Даже риск быть уволенными не остановил работников ТЭМПО от искушения рассказать о новой покупке своего босса. Самую большую яхту в Татарстане, слухи о которой ходили еще с прошлого года, можно лицезреть у причала на одной из челнинских баз отдыха. При этом эксперты «БИЗНЕС Online» утверждают, что выставленное на продажу более чем за полторы сотни миллионов рублей судно могло потерять две трети от своей стоимости.
«ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ И НЕ РАССКАЗЫВАТЬ О ПОКУПКЕ НИКОМУ И НИГДЕ»
Фаил Шарифуллин, владелец холдинговой компании «Татэлектромаш», пожалуй, один из самых закрытых предпринимателей Татарстана, стал обладателем фешенебельной и, по некоторым данным, самой большой в Татарстане моторной яхты под названием «Адита». Как стало известно «БИЗНЕС Online», компания «ТЭМПО» челнинского олигарха приобрела 47-метровую яхту у казанского строителя и бизнесмена Ягфара Заляева еще в прошлом году, но доставить дорогую «игрушку» в Набережные Челны смогли относительно недавно. Источники нашей газеты на самом предприятии рассказали, что разговоры о покупке руководства компании большой яхты стали ходить еще с середины прошлого года, но воочию увидеть дорогостоящую покупку смогли лишь пару недель назад — 15 мая предприятие с размахом отметило международный День семьи. Праздник отмечали на собственной базе отдыха «Березка», к причалу которой и было пришвартовано судно. На борту красовалась надпись — ТЭМПО. По их же словам, работникам предприятия служба безопасности под страхом увольнения наказала «держать язык за зубами и не рассказывать о покупке никому и нигде» и тем более не производить фото или видеосъемку дорогой игрушки гендиректора компании.
Когда «БИЗНЕС Online» стало известно, что покупка совершена одной из фирм Шарифуллина, мы дозвонились до одного из ключевых топ-менеджеров и поинтересовались, действительно ли покупка яхты имела место. На это собеседник из НПО «Татэлектромаш» сообщил, что никогда и ничего о яхте не слышал.
Отметим, что к классу мегаяхт обычно причисляют суда, длина которых превышает 40 метров. Между тем, по некоторым данным, судно Шарифуллина является самым крупным прогулочным моторным катером в Татарстане. Так считает президент федерации парусного спорта Набережных Челнов Олег Голубев. Слово «яхта», по его словам, к подобным судам неприменимо. Он также рассказал, что престижные импортные лодки есть у владельца «Красного Востока-Агро» Айрата Хайруллина, а другой собеседник издания — казанский корреспондент московского журнала «Катера и яхты» Фарит Валиуллов — заявил, что импортная лодка марки Princess есть у известной в Татарстане семьи Миннахметовых. Однако все эти яхты имеют размеры примерно в 18–20 м, а стоимость их колеблется от $2 до 5 млн., в зависимости от производителя. При этом те же Princess значительно меньших размеров могут стоить значительно больше «Адиты», переделанной из теплохода ОМ.
Для яхты ТЭМПО на Каме специально был построен причал. Правда, по прикидкам Валиуллова, за свое плавсредство Шарифуллин выложил не более 50 млн. рублей даже с учетом эксклюзивного дизайна, комфортабельности, класса переоборудования и прочей дорогостоящей начинки. Отметим, что прежний владелец судна Заляев, «прославившийся» долгостроем «Золотая подкова» на улице Павлюхина в Казани, выставлял «Адиту» на продажу в 2014 году за 108 млн. рублей, а в 2015-м — за 158 млн. рублей.
«Насколько такие размеры нужны на Волге, Каме — вопрос личных амбиций, это такой вариант круизного корабля. Воды у нас много, у нас самая большая акватория в Европе и очень мало того, что ходит по воде, так как инфраструктура не развита, на воде вообще нет экономики. Яхтинг и обладание — это разные вещи. Когда сам управляешь — это одно, если ходишь как пассажир — дело другое, — считает президент федерации парусного спорта РТ Юрий Бродниковский. — На Волге достаточны яхты от 5 до 10 метров. Самый массовый яхт-флот в мире — „микрушный“, то есть это недорогие небольшие суда. Надо понимать, что обслуживание лодки — это 20 процентов от ее стоимости ежегодно с учетом заправки. Не знаю, можно ли считать этот катер самым большим в Татарстане, меня эта тема никогда не интересовала. Лучше заказывать новое, красивое, хорошее судно, а все, что переделано, — оно переделано, но почему бы и нет? Для такого судна 50 миллионов рублей — это мало. В мире все, что до 800 тысяч долларов, — это бюджетные модели. Нужно понимать философию — для чего?»
ТЭМ: ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ
Напомним, кто же стал новым «пароходовладельцем». Холдингом «Татэлектромаш», как известно, управляют Шарифуллин и его компаньон Ильдус Исламов. Как рассказывал сам Шарифуллин в интервью «БИЗНЕС Online», Исламов, будучи гендиректором НПО «Татэлектромаш», владеет имущественным комплексом холдинга — площадкой, где на правах аренды располагаются производства. Промышленная площадка занимает около 100 га в Набережных Челнах. Известно, что и политические вопросы, в частности отношения компании с республикой, регулируются Исламовым: в начале 2000-х годов первый президент РТ Минтимер Шаймиев доверил контроль над бывшем госпредприятием именно ему. На тот момент производство переживало постсоветский кризис, контролировал его муниципалитет, возглавляемый мэром Челнов Рафгатом Алтынбаевым.
Шарифуллин со своей стороны принес в холдинг живые деньги, и к 2002 году они с Исламовым увели площадку от банкротства, а на ее производственной базе создали технопарк «Татэлектромаш». Собственники начали активно запускать новые направления, хотя главным и поныне остается изначальное — Завод транспортного электрооборудования (ЗТЭО), производитель двигателей для трамваев и троллейбусов. Сегодня в АО «ХК «Татэлектромаш» входит 7 предприятий: ЗТЭО, трубный завод «ТЭМ-ПО», производство автокомпонентов ЗАО ПТФК «Технотрон» с метизным заводом в составе, Камский завод металлоконструкций, металлургический комбинат «ТЭМПО» — один из первых резидентов челнинского ТОСЭРа, а также торговый дом «ТЭМ» и логистическая компания «ТЭМПО-Логистик». Стопроцентным владельцем и председателем совета директоров холдинговой компании является Шарифуллин, под началом которого работают около 6 тыс. человек. В 2015 году он запустил процесс реорганизации и переоформил все предприятия на себя, выкупая акции холдинга как физлицо. По его словам, чем более предприятие является частным, тем оно защищеннее. По итогам того года оборот холдинга составил 12–13 млрд. рублей, хотя вторым после КАМАЗа официальным налогоплательщиком в автограде значится не ТЭМ, а картонно-бумажный комбинат.
Фаил Шарифуллин стал обладателем фешенебельной и, по некоторым данным, самой большой в Татарстане моторной яхты под названием «Адита»
ТЭМ всегда оставался на хорошем счету не только в республике, но и в стране. Новый металлургический комбинат без проволочек вошел в ТОСЭР, легко получил нужные лимиты по электроэнергии, фонд развития моногородов оплатил из федеральных средств строительство дороги к предприятиям промышленной зоны, ведущей к ТЭМу. В первую очередь лояльность властей обусловлена стратегической важностью ЗТЭО — двигатели остаются редким примером реального импортозамещения, избавляя отечественные предприятия от зависимости перед харьковским заводом. После развода с Украиной доля ТЭМа на рынке электродвигателей, которая прежде составляла около 50%, растет, и сегодня челнинский завод является основным поставщиком на российском рынке.
Бывшие работники холдинга о работе на ТЭМе отзываются так: зарплата приличная и вовремя, но дисциплина не гражданская — в случае чего рукоприкладством не побрезгуют. Дело в том, что собственная служба безопасности целиком набрана из отставных полицейских (около 60 человек), которые тоже в свое время имели дело с группировками и не привыкли церемониться. Устроился в холдинг, по нашим данным, и Дмитрий Косинов — идеолог подпольных казино в Челнах, получивший условный срок по «игорному делу» после сделки со следствием. Избежав заключения, Косинов теперь работает коммерческим директором на одном из заводов группы.
«ТИТАН-2», «ВЕДИ», «АДИТА»
Но возвратимся к нашей яхте. Как выяснил «БИЗНЕС Online», плавсредство на протяжении нескольких лет сдавалось в аренду корпоративным клиентам для проведения различных мероприятий по цене 55 тыс. рублей в час. Несмотря на длительное пребывание в Татарстане, яхта состоит на учете в Доно-Кубанском филиале Российского речного регистра. Этот филиал обслуживает Республики Адыгея, Карачаево-Черкессию, Крым, Севастополь, а также Краснодарский и Ставропольский края, Белгородскую, Волгоградскую, Воронежскую, Липецкую и Ростовскую области. В ведомстве в ответ на запрос издания рассказали, что портом приписки судна является Таганрог, а зарегистрировано оно с недавних пор на ООО «ГрадРесурс» из села Старое Клянчино Тукаевского района. 100-процентным собственником компании, по данным системы «Контур.Фокус», является Шарифуллин, а Старое Клянчино — это село, где он родился и вырос.
Судя по общим очертаниям и размерам, в основе корпуса «каравеллы» лежит хорошо известный теплоход ОМ, разработанный в ГДР в 60-х годах прошлого века. Омик относится к серии пассажирских рейсовых судов, работавших на пригородных линиях в СССР. Выпускались эти суда не только на немецких, но и на российских верфях. Их, в частности, выпускали на Московском судостроительном заводе, Судостроительно-судоремонтном заводе им. 40-й годовщины Октября (Нижегородская область), Херсонском судостроительно-судоремонтном заводе (Украина) и на немецкой судоверфи «Эдгар Андре» из города Магдебург. Данный экземпляр проекта 935 был построен в 1967 году на Херсонском ССРЗ (Украина), однако в базе данных Российского речного регистра указано, что судно было построено в 2010 году. По правилам регистра при реновации судна и замене до 20% площадей и механизмов новым годом постройки может быть указан год проведения работ. Модернизация судна проходила на Запорожском судостроительно-судоремонтном заводе. Автором проекта реконструкции является севастопольское ООО «Юнтц» (Южный научно-технический центр).
Как рассказывал газете «БИЗНЕС Online» пару с половиной лет назад (когда судно впервые было выставлено на продажу Заляевым) главный редактор сайта речного флота Riverfleet.ru Михаил Архипов, первоначально оно имело название «Титан-2», принадлежало министерству цветной металлургии СССР, а управлял им Запорожский титано-магниевый комбинат. Весной 2010 года судно было продано из активов титано-магниевого комбината и прошло полное переоборудование и реновацию на Запорожском судоремонтном заводе. Пассажировместимость при этом была снижена со 166 до 18 человек. Новым владельцем судна, переименованным в «Веди», стала киевская компания ООО «Будмаркет». В октябре 2012 года теплоход снова сменил владельца и имя, с этого момента судно уже под названием «Адита» перешло во владение вышеупомянутого Заляева.
КРАСНОЕ ДЕРЕВО, ВИТРАЖИ И КАЮТА КЛАССА «ЛЮКС» РАЗМЕРОМ С КВАРТИРУ
«Адита» за 7 лет своей жизни успела походить по Волге, Каме и Дону, а также Черному и Азовскому морям. Последнее освидетельствование судно проходило в июле 2016 года, которое действует до октября 2017 года. Общая пассажировместимость яхты — 18 человек, из которых 8 человек — это члены команды и обслуживающий персонал. Яхта с запасом хода в 1 тыс. км и автономностью плавания в 4 суток имеет длину 46,7 м и ширину 7 м, развивает скорость до 27,8 км/ч. По российскому речному регистру судно принадлежат к классу О, означающему, что судно подобного типа может ходить по крупным рекам, озерам и водохранилищам при высоте волны до 2 метров.
В машинном отделении в ходе модернизации в Запорожье вместо родных дизелей серии ДРА-180/2000-АМЗ, которые, по некоторым данным, ведут свою родословную еще от двигателя танка Т-34, установлено два мотора фирмы Caterpillar мощностью 345 л. с. каждый, а вместо родного был установлен дизель-генератор мощностью 75 кВт английский фирмы FG Wilson. Но главный упор, судя по всему, делался на роскошь в отделке и меблировке. Стеновые перегородки отделаны красным деревом, подволок (потолок корабельного помещения — прим. ред.) украшен витражом, а пол — ковровым покрытием. На яхте имеются две двухместные каюты класса «люкс» и одна двухместная каюта VIP. Помимо этого, в носовой части главной палубы расположена кают-компания, а в средней части — коктейль-бар. Даже каюта класса «люкс» по размерам вполне сойдет за двух-трехкомнатную квартиру. Есть спальня с небольшой гардеробной, кабинет и холл с барной стойкой.
Если VIP-гость захочет расслабиться, к его услугам имеется ванная с джакузи. Другие каюты, конечно, по размерам слегка уступают каюте хозяина, да и вместо гидромассажных ванн в них обычные, но в них тоже довольно уютно. Одна оформлена в бежево-коричневых тонах, другая — в зеленых. В гостиной на полу уложены расписные ковры, светло-бежевые кресла и диваны с причудливым орнаментом, огромную дверь украшает чешский витраж ручной работы. На стенах расположились охотничьи трофеи: парочка чучел норок и каких-то хищных птиц, серовато-рыжая белка. На полу царственно возлежит рысь. Рубка капитана — тоже ковры, красное дерево, но обстановка в целом более сдержанная и спокойная, как и подобает рабочему месту. Внизу — кухня, уставленная бытовой техникой, небольшая каюта для официанток и еще одна — для повара. Есть и лифт, чтобы официантам было удобнее носить блюда отдыхающим. Не забудьте и про сауну, отделанную красным канадским кедром. Она сочетает в себе три: финскую, русскую и инфракрасную — с подогреваемый полом в предбаннике и мозаикой в раздевалке. Приятным дополнением в жаркий или прохладный день станет система микроклимата производства Daikin.
Переделка омиков под суда VIP-класса — явление довольно распространенное. В Татарстане, например, ходят несколько таких посудин. С переделкой ОМ в яхту хорошо знакомы на зеленодольском предприятии «Иона». Как рассказывал «БИЗНЕС Online» главный конструктор предприятия Владимир Леонов, компания перестраивала, например, судно «Активист» — бывший ОМ-160, президентскую яхту Татарстана, которая, кстати, тоже недотягивает до размеров яхты Шарифуллина. Несмотря на солидный возраст (52 года), это судно соответствует всем современным нормам безопасности. Вместе с тем у омика есть ряд недостатков, которые нельзя не учитывать.
«Основная проблема в том, что они старые и все-таки неудобные. У них низкая надстройка — носовой и кормовой салоны рассчитаны на людей ростом ниже среднего. На „Активисте“ мы были вынуждены поднимать крышу кормового салона на 300 миллиметров, чтобы получить требуемую высоту помещений. Носовой салон имеет более хитрую форму — и там можно найти решения, чтобы увеличить объем пространства и визуально, и эргонометрически. Вторая проблема — безопасность плавания: надо выполнять расчеты, чтобы принимать балласт по современным нормам. Омик несколько тесноват благодаря своему узкому корпусу. Благодаря „разваленным“ бортам кажется, что 7 метров вроде бы достаточно, но на уровне „пояса“ цифры заметно меньше. Но это, в общем-то, на любителя».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 85
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.