очки виртуальной реальности проекта «Мы улетим» для изучения астрономии. Руководитель компании «Реальная астрономия» Виталий Каретников рассказал, что проект направлен на популяризацию этой науки. «Главный наш ресурс не очки, а программа, очки — это всего лишь девайс, как джойстик или мышка, — рассказал Каретников позже нашему корреспонденту. — Сама программа, начинка — наша разработка».
Так, перемещаясь от стенда к стенду, делегация и участники обсуждения уселись в лектории резиденции. Обсудить проблемы креативных индустрий собралось немало желающих — свыше 50 человек.
Наталия Львовна «держала фасон» и ничем не выказывала вчера своего недовольства
«ГОВОРЯТ, ЧТО ТОЛЬКО ПО ЗНАКОМСТВУ, ПО БЛАТУ. ВООБЩЕ ЭТО ГЛУПОСТИ...»
Но началось все с темы благоустройства общественных пространств. Директор института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Ольга Полищук сообщила, что 75% населения России живет в городах, из которых 20% — люди в возрасте от 16 до 29 лет. «Город сам по себе как университет — кластер самых умных, амбициозных, пассионарных людей, — начала Полищук. — Самый главный вызов в том, чтобы они не уезжали. Одна из вещей, которая оставляет нас в городе, — это досуг и самореализация». С Полищук согласился и основатель лофта «Фабрика Алафузова» Андрей Питулов. «Есть тенденция, что самая творческая молодежь уезжает из Казани в силу того, что не может здесь реализоваться, — сказал он. — Это было массовое явление в 2000-е годы, а вместо них приезжала молодежь, тоже классная, из маленьких городов. И уровень культуры ее, к сожалению, чуть ниже, и потребности у них немножко другие. Они приехали в Казань, и вроде бы уже все здорово».
Но похожая ситуация, даже острее, стоит в Набережных Челнах, о чем рассказала Виктория Штанке — один из основателей культурно образовательной платформы «Метро» в автограде, продолжив тезис о том, что из Казани уезжают, а приезжают из деревень. «Это они про нас сказали, про меня, про Метшина, — пошутил уроженец Рыбно-Слободского района ТАССР Минниханов. — У нас с культурой конечно... но мы готовы учиться». Но Штанке объяснила, что многие другие жители Челнов задаются вопросом: «А почему я в Челнах?» «Критерии проживания для молодежи в городе становятся неким критерием несостоятельности, нереализованности, — объяснила она ситуацию. — Это запрос на третье место, не только дом-работа». Президент одобрительно кивнул головой и предложил разработать и челнинскую программу поддержки представителей креативных индустрий, как и казанскую.
«Нас очень беспокоит, когда люди уезжают, — сказал президент Татарстана. — Они едут за счастьем, но пока ты не поймешь, что счастье везде примерно одинаковое, проходит время. А если бы мы могли сразу... Во-первых, у нас много выпускников уезжают учиться в Москву и Питер. Если бы наши университеты работали с этой молодежью, большинство оставалось бы здесь. Нам необходимо персонифицировано заниматься выпускниками, подумать, как их трудоустроить, это очень большая работа. Здесь мы недорабатываем. Все говорят, что только по знакомству, по блату. Вообще это глупости, надо брать на работу по профессиональному мастерству и по его способностям, возможностям».
Андрей Питулов и Виктория Штанке
«ПЕРЕХОДИМ НА НОЧНОЙ РЕЖИМ РАБОТЫ, ИЛЬСУР РАИСОВИЧ»
Но встреча с креативной молодежью не была бы таковой, если бы, например, казанскому градоначальнику Метшину не предложили создать ночную мэрию со своим руководителем, не наделенным всеми полномочиями своего дневного коллеги, но отвечающего за развитие ночной жизни города. Некий консультант на общественных началах. «Переходим на ночной режим работы, Ильсур Раисович, — сказал Минниханов. — Обрадуй свою жену, что тебя долго не будет». Ночная мэрия ставит перед собой цель — развенчать стереотип ночной жизни как чего-то плохого, пошлого, создавать интересные и разноплановые события. В итоге прозвучало предложение назначить ночным мэром столицы РТ известного диджея и клубного продюсера Артура Хосровяна, который пообещал развивать совместные культурные проекты и работать ночью, пока основные сотрудники мэрии спят.
«Наверно, у Ильсура замы тоже хотят ночью поработать?» — спросил Минниханов, но Метшин сообщил, что с ночным градоначальником хорошо — днем он спит. «Это он сначала так говорит, что спит, а потом и днем будет работать! — сказал президент РТ под смех зала, но все же поддержал идею наладить интересную ночную жизнь. — Если эта ночная жизнь будет системная, правильная, то люди будут заняты. Мы тоже молодыми были. Молодежь ищет приключения, лучше дать им нормальные приключения. Я думаю, это хорошая идея. Надо начать с Казани. Казань, Челны показать, как организовать ночную жизнь. Надо бы собрать всю эту креативную молодежь в Казани, поговорить, обсудить идею ночного мэра, какие полномочия ему дать».
Прозвучало предложение назначить ночным мэром столицы РТ известного диджея и клубного продюсера Артура Хосровяна, который пообещал развивать совместные культурные проекты и работать ночью
«Нужно насыщать вечерний, ночной период событиями, чтобы это не ассоциировалось с чем-то развратным и неприличным, как это зачастую бывает», — говорил позже Хосровян журналистам — похоже, сама идея «ночного мэра» была всеми участниками дискуссии воспринята всерьез. По словам клубного продюсера, более 30 - 50 тыс. человек в Казани проводят поздние вечера в пятницу и в субботу за пределами дома. «Это не только клубы, нужно создать коммуникации в парках, для активностей по типу «Велоночи», «Библионочи», — считает Хосровян. — Я проходил по паркам, их нужно обживать, это как новые квартиры, в которых нужно пожить, обжить, насытить происходящим. Пока мы далеки от идеала. Пока это не точка притяжения. Ее нужно развивать за счет большого количества событий. Зимой это могут быть кинотеатры, ночные клубы, чтобы активности были и в это время года».
Директор «Стрелки» Полищук тем временем сообщила, что Татарстан — один из немногих регионов, где не только города, но и небольшие населенные пункты поворачиваются к человеку лицом. «Здесь есть ряд вызовов, когда все сделано, чтобы вокруг общественных пространств, культурных центров начинала развиваться дополнительная жизнь, — сказала она. — Туда приходит людской поток, трафик. Кто берет этот трафик? Этот трафик должны брать предприниматели, малый и средний бизнес. Вы большим политическим ресурсом делаете то, о чем в других городах только мечтают. Это порождает низкую активность снизу». Роль креативных индустрий в Татарстане должна заключаться в том, чтобы давать возможность и инструменты, но не пережимать, рассуждала Полищук.
«Мы много строим городские пространства, приводим в порядок наши клубы, строим спортивные объекты, — взял слово Минниханов. — По большому счету не везде все это функционирует. Когда там будет жизнь, когда там будет активность, когда там будут креативные люди, ситуация будет совершенно другой». «Когда мы даем все — у нас пропадает вкус того, что нам дали, — согласилась Полищук. — То количество пространств, которое вы сделали за последнее время, просто открывает огромный рынок для культурных проектов».
Разработчик спортивной одежды «Чукча» Артем Глебов (слева) рассказал собравшимся о том, что только в Казани более 30 начинающих дизайнеров, гораздо больше тех, кто уже работает
«ЭТО КАКОЙ ВУЗ ИЛИ ТЕХНИКУМ? МЫ ЗАКРОЕМ ЕГО СРАЗУ!»
Разработчик спортивной одежды «Чукча» Артем Глебов рассказал собравшимся о том, что только в Казани более 30 начинающих дизайнеров, гораздо больше тех, кто уже работает. «У публики проявляется интерес к тому, что произведено здесь, люди начинают болеть за свое, — сообщил Глебов. — Все сидят по своим углам, производят свое и абсолютно не интересуются тем, что происходит у других. Какая-то закрытая конкуренция, которая существует без текстильного рынка в Татарстане. Мы не взаимодействуем друг с другом, а это колоссально влияет на рынок».
Минниханов же постыдился того, что на большинстве присутствующих в зале нет ничего отечественного, все импортное. «Неужели мы не можем? — задался вопросом президент. — Хоть спортивные костюмы будем носить казанские. Слава богу, я с тобой познакомился! Вот носки у нас есть в Альметьевске, которые можно носить, кукморские валенки я в кабинете ношу. А так больше ничего нет. Это стыдно, мы бы носили свое с гордостью».
Развивающий бренд «Матур» Дмитрий Никифоров согласился и посетовал, что нет пространства, где можно создать дизайн и продажу модной продукции, и предложил Минниханову сделать такой кластер, по образу и подобию IT-инкубатора, но для легкой промышленности. «Когда мы объединим это в целое, у нас будет общая база, — считает Никифоров. — У нас по отдельности существуют дизайнеры, производители и бренды, которые работают за счет движка, который продает их».
Руководитель школы шитья и моды WW_ school Рената Дорофеева пожаловалась Минниханову на то, что не хватает молодых кадров, которые понимают прикладную ценность и пользу одежды.
— Наши институты обучают теоретическим основам, а практической, модной составляющей у нас нет, к сожалению, — сказала она. — Даже после пяти лет обучения в вузе девушки приходят ко мне на работу, и они не умеют конструировать вообще, не умеют шить вообще. Прикладная основа потеряна. Нам нужен такой же IT-парк, но только швейный парк.
— Учат тому, что они ничего не умеют, — это какой вуз или какой техникум? Мы закроем его сразу! — сказал под смех зала Минниханов.
— Нет взаимодействия — технологов учат технологии создания одежды, конструкторов... — не успела договорить Дорофеева, а Минниханов уверенно сообщил, что ничему они не учат.
— Образование должно быть дуальным, на производствах должны быть кафедры, — сказал президент. — Мы тратим такие деньги, а эффекта нет! Высшая школа как школа после школы, а они должны давать навыки профессий. Особенно в средне-специальных учебных заведениях, ресурсных центрах.
Тут Минниханов вспомнил свой визит в Тыву, где национальную одежду адаптировали для повседневного использования. «Было бы неплохо, — сказал глава республики. — У нас есть, но мы же не артисты — пестрые, блестящие вещи надевать».
Пока же шло выступление и презентация, Минниханов опубликовал в «Инстаграме» несколько снимков и даже провел там же прямой эфир. «В одном случае 7 тысяч человек смотрело, во втором случае — 5 тысяч, — сообщил он залу. — Я думаю, какую-то лепту я уже внес в эту работу».
Шутки-шутками, а президент предложил все озвученные идеи положить на бумагу и найти людей, которые могли бы организовать нормальный процесс. «Вообще, Наталия Фишман, подключитесь, — сказал Минниханов. — Какая поддержка [нужна] с нашей стороны? Где? Что? Надо ли помещением помочь? У нас огромное количество мероприятий, мы платим достаточно большие деньги за те или иные вещи, почему нам не вовлекать в этот процесс своих? Рынок этот монополизирован, нужна конкуренция».
«Я КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ НЕ УСЛЫШАЛ О НЕЙ»
Опрошенные корреспондентом «БИЗНЕС Online» участники встречи с президентом считают, что формат подобных обсуждений нужен для того, чтобы власти держали руку на пульсе.
Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:
— Там, где есть возможность напрямую пообщаться с властью, президентом, ее нужно использовать. Самое интересно в том, что понимание президента совпадает с представителями индустрий, с моим пониманием. Это хорошо, что у нас есть общий вектор, значит, будут движения. Я как представитель технической креативной индустрии не услышал о ней. Мы специально сделали технопарк «Авиатор», у резидентов которого есть идеи в сфере производства электроники, мы можем помочь лучше довести идею до реального изделия. Это тоже креативная индустрия.
Сергей Насекин — дизайнер, директор дизайн-студии «Айбат»:
— В таком формате я не встречался с нашим президентом, это просто встреча с молодыми людьми. Это такая попытка [властей] держать руку на пульсе, знать, чем дышат, о чем думают и что могут предложить. Власть должна все знать, про все слои населения, в том числе про молодое, я здесь не вижу ничего противопоказанного.
Ильгизар Хасанов — художник, идеолог ЦСК «Смена»:
— Проводить нужно, потому что всегда есть организаторы, которые должны есть свой хлеб не зря. А это, мне кажется, нормальная европейская система, которая включает консолидированный отчет, когда каждый и анонсирует, и демонстрирует происходящее. Вредного ничего нет. Те, кто что-то производит, друг друга видят, знакомятся. Порой иногда нужно знать, что кто-то уже такие проекты разворачивает. Это такое хорошее организационное мероприятие, а хорошо оно тем, что очень короткое. Важно, чтобы молодежь перестала быть анонимной, чтобы руководители знали, чем она занимается. Когда все анонимно, непонятно, кто, как и чем занимается. Это не совсем правильно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 149
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.