Три из пяти мест в комитете кредиторов ТФБ заняли вчера кредиторы, не зависящие от федеральной власти в лице ЦБ, АСВ и ФНС. Таким образом, АСВ добровольно отказался от возможности непререкаемо гнуть свою линию. Но и остальным членам комитета будет непросто объединиться: власти республики представляет «Татнефть», вкладчиков — бескомпромиссная Александра Юманова, а таинственную четвертую силу — «спекулянты» из Первопрестольной.
Три из пяти мест в комитете кредиторов ТФБ заняли вчера кредиторы, не зависящие от федеральной власти в лице ЦБ, АСВ и ФНС
«НА ЭТОТ РАЗ НИКАКИХ ПРОБЛЕМ НЕ БУДЕТ»
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) — организатор прошедшего вчера в «Баскет-холле» первого собрания кредиторов Татфондбанка — постаралось учесть негативный опыт аналогичного собрания кредиторов ИнтехБанка, которое прошло в прошлую пятницу в центре волейбола. Напомним, что тогда организационные огрехи в виде фонящих микрофонов и удаленности президиума от трибуны, где располагались кредиторы, чуть не вылились в скандал.
На этот раз атмосфера собрания кардинально отличалась, по крайней мере, регистрация проходила в спокойной деловой обстановке. «На этот раз со звуком никаких проблем не будет, он будет регулироваться по мере заполнения зала, чтобы везде было равномерное звучание. Сегодня поставили стулья прямо на спортивную площадку. Администрация «Баскет-холла» разрешила, в отличие от центра волейбола. Поэтому тогда и были свои нюансы с размещением», — рассказал «БИЗНЕС Online» один из организаторов собрания.
В ожидании начала кредиторы, по большей части состоявшие из представителей юрлиц, то и дело бродили в фойе, переговариваясь друг с другом
«ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЙДЕМ!»
В ожидании начала кредиторы, по большей части состоявшие из представителей юрлиц, то и дело бродили в фойе, переговариваясь друг с другом. На этот раз они уже не рассказывали о своем горе, а старались смиренно и даже с улыбками на лице поделиться своим опытом по выходу из кризисной ситуации. При этом никто не стал делиться своим успехом публично. Видимо, предприниматели не хотели излишнего внимания к проблемам своих детищ. Представительница одного издательского дома, представившаяся Татьяной, рассказала, что банковский кризис серьезно ударил по бизнесу компании. Но трудности удалось преодолеть благодаря дифференцированному размещению свободных денег в других банках. Бизнесвумен Эльмира потеряла на банковском кризисе порядка 8 млн рублей. Но и эти потери удалось возместить за счет напряжения сил: удалось увеличить производство, благо персонал предприятия вошел в положение. Но не у всех все закончилось благополучно. Один из представителей союза пострадавших вкладчиков Тимур Джабаров с горечью заявил о деле всей свой жизни: «Нечего спасать. Бизнес уже умер».
В какой-то момент в спорткомплексе появилась Александра Юманова и Руслан Титов. Последний в минувшую пятницу был избран в комитет кредиторов ИнтехБанка, сегодня же повторить подвиг своего соратника предстояло Юмановой. «Обязательно пройдем!» — коротко, но ясно обозначила свой настрой одна из лидеров союза пострадавших вкладчиков, указывая на огромный пакет с почти 350 доверенностями. Еще совсем недавно Юманова и Ко были заняты формированием пула кредиторов, отчего многие кредиторы доверили ей судьбу своих застрявших в банке денег.
По соседству с ней в этот момент у стола регистрации сидел Булат Бакеев, организовавший одноименный фонд по поддержке «погорельцев». «Посмотрим, кто еще будет среди кандидатов. Мне важно понимать, кто еще будет выдвигаться. У Юмановой есть неплохая поддержка. Но стратегически будет правильно, если будет представлена не только она, а кто-то еще, — рассказал Бакеев, который по доверенности от некоего таинственного храма обзавелся статусом кредитора и специально пришел на собрание. «Нужно попробовать провести трех представителей пострадавших. Одного из них — представителя земельного фонда, потому что он реально заинтересован в выплатах ради снижения нагрузки на свою организацию. Юманова, думаю, сможет пройти. Но можно попробовать кого-то еще. Фамилии не могу озвучивать», — попытался сделать свои прогнозы Бакеев.
Бердников заявил о необходимости привлечения целого ряда чиновников правительства РТ и руководителей крупных госкомпаний к субсидиарной ответственности за дела Мусина
«ВАШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НАДО ОФОРМИТЬ В ПИСЬМЕННОМ ВИДЕ»
Точно по расписанию всех пригласили на собрание в спортзал и было объявлено, что всего зарегистрировалось 645 кредиторов, требования которых составляют 87,97% от общей суммы требований, включенной в реестр кредиторов ТФБ. Через 5 минут после начала в здание спорткомплекса забежал общественный активист Дмитрий Бердников, которого сразу же тормознули полицейские на входе. Тем очень не понравилась его картина в рамке «Вор должен сидеть в тюрьме», с которой он обычно ходит на суды. После непродолжительной перепалки с блюстителями порядка Бердников все-таки вошел в здание. Картины, ставшей его постоянной спутницей, активисту оказалось мало, отчего тот решил переодеться в белую футболку с аналогичным девизом. Это вновь не понравилось полиции, поэтому состоялся разговор на повышенных тонах, заставивший обратить внимание зала на рослого мужчину, пререкавшегося с полицейским. Впрочем, вскоре Бердников с победным видом занял место в первом ряду и тут же предложил включить в повестку дня его доклад о хищениях Роберта Мусина и его команды на сумму 35 млрд рублей. «Ваше предложение надо оформить в письменном виде и направить на регистрацию. Дополнительная повестка будет рассматриваться после основной, если за нее проголосует более 50 процентов от реестра кредиторов, участвующих в собрании», — спокойно парировал заместитель директора департамента сопровождения ликвидационных процедур АСВ Андрей Кортиков, ведущий собрание.
Нейтрализовав на время Бердникова, он сообщил, что требования ФНС (после выплат 53,3 млрд рублей страховых сумм АСВ передало ФНС полномочия по их взыскиванию с ТФБ) составляют 41% от суммарной величины требований в размере чуть более 100 млрд рублей (на 22 мая — дату закрытия реестра участников собрания). На само АСВ, которое представляет интересы санируемых и ликвидируемых банков, приходится 20,5% от суммы требований, а еще примерно 4% требований у Центробанка. Таким образом, на три этих организации приходится 65,5% от всей суммы требований.
«НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ — СМЫСЛ ЕСТЬ, И ИНТЕХБАНК ТОМУ ПРИМЕР»
Начало собрания кредиторов ТФБ развивалось по сценарию аналогичного собрания ИнтехБанка. Конкурсный управляющий в лице АСВ предложил сформировать комитет кредиторов в количестве пяти человек, Юманова предложила 11, «чтобы в комитет вошло больше представителей общественности». Ее предложение поддержали и другие кредиторы, но подавляющее преимущество АСВ перевесило — за пять человек было отдано 61,38% голосов.
Как и в прошлый раз, раздались возмущенные голоса: «АСВ диктует свою волю, в собрании кредиторов нет смысла!» «Давайте, дождемся результатов голосования по четвертому вопросу (определение персонального состава членов комитета кредиторов — прим. ред.), потом будете говорить! Наберитесь терпения — смысл есть, и ИнтехБанк тому пример», — призвал Кортиков. Надо отметить, что в отличие от того голосования, на этот раз у представителей физлиц и мелких юрлиц уже укрепилась уверенность в том, что действует договоренность о вхождении в комитет кредиторов их представителя.
Затем последовал отчет представителя конкурсного управляющего Михаила Захваткина. «Я могу полностью зачитать отчет или остановиться на основных данных», — предложил он на выбор. «Давай основные!» — выбрал зал. По словам Захваткина, балансовая стоимость активов ТФБ составляет 214,7 млрд рублей. Размер кредитного портфеля на 1 июля составил 115, 6 млрд рублей, 25,8 млрд рублей находятся в доверительном управлении, около 30 млрд рублей депонировано в ценные бумаги. Имущество банка — 1,2 млрд рублей, прочие активы — 6,6 млрд рублей. Подробно цифры из доклада Захваткина перечислять нет смысла — «БИЗНЕС Online» первым еще в конце прошлой недели проанализировал отчет представителя конкурсного управляющего ТФБ.
По словам Захваткина, балансовая стоимость активов ТФБ составляет 214,7 млрд рублей
«БУДУТ ПОДАВАТЬСЯ ЗАЯВЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ПО СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»
Самое интересное началось после завершения доклада. Один из кредиторов поинтересовался у Захваткина, учитывал ли тот в своей работе уголовные дела, связанные с банком. Воспользовавшись предлогом, тот с удовольствием перечислил все 7 уголовных дел, возбужденных в отношении экс-главы ТФБ Мусина. Общий ущерб по выявленным преступлениям превышает 35 млрд рублей. Всего, по его словам, на сегодня конкурсным управляющим подано 53 заявления об оспаривании сомнительных сделок на 13 млрд рублей.
Захваткин даже пояснил два известных СМИ эпизода с выводом денег через ООО «Аида и Д» и ООО «ТДК Актив». «В настоящий момент правоохранительными органами по результатам проверок собрано 13 материалов по хищениям денег заемщиков ТФБ и неправомерного отчуждения залогового имущества, которые направлены в СУ СКР для решения вопроса о возбуждении уголовных дел», — рассказал Захваткин о перспективах следствия, о которых ранее писал «БИЗНЕС Online». По данным источников газеты, по этим 13 рапортам о выводе залогового имущества с ущербом в 10 млрд рублей проходят аффилированные с Мусиным компании: ООО «Траверз компани», ООО «Галактионова», ООО «Ягодинская слобода», ООО «Дрожжановский элеватор», ООО «Грит плюс», ООО «Автопаркинг», ООО «Метинвест», ООО «Алмаир», ООО «Весна», ООО «Люксор», ООО «Строительная компания «Альбатрос», ООО «Торгбыт», ООО «Умная электроника». Если, по словам Захваткина, рапорты были направлены в Москву, то реакция следствия не заставит себя долго ждать. Копилку дела Мусина пополнит еще чертова дюжина эпизодов.
Упомянул представитель АСВ и о расследовании дела «ТФБ Финанс», по которому проходят 5 топ-менеджеров ТФБ. Имеется в расчетах АСВ и несколько иных уголовных дел, по которым ТФБ признан потерпевшим. Одно из них расследуется следственным отделом МВД России по Высокогорскому району по факту хищения 3,8 млн рублей, а также порядка 30 тыс. евро и $35 тысяч. А в Чувашии следователи заняты уголовным делом в отношении должника ТФБ.
Не дождавшись своего спецдоклада, Бердников атаковал Захваткина. Он начал скороговоркой зачитывать большие куски из постановлений о возбуждении уголовных дел, на что Захваткин недоуменно отметил: «Вы сейчас свою осведомленность показываете?» Тот же лишь поинтересовался, будет ли АСВ обращаться в следственные органы с заявлениями по старым или новым эпизодам в рамках расследования причин банкротства.
Затем Бердников заявил о необходимости привлечения целого ряда чиновников правительства РТ и руководителей крупных госкомпаний к субсидиарной ответственности за дела Мусина. «Агентство проводит работу по выявлению всех обстоятельств банкротства и участию всех лиц, которые были задействованы в доведении банка до этого состояния. На это нужно время, анализ огромного количества документов. Все это делается и будет продолжаться, пока не будут выяснены все причины. Конечно, будут подаваться заявления, в том числе по субсидиарной ответственности», — пообещал Захваткин.
Вопрос о субсидиарной ответственности правительства Татарстана по долгам ТФБ поднимался кредиторами еще неоднократно, однако Кортиков отметил, что к ней прибегают при недостаточности активов банкрота. «В настоящий момент об этом говорить преждевременно», — закруглил тему представитель АСВ.
«Какова реальная стоимость активов ТФБ?» — спросили его. Кортиков пообещал обнародовать ее через два месяца после завершения инвентаризации, то есть в середине сентября. Тогда же начнутся выплаты кредиторам.
Александра Юманова: «Власть понимает, что обидеть такое количество людей им просто так с рук не сойдет. Сила нашего союза в том, что мы смогли объединиться»
«Я ПОМНЮ РАССТЕРЯННЫЕ ЛИЦА В КАБМИНЕ»
Кульминацией собрания кредиторов стало выдвижение кандидатов на вхождение в состав комитета кредиторов. АСВ предложил Дмитрия Артамонова, ФНС — Айдара Губайдуллина (он же избран в комитет ИнтехБанка). Главу союза пострадавших вкладчиков ТФБ Юманову представил ее верный соратник Титов, недавно вошедший в комитет кредиторов ИнтехБанка. «Она участвовала во всех митингах, пикетах, она везде впереди. И я думаю, что больше, чем она заинтересована в том, чтобы комитет работал публично и прозрачно, человека здесь нет», — заявил Титов.
Юманова, придя, наверное, впервые на встречу вкладчиков в платье, взяла микрофон и сразу предупредила, что очень волнуется. Она рассказала о себе: 37 лет, двое детей, экономист по образованию, родом из Челнов, в число кредиторов ТФБ попала вместе с компанией мужа, которая хранила там деньги. Но долго не задерживаясь на рассказах о личной жизни, активистка вспомнила историю возникновения союза, который она сегодня возглавляет: как все паниковали из-за того, что в банк вошла временная администрация, как группа активистов решила написать письмо президенту РФ с просьбой помочь, как к тому времени уже сформировавшийся союз пострадавших вышел на площадь Свободы к дверям кабинета министров РТ. «А перед этим три месяца нам обещали, намекали, что банк будет санирован, и мы им верили. А когда отозвали лицензию, мы потеряли веру, уважение и пошли в кабмин с ультиматумом, — вспоминала Юманова. — И я помню те растерянные лица в кабмине, которые не думали никогда, что простой народ может так взять и прийти! Они нас испугались!»
Она рассказала и о том, как планирует работать в комитете кредиторов. По ее словам, необходимо сформировать рабочую группу, в которую войдут аудиторы, специалисты, разбирающиеся в делах банка, и юристы, которые понимают, что такое банкротство кредитной организации. Сама Юманова в случае избрания в комитет кредиторов будет «глашатаем рабочей группы». «Своей главной задачей я вижу максимальную публичность своих действий. Все, что будет происходить в комитете кредиторов, должно стать достоянием общественности. Я считаю, что это главное мое преимущество. Я смогу это реализовать», — настаивала Юманова. Как уже опытный оратор активистка призывала быть едиными: «Власть понимает, что обидеть такое количество людей им просто так с рук не сойдет. Сила нашего союза в том, что мы смогли объединиться».
Люди громко аплодировали своему лидеру, которого они между собой иногда называют «наша Жанна д’Арк», и казалось, что вкладчики действительно объединятся, проголосовав единогласно. Тем более что в ее поддержку высказалась и специально приехавшая из Москвы сотрудница аппарата федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова.
Впрочем, оказалось, что есть и другие желающие войти в комитет кредиторов. Интриги добавило внесение кандидатуры юриста «Татнефти» Альфии Хафизовой, которая пообещала действовать в интересах всех кредиторов. Группа кредиторов ТФБ из других регионов страны предложила кандидатуру Людмилы Идрисовой, так как она не будет поддаваться влиянию правительства Татарстана. «А оно должно нести субсидиарную ответственность». Это утверждение было встречено аплодисментами, однако сторонники Юмановой бросились с жаром доказывать, что их лидер тоже не подвержен никакому тлетворному влиянию.
Бердников выдвинул свою кандидатуру и начал сыпать именами высокопоставленных чиновников и руководителей госкомпаний, которых он заставит давать показания следствию. Их было так много, что участники собрания взмолились: «Хватит, хватит! Давайте голосовать!»
На голосование было отведено 50 минут, но пауза затянулась. Прошло еще 50 минут, потом еще. Зал «Баскет-холла» стал похож на помещение провинциального аэропорта, где застряли несколько сотен человек в ожидании задерживающегося рейса и незнающих, как убить время. Кто-то дремал, кто-то уткнулся в смартфон, а кто-то медитировал, уставившись в одну точку. Наконец-то через два часа в зале снова появились Кортиков и Захваткин и огласили результаты выборов. В комитет кредиторов, как и ожидалось, вошли Губайдуллин и Артамонов. Третье по числу голосов место досталось Елене Комковой. Ее кандидатура ранее не озвучивалась, и все подумали по аналогии с голосованием на собрании кредиторов ИнтехБанка, что она представляет интересы ЦБ РФ. На четвертом месте оказалась Юманова. Ее победа была встречена аплодисментами зала, а несколько десятков человек даже бросились поздравлять активистку, окружив ее. Последнее место в комитете кредиторов досталось представителю «Татнефти» Хафизовой, за которой, конечно же, видится воля властей Татарстана (в комитете ИнтехБанка власти республики представлены через республиканский фонд поддержки).
ТЕМНАЯ ЛОШАДКА В КОМИТЕТЕ КРЕДИТОРОВ
Сразу после голосования усталый народ потянулся на выход, не обращая внимания на призывы Бердникова выслушать его доклад. Тем временем журналисты, кредиторы-активисты и наблюдавшие за действом представители минэкономики РТ стали друг у друга спрашивать, кто такая Комкова. Оказалось, что она не имеет отношения к ЦБ РФ, а это значит, что баланс сил в комитете кредиторов ТФБ не будет аналогичен тому, что сложился в ИнтехБанке. А это уже интрига.
Представитель конкурсного управляющего не удовлетворил любопытство, сказав лишь, что Комкова предъявила требования на 10 млрд рублей. Запросы в поисковые системы тоже не сильно помогли. Там она значится как представитель московского адвокатского бюро «Стратегия права». В банкротных делах ранее не участвовала и специализируется на комплексном правовом обслуживании юридических лиц. Однако вскоре представители АСВ «раскололись» — оказалось, что Комкова представляет интересы инвестиционной компании «Регион финанс», которая входит в ГК «Регион» из Топ-5 крупнейших управляющих компаний России. Группу основал в 1995 году известный бизнесмен Александр Рудик. В 2011 году он продал компанию топ-менеджерам во главе с Сергеем Судариковым, а сам создал новую инвесткомпанию «Нова Капитал».
«Регион финанс» консолидировала требования владельцев облигаций ТФБ серий БО-13 (4,11 млрд рублей), БО-14 (4 млрд рублей) и БО-15 (3,19 млрд рублей). В последнее время эти бумаги практически ничего не стоили, так что у опытных акул финансового рынка есть прямая мотивация добиться хоть каких-то компенсаций для кредиторов третьей очереди. Видимо, они считают, что это вполне реально.
В войне за болезненный возврат активов в конкурсную массу АСВ теперь всегда может сослаться на комитет кредиторов
АСВ ЗАЙМЕТ ПОЗИЦИЮ СТОРОННЕГО НАБЛЮДАТЕЛЯ?
Результаты голосования можно назвать неожиданными. Хотя АСВ вместе с ФНС и ЦБ РФ обладали подавляющим большинством голосов, они добровольно оказались в меньшинстве в комитете кредиторов ТФБ. Теоретически можно предположить ситуацию, когда владельцы облигаций объединятся с Юмановой и «Татнефтью» и совместно смогут проводить свою линию банкротства ТФБ.
В чем же причина такого решения? С одной стороны, можно сказать, что АСВ выполнило джентльменские договоренности с президентом РТ. Напомним, что в середине мая Рустам Минниханов встречался с главой АСВ Юрием Исаевым. Стороны договорились о принципиально важной вещи: комитеты кредиторов Татфондбанка (ТФБ) и ИнтехБанка будут сформированы преимущественно из числа реально пострадавших клиентов банка — физлиц и представителей предпринимателей. Просили большинство? Получите и распишитесь!
Но почему тогда эта договоренность не сработала в ИнтехБанке, где ФНС, АСВ и ЦБ РФ взяли три из пяти мест? Может быть, АСВ специально отдает инициативу в банкротстве ТФБ, чтобы хотя бы отчасти дистанцироваться от будущих разборок, в том числе политически скользких? На первую очередь кредиторов, в которую входят страховые выплаты, реальных активов ТФБ, по-видимому, хватит. Ну а в войне за болезненный возврат активов в конкурсную массу АСВ теперь всегда может сослаться на комитет кредиторов. Ближе к середине сентября, когда начнется процесс возврата долгов кредиторам ТФБ, станет ясно, какой вариант оказался более верным.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 186
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.