«Ещё лет семь-восемь назад мне приходилось слышать от главных энергетиков промышленных предприятий скептическое: «Зачем нам эта автоматизация?» «Еще лет 7–8 назад мне приходилось слышать от главных энергетиков промышленных предприятий скептическое: «Зачем нам эта автоматизация?» Фото: Сергей Елагин

«ЗАХОТЕЛ ПРИВЕЗТИ ДРУЗЕЙ В БАНЮ, ПОЗВОНИЛ НА КОТЕЛ»

Рустем Ренатович, «Арго-Казань» специализируется на разработке и внедрении автоматизированных систем. О чем идет речь?

— В энергетике это системы учета тепла, воды, электроэнергии. Все мы любим разную температуру: кому-то холодно, а кто-то, зайдя в помещение, говорит, что жарко. Температуру можно регулировать.

Но как, ведь тепло подается централизованно?

— В том-то и дело. Платежи за тепло в счетах-фактурах составляют существенную долю от общей суммы. При этом тепловая энергия — единственный энергоресурс в многоквартирном доме, который невозможно экономить напрямую. То есть, перекрыв батарею в квартире, ее владелeц не станет платить меньше, потому что экономия распределится на все квартиры дома. Именно поэтому мы и открываем зимой окна. То есть наши деньги улетают в форточки.

Сейчас запущен ряд программ. Их суть в том, что в доме устанавливается оборудование, которое в зависимости от погоды и температуры уменьшает или увеличивает количество тепла, которое поступает в дом. Поэтому сейчас правительство нашей республики и в целом страны заинтересовано в таких системах. Разрабатываются программы по внедрению автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов. Речь идет об общедомовом потреблении, но можно сделать это и поквартирно, установив датчики температуры.

— Возможности оборудования этим не ограничиваются?

— Большинство людей поливают свои участки по старинке: из лейки и шланга. Но и капельный полив сейчас находится в общем доступе. Купили его, дополнили автоматикой, и вопрос, ехать поливать теплицы или нет, уже не стоит, потому что запрограммирован ежедневный полив, например, в 6:30 утра. Удобно: не надо беспокоиться о том, сгорят твои помидоры и огурцы в жару или нет. Или, к примеру, вы бежите на лыжах или уехали с друзьями на рыбалку, промерзли — автоматика позволит затопить баню. Сделали звонок с гаджета, котел включился. И даже можно посмотреть, какая сейчас температура внутри бани: плюс 5, 10 или 25.

Для того чтобы сэкономить на электроэнергии, многие выбирают так называемый тариф «день-ночь». До сих пор многие загородные помещения отапливают электричеством. В том числе бани и гостевые дома. Допускать минусовую температуру в них непозволительно: замерзнет вода. Можно построить график их обогрева с максимальной нагрузкой в «дешевые» часы: как известно, с 11 часов вечера до 7 утра стоимость электроэнергии значительно ниже. Или, например, если в помещении плюс 3 градуса, отопление включится, плюс 8 — выключится. Ведь главное — быть в плюсе. Одним словом, эти системы позволяют жить более комфортно. Снижают трудозатраты: в некоторых случаях заменяют собой целую армию людей. Во-вторых, правильный подход к делу приводит к тому, что потребители за счет снижения энергопотребления начинают меньше платить.

«В прошлом году мы установили комплексную систему учета энергоресурсов (тепло, холодная и горячая вода, электроэнергия) в двух жилых домах на пересечении улиц Зорге-Дубравная». Сейчас ТСЖ контролирует там каждый киловатт-час, каждую калорию тепла» «В прошлом году мы установили комплексную систему учета энергоресурсов в двух жилых домах на пересечении улиц Зорге и Дубравной. Сейчас ТСЖ контролирует там каждый киловатт-час, каждую калорию тепла» Фото: Сергей Елагин

Что из себя представляют эти системы?

— Это контроллеры, каналообразующая аппаратура, программное обеспечение. Вся эта линейка вкупе позволяет создать как одноуровневые, так и многоуровневые системы. Все зависит от желания клиента и его финансово-технических возможностей. Мы называем систему пластилиновой. Сначала мы можем затронуть решение одной задачи, а затем на базе этого же программно-технического комплекса, просто дополняя определенными модулями, решать уже другие. Сегодня, например, это наружное освещение предприятия, а завтра — видеонаблюдение, управление шлагбаумом, тот же самый автоматизированный полив, регулировка энергопотребления. Функционал систем позволяет даже включить и выключить их на расстоянии. Например, если вы уехали за границу.

— Иначе говоря, это умное оборудование?

— Да.

Кто ваши клиенты?

— Это проектные организации, которым необходимы разного рода консультации для типовых решений, инжиниринговые компании, которым для монтажа требуется надежное оборудование.

Ваши системы дороги?

— Нельзя сказать, что они стоят баснословных денег. Вообще, системы есть разные. Мы предлагаем оборудование по автоматизации мирового уровня по российским ценам. Заказчик, как правило, оценивает функционал: что та или иная система может, сколько она стоит, а для кого-то играет роль даже близость местонахождения наших офисов и подразделений.

С какой техникой вы работаете?

— Каждый клиент в зависимости от возможностей и предпочтений выбирает тот или иной канал для передачи данных. Например, GSM-канал использует сотовую связь. Сейчас все шире применяются ethernet-адаптеры. Их большое преимущество — высокая скорость передачи данных. Учитывая, что оптиковолокно проложено практически по всей Казани, им находится применение. В прошлом году мы внедрили на энергетических объектах города около тысячи таких ethernet-адаптеров. Сейчас по ним летает информация.

Есть и другая каналообразующая аппаратура — радиомодуль и PLС-модуль. Одна — для передачи информации, которая находится в электросчетчике или каком-то устройстве автоматизации, использует разрешенную радиочастоту, а другая — силовые линии электроэнергии.


«КАК ЖИЗНЬ СКУЧНА, КОГДА БОРЕНЬЯ НЕТ»

Крупные предприятия пользуются вашими услугами?

— Конечно. У многих предприятий, имеющих большие производственные цеха и субабонентов, нет полноценной картины того, кто и как потребляет электроэнергию. А без этого нет понимания, куда утекают деньги. И, само собой, сложно контролировать потребление энергии и уж тем более заниматься энергосбережением. Допустим, получили мы от энергосбытовой компании тысячу киловатт-часов электроэнергии, а, по собственным подсчетам, потребили всего 800. Где остальные 200 киловатт-часов? Может быть, имело место несанкционированное энергопотребление или даже хищение.

Еще лет 7–8 назад мне приходилось слышать от главных энергетиков промышленных предприятий скептическое: «Зачем нам эта автоматизация?» Но прогресс не стоит на месте. Люди начали понимать, что в энергосбережение можно вкладывать деньги: современные системы позволяют сделать производство более удобным, экономичным и даже более надежным. Энергетики же между собой общаются. Иной раз мы сами советуем: позвоните в такую-то организацию, спросите, как у них с этим обстоят дела.

Наши программы позволяют выбрать наиболее выгодный тариф. Стоимость электроэнергии меняется в течение суток. Есть пики, когда она очень дорога и, наоборот, когда в какие-то часы более дешевая. Исходя из этого, можно более рационально распределить свое энергопотребление. В нескольких организациях, где мы внедрили подобное, сейчас пожинают плоды, благодарят. Хотя поначалу им это тоже казалось больше похожим на фантастику.

Такова уж наша ментальность: все 25 раз перепроверить и только после этого принять решение. Иногда мы прямо говорим, что некоторые запросы излишни. Например, использование какого-то дополнительного устройства, которое уже есть в функционале счетчика. Зачем дублировать?

Многие говорят, что на энергообъекты просто так не попадешь. У вас есть какие-то административные ресурсы?

— У нас есть опыт и качество. И потом: по нашему профилю в энергосетевых компаниях работает несколько организаций. Каждая решает свои задачи. Порой сами энергокомпании нарочно вводят конкурента и говорят: «Вот смотрите, они уже это умеют делать». Хотя мы зачастую можем сказать, что в нашем функционале это и было, и есть. А вообще, в разных городах России, в том числе Казани, мы обмениваемся опытом на семинарах. Мы работаем как с промпредприятиями, так и с бытовым сектором. Для нас ценен каждый клиент, приносит он пять копеек или пять тысяч. Понятно, что частный сектор в общем объеме наших услуг занимает меньше — процентов 20–25. Я считаю, это нормальная пропорция.

«Сейчас в нашей коллекции уже около четырех десятков счетчиков. Глядя на них, воочию видишь, что прогресс шагает семимильными шагами» «Сейчас в нашей коллекции уже около четырех десятков счетчиков. Глядя на них, воочию видишь, что прогресс шагает семимильными шагами» Фото: Максим Тимофеев

 Рынок, на котором работает ваша компания, высококонкурентный?

— Да. Но, как сказал классик, «как жизнь скучна, когда боренья нет». Наверное, без конкурентов мы бы развивались медленнее. Хотя зачастую мы стараемся выстроить с ними партнерские отношения и быть полезными друг для друга. Поверьте: может быть и так.

 А вообще сколько компаний в Казани занимаются такой же деятельностью?

— Около 20. Каждая пытается доказать, что может выполнить самый сложный заказ, и находит своих клиентов. А они спуску не дают. Заказчик хочет получить конечный результат. Когда получается не совсем то, что хотел, он начинает задавать вопросы. Иной раз ему просто нужно объяснить, что этот функционал можно расширить. Тогда он загорается: «Давайте: это намного интереснее». Но зачастую «хотелки» сдерживают финансовые возможности.

«И Я ПОТАЩИЛ ЭТОТ ВОЗ НА СЕБЕ»

Как вышло, что вы занялись именно автоматизацией?

— Я, будучи аспирантом, подрабатывал в компании, которая занималась электромонтажом, и увлекся автоматизацией. Она мне всегда казалась интересной. Это было начало двухтысячных. Тогда автоматизированные системы уже начали широко внедряться на подстанциях в нашей республике. Мы подумали: почему бы не копнуть поглубже? Ведь ту же автоматизированную систему, например, учета электроэнергии можно построить из разного оборудования.

«У многих предприятий, имеющих большие производственные цеха и субабонентов, нет полноценной картины того, кто и как потребляет электроэнергию»Фото: tataskue.ru

Клиенту можно предложить более функциональный вариант?

— Или более дешевый. Мы стали изучать все, что есть на этом рынке в России. Натолкнулись на группу компаний «Арго». Это один из крупных производителей в нашей стране. Съездили к ним в Иваново, пообщались. Начали потихоньку внедрять их системы. В итоге дошли до того, что открыли официальное представительство. Сейчас мы, можно сказать, передовики.

Чем вы их привлекли?

— Я думаю, им был интересен Татарстан. До этого их, конечно, здесь мало-помалу представляли. Но им были нужны живые коммуникабельные люди, которые понесли бы их флаг вперед. Неслучайно они пошли для нас на определенные уступки.

О чем речь?

— Они дали нам возможность реализовывать системы в рассрочку, с постоплатой. Мы не знали, получится у нас или нет. В итоге мы смогли убедить завод в собственной состоятельности. Они увидели наши темпы работы и, самое главное, их устроил наш технический потенциал. Они использовали ряд наших предложений и разработок.

Со временем я понял, что нужно создавать свою компанию. К тому времени компания «Арго» как раз предложила нам открыть в Казани представительство, которое получало определенные приоритеты перед другими компаниями. Я согласился: почему бы и нет? И потащил этот воз на себе.

«Открыть компанию — дело достаточно простое. А вот оправдать доверие клиентов, завоевать часть рынка, это серьезная задача» «Открыть компанию — дело достаточно простое. А вот оправдать доверие клиентов, завоевать часть рынка — это серьезная задача» Фото: Сергей Елагин

— Вы занимаетесь исключительно монтажом автоматизированных систем?

— Нет. Здесь у нас могут происходить окончательная досборка, ремонт, проектирование, техническое обслуживание. Кстати, новое оборудование мы сначала тестируем сами.

— А к вам оно приходит разве уже не апробированным?

— Конечно, апробированным. Вопрос в другом: в его практическом применении. Мы же несем гарантийные обязательства. Кроме того, иной раз мы предлагаем усовершенствовать систему или сам клиент настаивает: «Давайте сделаем еще и так».

— У этого завода есть и другие представители в Татарстане?

— Безусловно, есть те, кто внедряет эти системы, и те, кто использует. Но только мы несем гарантийные и постгарантийные обязательства. У нас есть своя сервисная служба с персоналом в других городах: например, в Зеленодольске, где широко внедрены наши автоматизированные системы, а также в Лениногорске, Альметьевске и даже Бугульме. Специалисты выезжают по первому звонку и отлаживают что требуется.

«Контроллеры, каналообразующая аппаратура, программное обеспечение — вся эта линейка вкупе позволяет создать как одноуровневые, так и многоуровневые системы» «Контроллеры, каналообразующая аппаратура, программное обеспечение — вся эта линейка вкупе позволяет создать как одноуровневые, так и многоуровневые системы» Фото: Максим Тимофеев

«НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, ЧТО ТАКОГО ВЕЛОСИПЕДА НИ У КОГО НЕТ»

«Арго» производит аналоги зарубежного оборудования?

— Нет, у нее собственные разработки и производство. Кстати, инновационные технологии «Арго» — а у нее больше 30 патентов и свидетельств — апробируются в «деревне добрых соседей». Ее построили несколько лет назад под городом Иваново близ реки Шахматки. В коттеджном поселке, предназначавшемся для своих сотрудников, помимо традиционных видов энергии (газ, электричество, дрова) эксплуатируются ветряки, солнечные батареи, которые позволяют заряжать (и заряжают!) электромобиль, тепловой коллектор для приготовления горячей воды, тепловой насос, который работает на тепловой энергии земли, пеллетные котлы. Кроме того, там оборудованы теплицы, чтобы круглогодично выращивать ту же самую редиску или помидоры. С одной стороны — близость природы: лес, речка, чистый воздух, а с другой — инновации. Поверьте, площадка «Арго» производит впечатление. Я мечтаю построить такую деревню вблизи Казани.

Вы готовы профинансировать строительство коттеджного поселка?!

— Конечно, разом 50 домов мы там не построим. Начинать надо с малого. Сейчас найти бы деньги, чтобы купить землю...

То есть альтернативы этой компании в России нет?

— Конечно, нельзя сказать, что мы создали велосипед, какого ни у кого нет. В нашей стране производится и другое подобное оборудование. При необходимости мы обращаемся к продукции других заводов. Тут все зависит от запросов клиентов.

«Для нас ценен каждый клиент, приносит он пять копеек или пять тысяч»Фото: tataskue.ru

«А ПОКАЗАНИЯ ПРИБОРОВ УЧЕТА В КВАРТИРАХ СИСТЕМА СНИМАЕТ САМА»

Где вы смонтировали первые автоматизированные системы?

— Как ни странно, в жилом секторе. В то время широко внедрялся автоматизированный поквартирный учет электроэнергии. Сейчас это делают только на общедомовых счетчиках, а в 2004–2006 годах делали поквартирно, это было обязательным условием для сдачи в эксплуатацию. Такие дома есть практически во всех районах Казани. Сейчас председатели ТСЖ и управляющих компаний, в которые они входят, очень довольны и благодарят нас.

— Почему они довольны?

— Потому что им не надо ждать, когда хозяин квартиры принесет показания счетчиков. Более того, у некоторых жилье пустует или в нем обитают не совсем добропорядочные граждане. Кто-то снял показания в шесть часов вечера, кто-то — в восемь часов утра, а кто-то — вовсе через два дня. И получается, что дом потребил 10 тысяч киловатт-часов, а собрали данные только на 9,7 тысячи киловатт. Полноценной картины нет. А автоматизированная система снимает показания счетчиков единовременно со всех, и мы получаем точные данные: сколько потребил подвал, сколько — лифт, сколько — сами квартиры.

В том числе система может вывести на чистую воду ловкачей. Ни для кого не секрет, что некоторые жильцы ставят на счетчики воды магниты. В этом случае система подает сигнал: в такое-то время было воздействие. Председатель ТСЖ звонит в «нехорошую» квартиру. На первый раз достаточно уведомить. Поверьте, это окажет нужное действие. Если процент собранной оплаты низок, это повод искать причину: проверять счетчики, искать хищения или потери в линиях. И все это опять же можно сделать не заходя в квартиры.

Установка автоматизированных систем в сфере ЖКХ набирает обороты. Это учет и энергосбережение. Управляющие компании и ТСЖ стали более активны в этом плане. При правильном подходе энергопотребление — прозрачная система. Сам клиент может видеть, сколько ему начислили, и сверить показания визуально со своим счетчиком: правильно ли?

Кстати, в вашем офисе целая экспозиция старых счетчиков. Как возникла эта музейная идея?

— У нас стали скапливаться старые счетчики, которые мы снимали на объектах. Один из сотрудников предложил вывесить их на всеобщее обозрение. Увидев это, люди стали предлагать нам все новые экспонаты. Сейчас в нашей коллекции их уже около четырех десятков. Глядя на них, воочию видишь, что прогресс шагает семимильными шагами. Мир движется вперед. Первый автомобиль был с ручной коробкой передач, а сейчас переключением скоростей заведует автоматика. И мы все больше замещаем труд автоматикой...

«Платежи за тепловую энергию можно значительно снизить. Но как донести это до населения?»Фото: Сергей Елагин

«ТСЖ КОНТРОЛИРУЕТ КАЖДЫЙ КИЛОВАТТ-ЧАС, КАЖДУЮ КАЛОРИЮ ТЕПЛА»

Как изменилась ситуация с кризисом? Заказов стало меньше?

— В какой-то степени да. Строительный рынок просел. Раньше сдавали намного больше домов.

Какие проблемы в вашей работе главные?

— Сегодня внедряется учет тепла. А вот его регулировку, к сожалению, заставляют внедрять. У людей нет мотивации это делать. Это и есть главная проблема. С жильцами необходимо работать. Поверьте: платежи за тепловую энергию при помощи современных автоматизированных систем можно значительно снизить. Но как донести это до населения? Возможно, тут не обойтись без господдержки.

Сознательных граждан мало?

— Да, их немного. Кроме того, сделать это в одной отдельно взятой квартире, несмотря на большое желание ее владельца, невозможно: необходимо, чтобы согласился весь дом.

А такие прецеденты вообще были?

— В заселенных домах — нет, только в строящихся. Например, в прошлом году мы установили комплексную систему учета энергоресурсов (тепло, холодная и горячая вода, электроэнергия) в двух жилых домах на пересечении улиц Зорге и Дубравной. Очень долго разрабатывали концепцию с застройщиком. Он же эти дома и обслуживает. Сейчас ТСЖ контролирует там каждый киловатт-час, каждую калорию тепла.

«Если процент собранной оплаты низок, это повод искать причину: проверять счетчики, искать хищения или потери в линиях»Фото: Максим Тимофеев

— Насколько это дорогое удовольствие?

— Если посчитать стоимость оборудования, работ, материалов, то, конечно, это влетает в копеечку. Но нужно учитывать, что приборы учета устанавливаются в любом случае, делаем ли это мы или кто-то другой. Так что разница не такая уж внушительная.

— А оборудование не громоздкое, ведь далеко не всегда квартиры просторны?

— Нет. Оно остается под штукатуркой, а что-то устанавливается и в подъезде.

— Этой весной, когда в квартирах все замерзали, мне хвалили индивидуальные отопительные котлы, работающие на газу. Правда, габариты у них внушительные.

— В моей квартире тоже индивидуальное отопление. Настенный котел я «спрятал» в шкафу кухонного гарнитура. Но есть очень большой недостаток. На улице мину с 20–25, звонит жена: «Котел не включается!» Набираю сервисную службу: «Приезжайте!» И слышу в ответ: «Мы пока заняты». А дома дети. Я понимаю, что у меня в запасе от силы два-три часа. Снова звоню в сервис: «Котел сломался». Они же коммерсанты и понимают, что если я оказался в такой ситуации, то без лишних разговоров заплачу: «Мы приедем через два часа, но наш вызов будет стоить уже столько-то».

Одним словом, идеальных систем нет. А если на котел установить датчики, они будут показывать, включился он или выключился. Мне эта информация не нужна, я каждый день бываю дома. А вот мои друзья, у которых есть загородный дом, устали ездить. У них в поселке часто бывают перебои с газом, который для них жизненно важен. Например, если они в воскресенье оттуда уехали, при отключении газа к их возвращению все промерзнет. Вот несколько соседей и скооперировались. Если с газом перебои, они созваниваются и решают, чья сегодня очередь ехать подключать.

«Порой сами энергокомпании нарочно вводят конкурента и говорят: «Вот смотрите, они уже это умеют делать» «Порой сами энергокомпании нарочно вводят конкурента и говорят: «Вот смотрите, они уже это умеют делать» Фото: Сергей Елагин

«У КИТАЙЦЕВ ТАК: НЕ ЗАПЛАТИЛ — НЕ ПОЛЬЗУЕШЬСЯ»

— Изучали ли вы зарубежный опыт? Мы сильно отстаем?

— Довелось. В 2014 году, когда я обучался по президентской программе переподготовки управленческих кадров, была возможность пройти стажировку за рубежом. Предложение по Китаю показалось интересным: там же очень мощное производство.

— Стажировка вас не разочаровала?

— Нисколько. Например, в Поднебесной очень интересно выстроена система энергоплатежей. У нас же раньше были телефоны-автоматы: две копейки заплатил и разговариваешь. У них то же самое: в счетчик через карточку загоняешь деньги. Когда они заканчиваются, приходит сигнал: «Пополните! Иначе скоро электроэнергия закончится». Потом еще один сигнал: на вашем счету осталось столько-то средств, после чего электричество действительно отключается. То есть у китайцев так: не заплатил — не пользуешься. И бизнес у них совершенно другой.

— Что вас поразило?

— У них вообще нет отпусков! Единственное, когда они отдыхают, — две недели в начале года на национальные праздники. С другой стороны, системе охраны труда в Китае (и у нас была возможность в этом убедиться) уделяется меньше внимания, чем у нас. Защитные средства выдают, но никто не следит, применяются ли они должным образом. И рабочий возраст у них начинается намного раньше: легко можно найти усердно работающих сотрудников 14–15 лет. Вообще это очень трудолюбивый народ.

Я, конечно, ожидал увидеть там больше людей, все-таки о многочисленности китайцев ходят легенды. Даже специально заходил в метро в час пик в центре Пекина, но никакой сумасшедшей давки. Да, людей много, но и в Москве в это время не меньше. В то же время заметны контрасты: на центральных улицах все красиво, а как зайдешь в закоулок — беднота, срам, полная антисанитария.

Видел передовые технологии. Впечатлили габаритами распределительные устройства (КРУЭ) в энергосистемах: у нас прототипы намного больше. Кроме того, это полностью цифровые подстанции. Причем по ним чуть ли не робот ездит.

Кстати, в Китае очень сильно мотивируют персонал на предоставление жилплощади, которая в этой стране в большом дефиците: там снимают не комнаты, а квадратные метры. Один из руководителей местной компании рассказал нам, что лучшей сотруднице, которая у него ударно трудилась два года, они предоставили квартиру, чтобы не возникло мыслей куда-то уйти. Учитывая, что ни у мамы-папы, ни у дедушки-бабушки не было своего жилья, ее в семье «напутствовали»: «Работай!» Стоит ли говорить, что девушка была просто на седьмом небе от счастья.

«В коттеджном поселке, предназначавшемся для своих сотрудников, помимо традиционных видов энергии (газ, электричество, дрова), эксплуатируются ветряки»Фото: tataskue.ru

«А ТЕПЕРЬ ПЕРЕДАЙТЕ НАМ ЗАВЕЩАНИЕ!»

 Где вы берете кадры?

— Большинство наших сотрудников — выпускники Казанского энергоуниверситета.

— Насколько большой у вас штат?

— Около 30 человек. У нас работает много молодежи, которая продолжает учиться. Не обходится без курьезов. Однажды молодому сотруднику поручили взять на объекте у заказчика замечания по проекту. А он не расслышал и говорит: «А теперь передайте нам завещание». Можете представить себе реакцию клиента. Он просто, что называется, потерял дар речи. Слава богу, перевели все в шутку...

Я стараюсь относиться с большим вниманием к пожеланиям сотрудников. Как правило, все хотят пойти в отпуск летом. Чтобы мотивировать персонал, мы составляем рейтинг: опаздывает или нет, вовремя ли выполняет задания и т. д. Кто рейтинг возглавляет, тот в первую очередь и решает, в каком месяце пойдет отдыхать. Это дисциплинирует.

 Вы еще и преподаете?

— Да, я сотрудник энергоуниверситета, доцент. Многое из того, что вижу, пытаюсь внедрить в учебный процесс. Сейчас, например, мы делаем комплексную автоматизированную систему учета для энергоуниверситета с выводом информации в так называемый центр компетенций. Это демонстрационные стенды и оборудование. Ими смогут пользоваться все.

 Остается ли у вас свободное время? Как вы его проводите?

— Я человек разносторонний. Очень люблю музыку и театр. В 24 года я на свадьбе увидел, как играет мой дядя. Восхитился: могут же люди! Мне музыка всегда нравилась. Причем стараюсь посещать концерты оркестровой или, как я ее называю, настоящей музыки. А еще я люблю рыбалку, бильярд и работу на даче.

«Можно построить график обогрева с максимальной нагрузкой в «дешевые» часы. Как известно, с 11 часов вечера до 7 утра стоимость электроэнергии значительно ниже» «Можно построить график обогрева с максимальной нагрузкой в «дешевые» часы. Как известно, с 11 часов вечера до 7 утра стоимость электроэнергии значительно ниже» Фото: Максим Тимофеев

И традиционный вопрос «БИЗНЕС Online»: ваши три секрета успешного бизнеса.

— Во-первых, надо быть предельно честным...

Но это же может быть в ущерб прибыльности: раскрыл все минусы, а заказчик взял и отказался.

— Клиента в любом случае нельзя водить за нос. Все-равно твой обман рано или поздно откроется. Второй секрет — это обязательность. Если сказали, что построим через месяц, значит, надо это сделать. Некоторые чуть ли не с первого дня закидывают заказчика письмами: предоставьте то, предоставьте это. А когда сроки поджимают, начинают пенять: «Помните, мы вам писали? У вас не было персонала, того, другого...» Да, иногда работе что-то препятствует. Но тогда надо созвать совещание и обсудить причины задержки, а не заниматься отписками для того, чтобы позже ими козырять.

И нельзя уходить от ответственности. Я всегда стараюсь настоять на приеме к руководителю, чтобы разобраться в сложившейся ситуации. Доказываю, что мы действительно занимаемся этим вопросом, а не отряхиваем с себя пыль, говоря, что виноваты не мы. Кроме того, каким бы всесильным человек ни был, без надежной команды сложно добиться успеха.