Сегодня банк «Зенит» официально объявил о грядущей смене высшего топ-менеджмента Сегодня стало известно, что на должность председателя правления банка «Зенит» вместо Кирилла Шпигуна будет назначен Олег Машталяр
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

ТРИ НОВЫХ ТОПА УЖЕ В БАНКЕ

Сегодня банк «Зенит» официально объявил о грядущей смене высшего топ-менеджмента: как сообщается в его пресс-релизе, на должность председателя правления вместо Кирилла Шпигуна будет назначен Олег Машталяр, ранее работавший зампредом МДМ Банка, сменятся и несколько ключевых топ-менеджеров, в том числе заместители предправления. Шпигун займет пост президента банка, в новой должности он сосредоточится на участии в решении стратегических вопросов и связях с органами государственной власти. Заметим, что в уставе банка должности «президент» нет, она создается специально как почетная синекура для отставника, а пост председателя совета директоров как занимал, так продолжит занимать гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов. Первым зампредправления будет назначен Андрей Добрынин, который будет курировать весь корпоративно-инвестиционный бизнес банка. Кураторство финансового блока планируется возложить на Константина Рыбакова.

Как сообщил «Зенит», все новые менеджеры уже с апреля 2017-го трудятся в банке, входя в курс дела. Машталяр пока занимает пост советника предправления, что обычно и предшествует будущему назначению на должность главы банка. «Все новые руководители обладают значительным опытом работы в крупнейших компаниях и финансовых институтах, — подчеркивает „Зенит“. — Происходящие кадровые изменения усилят управленческую команду банка „Зенит“ и позволят более эффективно решать новые задачи, стоящие перед бизнесом».

46-летний Машталяр с 1996 по 2009 годы с небольшим перерывом работал в МДМ Банке, где прошел путь от начальника отдела коммерческого кредитования финансово-кредитного департамента до зампреда, а с апреля 2008 года по февраль 2009-го исполнял обязанности предправления. Последние 8 лет он возглавлял московское представительство кипрской компании «Эн Эр Гроус Консалтинг Лтд». Добрынин — коллега Машталяра, работал и в МДМ Банке, и в «Эн Эр Гроус Консалтинг Лтд», в 2006 году занимал пост начальника одного из управлений Альфа-Банка, где работал с клиентами инвестиционного блока. Рыбаков начинал карьеру в Сбербанке, позднее перейдя в промышленную сферу, с 2002 года работал в «ЕвразХолдинге». С 2005 года по настоящее время руководит московским представительством компании «Ефремов-Каучук ГмбХ», считающейся близкой к «Татнефти».

По нашей информации, кадровые перемены в «Зените» будут продолжаться. Кто именно покидает состав правления «Зенита», не сообщается. Сейчас в нем 7 членов, и все они работают в банке как минимум 10 лет, с начала 2000-х: Кирилл Шпигун, Родион Горовой, Евгений Гришин, Виктор Исаков, Александр Мнацаканов, Владимир Паданин и Ольга Щербакова. Это костяк, созданный еще сооснователем банка Алексеем Соколовым, который занимал пост председателя совета директоров с 2005 по 2015 года. В 2015 году он внезапно погиб от остановки сердца во время майских каникул в Тбилиси. Шпигун работает в банке аж с 1997 года, а председателем правления — с 2005-го.

Наиль Маганов Глава «Татнефти» Наиль Маганов начинает крупные кадровые перестановки в банке «Зенит», сменяя тем самым команду Соколова / Фото: «БИЗНЕC Online»

ДОКАПИТАЛИЗАЦИЯ И ПОТЕРЯ «ЮРИКОВ»

Таким образом, укрепившись в качестве ключевого акционера, «Татнефть» (а его глава Наиль Маганов занимает должность председателя совета директоров «Зенита») и начала крупные кадровые перестановки, сменяя тем самым команду Соколова. До его смерти и во времена Шафагата Тахаутдинова «Зенит» хоть и был связан с «Татнефтью», но контрольного пакета у нефтяников не было, а менеджерская команда пользовалась достаточно высокой степенью самостоятельности. Теперь об этих временах будут стерты последние воспоминания. 

Напомним, в ноябре 2015 года акционеры конвертировали два долгосрочных субординированных депозита на 5,1 млрд рублей в бессрочные. В июне 2016 года капитал банка за счет основного акционера был увеличен на 8 млрд рублей. А спустя год, в июне нынешнего года, завершилась еще одна допэмиссия — на сей раз 14 млрд рублей. В результате доля «Татнефти» выросла до 71,9% (62,67% — ПАО «Татнефть», 8,45% — Tatneft Oil AG, персональные доли руководителей группы). Ранее, в 2015 году, банк получал помощь и от государства — в рамках программы АСВ банк получил докапитализацию на 9,9 млрд рублей.

Вливания капитала понадобились из-за неутешительных финансовых итогов. Чистый убыток за 2015 год составил 6,1 млрд рублей, а в 2016 году он вырос до 6,9 млрд рублей — итого 13 млрд рублей, что следует из бухгалтерской отчетности за 2016 год. Совпадение или нет, но после появления первых признаков резкого ухудшения ситуации весной 2015 года Соколов и ушел из жизни. Текущий год порадовал было прибылью в размере 521 млн рублей на 1 мая, но в последующие месяцы она упала до очень скромных 82 млн рублей, подвинув банк на 177-е место среди российских банков по прибыли. Здесь же скажем и об активах «Зенита», которые сократились за июль на 11,4 млрд рублей, или 4,5%, до 245,4 млрд рублей — это 36-е место среди российских банков. В июле «Зенит» зафиксировал и снижение средств предприятий на своих счетах на 21,7%, или 16 млрд рублей, до 57,9 млрд рублей.

Продолжение расчистки «авгиевых конюшен», по-видимому, станет ключевой задачей нового менеджмента. «В июле этого года уже состоялась передача активов на сумму 11 миллиардов рублей, и, как мы понимаем, расчистка баланса продолжится до конца 2017 года», — указывает в комментарии РБК Ольга Ульянова, аналитик Moody’s. И это только начало. «В январе мы оценивали объем потенциально проблемных кредитов в сумму порядка 30 миллиардов рублей, что практически равно размеру основного капитала банка», — отмечает там же старший директор Fitch Ratings CIS Александр Данилов.

Заметим, что чистки в «Зените» порождают ассоциации с перезагрузкой в «АК БАРС» Банке в октябре 2015 года, когда на фоне рекордных убытков своего поста лишился предправления Роберт Миннегалиев. Однако есть разница: в «АК БАРСе» у руля осталась фактически та же команда, а Маганов решил пригласить команду со стороны.

«НУЖНО СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ ПРИЧИНЫ УБЫТОЧНОСТИ БАНКА НЕ ВОСПРОИЗВОДИЛИСЬ»

Приход новых «топов» в банк «Зенит» будет весьма кстати на фоне слабых финансовых показателей, соглашаются эксперты «БИЗНЕС Online».

Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade: 

— Для банковской системы России и, в частности, банка «Зенит» сейчас характерно наличие «болевых точек» как последствий кризиса. Неработающие и низколиквидные проблемные активы, прежде всего — кредиты. Средняя доходность кредитов, по оценке агентства Fitch, составляла 12% в 2016 году.  Дорогие пассивы, привлекаемые с рынка. Как следствие этого — низкая прибыльность работы, граничащая с убыточностью. Высокие управленческие расходы. Поскольку банк выступает как флагманское кредитно-финансовое учреждение мощной группы «Татнефть», основной собственник произвел необходимую докапитализацию. Агентство Fitch в начале 2017 года  определило высокорисковые активы банка в 32,5 млрд рублей. Очевидно, такая сумма стала одним из ориентиров для увеличения уставного капитала до 33,5 млрд рублей в июне 2017 года.

Примечательно, что Fitch в своем январском заключении предупредило, что даже планируемое увеличение капитала на 14 млрд рублей (которое и произошло затем в июне) приведет лишь к временному улучшению показателей, поскольку такое дофинансирование может привести только к компенсации текущих и потенциальных потерь.

Таким образом, на текущий момент потенциальная «дыра» в капитале закрыта. Но нужно сделать все, чтобы причины убыточности банка не воспроизводились, иначе инвестиции «Татнефти» не только окажутся неэффективными, но будет опасность для финансовых потоков группы, ее основной деятельности.
Все это обусловило необходимость пересмотра позиций банка и прежде всего с точки зрения  кадров топ-менеджмента.

Для нового руководства актуальны масштабные задачи. Изменение структуры операций банка в пользу более рентабельных направлений. Работа по преодолению последствий неработающих активов. Оптимизация издержек банка, в том числе не связанных с основной деятельностью. И безусловно, стратегические вопросы развития и встраивания кредитно-финансовой организации в бизнес, инвестиционные и производственные проекты группы «Татнефть».

Алексей Коренев, аналитик ГК «Финам»:

— Причина смены топ-менеджмента — в крайне слабых показателях банка, которые еще и продолжали ухудшаться, что могло привести к дальнейшему понижению рейтингов данного кредитного учреждения. Тем более что поддержка со стороны акционера, которая во многом способствовала некоторому улучшению ситуации в начале 2017 года, когда банк в течение двух кварталов подряд сумел выйти на положительный финансовый результат, не может учитываться при выставлении рейтинга. Предполагается, что новая команда сумеет очистить банк от откровенно плохих или неработающих активов, которые планируется вывести в стороннюю организацию, не связанную формально с самим банком (на настоящий момент около трети проблемных активов уже выведены с баланса банка). Второй задачей нового менеджмента, на наш взгляд, может стать решение проблемы неэффективного управления, а также уменьшения стоимости фондирования. Мы полагаем, что действия акционеров по оздоровлению управленческой команды банка вполне своевременны и могут позволить банку «Зенит» в течение года-полутора выйти на показатели, сопоставимые с основными конкурентами равного масштаба.