Около 20 тыс. клиентов Татфондбанка, по неподтвержденным данным, попали в списки неплательщиков кредитов из-за неразберихи в обслуживании после краха банка и прихода временной администрации. В самом АСВ проблему не отрицают, но обещают решить все технические неполадки, а на будущее — внедрить специальную IТ-систему отправки данных по кредитам для ликвидируемых банков. Что думают об этих заемщиках на татарстанском банковском рынке, узнавал «БИЗНЕС Online».
В АСВ обещают решить все технические неполадки, а на будущее — внедрить специальную IТ-систему отправки данных по кредитам для ликвидируемых банков
«ПОГАШЕНИЕ В РЯДЕ СЛУЧАЕВ НЕ БЫЛО ЗАЧТЕНО. МЫ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РЕШАЕМ ЭТУ ПРОБЛЕМУ»
Сегодня РБК со ссылкой на свои источники сообщил, что у 20 тыс. клиентов Татфондбанка по техническим причинам оказалась испорчена кредитная история. По их словам, несмотря на то, что заемщики исправно платили по взятым в банке кредитам, когда он уже испытывал проблемы и находился под управлением временной администрации Виктора Онегина, их платежи не были зачтены, в итоге за клиентами числится просрочка. Эту тему обсуждают заемщики на форумах, а сам факт не отрицают в агентстве по страхованию вкладов. «В Татфондбанке клиенты, которые возвращали займы по кредитам в период моратория, до сих пор имеют задолженность перед банком. Погашение в ряде случаев не было зачтено. Мы в настоящее время решаем эту проблему. Склоняемся к тому, чтобы соблюсти „дух закона“ и учесть данные погашения», — цитирует РБК главу АСВ Юрия Исаева.
Правда, цифру в 20 тыс. человек не комментируют ни АСВ, ни крупнейшие бюро кредитных историй — «Эквифакс» и Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Между тем собеседники газеты не припоминают, чтобы подобная ситуация в таком масштабе когда-либо случалась на российском банковском рынке. Сумму искусственно созданной просрочки источники РБК не называют, но, по их мнению, она невелика — несколько десятков миллионов рублей, поскольку речь идет о ежемесячных взносах процентов по кредитам за несколько месяцев.
Ситуация больше всего похожа на технический сбой: когда временная администрация АСВ вошла в управление Татфондбанка, нарушились процессы обслуживания громадного розничного портфеля, и теперь самому же АСВ предстоит их восстанавливать. Однако риски у заемщиков с испорченной кредитной историей остаются — на основании внесения в списки недобросовестных плательщиков другие банки могут перестраховаться и повысить им ставки по новым кредитам или уменьшить кредитный лимит. В АСВ говорят, что готовятся решить проблему. Как сообщил РБК Юрий Исаев, агентство начало работу над созданием IT-модуля, который позволит в ходе ликвидационных процедур оперативно зачислять денежные средства заемщиков банка в счет погашения кредитов и процентов по ним, а также предоставлять оперативную информацию клиенту. О сроках ее внедрения, правда, пока не известно.
Александра Юманова: «Много вопросов связано с тем, что обслуживание кредитов закончено, кредит оплачен, а обременение по кредитному договору не снято»
«ПРОПИСАТЬСЯ В СВОЕЙ КВАРТИРЕ НЕ МОГУ, ПОТОМУ ЧТО БАНК НЕ ВЫДАЕТ ЗАКЛАДНУЮ»
На странице союза пострадавших клиентов ТФБ и ИнтехБанка «ВКонтакте» тема погашения кредитов поднималась неоднократно, но часть опрошенных «БИЗНЕС Online» клиентов ТФБ сообщили, что уже разобрались с этой проблемой и не в курсе ситуации с попаданием людей в число неплательщиков с испорченными кредитными историями.
Тем не менее ряд проблем остается: кто-то запутался с процедурами проведения платежей, а многие не могут снять обременения с залогов по уже давно закрытым кредитам. Как рассказала нашему изданию пострадавшая вкладчица ТФБ Альфия Камалетдинова из Казани, оплатить кредит можно в головном офисе Татфондбанка на ул. Чернышевского, простояв несколько длинных очередей. Однако 1 июня АСВ распространило сообщение, что с 1 августа кассы для приема наличных закроются. Также оплату можно провести через любой банк перечислением на реквизиты АСВ (с соответствующей информацией в пометках), но при этом придется заплатить комиссию по тарифам банков. С середины мая в ответ на жалобы АСВ ввело дополнительные способы оплаты без комиссий — через партнерскую сеть РНКО «Платежный центр» (сервис «Золотая корона — погашение кредитов»), у которой в Казани насчитывается несколько десятков точек обслуживания.
Однако трудности этим не исчерпываются. «Лично у меня проблема с получением закладной, — рассказала Камалетдинова. — Без нее я не могу оформить в собственность квартиру, не имею постоянной прописки и в связи с этим не могу взять кредит в другом банке, чтобы погасить имеющуюся задолженность. А прописаться в своей квартире не могу, потому что банк не выдает закладную! В общем, это замкнутый круг. Также у меня имеется вклад в этом банке, и его мне тоже не выплачивают по страховой, требуя сначала закрыть мои обязательства перед банком. И получается, что я плачу им проценты за кредит, а они мне проценты по вкладам не начисляют. И то, что мое, вернут только после полного погашения кредита, а значит, через 7 лет. Взаимозачетом со вклада на кредитный счет тоже не разрешают перекрыть, хотя сумма их обязательств передо мной и моих обязательств перед банком равные! По поводу списка недобросовестных плательщиков — я не знаю, попала я туда или нет. Стараюсь все-таки все свои обязательства выполнять. И если меня все-таки внесли в этот список, остается только сойти с ума в моем случае».
Похожие проблемы высказывают в социальных сетях участники союза пострадавших вкладчиков ТФБ и ИнтехБанка, рассказала «БИЗНЕС Online» глава этой организации Александра Юманова. Целый ряд вопросов о том, передавались ли какие-либо кредиты ТФБ сторонним банкам без согласований с заемщиком и как снять обременения по кредитам, был поднят и на последней встрече «погорельцев» с правительственной рабочей группой по проблемным банкам Татарстана и АСВ. «У одного из пострадавших был личный кредит, потом ему приходит уведомление, что он перешел на обслуживание банка ВТБ24. Как я могу узнать, не обманули ли меня и куда мне платить? Кто может подтвердить, что кредит действительно был перепродан? — спрашивала Юманова. — Много вопросов связано с тем, что обслуживание кредитов закончено, кредит оплачен, а обременение по кредитному договору не снято. К кому обращаться?»
В каждом случае заемщик должен написать заявление конкурсному управляющему (в случае ТФБ — Михаилу Захваткину (слева), в случае ИнтехБанка — Василию Столбову (справа)) и ждать ответа
Само по себе известие о передаче прав требований выглядит странно — даже на сайте АСВ говорится, что продавать кредитные портфели вправе только конкурсный управляющий (ликвидатор) на открытых торгах. Однако ответ на эти вопросы был дан односложный: в каждом подобном случае заемщик должен написать заявление конкурсному управляющему банка (в случае Татфондбанка — Михаилу Захваткину, в случае ИнтехБанка — Василию Столбову) и ждать ответа. А как в этом случае проконтролировать подачу сведений в бюро кредитных историй, и вовсе непонятно.
«СИТУАЦИЯ ПОДНИМАЕТ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ И ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС — КУДА УШЛИ ЭТИ ВЗНОСЫ ПО КРЕДИТАМ У 20 ТЫСЯЧ ЗАЕМЩИКОВ?»
На татарстанском банковском рынке понимают сложность ситуации — как минимум два представителя банков в беседе с «БИЗНЕС Online» заявили, что готовы пойти таким заемщикам навстречу и рассмотреть их кредитную историю в индивидуальном порядке. О сложившейся ситуации порассуждали наши эксперты.
Рушан Сахбиев — зампредседателя Волго-Вятского банка Сбербанка России — управляющий отделением «Банк Татарстан»:
— Конечно, кредитная история — это важный фактор рассмотрения вопроса о выдаче кредита, и те данные, которые аккумулируются в банковском сообществе о наличии несвоевременно исполненных обязательств, используются при принятии решения о выдаче кредита. Поэтому, безусловно, если это был технический сбой, не разнесены, например, эти кредиты по строкам погашения, то нужно сделать так, чтобы эта ошибка была исправлена. Я думаю, что это будет сделано, потому что технически несложно подтвердить документально, что в такие-то даты деньги выплачивались — для этого нужно иметь документы и их копии, свидетельствующие об оплате.
Что касается отказов с нашей стороны в выдаче кредитов физическим лицам по факту испорченной кредитной истории ТФБ, связанных с неправильным и несвоевременным размещением этих данных, то таких случаев у нас не было. Соответственно, если такой случай будет, естественно, мы будем подходить индивидуально. Если говорить не в привязке ко вкладчикам ТФБ, то такие случаи бывали, особенно если это очень старые кредиты — например, человек выступал как поручитель и банк-кредитор несвоевременно внес информацию о том, что кредит погашен. Мы стараемся в подобных случаях разбираться индивидуально.
Нет оснований считать, что люди ненадлежаще исполняют свои обязанности. Другое дело, если физические лица считают, что в связи с отзывом лицензии у банка у них нет теперь обязательств платить по кредитам. Такие тоже есть, и нужно отделять первых от вторых.
Ян Арт — вице-президент ассоциации региональных банков России:
— Конечно же, это формальное занесение в число неплательщиков, в данном случае сработали минусы автоматизации, когда один платеж не был принят в период моратория или не прошел, за ним последовал второй и третий, и заемщик уже автоматически переведен в черный список. Это чисто техническая накладка, связанная с автоматизацией и соблюдением нормативов бюро кредитных историй. Я думаю, что банки будут относиться к этому с пониманием. Не стоит полагать, что заемщики испортили себе кредитные истории. Я думаю, что дальше ситуация будет развиваться в двух направлениях. Первое — НБКИ в ручном режиме внесет пометки в кредитные истории заемщиков с разъяснением о том, что просрочка была допущена в связи с отзывом лицензии. Второй — банки сами внесут в скоринговые системы пометки. В любом случае эта досадная оплошность будет исправлена.
Однако эта ситуация поднимает очень большой и интересный вопрос — куда ушли эти взносы по кредитам у 20 тысяч заемщиков? Банк после потери лицензии продолжает принимать платежи, там работает администрация, которой и следует задать этот вопрос. Это же скандал! Либо у них был бизнес-процесс не отлажен по халатности, произошел технический сбой и деньги от кредиторов по ошибке ушли на другие счета, либо это преступный умысел, что является поводом для серьезного разбирательства. В конечном итоге заемщики могут выйти в судебную плоскость с исками о возврате своих средств.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 44
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.