Новый памятник Габдулле Тукаю в скором времени появится на Сахалине. Местные татары при помощи РТ уже собрали несколько миллионов рублей. Однако на местных интернет-страницах не все благосклонно восприняли эту новость, предлагая установить памятник «кому-то русскому». «БИЗНЕС Online» рассказывает, как сплоченная диаспора не только добилась установки монумента, но и готовит дальневосточный Сабантуй, куда съедутся татары Чукотки, Якутии и Камчатки.
На протяжении 10 лет татары Сахалина мечтали и просили о памятнике Габдулле Тукаю. С мертвой точки дело сдвинулось лишь после личной встречи Рустама Минниханова и губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко
«ТАТАРЫ ПОДНИМАЛИ ЭКОНОМИКУ САХАЛИНА, ПОЭТОМУ МЫ ТОЖЕ ХОТИМ, ЧТОБЫ НАШ ВЕЛИКИЙ ТАТАРСКИЙ ПОЭТ БЫЛ ЗДЕСЬ ПРЕДСТАВЛЕН»
На протяжении 10 лет татары Сахалина мечтали о том, что на их малой родине появится памятник великому татарскому поэту Габдулле Тукаю и писали письма с просьбой об этом как президенту Татарстана, так и губернатору Сахалина. С мертвой точки дело сдвинулось лишь в сентябре прошлого года после личной встречи Рустама Минниханова и нынешнего губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко.
«Татары живут на Сахалине, поднимали экономику региона, приехали сюда в 1933 году. Поэтому мы тоже хотим, чтобы наш великий татарский поэт был здесь представлен, чтобы у нас было место, где мы могли бы проводить разные мероприятия», — рассказала «БИЗНЕС Online» председатель сахалинской общественной организации «Учебно-культурный центр «Туган тел» Закия Валитова.
По словам Валитовой, еще в далеком 1992 году между Татарстаном и Сахалином было подписано соглашение о сотрудничестве, и с тех пор оно не обновлялось. «Хотя мы много раз обращались с таким предложением. Раз не было обновленного соглашения, поэтому и не удавалось установить памятник. Вот в сентябре прошлого года было подписано новое соглашение», — добавляет она.
К слову, во время своего рабочего визита на Сахалин в сентябре прошлого года Минниханов встретился с местными татарами и постарался решить некоторые их проблемы. Так, сразу после визита президента Татарстана на Сахалин татарскому культурному центру выделили свой кабинет. Тогда же в Южно-Сахалинске глава РТ подписал с губернатором Сахалинской области Кожемяко соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве на 2016 - 2018 годы. Документ предусматривает взаимодействие в различных областях и является основой для разработки межрегиональных программ, проектов и планов мероприятий в конкретных вопросах. Тогда же на встрече с татарами Сахалина, участие в которой принял и Кожемяко, обсудили возможность создания сквера и установки памятника поэту Тукаю в одном из городов Сахалинской области, организацию и проведение дальневосточного Сабантуя.
Вопрос о проведении Сабантуя, который объединит всех татар Дальнего Востока, также был решен положительно. «В этом году мы планируем провести дальневосточный Сабантуй 22 июля. На остров Сахалин собираются все татары Дальнего Востока — Камчатка, Магадан, Чукотка, Якутия», — поделилась своими планами с нашим корреспондентом Валитова.
Через два месяца — в ноябре 2016-го — уже губернатор Сахалинской области посетил Татарстан. Здесь Кожемяко познакомился с достижениями республики в области развития высокотехнологичных отраслей промышленности, создания благоприятного инвестиционного климата, внедрения инноваций. В Свияжске губернатор пострелял из лука, посетил музей истории острова-града, православные храмы, в Казани осмотрел технополис «Химград», Дворец водных видов спорта, футбольный стадион «Казань Арена» и другие объекты столицы Татарстана.
«МНОГИЕ УЖЕ УМЕРЛИ, МЕЧТАЯ О ТОМ, ЧТО КОГДА-НИБУДЬ У НАС ПОЯВИТСЯ ПАМЯТНИК ГАБДУЛЛЕ ТУКАЮ»
Что касается памятника Тукая, то бронзовую скульптурную композицию татарскому народному поэту в дар Южно-Сахалинску преподнесли сами татары Сахалина при поддержке Республики Татарстан. «Инициатором установки памятника у нас выступило старшее поколение, есть те, кто еще в 1950-х годах привезли сюда с собой книги Тукая. Многие уже умерли, мечтая о том, что когда-нибудь у нас появится памятник Габдулле Тукаю. Не каждый может поехать на свою историческую родину и вспомнить своего поэта», — отмечает Валитова.
Расходы по изготовлению скульптуры татары также взяли на себя. «Мы собрали уже несколько миллионов рублей при поддержке татарских бизнесменов Сахалина, Дальнего Востока, в первую очередь — Республики Татарстан. Без Татарстана ничего бы не получилось. К нам же лететь 9 часов! И, несмотря на это, артисты, историки приезжают к нам. Кукольный театр недавно приезжал. Никакая республика не поддерживает своих соотечественников, которые живут вне региона, так, как Татарстан», — продолжает председатель татарской общины.
Окончательное решение о том, несет ли памятник историко-культурную ценность и необходим ли он городу, примут члены экспертно-консультативного совета по сохранению историко-культурного наследия Сахалинской области. Определить место, где будет установлен подарок городу, предложили жителям городского округа. В данный момент идет голосование по месту будущего сквера и установки памятника — пока лидирует южное пересечения улиц Ударная и Октябрьская, на втором месте — северо-восточнее пересечения улиц Институтской и Вокзальной.
По словам Валитовой, они бы хотели, чтобы сквер разбили на пересечения улиц Институтской и Вокзальной, т. к. это центр города. «Улицы Ударная и Октябрьская — это окраина. Там татары не живут,и мероприятия нам там проводить будет неудобно, ехать далеко, автобусы не всегда ходят. У нас бабушки, старшее поколение, их нужно будет везти. Одно дело — потратить на дорогу 15 минут, другое — целый час, поэтому нужно уважать старшее поколение и маленьких детей, мы же и для них будем проводить там различные мероприятия», — говорит она.
Закия Валитова (вторая слева): «Татары живут на Сахалине, поднимали экономику региона, приехали сюда в 1933 году, поэтому мы тоже хотим, чтобы наш великий татарский поэт был здесь представлен»
«ВСЕГДА БУДЕТ КТО-ТО ПРОТИВ... ВЫ У СЕБЯ ЗАБОР СТАВИТЕ, НАПРИМЕР, А СОСЕДЯМ НЕ НРАВИТСЯ, ПОТОМУ ЧТО У ВАС ЗАБОР КРАСИВЕЕ»
Проголосовать за место установки памятника жителям Сахалина предложено на официальном сайте области. Однако вместо конструктивных предложений со стороны жителей Сахалина сыпятся негативные комментарии, число которых уже превысило 700.
«Бред какой-то! У нас что, мало своих замечательных людей, в честь которых стоит открывать скверы, делать улицы и т. п.? Против!» — пишет пользователь под ником Miroslava. «А кто такой Габдулла Т.? Не иначе родственник в Думе сидит», — поддерживает Pandrom. «Раз предлагают выбрать, предлагаю разместить в Татарстане. Будет актуально», — пишет ПечкинЪ. Некоторые вместо памятника Тукаю предлагают установить в сквере бюст Сталина или Маяковского, Фруктовенькая выступает «за сквер имени кого-то русского», а пользователь под ником skoromama и вовсе просит татар вместо памятника отремонтировать дороги на Сахалине: «Пусть лучше дружественные нам татары сделают хороший ремонт, например, дороги на Сахалинской — мы в честь Габдуллы этого ж/д переезд назовем», — пишет она. On_Air уверен, что установка памятника татарскому поэту на Сахалине приведет к разжиганию межнациональной розни на острове.
«Всегда будет кто-то против. Вы у себя забор ставите, например, а соседям не нравится, потому что у вас забор красивее. Это такие мелочи жизни, мы не обращаем на них внимания. Это все такие междусобойчики. Кому-то даже наш первый Сабантуй не нравился, а сейчас люди уже привыкли. Главное — нас поддерживает руководство республики и области, — отвечает на это председатель татарской общины Сахалина Валитова. — И Сабантуев на Сахалине никаких не было, наш центр впервые в истории Сахалинской области в 2006 году провел этот праздник. Сейчас у нас прошел уже шестой Сабантуй, мы проводим его в регионах области».
«Конечно, мы в курсе инициативы Сахалинской общины, и Татарстан ее поддержал, — рассказал „БИЗНЕС Online“ председатель всемирного конгресса татар Ринат Закиров. — На дальних рубежах нашей страны живет достаточно большое количество татар, мы не можем не учитывать их интересы. Тем более они очень инициативные, даже проводят у себя татарский национальный праздник».
«ТАТАРЫ, ДАЖЕ БУДУЧИ В УСЛОВИЯХ КАТОРГИ, НЕ ЗАБЫВАЮТ О СВОЕМ ПРОИСХОЖДЕНИИ, ХРАНЯТ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО»
Как уже отмечала в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель сахалинской общественной организации «Туган тел» Валитова, татары играли не последнюю роль в становлении острова. Для изучения истории татар Сахалина известный общественный деятель, писатель, историк и публицист Фаузия Байрамова в сентябре 2012 года также побывала на Сахалине, прожив на острове почти целый месяц. По ее мнению, омываемый Татарским проливом с одной стороны и некогда Татарским морем (Тихим океаном) — с другой, этот древний, названный Сахалином, остров, даже в названии своем таил татарские корни — Сахалин, родина древних тюркских племен саков и сахов, в средние века назывался островом Татарским. Вплоть до начала XIX века весь Дальний Восток, Приамурье, сегодняшний Приморский край и даже сегодняшняя Монголия и часть Китая на официальных картах России обозначались как «Восточная Татария», что указывает на признание русскими Дальнего Востока татарскими землями.
«И сейчас на территории города Холмска протекают две речки: Татарка (на некоторых картах сохраняется ее прежнее название — Маука) и Язычница, которые в ту пору были значительно полноводнее», — пишут местные ученые. В XVIII веке Татарией называют Сахалин и европейские, в частности, французские путешественники, считая его полуостровом. Лишь в 1850 году русские путешественники и военные исследователи открывают Сахалин как остров и объявляют его территорией Российской империи.
В 1869 году остров Сахалин объявляется каторгой Российской империи, куда со всей страны начинают ссылать каторжников, среди которых оказывается и немало татар. Именно с этого момента у этого этноса на Сахалине начинается вторая история — история каторги. «К сожалению, и эта страница истории нашими учеными осталась неизученной. Мне же довелось не только побывать в таких городах-тюрьмах, как Александровск-Сахалинский, Корсаков и Тымовское, но и поработать в архивах и музеях, в частности, архивах и библиотеках столицы области — Южно-Сахалинска, откуда мне удалось привезти большой материал о каторжных татарах», — отмечает Байрамова.
С 1886 года на Сахалин начали ссылать и политзаключенных. Во время первой в России всенародной переписи 1897 года на Сахалине уже проживали 28 тыс. людей, абсолютное большинство которых были каторжники. По истечении срока с острова сахалинских заключенных чаще всего уже не выпускали, оставляя работать здесь же на местных угольных шахтах и в сельском хозяйстве. Именно поэтому каторжные старались привозить с собой свои семьи, чтобы по истечении тюремного срока оставаться жить вместе — именно по этой причине среди сахалинских ссыльных очень много татарских семей.
Известно, что в 1889 году здесь проживали 232 каторжных мусульманина и 33 поселенца, т. е. исполнивших срок заключения, но остающихся в поселении на учете. В 1895 году эта цифра уже превышает тысячу, а в 1897-м общее число каторжных мусульман приближается к двум тысячам, среди них были сосланные из Казани, Уфы, Саратова, Нижнего Новгорода, Баку и Ташкента. Летом 1890 года писатель Антон Чехов по собственной воле и желанию провел на Сахалине перепись населения, для этого ему понадобились три месяца, на протяжении которых он от тюрьмы к тюрьме, от казармы к казарме, от поселения к поселению, от дома к дому ходил, заполняя анкеты на каждого из около 10 тыс. людей населения острова. Писатель, причисляя почти всех каторжных мусульман к татарам, говорит о них с большим уважением. «Татары, даже будучи в условиях каторги, не забывают о своем происхождении, хранят честь и достоинство», — писал он.
Как пишет Байрамова, во время переписи 1897 года, 1523 человека из находящихся на Сахалине в ссылке, своим родным языком назвали татарский язык, что являлось 5,43% от общего населения острова. Помимо этого, еще 239 человек назвали своим родным языком тюркско-татарский. Следует также сказать, что у мусульман-каторжан Александровск-Сахалинского было и две мечети: суннитская — для татаро-башкир и тюрков-узбеков, и шиитская — для заключенных азербайджанцев и персов.
Сам Чехов назвал Сахалин с его каторжными условиями «адом на земле». На сегодняшний день сохранилось около 8 тыс. анкет, заполненных Чеховым собственноручно, среди которых немало и татарских.
Для изучения истории татар Сахалина Фаузия Байрамова в сентябре 2012 года побывала на Сахалине, прожив на острове почти целый месяц
«В НАЧАЛЕ 30-Х ГОДОВ ГОРОД ОХА, ПО СУТИ, БЫЛ ТАТАРСКИМ ГОРОДОМ»
С 1905 года южная часть Сахалина полностью переходит к японцам, оставаясь их владением вплоть до сентября 1945 года. По этой причине в 1906 году каторга на Сахалине Россией официально отменяется, и часть каторжан, воспользовавшись неразберихой, бежит, часть из них ловят и вновь ссылают, но уже в Сибирь: так, ныне освобожденные либо вновь возвращаются в Россию, либо переходят на сторону японцев, либо обосновываются на севере острова.
Второй, самой темной и трагичной, страницей в истории сахалинских татар можно назвать годы репрессий 30-х годов. В этой связи следует сказать, что северная часть острова Сахалин одно время также переходила во власть японского правления, а именно — в 1920 - 1925 годах. В эти годы остров Сахалин полностью находился во владении японцев, и именно тогда здесь построили многочисленные заводы и фабрики, железные дороги, пристани, бумажные комбинаты, мосты, а японские предприятия-концессии даже после передачи севера острова обратно СССР в соответствии с двусторонним политическим соглашением должны были остаться. В начале 30-х годов именно в северной части острова обнаруживают нефть, и очень многие татары переезжают с материка сюда на работу. Большинство из них устраиваются на японские предприятия, что впоследствии становится причиной обвинения их в шпионаже в пользу Японии. Впоследствии большинство из этих татар было расстреляно.
В начале 30-х годов город Оха, по сути, был татарским городом, так как на основную — нефтяную и угольную — работу в соответствии с государственной программой сюда были переселены в большей мере именно татары. В 30-х годах в поселке Дамире, что недалеко от самой Охи, была даже татарская школа, но в 1934 году якобы по причине отсутствия преподавателей ее закрыли. В 1937 - 1938 годах работавшие на японских нефтяных предприятиях, угольных шахтах и в сельском хозяйстве татары обвиняются в шпионаже в пользу Японии и приговариваются к расстрелу. Только в 1938 году решением «тройки» было расстреляно более 300 человек, среди которых было немало и татар.
После Второй мировой войны у сахалинских татар начинается новая история. После вытеснения с острова японцев и айнов в 1946 - 1949 годах на Сахалин, соответственно государственной программе, из Татарстана начинают в массовом порядке эшелонами завозить татар, которых впоследствии назовут «переселенцами» и которые заложат на севере и юге острова новые села. Например, деревня Ныш Ногликского района была основана в 1949 году татарскими переселенцами из Высокогорского района и из Дубьяз. И хотя до этого здесь было поселение нивхов, а в 30-х годах здесь жили астраханские татары-рыболовы, большим селом Ныш стало лишь с переселением сюда казанских татар. Работая в совхозах, татары занимались рыболовством и животноводством. Совхоз построил для них деревянные бараки, в которых татары живут и сегодня. Сейчас совхозов уже нет, многое, в том числе и село Ныш, находится в полуразрушенном состоянии, дорог нет, работы в Ныше тоже нет, нет газа, и люди до сих пор жгут дрова и носят воду коромыслами.
Вторая татарская деревня располагается на юге острова. В 1946 году, после того как отсюда на остров Хокайдо выдворяют японцев и айн, сюда привозят татар, которые поселяются в оставшихся после японцев фанерных бараках. Это также приехавшие из Высокогорского района, деревень Дубьязы, Кукморы, Текенешского района, деревень Большой Битаман, Яуширма, Асан, Куркачи и Красная Гора татары, среди которых были и крещеные татары. Во время японцев это поселение называлось Айхана, так как располагалось недалеко от реки Ай, что на побережье Охотского моря. До 1970 года эта, состоящая в основном из татар, деревня называлась Айск, позже совхоз переименовался в «Свиновода», а село — в Советское. Здесь также уже давно нет совхозов, нет работы и нет газа, но есть хорошие дороги и близко море, а областной центр совсем рядом, быть может, благодаря этому деревня еще живет, а из 500 человек пятая часть — татары. В деревне нет ни мечети, ни церквей, нет ни молящихся и ни постящихся, но, несмотря на это, есть единственное на весь Сахалин татарское кладбище, куда привозят хоронить мусульман со всей округи.
Сегодня на Сахалине проживают около полумиллиона человек, примерно 5 тыс. из них — татары, что составляет примерно 1% от всего населения. После русских, корейцев и украинцев татары на острове самые многочисленные, после татар идут местные народы (нивхи, уилты, нанайцы, эвенки и др.), их около 4 тыс. человек.
Среди сахалинских татар и сегодня есть военные моряки, специалисты с высшим образованием, работающие здесь по направлению с материка; шахтеры, нефтяники, газовики, рыбаки и строители.
(из книги Фаузии Байрамовой «Остров Сахалин и татары»).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 110
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.