Сегодня, 30 августа, в Татарстане отмечается главный праздник республики. Отличный повод вспомнить о том, чем мы можем по-настоящему гордиться. Татарская музыкальная культура подарила миру немало ярких героев и прекрасных мелодий. «БИЗНЕС Online» с помощью экспертов создал рейтинг самых известных и значимых национальных песен. Понятно, что на вкус и цвет товарищей нет, поэтому каждый может добавить свои ноты в комментариях или просто послушать подборку клипов.
Топ-50 главных татарских песен
Кликнув значок в левом верхнем углу видео, вы сможете прослушать и просмотреть все 50 песен из нашего рейтинга
1. «ТУГАН ТЕЛ»
Вряд ли на первом месте можно было ожидать какое-то другое произведение. Народная мелодия, положенная на знаменитые стихи главного национального поэта всех времен Габдуллы Тукая, — это, по сути дела, неофициальный гимн татарского народа. И совершенно не случайно, что пленарное заседание недавнего съезда ВКТ завершалось именно коллективным исполнением «Туган тел». Самое интересное, что этот напев имеет древнее происхождение. А до революции с ним исполнялась популярная бытовая песня городских татар «Сәлим бабай». Однако в первые послевоенные десятилетия на фоне закрытия татарских школ, активизации смешанных браков и т. д. тема родного языка стала особенно острой и актуальной. Так и появился гимн всех татар.
Фирдус Тямаев — певец:
— «Туган тел» — это наш гимн. Гимн татарского народа. Очень привлекательный как музыкой, так и великим поэтом, написавшим эти строки. «Туган тел» уже больше века воспитывает наш народ — этим тоже привлекает.
2. «АЙ, БЫЛБЫЛЫМ»
Ренат Ибрагимов признается, что включает песню «Ай, былбылым» в каждый свой концерт, независимо от того, где он происходит
Эта знаменитая композиция — одна из песен городской бытовой лирики казанских татар начала ХХ века. Подобный жанр получил название «кыска көй» — быстрая короткая песня выражает оптимизм, эмоциональный подъем, отличается танцевальностью и активной ритмикой. Пожалуй, самый знаменитый исполнитель «Ай, былбылым» — Ренат Ибрагимов, который признается, что включает эту татарскую народную песню в каждый свой концерт, независимо от того, где он происходит.
3. «КИТМӘ, САНДУГАЧ!..»
Рустем Яхин — основоположник татарской романтической музыки — оказался первым из известных граду и миру композиторов, чье произведение забралось почти на вершину нашего рейтинга. Его знаменитый романс «Китмә, сандугач!..» украшает практически любой татарский песенный фестиваль.
Эльмир Низамов — композитор:
— Выбирать среди шедевров, бесспорно, очень трудно. Я большой поклонник народной музыки, так как считаю, что в ней содержится культурный код любого народа и это, что называется, музыка, проверенная веками, и конкурировать с ней практически невозможно. Но если выбирать среди этих песен, то как композитор я, наверное, выберу «Китмә, сандугач» Рустема Яхина. Для меня этот романс, как и все творчество Яхина, — уникальное и гармоничное сплетение татарского мелоса и академической музыки. Его романсы очень естественны, как народные песни, и одновременно с этим полны оригинальных и нестандартных решений. Меня как музыканта это всегда восхищало и восхищает в музыке Яхина.
4. «АК КАЛФАК»
«Ак калфак» украшает репертуар Ильхама Шакирова
Еще одна очень популярная народная песня, которая украшает репертуар Ильхама Шакирова. Композитор Мансур Музафаров записал ее в середине прошлого века в Горьковской области в селе Мусали. Недавняя премьера в театре им. Камала «Ак калфагым төшердем кулдан...», где песня стала рефреном всего спектакля, символом тех национальных корней, к которым многие мечтают вернуться, вновь напомнила об этой замечательной композиции.
5. «КҮБӘЛӘГЕМ»
И снова народная песня в верхней части нашего рейтинга. «Күбәләгем» — еще один «кыска көй», как и «Ай, былбылым». Метроритмической основой этих песен послужил древнетюркский такмак (жанр башкирского и татарского музыкально-поэтического фольклора), но используемый уже не для сопровождения пляски, а для веселого, подвижного интонирования песенного напева или для музицирования наигрыша на гармонике, мандолине, фортепиано.
6. «ӘЛЛҮКИ»
«Әллүки» — старинный напев, относящийся уже к жанру «озын көй» — песенной протяжной лирике. Скорее всего, из репертуара какого-нибудь певца. С начала ХХ века исполняется с текстом Тукая. В наше время также активно исполняется профессиональными певцами, да какими! «Әллүки», наряду с оперной классикой, вошла в дебютный альбом солистки Венской оперы Аиды Гарифуллиной, выпущенный в Великобритании. «Идея альбома заключалась в том, чтобы преподнести мои корни через музыку, через встречу Востока и Запада. Эти этнические моменты можно найти в произведениях Римского-Корсакова и, конечно же, в композиции „Әллүки“ — в фольклорной песне, исполняемой на родном языке моей матери, на татарском. Это очень редкая песня и такая красивая», — рассказывала сама Гарифуллина. Наконец, на кряшенском сабантуе «Питрау» эту песню исполнила и звезда «Голоса» Пелагея.
7. «МИН ЯРАТАМ СИНЕ, ТАТАРСТАН»
Салават признается в любви Татарстану на самых важных и крупных официальных мероприятиях в республике
Самая молодая из песен в нашей первой десятке, кроме того, единственная в ней, которая проходит по разряду современной эстрадной песни. Если «Туган тел» — это неофициальный гимн всех татар, то «Мин яратам сине, Татарстан» — это неофициальный гимн современной Республики Татарстан. Более того, редчайший случай, когда авторы и исполнители эстрадной песни получили за нее главную культурную награду РТ — премию имени Тукая в 2008 году, что, правда, в самой культурной среде было воспринято неоднозначно. Лауреатами тогда стали певец Салават Фатхетдинов, композитор Роберт Андреев и автор текста Роберт Ракипов (посмертно). Проходят годы, а Салават все также признается в любви Татарстану в финале самых важных и крупных официальных мероприятий в республике.
8. «ТӘФТИЛӘҮ»
Вновь к народному творчеству. «Тәфтиләү» — это напев баита (эпический и лиро-эпический жанр татарской и башкирской поэзии), повествующего о трагической любви дочери муфтия (или генерала) Тефкелева к молодому французу-гувернеру. Текст баита не сохранился, но содержание его известно из пересказа Тукая. Композитор Сара Садыкова рассказывала, что баит о своей трагической любви исполняла (а возможно и сочинила) дочь Тефкелева — Гайша. Она же и интонировала текст на напев армянской народной песни «Ласточка». После смерти Тукая напев стал основой лирической песни, полной грусти и скорби, с текстом Тукая на его стихи «Өзелгән өмет», но с сохранением названия «Тәфтиләү».
9. «МАРШ КРАСНОЙ АРМИИ»
Единственная в нашем Топ-50 мелодия без слов, но зато какая — шедевр первого татарского национального композитора Салиха Сайдашева.
Вадим Дулат-Алеев — заведующий кафедрой истории музыки Казанской консерватории:
— Очень трудно сделать объективный выбор. Я бы не решился на публикацию такого рейтинга, но вы смелые. Социологических опросов нет и не было, но есть только многолетние наблюдения над учебным процессом и слушателями концертов классической музыки. Не вызывает сомнений только первое произведение в списке — «Марш» Сайдашева. Все остальное легко может быть оспорено даже по включению в перечень, не говоря уже о месте в списке.
10. «ОЛЫ ЮЛНЫҢ ТУЗАНЫ»
И снова музыка и слова народные. «Олы юлны тузаны» вошла в репертуар популярных татарских певцов, таких как Усман Альмеев и Рашит Вагапов, еще в первые послевоенные годы и активно исполняется по сей день.
НЕ ИСТИНА В ПОСЛЕДНЕЙ ИНСТАНЦИИ, А ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
В конечном счете наш Топ-50 получился довольно демократичным. Здесь и обилие народных песен («Кара урман», «Су буйлап», «Галиябану» и др.): какие-то из них уже давно любимы народом, некоторые же заново открываются молодыми исполнителями. Национальная опера в рейтинге представлена арией Джалиля из одноименной оперы Назиба Жиганова и арией Тукая из «Любви поэта» Резеды Ахияровой. Тут же и вечная классика татарской эстрады («Син сазыңны уйнадың», «Әдрән диңгез», «Туган җирем — Татарстан» и др.) — песни, на которых выросло не одно поколение слушателей.
Самые знаменитые песни из репертуара Хании Фархи — «Әлдермешкә кайтам әле» и «Сагынам сине, Питрәч» / Фото: «БИЗНЕС Online»
Не обошлось и без самых популярных композиций 80 - 90-х («Эх, сез, матур кызлар!», «Миләшләрем», «Туй күлмәге» и др.). Кто-то считает, что именно тогда зародился нынешний кризис татарской эстрады, но в любом случае и это время дало целый ряд ярких и запоминающихся композиций. Вспомнили мы и про две самые знаменитые песни из репертуара Хании Фархи — «Әлдермешкә кайтам әле» и «Сагынам сине, Питрәч». Наконец, молодое поколение татарской поп-музыки пусть пока и не отвоевало себе места на верхних строчках нашего хит-парада, но все-таки без Элвина Грея, Гузель Уразовой и Ришата Тухватуллина дело не обошлось. Отдельно отметим присутствие в Топ-50 гордости татарской музыки в жанре world music Зули Камаловой и Мубая.
Безусловно, наш список не претендует на истину в последней инстанции, так что не стоит отчаиваться, если вы не увидите свою любимую песню в рейтинге лучших. Наш Топ-50 — это скорее повод для нового разговора о татарской культуре, ее достижениях и нынешнем векторе развития, в данном случае речь о песенном жанре.
Однако наши эксперты, а это два с лишним десятка человек — от поэта и депутата Госсовета Разиля Валеева и профессоров Казанской консерватории Вадима Дулат-Алеева и Земфиры Сайдашевой до певцов разных поколений (Дениз Бедретдин, Илюса Хузина, Саида Мухаметзянова) — постарались профессионально нащупать почву для такого разговора. В любом случае наши читатели в комментариях к статье укажут нам на то, каких песен недостает в рейтинге «БИЗНЕС Online».
==table1720==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 98
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.