Татарстану, возможно, придется переписать «Стратегию-2030» и в части транспортного обеспечения республики: правительство РФ склоняется к тому, что нужно строить ВСМ этапами, в первую очередь — от Москвы до Владимира. А дальше — зависит от пассажиропотока и окупаемости. Дальнейшая трассировка потребует дополнительных вложений, источники которых еще не найдены. Как отреагировали на вести из Москвы в республике, узнал «БИЗНЕС Online».
ГДЕ ВЗЯТЬ 1,3 ТРЛН РУБЛЕЙ?
Как пишут сегодня «Ведомости», участники сентябрьского совещания у зампреда правительства Аркадия Дворковича пришли к выводу, что сначала необходимо построить высокоскоростную магистраль (ВСМ) до Владимира, а по остальной части дороги принять решение потом, исходя из того, будет ли она востребованной и окупаемой. Министр открытого правительства Михаил Абызов подтвердил, что такой вариант сейчас рассматривается, а переговоры участников проекта продолжаются. Первоначально планируется ветка ВСМ Москва — Владимир, подтвердил и представитель РЖД: ее строительство будет завершено к 2023 году.
Таким образом, будущее ВСМ от Владимира до Казани под большим вопросом. В концессионное соглашение пока планируется включить лишь участок Москва — Владимир, сообщает газета. Но в концессии будут описаны условия, при которых ВСМ может быть продолжена до Казани, в том числе трафик, выручка от билетов и макроэкономические показатели.
Проблема банальная: на полноценную ветку не найдены источники финансирования. По одному сценарию, предусматривающему ВСМ до Казани, проекту потребуется капитальный грант — инвестиции государства на стадии строительства. Вариант до Владимира предполагает инвестиции РЖД и привлеченных инвесторов. А государство лишь дает инвесторам гарантии: если трафик вдруг будет ниже того, что в концессионном соглашении, разницу покроет бюджет. Судя по всему, пока федеральное правительство склоняется ко второму варианту.
Капитальные затраты на ВСМ до Казани оценены в 1,3 трлн рублей без НДС. В 2014 году ОАО «Российские железные дороги» заявляло, что банки Китая готовы вложить в проект 400 млрд рублей. Сами РЖД направят на ВСМ 200 млрд рублей, кроме того, планируют привлечь средства российских и международных инвесторов, кредиты банков и банков развития.
ВСМ НУЖНА И ЗАКАМЬЮ
Между тем Татарстан очень даже рассчитывал на прохождение ВСМ на своей территории. Всего речь идет о 47,8 километра: по Зеленодольскому району, откуда магистраль ныряет в леса республики, ее длина — 29,2 км, по Казани, включая вокзал, — 18,6 километра. Еще не остыли споры вокруг рубки леса в особой природоохраняемой зоне «Лебяжье». В мае министр транспорта РТ Ленар Сафин пообещал, что для трассировки ветки не потребуется сносов жилых и нежилых домов в Зеленодольском районе, а чтобы минимизировать ущерб природе, в «Лебяжьем» ВСМ пройдет в воздухе, по эстакаде. В июне «Скоростные магистрали» провели в Казани и Зеленодольске резонансные публичные слушания, где подробно рассказали о проекте, в том числе о сносе свыше 200 тыс. деревьев. На другой чаше весов — возможность доехать до Москвы за 3,5 часа на скорости 360 км/ч при стоимости билета в 3,8 тыс. рублей. Примечательно, что первый поезд тогда обещали пустить в 2020 году.
На позитивной волне Татарстан начал думать и о возможностях продления магистрали дальше по территории республики — от Казани до Закамья. «Мы совместно с заказчиком — „Скоростными магистралями“ — сейчас работаем над тем, чтобы маршрут ВСМ по Татарстану проходил через станцию Тихоново, расположенную вблизи Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги и Менделеевска, — рассказал нам Сафин. — Это создаст для жителей данных городов доступность скоростного железнодорожного сообщения». Такой путь прорабатывался в рамках проекта Казань — Екатеринбург, чья финансово-экономическая экспертиза уже получила положительную оценку Главгосэкспертизы РФ. В кулуарах публичных слушаний по ВСМ представители «Скоростных магистралей» подтвердили корреспонденту «БИЗНЕС Online» эти планы — указали станцию Тихоново как остановку высокоскоростной магистрали в Закамье.
Отметим, что именно этот вариант вошел и в стратегию «Татарстан-2030», принятую в 2015 году. И неспроста: промышленному Закамью, кишащему зарубежными предприятиями «Алабуги» и рядом нефтехимических гигантов, было бы куда удобнее работать с Москвой, не говоря уже о том, что закамские жители смогли бы моментально добираться до Казани. Что ж, теперь это все отодвигается в некое прекрасное далеко...
«ВСЕ СТАНЕТ ЯСНО ВО ВРЕМЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ ПУТИНА»
«БИЗНЕС Online» спросил экспертов, насколько важен проект ВСМ для Татарстана и чем его в случае приостановки проекта можно заменить.
Шамиль Агеев — председатель правления ТПП РТ:
— Не торопитесь делать выводы. Я думаю, ВСМ все-таки дойдет до Казани. Все станет ясно во время предвыборной кампании Путина. И после выборов можно будет четко сказать, будут ли в этом проекте какие-то поправки. Сейчас спекуляции разного рода идут, но я думаю, что эта дорога дойдет-таки до Казани.
Безусловно, мы будем продолжать лоббировать строительство ВСМ на нашей территории. Не надо расстраиваться раньше времени, что мы что-то потеряем. Я думаю, что все будет нормально.
Тахир Давлетшин — экономист, автор проекта «Обходная железная дорога Казани»:
— Я думаю, Татарстан только выиграет, если ВСМ не дойдет до Казани, потому что трассировка ВСМ от Чебоксар до столицы РТ выбрана неправильно. Я сам давно предлагал: реально строить эту дорогу до Владимира и исключительно за бюджетные деньги и за деньги РЖД, потому что дорогу от Москвы до Казани никто финансировать не будет, я это говорю с 2013 года, как только появился этот самый проект. Так что пока время есть, надо работать над выбором трассы. Правительство просто подсчитало расходы и пришло к разумному выводу, и я его в этом поддерживаю.
Трасса определена неправильно, ошибочно, сделано это некомпетентными организациями. Она определена волевым способом. Я с самого начала предположил, что в Москве данной трассе не надо заходить на Курский вокзал и в Казани не надо заезжать в город, нужно идти по обходной железной дороге мимо Казани. Я предложил сделать станцию за Сухой Рекой, на пересечении с автотрассой М7.
Фактически такое решение и принято сейчас по Москве: ВСМ на Курский вокзал заезжать не будет. Несмотря на то что РЖД говорят, что проектирование трассы уже завершено, она все еще находится в стадии разработки. На самом деле в госэкспертизу пошел участок трассы даже не Москва – Владимир, а Москва – 23-й километр.
Если эта дорога будет заезжать на станцию Казань-2, это будет бессмысленно, потому что проект данной ВСМ имеет обоснование только в том случае, если это будет магистраль Китай – Западная Европа. И главным предназначением такой дороги должны быть грузовые перевозки из Китая в Западную Европу. Совсем недавно РЖД и китайские партнеры договорились о том, что этот проект будет называться «Евразия» и будет предназначен в основном для грузовых перевозок. Но китайцы пока ни рубля не дают, по трассировке еще большие вопросы. Поэтому сомнительно, что этот грузовой путь будет проходить через Казань. Есть более прямые направления: через Самару, через Саратов. Вот если бы мы могли предложить объехать Казань по обходной дороге, тогда мы могли бы конкурировать с другими направлениями. А трасса с заходом на Казань-2 неконкурентоспособна.
Сейчас появляются возможность и время изменить нынешний неправильный маршрут, который наносит вред городской среде и экологии. Появится время и для научного обоснования. А когда найдутся денежные средства, выберем оптимальный маршрут.
Вадим Хоменко — замминистра образования и науки РТ, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук:
— Я другого мнения: ВСМ Москва – Казань дойдет до Татарстана рано или поздно. Речь идет о высокоскоростной магистрали, которая является основной для развитых стран. Китай, Япония, Европа — все охвачены высокоскоростными магистралями. Поэтому если мы хотим быть развитой страной, то она у нас будет. Как ускорить проект и сделать это разумно? Мне кажется, не надо отходить от основной идеи глобальной трассы Москва – Пекин. В этом глобальном проекте мы сразу находим заинтересованные стороны — Китай, Германия. Они же крупные инвесторы! Если делить по кусочкам, то они ни Германию, ни Китай не заинтересуют. Если только взять их на подрядные работы, но они готовы на большее. Если Россия пойдет на реализацию глобального проекта, то есть связать Европу с Китаем, то уже совершенно другое звучание. Включать в грузовую высокоскоростную магистраль пассажирские потоки намного легче, ведь Европа и Китай заинтересованы именно в грузовом сообщении, на такие расстояния все равно будут летать самолеты. Поэтому для пассажиров будут самолеты, а для глобального сообщения — высокоскоростная грузовая трасса. Тогда уже сплошным потоком или частично можно вставлять пассажирские высокоскоростные участки. Потому надо это делать в рамках транзитного МТК Восток – Запад. Европа – Китай — автомобильный коридор, Запад – Восток — железнодорожный евразийский коридор, а в рамках него отдельные высокоскоростные участки пассажирского движения. Конечно, Татарстан от этой идеи не уйдет, но надо решать локальные задачи, пробив глобальный коридор. Сейчас это мозаика, а нужна генеральная линия, тогда и будет понятно, что строим. Если все сводим к идее пассажирской локальной дороги, то, конечно, теряем инвесторов.
Сергей Пасечник — генеральный директор магазина путешествий Companion SP:
— Конечно, это очень обидно слышать, поскольку перспективы были самые замечательные и ВСМ должна была пройти не только на Казань, но и дальше. Казань давно уже отвоевала право красивой столицы, готовой принимать гостей, и своей чистотой, и культурным наследием, и так далее. Особенно в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года, чемпионата рабочих профессий 2019 года. Конечно, нам такая трасса необходима. И очень грустно слышать, что она может до нас не дойти. Доехать за четыре часа от Москвы до Казани было бы большим подспорьем для нашей республики.
С приходом ВСМ в Казань турпоток однозначно увеличился бы. Есть варианты, когда этот турпоток можно развивать. Когда ты уверен, что можешь предложить зарубежным и отечественным партнерам хороший продукт, это внушало уверенность. Значит, пока нам где-то не повезло. Но будем надеяться, что это временно.
Не знаю, как можно компенсировать потерю ВСМ, если от нее все-таки откажутся. Чем ее компенсируешь? Это все равно что попытаться компенсировать «Шелковый путь». Вот он есть, а вот его уже нет. ВСМ — такой же грандиозный и масштабный проект. В масштабах России его трудно переоценить.
Я думаю, что правительство Татарстана должно продолжать лоббировать данный проект. Все это понимают. Другое дело, есть ли для этого средства и какие мировые финансы можно к этому проекту привлечь. Наверняка в этом заинтересован Китай или какая-нибудь из стран Востока. Главное — найти правильный баланс интересов.
Андрей Девятов — заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия, военный китаевед:
— Высокоскоростная магистраль — это новые и совсем другие технологии железнодорожного транспорта. Это не то, что можно запустить по имеющимся железным дорогам. Это совершенно новый и отдельный от существующих железнодорожный транспорт.
И для того, чтобы пассажирская высокоскоростная магистраль была прибыльной, нужны огромные пассажиропотоки, которых нет ни между Москвой и Казанью, ни тем более между Москвой и Владимиром. Поэтому то, что происходит, — всего лишь попытка отойти от этой глупости, которую закинули специально, как инфракрасную ловушку, чтобы красиво рассказать о том, куда и как замечательно идет российско-китайское стратегическое взаимодействие.
Если не будет ВСМ Москва – Казань, то не будет и ВСМ Москва – Владимир, потому что она никогда не окупится!
Те «Сапсаны», которые ходят между Москвой и Санкт-Петербургом, идут по той железной дороге, которая была до них. И эти «Сапсаны» нанесли такой огромный вред и убытки хозяйству, что и представить себе невозможно, поскольку они выдавили из этой железной дороги грузовой поток. И этот грузовой поток перешел на автофуры, а перевозка фурами обходится куда дороже, чем железнодорожными вагонами.
Вот к чему это привело!
Вот вы говорите, что строительство ВСМ Москва – Казань, по сути, прекращается, но оно и не начиналось! В 2001 году Путин и Цзян Цзэминь подписывают межгосударственное соглашение о строительстве нефтепровода Ангарск – Дацин. Это строительство не началось, этого нефтепровода нет. В 2006 году Путин подписывает соглашение о строительстве трех газопроводов. И этих газопроводов нет. О чем вы говорите? Вы смотрите, что подписывается? Посмотрите, что делается!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 145
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.