Пока в Татарстане шумит борьба вокруг объемов обучения национальному языку в школах, в Нижнекамске открывают второй фронт и собираются активнее внедрять татарский среди дошколят — на это есть спрос, утверждали сегодня на деловом понедельнике городские чиновники. Помимо языкового вопроса на мероприятии обсудили неприглядный внешний вид городских сельхозярмарок и кадровый голод в главном автотранспортном предприятии города. За дискуссией следил корреспондент «БИЗНЕС Online».
Эльвира Долотказина сделала замечание о неприглядном внешнем виде ярмарок и одобрила открытие татарских групп в детских садах
ТАТАРСКИЕ ДЕТСАДОВСКИЕ ГРУППЫ — КАЖДОМУ МИКРОРАЙОНУ
Сегодняшний деловой понедельник в Нижнекамске не предвещал никаких сенсаций. Однако его украсила заммэра Эльвира Долотказина, заменившая главу города Айдара Метшина: тот не смог присутствовать на еженедельном совещании, поскольку принимает участие в работе проходящей в Казани сессии по реализации стратегии социально-экономического развития Татарстана. Как призналась Долотказина, мэра попросили рассказать гостю сессии Алексею Кудрину (жаль, что до Казани он так и не доехал) о стратегии Нижнекамска, принятой в 2016 году. Ее три основных постулата — это развитие человеческого капитала, комфортной среды и экономики. По крайней мере двух из трех компонентов стратегии коснулись и на деловом понедельнике.
Так, в повестку включили доклад о перспективе на ближайшие пять лет в системе дошкольного образования в районе, который зачитала начальник соответствующего управления Светлана Андрианова. Среди прочего она сообщила о том, что решено создать в каждом микрорайоне условия для обучения и воспитания на родном языке. Сейчас в Нижнекамске работает 16 детских садов, где воспитание ведется на татарском. Еще 6 таких учреждений функционирует в селах. Однако, по словам начальника управления, они не всегда удовлетворяют спрос. Часто родители не хотят возить детей в детсад за пару остановок. «Охват детей обучением и воспитанием на родном татарском языке в нашем районе составляет более 48 процентов, что, к сожалению, пока ниже республиканского показателя и показателя прошлого года. Нами разработана „дорожная карта“ по созданию в каждом микрорайоне города условий для равнодоступного права обучения и воспитания на родном языке», — сообщила Андрианова.
В комментарии «БИЗНЕС Online» начальник управления пояснила, что группы на татарском языке планируется создать в обычных детсадах. Воспитатели в таких группах должны будут одинаково хорошо владеть и русским, и татарским. В группы будут набирать только новоприбывших детей. «Обычно мы комплектуемся летом. Накануне комплектования анализируем списки детей, беседуем с родителями в рамках родительских собраний, изучаем спрос родителей, никого насильно мы туда не вводим. Работа построена на обоюдном желании», — поясняет заммэра.
По ее словам, с кадрами проблем нет, вопрос решается планомерно: кто-то уходит на пенсию, а на его место берут двуязычного воспитателя. «Равномерно эти проблемы решаем, ажиотажа никакого нет, на спрос родителей мы реагируем адекватно», — заверила Андрианова и пояснила, что никаких дополнительных бюджетных вливаний программа не требует.
«Анализируя контингент детей в разных дошкольных учреждениях, мы сделали выводы, что есть часть родителей, которые не возражают против обучения на татарском языке»
Несмотря на войны, которые бушуют сейчас в родительской среде в связи с последним заявлением президента РФ Владимира Путина и его поручением генпрокуратуре, спрос на татарский язык в нижнекамских детсадах есть. «Анализируя контингент детей в разных дошкольных учреждениях, мы сделали выводы, что есть часть родителей, которые не возражают против обучения на татарском языке», — объяснила Андрианова.
Еще один проект нижнекамского управления дошкольного образования — это создание на базе одного детского сада группы 12-часового пребывания для детей с 6 месяцев до 1 года. Андрианова поясняет такую инициативу спросом со стороны родителей. Ясельные группы планируют открыть к 2019 году, потому что пока детсады не соответствуют приему детей такого возраста. Если эксперимент будет удачным, то количество таких групп будут увеличивать.
ГАСТАРБАЙТЕРЫ НЕ СОБЛАЗНИЛИСЬ НИЖНЕКАМСКИМИ ЗАРПЛАТАМИ ВОДИТЕЛЕЙ
Еще одну болезненную тему затронула сама Долотказина. «Чаще и чаще нижнекамцы начинают поднимать вопрос по графику движения общественного транспорта. Сейчас холодает, люди будут стоять на остановках и мерзнуть. Как у нас обстоят дела? Почему мы допускаем увеличение интервалов движения?» — обратилась она к гендиректору Нижнекамского ПАТП Юрию Иванову. Тот, в свою очередь, посетовал на низкие зарплаты, которые отпугивают водителей. «Этот вопрос назревает уже давно. Основная проблема в том, что при достаточном количестве автобусов у нас не хватает водителей. По сравнению с 1 октября прошлого года у нас минус 16 водителей. За счет собственных средств в этом году мы обучили 14 человек. 7 человек не сдали экзамен, из 7, которые сдали, двое уже уволились из-за низкой заработной платы», — отчитался Иванов.
«Основная проблема в том, что при достаточном количестве автобусов у нас не хватает водителей. По сравнению с 1 октября прошлого года у нас минус 16 водителей»
Долотказина посоветовала начальнику ПАТП разработать специализированную программу для привлечения кадров и поинтересоваться аналогичным опытом в медицинской сфере. Иванов и здесь нашел чем парировать. Как выяснилось, программа по приглашению работников в ПАТП работала с 2014 года. Тогда в Нижнекамск водителями устроились 26 человек из Средней Азии, однако после закрытия программы остались лишь пятеро смелых — гастарбайтеров тоже не устроили нижнекамские зарплаты. «Переброс мячей» закончился тем, что Долотказина посоветовала начальнику ПАТП «включать мозги, нестандартно смотреть и что-то придумывать». Вопрос кадрового голода в итоге Иванов пообещал взять на контроль и обсудить совместно с транспортным отделом и депутатским корпусом.
Отметим, что, в отличие от соседних Челнов, где на общественных маршрутах много частных перевозчиков, в Нижнекамске перевозчик лишь один — Нижнекамское ПАТП. Однажды частникам предлагали взять 47-й маршрут, но желающих заходить на нижнекамский рынок пассажирских перевозок не обнаружилось. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Иванов предположил, что суть проблемы кроется в налоговых нюансах. «В Челнах изначально, когда закрыли ПАТП-2, все отдали на откуп частникам. Там очень много частных предприятий, ИП. Они платят налоги по минимуму, работают на себя. Были проблемы перевозки льготников. У нас никогда этого не было: мы сохранили предприятие, сохранили автобусы и теперь оказались в такой ситуации», — комментирует Иванов.
Он приводит в пример такие цифры. Средняя белая зарплата нижнекамского водителя — 32 тыс. рублей, тогда как в Челнах — всего 8–9 тыс. рублей. Вероятно, все остальное водители зарабатывают уже неофициально. Получается, что Нижнекамск, который сохранил большое предприятие, сам же от этого и пострадал.
Вопрос кадрового голода Юрий Иванов (справа) пообещал взять на контроль и обсудить совместно с транспортным отделом и депутатским корпусом
«ПОСТРОИЛИ ТАМ САРАИ НЕ САРАИ, ШАТРЫ НЕ ШАТРЫ»
Последней острой проблемой, поднятой на совещании, стал неприглядный внешний вид традиционных городских сельхозярмарок. Долотказина назвала эти ярмарки сараями и заметила, что такое положение город не красит. Отчитывался по этому вопросу начальник отдела торговли и потребительских услуг исполкома Марат Вафин, который начал было живописать, что и как покупают нижнекамцы, но Долотказина быстро вернула его к актуальной теме: «Все-таки посмотрите вечером, как выглядит Бызовский рынок. Построили там сараи не сараи, шатры не шатры. На следующий год надо подумать и сделать как-то более цивилизованно. Сейчас город настолько преображается, что это сильно выбивается». Вафин заметил, что за последние две недели кое-что уже успели привести в порядок. «Значит, было еще хуже, это тоже печально», — резюмировала заммэра.
«Посмотрите вечером, как выглядит Бызовский рынок. Сейчас город настолько преображается, что это сильно выбивается»
На закуску выступил со своим первым докладом недавно назначенный начальник управления по делам молодежи и спорту Александр Данилов. Напомним, его предшественник Айрат Абдрахманов в конце июня был осужден по статье за мошенничество и получил 3 года и 10 месяцев в колонии общего режима. Новый назначенец известен как руководитель сети детского футбольного клуба «Чемпион», также был заместителем председателя молодежного правительства РТ. Что касается спорта, то здесь Данилов — свой человек. Он был исполнительным директором федерации бокса РТ, является международным спортивным судьей по легкой атлетике IAAF. Обучался в КНИТУ-КАИ, а также изучал программу для предпринимателей «Бизнес класс» от Google и Сбербанка.
Первым проектом Данилова в новой должности стал открывшийся на прошлой неделе молодежный центр «Ковер», который он и презентовал на совещании. Проект, по его словам, обустроили в здании бывшего Дискоцентра, на его базе открыты коворкинг и несколько кабинетов для общественных молодежных организаций. «Центр молодежных инициатив „Ковер“ станет сердцем молодежной политики Нижнекамского района», — заключил Данилов. На этом повестка делового понедельника оказалась исчерпана.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.