«Сейчас мы укладываем около 500 тысяч квадратных метров полов каждый год, а начинали со смешных 50–60 тысяч «квадратов», — рассказывает совладелец казанской компании «Флортек» Ильшат Хафизов. О том, как одновременно вести объекты по всей стране, почему драйвером рынка становятся склады интернет-магазинов и распредцентры торговых сетей, а также о декоративных бетонных покрытиях во дворцах шейхов он рассказал «БИЗНЕС Online».
Ильшат Хафизов: «Если наш клиент забывает, что у него есть полы, соответственно, он инвестирует во что-то другое. Тем самым мы помогаем развиваться его бизнесу, а значит, как бы пафосно это ни звучало, помогаем восстановлению экономики России»
«ПОШЛИ С ТОРГОВЫМИ СЕТЯМИ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ»
– Ильшат Адгамович, вы уже 10 лет занимаетесь укладкой промышленных полов. Не слишком ли узко?
– Знаете, иногда заходишь в ресторан, а там длиннющее меню. А заглянул в какое-нибудь кафе — особенно за рубежом — там всего три-четыре вида блюд, но зато приготовлены они изумительно. Поэтому я все-таки за специализацию.
Сначала мы занимались гаражами и парковкам, затем это были торговые сети, с которыми мы пошли по всей стране. В 2011–2012 годах торговый рынок бурно развивался после кризиса.
– Почему вы вообще обратились к этой тематике?
– По первому образованию я военный, по второму — строитель. Как-то воочию увидел, как делают промышленные полы. В понимании обывателя бетон — это грубый материал: залил его, он застыл. А тут я посмотрел: из простого бетона получается полированный пол! Со временем это трепетное отношение переросло в бизнес. Когда ты любишь свою работу, погружаешься в нее с головой. Я могу приехать на объект в чистом костюме, а уехать абсолютно грязным.
– Вы ведете этот бизнес с партнером. Вдвоем не тесно?
– Нет, потому что у нас есть еще несколько бизнесов, связанных со строительством. Партнер как раз занимается ими, а у меня основное — это «Флортек».
– В укладке полов большая специфика? Нужен навык?
– Не без этого. Днем идет подготовительная работа: нужно уложить опалубку, сделать границы карты и определенные детали в полах. Вечером происходит сама укладка бетона: миксер едет за миксером. Его разравнивают, засыпают специальным порошком, заглаживают. И где-то после 12 часов ночи проводится финишная обработка.
«Сейчас заливаем около 500 тысяч квадратных метров полов каждый год, а начинали со смешных 50–60 тысяч „квадратов“»
Основная проблема больших мегаполисов — пробки. А любое прерывание бетонирования в устройстве промышленных полов — это целая проблема, поэтому стараемся доставлять бетон ночью.
– Бетон для полов чем-то отличается от обычного строительного?
– Значительно. Для него используются определенного типа цементы. Этот бетон, конечно, производят те же самые заводы, но под руководством наших технологов. Они работают в плане подбора рецептуры с заводами практически по всей России. Так как мы постоянно мигрируем, у нас есть хорошие якорные партнеры в регионах.
– Какой объем работ у вас приходится на Татарстан?
– Всего процентов 10. Хотя у нас здесь были и крупные объекты, например полы в обоих магазинах «Леруа Мерлен» в Казани, как и в магазинах «Мегастрой». Один из последних наших объектов — сданный в прошлом году уникальный комплекс «Почты России» по экспресс-доставке грузов рядом с международным аэропортом «Казань» площадью 20 с лишним тысяч квадратных метров.
Географически мы можем работать практически в любой точке России, причем это одновременно могут быть Красноярск, Мурманск и Владикавказ. Туда нужно доставить людей, оборудование, продукцию.
– Что при этом доставляет самую большую головную боль?
– Подбор материалов. Несмотря на то, что Россия богата минеральными ресурсами, есть проблема с качеством того же цемента. Он меняется не в лучшую сторону.
– Какой регион для вас наиболее удобен в плане работы?
– Москва и Московская область. Во-первых, там очень много бетонных заводов.
Кроме того, там вся наука, все современные технологии. Но надо отдать должное и Тюмени: там есть очень квалифицированные специалисты, которые знают, что такое бетон.
– А где географически находится самая дальняя точка, где вам приходилось работать?
– На востоке это Красноярск, на западе — Великий Новгород. На севере — Мурманск, на юге это Краснодар и Краснодарский край.
– Ваши сотрудники могут уехать в какой-то регион работать надолго?
– На месяц-полтора, но по вахтовому методу: предусмотрена сменность.
– Каким был самый уникальный объект?
– Мне запомнился складской комплекс дистрибьютора запчастей в Подмосковье, где полностью автоматизировано управление. Представьте себе большой логопарк, который обслуживает всего несколько человек. Фура подъезжает, ее разгружают. Весь товар автоматически расходится по конвейерам на точки хранения. Это современнейшая технология.
Каждый проект ставит перед нами определенные задачи. Допустим, в том же «Мегастрое» рядом с торговым центром «Южный» тоже были непростые условия. Там были замороженные грунты — дело было весной. Замерзая, вода расширяется на 9 процентов. Если оставишь грунт замороженным, пол сядет на те же 9 процентов и может просесть до сантиметра-двух. А нашему клиенту было необходимо запустить магазин в срок. И день простоя в ретейле — это огромная упущенная выгода. В итоге мы оттаивали грунт. Есть тепловые пушки большой массы и всякие другие способы. Зато сейчас я в этот магазин захожу с большим удовлетворением.
Вообще, мы часто с этим сталкиваемся. В нашей практике был даже такой экзотический случай, когда на объект для этой цели привозили турбину от самолета. Когда перед тобой стоит цель, в голову приходят всякие crazy идеи. И самое интересное — они срабатывают. Я знаю случаи, когда застройщик, зная, что будет делать полы зимой, площадь примерно в 20 тысяч квадратных метров застилал соломой. Она не дает грунту промерзнуть.
«Географически мы можем работать практически в любой точке России. Причем это одновременно могут быть Красноярск, Мурманск и Владикавказ»
– Зарубежные компании, вероятно, еще более трепетно относятся к выбору исполнителя?
– Для иностранных клиентов очень важна твоя репутация и доверительные отношения. Начинается всегда с малого: дадут один объект, посмотрят. Потом второй, третий, попросят проконсультировать...
«ОПЕРАТОРЫ ПРОСЯТ: «НАМ НУЖЕН ПОЛ БЕЗ ШВОВ»
– Сама идея бетонных полов пришла с запада?
– Да, это европейская технология. Полы в первом Metro на улице Вахитова 15 лет назад заливала венгерская компания. И если тогда бетонный пол с упрочненным верхним слоем был экзотикой — у нас-то их традиционно выкладывали плиткой — то сейчас это такая же реальность, как гаджеты.
– Как думаете, почему они стали столь популярны?
– Потому что это одно из самых оптимальных покрытий. Ни для кого не секрет, что стоимость полов — это 10 процентов стоимости самого здания. То есть это достаточно дорогостоящая конструкция. Но если основание будет не уплотненным, бетонный пол может просесть и появятся трещины. Это самая основная проблема, которую нужно держать на контроле.
«Бетон разравнивают, засыпают специальным порошком, заглаживают»
Вот недавно была командировка: мы с руководителями компании-партнера непосредственно на месте наблюдали за укладкой бетонного пола, чтобы узнать, результативна новая технология или нет. Весь процесс длился буквально ночь. Это время рождения новых полов.
Для бетона самое страшное — это интенсивное испарение. Если хозяйка на кухне не закроет хлебницу, хлеб скукожится. Нечто подобное может произойти и с бетоном. Мы «растягиваем» его и, чтобы добиться определенной консистенции, добавляем воду. Ее излишек испаряется, образуются пустоты, бетон становится более пористым. Резкий выход воды вообще приводит к образованию трещин. Как этого избежать — сейчас для нас задача номер один.
– Мы беседуем вновь накануне вашего отъезда. Командировки у вас по-прежнему часты?
– Да, но это уже не столько встречи с клиентами, сколько сотрудничество с партнерами, связанное с улучшением технологий. Например, сейчас мы взялись за большой проект с одной из зарубежных компаний, разработчиком специальных добавок. Создаем экспериментальный бетон с тем, чтобы уменьшить его усадку.
– Что изменилось в вашей работе за последние годы?
– Теперь у нас больше логистических объектов. Например, сейчас мы заливаем полы в складском комплексе «Магнит» в Мурманске. Рынок торговых сетей насытился, и возник вопрос оптимизации логистики. Первым массово распределительные центры начал строить «Тандер» — владелец сети магазинов «Магнит», затем X5 Retail Group.
К этим полам предъявляются другие требования. Стандартный бетон предполагает нарезку швов, их делают через три-шесть метров. Для торгового центра, у которого небольшие нагрузки, это не проблема. А в логистическом комплексе трафик очень большой и швы начинают разрушаться, поэтому их операторы просят: «Нам нужен пол без швов».
– А такой существует?
– Это пол, который в пределах одной заливки — допустим, на площади в две тысячи «квадратов» — делается абсолютно без швов, но его границы надо спрятать. Это искусство технических специалистов. Уверяю: 80 процентов швов можно скрыть под стеллажами и тем самым сэкономить заказчику несколько миллионов рублей.
То есть такие технологии есть, но всегда хочется что-то улучшить. Это же еще и вопрос стоимости. Лобовое решение для бесшовного пола самое накладное: если применить бетон 500-й марки, это будет реально дорого. А можно с помощью армирования локальных узлов перераспределить нагрузку по соседним участкам пола. Это обойдется в три раза дешевле. И поиск этого оптимального решения — процесс непрерывный.
А сейчас еще активно развивается логистика рынка интернет-торговли. У таких магазинов просто огромные склады. Я был внутри, там 10 секунд, наверное, нельзя простоять на одном месте: настолько интенсивный трафик. Представляете, какая там нагрузка на пол? Поэтому он должен быть уже совершенно другого качества.
«Бизнесмен схож с жонглером в цирке: его компания растет, и с каждым годом количество кеглей увеличивается, управлять ими всеми становится трудно»
«ИМИДЖ — ЭТО ТАКОЙ ЖЕ КАПИТАЛ»
– Вы используете уже готовые рецептуры или это всякий раз новая разработка?
– Каждый новый проект — это определенные параметры и требования к бетону. Это кухня: ты постоянно готовишь из того, что есть. Приезжаешь на бетонный завод и слышишь: «У меня такой-то щебень, цемент, песок, и других нет». Начинаешь их смешивать — нужного качества нет. И начинается: «Меняем песок». «Откуда его везем?» Например, когда мы бетонировали пол в «Metro-Сургут», песок везли баржами из Екатеринбурга. Или бывает, добавка с одним цементом «дружит» не разлей вода, а с другим просто не работает. И это всегда выясняется только на практике.
– Наверноt, не все могут понять дополнительные траты...
– Слава богу, строительный рынок становится все более квалифицированным. Понятно, что есть задача построить дешево, но существует некая оптимальность. И наша задача как профессионалов объяснить это заказчику.
– То есть если он выбирает дешевый вариант, предупреждаете: «Пол может пойти трещинами»?
– За такую работу мы просто не беремся. Лучше отказаться от сомнительных проектов, где заказчик не дает нам права внести изменения, ведь имидж — это такой же капитал. Сейчас таких клиентов становится все меньше. Кроме того, рынок промышленных полов узкий, здесь каждый друг друга знает, и у его игроков сложившаяся репутация.
– Если вы улыбаетесь, значит, есть те, у кого репутация так себе?
– Мир разный, тем он и хорош. Бывает, что мы уступаем объекты в конкурентной борьбе. Это нормально. Иногда просто бываем заняты, и в те сроки, которые озвучивает заказчик, не успеваем. Сейчас, например, мы укладываем полы в одном из крупнейших аквапарков Тюмени. Кажется, что тут такого: нанес полимерное покрытие, и все. Но мы начали работу еще зимой с проектных решений. Затем подбирали состав бетона, совместно с проектировщиками обсуждали все детали и узлы пола. Заказчик хотел, чтобы пол был еще и с рисунком. Сделав пять-шесть образцов, мы пришли с ним к согласию.
– Уложить полы в аквапарке сложнее, чем в складском комплексе?
– У нас есть такой опыт: наши специалисты заливали полы в казанском аквапарке «Ривьера». В таких покрытиях самое первое — соблюдение четкого уклона и водоотвода, потому что стоячая вода влияет на безопасность. Не будем забывать, что в аквапарках бывает много детей. Второй момент — это структура покрытия. С одной стороны, пол должен быть не скользкий. С другой, не должен напоминать наждачную бумагу, чтобы, упав, человек не содрал себе кожу. Это тоже из опыта — как сделать такое покрытие. Есть масса других нюансов. Не случайно говорят: дьявол кроется в деталях.
Например, если неправильно подобран состав бетона, пол пылит и быстро изнашивается. Или раньше мы часто встречались с тем, что за полами неправильно ухаживали, мыли не теми составами. Это то же самое, как, например, купить машину, протереть ее кузов тряпкой с песком, а потом, увидев царапины, прийти к дилеру и сказать: «Машина плохая. Поменяйте». Средства с повышенной концентрацией кислоты выедают цементный камень, и поверхность бетонного пола становится как оборотная сторона у шляпки гриба — вся в крапинку. Туда забивается грязь, теряется эстетика. Некачественный клининг может убить даже пол, сделанный из самых лучших материалов. Мы консультируем и по этим вопросам.
Если наш клиент забывает, что у него есть полы, — соответственно, он инвестирует во что-то другое. Тем самым мы помогаем развиваться его бизнесу, а значит, как бы пафосно это ни звучало, помогаем восстановлению экономики России.
«Один из последних наших объектов — сданный в прошлом году уникальный комплекс „Почты России“ по экспресс-доставке грузов рядом с международным аэропортом „Казань“»
«КАЖДЫЙ ГОД ЗАЛИВАЕМ ОКОЛО 500 ТЫСЯЧ КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ ПОЛОВ»
– Когда ваша компания уложила первый пол?
– 10 лет назад на заводе в поселке Столбище. Он, кстати, до сих пор нормально эксплуатируется. Вообще, если за бетонным полом правильно ухаживать, он может прослужить долго.
– Вы даете какую-то гарантию?
– Три-пять лет. Но мы стараемся помочь заказчику, какие бы ситуации у него ни возникали. Допустим, пролили на пол кислоту или возникла необходимость поменять концепт магазина.
– Сроки, наверное, чаще всего сжатые?
– Вообще, для нас важен непрерывный поток производства, чтобы оптимизировать свою себестоимость. Если ты ее уменьшил, ты конкурентоспособен. Наконец, ты просто профессионален, потому что постоянно набиваешь руку. Обычно на средний объект примерно в 20 тысяч «квадратов» нужно 15–20 дней, плюс-минус подготовительные работы: на все про все уходит где-то месяц.
«Самый главный результат — это вовлеченность персонала. Бизнес тянет не просто один руководитель, в этом процессе осмысленно участвует вся команда»
– Каков самый малый срок, за который вам удавалось уложить пол?
– На определенных проектах мы достигали такой производительности, что за смену одномоментно заливали порядка двух тысяч квадратных метров. А в самом начале это было максимум 150–200 «квадратов».
– Насколько значимо ваше присутствие на российском рынке?
– Мы входим в основной пул компаний, занимающихся промышленными полами в России. Их пять. По объему мы занимаем где-то четвертое-пятое место. Сейчас заливаем около 500 тысяч квадратных метров полов каждый год, а начинали со смешных 50–60 тысяч «квадратов».
– Численность сотрудников у вас тоже росла?
– Сегодня у нас только в офисе работают порядка 40 человек.
– У вас и оборудование, и добавки импортные. Они существенно подорожали?
– Как с 2010 года изменился курс евро и доллара, в такой пропорции у нас все и выросло в цене. К счастью, сейчас многое уже локализуется на территории РФ. Те же иностранцы создают тут производства. Нам это очень сильно помогает, и компетенция производителя повышается.
– Этих производителей много, можно выбирать?
– У нас сложился определенный круг поставщиков и партнеров. Это и европейские предприятия, и американские. Мы стараемся работать с лидерами. Недаром говорится: если хочешь быть орлом, надо летать с орлами. Вообще, мы стремимся быть в тренде. Много посещаем выставки, чтобы знать, куда движется рынок.
«Полу должно быть комфортно, он не должен куда-то упираться и создавать себе напряжение»
– И куда же он движется?
– Сейчас уже сформировался рынок старых промышленных полов: они же изнашиваются. Мы вошли на него. Без ложной скромности скажу: мы обладаем уникальными технологиями. Можем отремонтировать дефектный разрушенный участок, например переход из складской зоны в торговый центр или разбитый шов, который не позволяет нормально перемещаться грузоподъемной технике, за три часа.
– Производства как такового у вас нет?
– Нет, мы же предлагаем услуги. А вот складское хозяйство достаточно большое. Мы там держим материалы, оборудование — его у нас огромный парк. Один агрегат умещается в двадцатитонную фуру. На объект может приехать пять-шесть фур. Это всего около ста тонн, включая оборудование и материалы. Часть материалов доставляется по железной дороге.
– Что у вас самое капиталоемкое?
– Больше всего мы вкладываемся в оборудование. Барон Ротшильд говорил: «Мы не такие богатые, чтобы покупать дешевые вещи». Вот и мы работаем только на надежном оборудовании. Покупаем его по оптимальной стоимости. Оно у нас разное: американское, европейское. Это еще и дело привычки. Мы привыкли к определенным брендам, мы знаем их. И, конечно, вопрос стоимости обслуживания немаловажен.
«ИХ БЬЮТ, ЦАРАПАЮТ, ВЫЛИВАЮТ КИСЛОТУ...»
– Что значит спроектировать полы? Кажется, очертил границы и залил...
– Не совсем так. Чаще всего полы — это то место, на которое приходятся практически все эксплуатационные нагрузки. Их бьют, царапают, выливают всякие вещества, например кислоту. И на разных участках пола нагрузка разная.
Сегодня покрытия не видно, но завтра при эксплуатации он может дать о себе знать. А как что-то переделать в условиях действующего производства? Лучше заранее решить, что и как делать. Например, мы делаем очень много полов на мясоперерабатывающих предприятиях. А у них своя специфика: чтобы убить все бактерии, полы обрабатывают острым паром.
– Это потребовало от вас каких-то специальных решений?
– Они приходят на рынок вместе с иностранными производителями материалов. Это различного вида полимерные покрытия. Часто для мясокомбинатов мы используем смесь из цемента, полиуретана и добавок. Это уже достаточно сложная химия.
Например, проводим работы на крупнейшем комплексе по переработке индюшатины в Пензенской области. Технология пола новая. Ее спроектировали иностранные специалисты, а «привязывают» российские. Возникают разные нюансы.
«Например, полы в обоих магазинах „Леруа Мерлен“ в Казани укладывали работники нашей компании»
Мы делаем пол ночью при температуре 4–12 градусов тепла, а эксплуатироваться он будет при 25 градусах. С точки зрения физики материал сжат и при эксплуатационной нагрузке расширится. Мы это расхождение должны поймать. Полу должно быть комфортно, он не должен куда-то упираться и создавать себе напряжение.
– Вы говорите о нем как о живом существе.
– А только так. Я всегда говорю: «Почувствуйте себя полом, по которому ходят, на котором стоит стеллаж». Каким он должен быть, чтобы все это воспринимать?
А для каких-то полов самая большая нагрузка — это люди. Абразивный песок на ногах очень быстро его изнашивает.
На авиационном заводе, где мы как-то работали, установлено импортное оборудование. И поставщик дает на него гарантию, только если покрытие пола отвечает определенным условиям. Оборудование стоит несколько миллионов долларов. Попробуйте не учесть этот нюанс!
На другом авиазаводе мы столкнулись с омическим сопротивлением пола. То есть статическое напряжение должно заземляться, иначе людей будет бить током. Из-за этого мы дискутировали два месяца. Производство новое, специалисты не знают, какое у них сопротивление. Наши ребята предлагали: «Давайте спросим у иностранного поставщика, тогда и решим, какое покрытие делать». Если не проявить настойчивость, можно представить масштаб возникшей проблемы, если уложено 10 тысяч квадратных метров не тех полов полов стоимостью две-три тысячи рублей за «квадрат». Это деньги, тем более государственные, и разумно тратить их рационально.
Вообще, на мой взгляд, ответственность — это способность быть причиной чего-либо. Например, я живу в многоквартирном доме и могу быть причиной того, что у нас в подъезде не курят. Мне просто удалось соседей убедить не делать этого: и у них, и у меня дети. Спуститься на лифте и покурить возле подъезда не составляет же большого труда.
– Вы по жизни хороший переговорщик?
– Вcе зависит от того, с какой точкой зрения ты входишь в переговоры. Если с желанием получить взаимовыгодный результат, в большинстве случае это получается. Иначе говоря, что ты транслируешь в мир, то и получаешь.
«Чаще всего полы — это то место, на которое приходятся практически все эксплуатационные нагрузки. Их бьют, царапают, выливают всякие вещества»
«И ВСЕ БЫ ХОРОШО, ЕСЛИ БЫ НЕ РОССИЙСКИЕ МОРОЗЫ»
– Какие сейчас тенденции на рынке?
– Мир идет по пути уменьшения потребления цемента. Его производство плохо влияет на окружающую среду.
– Это не создает угрозу вашему бизнесу, ведь вы в основном делаете бетонные полы?
– Уже есть такие составы бетонов, где содержание цемента снижено до 10–20 процентов. Крупные химические концерны сейчас вообще активно работают над заменой цемента как такового. Я думаю, наступит время, когда мы будем применять полимерный цемент. Мне показывали экспериментальный цемент, где собственно цемента нет вообще!
– И как он выглядит?
– Нормально: вяжется, застывает, имеет нормальную прочность. Природные ресурсы же истощаются. За рубежом вместо кварцевого песка уже используют стеклянную крошку.
– Вероятно, и технологии заливки полов за рубежом более прогрессивны?
– Как-то я смотрел, как в Европе укладывают пол. Скажу одно: у меня такую работу заказчик бы не принял. Для эксплуатации пол вполне пригоден, но вот эстетические моменты вызывают вопросы. В то же время я видел очень хорошие полы в Италии. А недавно оттуда приехал товарищ и рассказал, что у них есть практически полностью автоматизированные бетонные заводы. Нужны лишь операторы бетоносмесителей и несколько человек для обслуживания всей этой автоматики. Если у нас на бетонном заводе трудятся несколько десятков человек, то там всего двое-трое. И кто будет эффективен?
– А какая страна лидирует в укладке промышленных полов?
– Традиционно Америка. Но там есть своя специфика. Американцы же очень практичные. Они строго следят за тем, чтобы у бетонного пола не было изношенности, потому что там совершенно другие масштабы и нагрузки. Для нас трещина в полу — проблема, а они ее просто заливают компаундом. Впервые услышав об этом, я испытал легкий шок. Но у них химия такая, что это получается крепче, чем бетон.
– Мы могли бы поступать точно так же?
– Понимаете, это совершенно другой менталитет. Я, например, не могу сесть на бетонную ступеньку на улице в джинсах, а для американца это совершенно нормально. Хотя какие-то технологии мы за рубежом заимствуем.
«Звезда падает, за ней тянется шлейф, и слышатся возгласы: „А ты загадал-загадал желание?“ Это те моменты жизни, которые дают силы и вдохновение»
– Например?
– В Америке и Европе распространено так: заливают бетон и заполировывают верхний слой. Получается шикарный блестящий пол. А если на бетон предварительно уложить цветную крошку, выходит просто невероятно красиво. Вплоть до того, что в Саудовской Аравии из такого покрытия делают полы во дворцах шейхов.
Эта технология изначально может быть чуть дороже, зато эксплуатация таких покрытий обходится гораздо дешевле. Мы сейчас как раз экспериментируем с ними. Такой пол можно выложить в виде рисунка, например как логотип компании — это больше даже не промышленные полы, а декоративные.
Или добавки в бетон — полипропиленовые макрофибры. Это такое волокно. Если основная масса полов армируется с помощью стальной фибры (проволоки определенного диаметра), то сейчас наметилась тенденция перехода на полипропиленовую. Мы увидели это лет семь назад в Америке. А теперь сами часто используем как основу под полимерные полы. К примеру, под холодильной камерой, в которой хранится мясо, держится температура минус 19 градусов. Но раз в три месяца холодильник убирают, чтобы провести санобработку. И тогда минус 19 превращается в 10–15 градусов тепла. То есть происходит перепад в 30 градусов. Бетон расширяется. Это значит, что нужно предусмотреть какие-то элементы, которые позволят перераспределять это напряжение. Как раз макрофибры и справляются с этой задачей, не давая образовываться трещинам. Это то же самое, если вы наступите мне шпилькой на ногу: мне будет очень больно. Но если я, имеющий гораздо больший вес, наступлю вам на ногу своим ботинком, вам будет не так больно, потому что есть распределение веса.
– А что, например, из западных ноу-хау не прижилось?
– Так называемый штампованный бетон: на него накладывают штамп, прокатывают и получается рисунок. Этот бетон цветной и смотрится очень эстетично. В Америке и теплых странах из него делается много покрытий. Мы пытались привить его и у нас. И все было бы хорошо, если бы не российские морозы. Лед же надо как-то счищать, а в России это, как известно, чаще всего делают ломом. В результате за два сезона вся прелесть декоративного бетона сходит на нет. Поэтому мы пока от этой идеи отказались.
«Ни для кого не секрет, что стоимость полов — это 10 процентов стоимости самого здания»
«БИЗНЕСМЕН СХОЖ С ЖОНГЛЕРОМ В ЦИРКЕ»
– Насколько легко управлять бизнесом?
– Пару лет назад я понял, что мы пользуемся теми же инструментами управления, что и в первые годы. Бизнесмен схож с жонглером в цирке: его компания растет, и с каждым годом количество кеглей увеличивается, управлять ими всеми становится трудно. Инструменты, которыми ты пользовался раньше, уже не работают так эффективно. Нужны новые.
– К каким прибегли вы?
– Мы вместе с моим бизнес-партнером сейчас учимся в международной школе владельцев бизнеса. Это годовая программа обучения. Я в какой-то момент поймал себя на мысли, что трачу много энергии на оперативное управление компанией.
– А как же грамотные менеджеры на ключевых постах?
– Они есть. Но старые привычки дают о себе знать: ты пытаешься управлять всеми процессами сам. В чем основная проблема компаний? Сотрудники слышат распоряжения вроде «сделай то, не знаю чего». В результате менеджер выполняет задачу, исходя из собственного уровня развития и понимания и ждет похвалы, а руководитель ему говорит: «Что ты сделал-то? Мы же не об этом говорили». А тут мы описываем, что и как получаем, понятным для исполнителя языком.
– Это не ведет к лишнему бюрократизму?
– Это ведет к большей понятности. Мы прошли буквально экватор обучения, но результаты уже ощутили. Самый главный — это вовлеченность персонала. Бизнес тянет не просто один руководитель, в этом процессе осмысленно участвует вся команда.
– Какие перспективы вы перед собой видите?
– У нас есть планы по расширению бизнеса, и достаточно амбициозные. Это программа на ближайшие три-четыре года. Мы планируем открыть дополнительные офисы. Работа с заказчиком требует личного общения, а для этого мы должны быть к нему ближе. У нас уже функционирует полноценный офис в Москве. Есть представители и в других городах.
«Когда у тебя коллектив, энергия каждого его члена складывается и возникает очень мощная сила, которая помогает тебе решать действительно глобальные задачи»
– Чем занимаетесь в свободное время?
– Я люблю проводить время с семьей. Моему старшему сыну 20 лет, остальным 16, восемь и шесть. Мы ходим в походы. В Татарстане красивейшая природа. У нас есть любимые места, или мы просто тычем пальцем в карту и выезжаем туда с рюкзаками и палатками. Недавно, например, всей семьей ночью лежали на ковриках и смотрели на звездопад. Звезда падает, за ней тянется шлейф и слышатся возгласы: «А ты загадал желание?!» Это те моменты жизни, которые дают силы и вдохновение.
Люблю рыбалку, особенно зимнюю. Для меня это просто отдушина. Три года назад, когда за евро давали сто рублей, позвонил товарищ: «Ильшат, поехали на рыбалку». Я прекрасно понимал, что в этой ситуации в офисе никто работать не будет, и уехал, никого не предупредив, что бывает редко. Звонок офис-менеджера застал меня уже на природе. На ее вопрос: «Вы где?» я честно ответил: «На рыбалке», и в трубке повисла тишина... Я получил огромное моральное удовлетворение от того, как провел время.
– И традиционный вопрос «БИЗНЕС Online: ваши три секрета успешного бизнеса?
– Первое — это здоровые амбициозные цели. Да, возможно, ты делаешь ошибки, но идешь, достигаешь результатов и движешься дальше. Второе — это люди, которые тебя окружают. Когда у тебя коллектив, энергия каждого его члена складывается и возникает очень мощная сила, которая помогает тебе решать действительно глобальные задачи. И третий секрет успешного бизнеса — жизненный баланс. Я считаю, надо стремиться достигать его во всем, чтобы не быть однобоким: есть бизнес, а в остальном — выжженное поле. Когда человек получает удовольствие от жизни, он светится как лампочка, к нему приятно подойти. Если у тебя есть эти три составляющие, тебе легко преодолевать трудности и ты не сбиваешься с пути, потому что перед тобой как маяк стоит цель.
Визитная карточка компании
ООО «Флортек»
Учредители — Хафизов Ильшат Адгамович (51% УК), Якушев Марат Зекиянович (49%)
Год создания — 2007.
Направления работы — строительство зданий и сооружений, устройство промышленных полов.
Количество сотрудников — 42.
Оборот — 924,7 млн рублей (2016).
Визитная карточка руководителя
Хафизов Ильшат Адгамович — генеральный директор.
Родился 16 апреля 1974 года.
Образование
Окончил Казанскую государственную архитектурно-строительную академию по специальности «Промышленное и гражданское строительство» (1998).
Трудовая деятельность
1997–1998 — ООО «Кеннард», охранник.
1998–1999 — ООО «АК „Идель“», прораб.
2000 — ООО «Сатурн», главный инженер по сбыту.
2000 — ООО «Сатурн-Профиль», инженер по сбыту, начальник отдела продаж.
2000 — ООО «Эталл», руководитель проекта в службе главного инженера.
2004 — ООО «СтройЛига», начальник участка.
2007 год — ООО «Флортек», директор, директор по общим вопросам.
Со 2 марта 2017 года — ООО «Флортек», генеральный директор.
Семейное положение — женат, четверо детей.
P. S. Вы готовы поделиться историей успеха своей компании с читателями «БИЗНЕС Online» или же знаете неизвестных широкой публике предпринимателей, построивших эффективный бизнес? Пишите ведущему рубрики «Персона» Любови Шебаловой: shebalova@business-gazeta.ru.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.