Драматург Карим Тинчурин в 1937 году Драматург Карим Тинчурин в 1937 году

«В РАДОСТНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ ЦВЕТЕТ САД ПРЕКРАСНОГО ИСКУССТВА»

Улица Карима Тинчурина, а также небольшой, рядом расположенный парк его имени находятся в центральной части старой Казани. Театр, также носящий его имя, стоит тоже в центре и тоже на улице писателя и драматурга Максима Горького. Здесь с аншлагом – непременным признаком успеха – продолжают идти пьесы «нашего Карима» (так называли драматурга его современники-артисты). Он написал около трех десятков пьес, многие из которых и сегодня входят в неизменный репертуар и являются украшением национальных театров Казани, Уфы, Оренбурга, Ташкента, Алма-Аты. Вообще, в первые десятилетия советской власти репертуар татарского театра состоял в основном из пьес Карима Тинчурина. Это комедии «Юсуф и Зулейха», «Попугай», сатирическая комедия «Без ветрил» и другие.

Один из первых деятелей искусства и культуры молодой Татреспублики Карим Галиевич Тинчурин в далеком 1926 году решением ВЦИКа был удостоен звания заслуженного артиста ТАССР. А через 10 лет, 28 мая 1936 года, общественность республики торжественно отмечала уже 25-летие его творческой деятельности. По этому поводу Тинчурину прислали поздравления многие организации, известные писатели, деятели культуры, друзья и товарищи, многочисленные его шакирды и ученики.

Галимджан Ибрагимов, крупный татарский писатель, ученый, политический и общественный деятель, писал из Ялты, где лечился в то время: «Дорогой друг Карим! Я знал, что в 1936 году будет праздник твоего 25-летнего труда. Недавно сообщили о дне торжества. Все твои произведения знаю, и прочитав, и увидев на сцене. С прошлых тяжелых времен движения татарской культуры до нынешних счастливых дней весь твой труд за татарский театр, который ты героически продолжил, перед моими глазами. Поэтому за должный тебе этот трудовой праздник один из самых крепко радовавшихся от всего сердца друзей буду я!»

Другой известный татарский писатель Шариф Камал написал в своем поздравлении: «Дорогой товарищ Карим Тинчурин! Чистосердечно поздравляю Вас с 25-летием творческой деятельности в области драматургии и театрального искусства. В радостной социалистической стране, где цветет с каждым днем сад прекрасного искусства, хочу увидеть ваших все более новых и новых творческих цветов и, пожелавВам долгой жизни, с настоящей дружбой жму вашу руку».

Менее чем через каких-то полтора года Тинчурина обвинят во «вредительстве на культурном фронте».

Медресе «Мухаммадия»Фото: «БИЗНЕС Online»

АРТИСТ ИЗ ДЕРЕВНИ ТАРАКАНОВКА

Тинчурин родился в бедной крестьянской семье 15 сентября 1887 года в деревне Таракановке (Белоозерке), что в ту пору входила в состав Пензенской губернии. Мальчик подавал большие надежды в учебе в медресе соседней деревни Татарский Шелдаис, и поэтому 13-летнего Карима в 1900 году отправляют искать счастья в Казань, где он с трудом устраивается посудомойщиком в харчевню. Накопив немного денег, будущий драматург поступает в медресе «Мухаммадия».

Это учебное заведение начиналось как вполне обычное, особо ничем не выделяясь среди остальных, с той лишь разницей, что его основоположником и руководителем был не кто иной, как Галимжан Баруди, талантливый преподаватель, известный на рубеже ХХ века как видный просветитель, знаток религии, реформатор и философ. По инициативе Баруди в программу обучения были включены новые дисциплины, такие как арабский язык и религиоведение. Позже были введены и светские предметы – математика, география, природоведение и т. д. И это медресе буквально за считанные годы становится среди татар известным далеко за пределами и города, и губернии, и всей Российской империи (например, в Турции очень даже хорошо его знали и старались «пристроить» наиболее талантливых детишек именно туда, в далекую Казань). За 36 лет своего существования медресе выпустило более 1000 студентов и дало им начальное, среднее и высшее духовное образование. Здесь учились те, кто впоследствии будут символами татарской культуры – Хусаин Ямашев, Махмуд Дулат-Гали, Камил Якуб, Галиаскар Камал, Салих Сайдашев, Фатих Амирхан, Наки Исанбет, Мажит Гафури, Баки Урманче,Тинчурин и многие другие.

Карим Тинчурин (второй ряд, первый справа) - ученик медресе УМухаммадияУ Карим Тинчурин (второй ряд, первый справа) – ученик медресе «Мухаммадия»

Примечательно, что здесь занимались не только образованием. Студенты «Мухаммадии» выпускали свои газеты, такие как «Мухаммадия», «Телескоп», «Манзаратуль-галям», «Телчан» и другие. У них также появилась идея создать свой профессиональный театр, что, как известно, и было сделано в 1906 году. В этом же году Тинчурин пишет свою первую пьесу «Моназара» («Диспут»). 1906-й считается годом рождения татарского театра. «Театр, сцена ворвались в мою жизнь, и этот вихрь изменил меня, став моей судьбой», – вспоминал драматург. Но не только «сценический вихрь» врывается в его судьбу.

Казань начала века не могла оставаться в стороне от событий революции 1905 года. Питомцы медресе также начинают открыто выражать свои протесты. К тому времени Тинчурин сблизился с членами революционно-демократического кружка, что не могло не привлечь к нему внимание полиции и руководства медресе. В 1906 году в числе 87 учеников-шакирдов Карим исключается из «Мухаммадии». Позже ему удается получить место учителя. Занимаясь с детьми, он одновременно учится сам, знакомится с революционной литературой, продолжает писать.

Гаяз Исхаки Гаяз Исхаки

РОКОВАЯ ВСТРЕЧА

В 1910 году в недавно организованной первой профессиональной татарской актерской труппе «Сайяр» появился новый актер, привлекший внимание как артистов, так и зрителей не только своей игрой, но и необычной авторской трактовкой ролей. Актер также пишет одну за другой свои новые пьесы. Спустя два года Тинчурин станет одним из руководителей студии-прообраза татарского национального театра.

В 1917 году Тинчурин работает в Москве в редакции газеты «Ил» («Родина»), которую редактировал Гаяз Исхаки (1878 – 1954, видный деятель татарского национального движения, писатель, публицист, издатель и политикприм. ред.). Вообще, Тинчурин первый раз встретился с Исхаки в 1914 году в Нижнем Новгороде во время традиционной ярмарки, где труппа «Сайяр» ставила спектакль «Мегаллимэ» («Учительница») по пьесе именно Исхаки. Известный писатель и драматург заходит к артистам, поздравляет их с успехом. Среди артистов был и Тинчурин. А теперь – опять встреча и совместная работа в газете. Правда, здесь Тинчурин работал недолго, всего четыре месяца. До Октябрьской революции 1917 года он успевает напечатать в газете лишь несколько выступлений и рассказов. После революции после возвращения в Казань больше с Исхаки никогда не встречался. Но эти несколько месяцев его жизни станут для него роковыми...

Актеры труппы УСайярУ Габдулла Кариев, Карим Тинчурин, Зайни Султанов, Абдрахман Мангушев в 1916 году Актеры труппы «Сайяр» Габдулла Кариев, Карим Тинчурин, Зайни Султанов, Абдрахман Мангушев в 1916 году

«Октябрьскую революцию Тинчурин встречает с радостью, – читаем в журнале „Научный Татарстан“. – Он активно участвует в организации национального театра, одновременно сотрудничает в газете „Эш“ („Работа“). В статье, опубликованной вскоре после революции, он писал: „Поднимайте священное, лучезарное знамя театра. Современный этап общественного развития – самый благотворный для творчества. Революция приведет театр к значительным достижениям. Надо только не жалея сил работать, работать и работать“».

Во время Гражданской войны в составе Красной Армии сражались национальные подразделения, в том числе из представителей народов Поволжья, Приуралья, Сибири. Весной 1919 года при политуправлении Восточного фронта было решено создать национальные театральные студии. Одним из активных их руководителей был молодой режиссер, драматург Тинчурин. Грамота Реввоенсовета Восточного фронта и именные часы, которыми он был награжден во время Гражданской войны за вклад в победу революции, потом, после ареста, были у него изъяты в ходе обыска и сгинули где-то в недрах карательного ведомства, как и многие другие личные вещи драматурга.

Габдулла Кариев с красавицами театра (слева направо) Захида Тинчурина, Нафига Арапова, Гульсум Болгарская, Ашраф Синяева 1917 год Габдулла Кариев с красавицами театра (слева направо) Захида Тинчурина, Нафига Арапова, Гульсум Болгарская, Ашраф Синяева 1917 год

Тинчурин неоднократно беседует с Муллануром Вахитовым, который принимал непосредственное участие в судьбе национального сценического искусства. Вахитов не смог осуществить свои замыслы, но они глубоко вошли в сознание и сердце Тинчурина, стали делом всей его жизни. И после изгнания белочехов из Казани он начал осуществлять на практике создание нового театра.

В 20-е годы Тинчурин организует театральные студии в ряде городов Поволжья и Урала, которые станут основой для создания национальных театров в этих регионах России. Наконец дошла очередь и до родной Казани. После окончания Гражданской войны было решено объединить отдельные театральные труппы в Татарский государственный театр. Это ответственное задание правительство ТАССР поручает Тинчурину. 8 ноября 1922 года в здании нынешнего театра юного зрителя открывается Первый образцовый театр имени Красного Октября.

Салих Сайдашев и Карим Тинчурин Салих Сайдашев и Карим Тинчурин

«ИЗ САЛИХА САЙДАШЕВА АКТЕРА ТАК И НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ»

 «Популярность Карима Тинчурина – не простое и не случайное явление. Она объясняется его многогранной деятельностью, считает хорошо знавший и много работавший с ним Хаким Салимжанов, народный артист ТАССР. – Я был молодым, неопытным актером. Карим абый мне поручил ответственную роль Хлестакова. В дружеской беседе выяснял, как я понимаю образ. Затем он мне подсказал главное: „Хлестаков врет и начинает вам верить“. И дополнил роль интересными деталями.

Он самозабвенно любил основателя татарской советской музыки композитора Салиха Сайдашева. Тинчурин и Сайдашев – это целая эпоха музыкальных спектаклей в истории нашего театра. Помню такой трагикомический эпизод... Почему-то Тинчурину захотелось выпустить Сайдашева на сцену в качестве актера. Это ему удалось на гастролях в Уфе. Сайдашева нарядили татарским купцом в спектакле „Без ветрил“. Сайдашев сказал одну фразу от себя. Все актеры на сцене и стоявшие за кулисами прыснули. Этим испортили целую картину. И в дальнейшем, сколько ни старался Карим абый, из Салиха Сайдашева актера не получилось».

Слева направо Кави Наджми, Сарвар Адгамова, Захида Тинчурина, Карим Тинчурин в 1929 году Слева направо: Кави Наджми, Сарвар Адгамова, Захида Тинчурина, Карим Тинчурин в 1929 году

Известный ученый Мансур Хасанов (Мансур Хасанович Хасанов (1930 - 2010), ученый-филолог и государственный деятель, первый заместитель председателя Совета Министров Татарской АССР (1984 - 1992), первый президент Академии наук Республики Татарстан – прим. ред.) так писал о нем: «Страницы биографии Карима Тинчурина сами по себе могли бы составить увлекательнейший роман или яркую социальную драму».

1936 год. «В театре с успехом идут пьесы Тинчурина, – продолжает журнал „Научный Татарстан“. – Их автор любим народом и широко известен. Приближалось 50-летие со дня рождения. Каким счастливым мог бы стать этот юбилей! Мастер пера и творец сцены имел полное право подвести некоторые итоги творческой жизни. Главный режиссер академического театра, автор 30 с лишним пьес, член правления союза писателей Татарстана, заслуженный артист республики, Тинчурин находился в полном расцвете творческих сил. Только что общественность республики отметила 25-летие его деятельности. Сколько пришло телеграмм и писем! Все ждут новых пьес. Правительство республики дарит ему пишущую машинку – дескать, твори товарищ Тинчурин, не останавливайся! А Казанский военный гарнизон преподнес в подарок охотничье ружье – не забывай и об отдыхе!»

На рабочем столе – последняя пьеса. Называется она «Иомгак» («Итог»). Кстати, она была написана по заданию правительства, обкома партии. Собираются ставить ее к юбилею Великого Октября. Идут обсуждения, планируются репетиции. Как и в пьесе «На Кандре», здесь показана жизнь колхозной деревни: герои пьесы – парторг, агроном, трактористы, комбайнеры, русские и татары, все вместе строят новую жизнь. Под руководством парторга они разоблачают пробравшегося в их среду контрреволюционера и троцкиста. Они одобряют новую Конституцию». Думал ли Тинчурин, когда писал свою последнюю пьесу, что и его самого скоро, очень скоро обвинят в национализме, приклеят ярлык врага народа? Его арестовали через день после 50-летия...

Дом, где жил Карим Тинчурин в Казани на пересечении улиц Профсоюзная и Мусы Джалиля Дом, где жил Карим Тинчурин в Казани, на пересечении улиц Профсоюзной и Мусы Джалиля

И ДАЖЕ «ШПИОНАЖ В ПОЛЬЗУ ЯПОНИИ»

Предчувствуя арест, Тинчурин, как и многие другие писатели республики, уже не спал ночами. За ним пришли 17 сентября 1937 года. Следствие шло долго, более года. Драматургу в вину вменялись «участие в деятельности националистической организации, ставящей целью свержение советской власти, вредительство на культурном фронте» и даже «шпионаж в пользу Японии». Стандартные обвинения в атмосфере политики «Большого террора». Он подвергался жестоким избиениям, требовали назвать мифических сообщников и признать несуществующую вину. За это время следователь Гатин от сержанта вырос до младшего лейтенанта. Желая выслужиться, он вел следствие с особым усердием.

Мемориальная доска на доме Карима Тинчурина в Казани Мемориальная доска на доме Карима Тинчурина в Казани

 «Большинство обвинений Тинчурину связано с именем Гаяза Исхаки, – пишет журнал „Научный Татарстан“. – На каждом допросе этот вопрос звучит снова и снова: „В какой связи находились с Исхаковым, какие от него получили задания?“ До революции Исхаки был одним из ведущих драматургов, его пьесы ставились почти во всех татарских театрах и труппах. После того как Исхаки оказался в эмиграции, его имя предали забвению, а лиц, с которыми он общался, преследовали. Как уже отмечалось выше, Тинчурин сотрудничал с Исхаки в 1917 году в газете „Ил“ („Родина“). В конце следствия Тинчурину предъявили обвинения. Личное знакомство с Исхаки, работа над его пьесой, ответ на полученные из Берлина письмо и журнал „Милли юл“ („Национальный путь“) – все это инкриминировалось ему как преступление. Из семи пунктов обвинения четыре прямо связаны с именем Исхаки. Вот какую роковую роль в судьбе Тинчурина сыграли давно минувшие, 20 лет тому назад состоявшиеся встречи с Исхаки».

Театр им. К. ТинчуринаФото: «БИЗНЕС Online»

Тут надо сказать, что известный татарский литературовед Галимджан Нигмати тоже сыграл злополучную роль в судьбе Тинчурина. Он был вынужден дать показания против Тинчурина, обвинив его в том, что он старый националист, что его произведения до революции были насыщены религиозным фанатизмом, а после революции носят явно антисоветский характер, а будучи режиссером Татарского драмтеатра, ставил идеологически вредные пьесы... Потом Нигмати от своих показаний отказался, но это уже ничего не могло изменить: Тинчурина не было в живых. В 1941 году Нигмати и сам умирает от голода и истощений в концлагере около города Усть-Илимск, куда его сослали с лишением свободы на 5 лет».

Захида и Карим Тинчурины 1919 год Захида и Карим Тинчурины, 1919 год

ЖЕНАМ ДЕКАБРИСТОВ БЫЛО ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ЖЕНАМ ВРАГОВ НАРОДА

Роман Гузенфельд, автор многих статей о деятелях искусства Татарской Республики, в своем очерке о творчестве и судьбе Тинчурина отмечает, что, «в отличие от своих коллег по цеху, среди которых были и руководители союза писателей республики, подписавшие выбитые у них показания и отказавшиеся от них при повторном рассмотрении „дела Тинчурина“ уже в 1950-е годы, Карим Галиевич вины своей не признал. Никого не оговорил, не сломался, пройдя через весь конвейер „допросов с применением насилия к классовым врагам“. Так предписывала инструкция, и она исправно исполнялась.

«Немногие тогда не ломались, – сказал по этому поводу корреспонденту „БИЗНЕС Online“ известный казанский историк Булат Султанбеков. – Редко кто под пытками не „выдавал“ своих товарищей...»

Последняя фотография Карима Тинчурина Последняя фотография Карима Тинчурина

Начиная с самого ареста Тинчурина его жена Захида добивалась пересмотра дела. Прежде чем отказать, ее уволили из педагогического института, где она много лет преподавала, лишили квартиры, выслали из Казани. Кажется, женам декабристов было намного легче! Цинизм власти был беспределен: жена врага народа боролась за освобождение супруга, не зная о том, что он погиб. И все-таки она победила палачей. В марте 1955 года после письма жены драматурга в ЦК партии прокуратура республики и работники КГБ были вынуждены признать невиновность Тинчурина.

А тогда в справке о реабилитации Тинчурина было указано, что 7 мая 1947 года он умер... от рака пищевода! Стандартная циничная ложь, возведенная в стандарт... Только спустя десятилетия была найдена могила драматурга. Расстрелянных в ночь на 15 ноября 1938 года сваливали в общую яму в углу Архангельского кладбища... Теперь в парке у Черного озера перед «казанской Лубянкой» стоит валун с лаконичной надписью «Простите нас»...