Камиль Ларин приехал на историческую родину, чтобы сыграть в татарской комедии про борьбу «старого и нового» / Фото предоставлено съемочной группой фильма "Упертый"

«СТРАННО, ЕСЛИ ФАМИЛИЯ У ДЕТЕЙ АРМЯНСКАЯ ИЛИ ГРУЗИНСКАЯ, А РЕБЯТА НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ НЕ РАЗГОВАРИВАЮТ»

— Камиль, как вы попали в татарстанский кинопроект «Упертый»?

— Мне позвонил режиссер Рустам Рашитов и предложил эту роль. Мне выпало, с одной стороны, неожиданное предложение, с другой стороны, крайне приятное, потому что по сценарию я еду на историческую родину. А на самом деле я во второй раз приехал в столицу Татарстана посмотреть, как снимается татарское кино. Признаться, я долго рассматривал свое участие в данном проекте, но после некоторых переговоров чаша весов склонилась в вашу сторону.

— Сценарий картины под вас писался?

— Скорее нет, но определенную переработку он получил. Мою роль немного расширили, сделали более интересной. Я играю московского риэлтора, татарина по происхождению, который вынужден заниматься этой профессией. Он не знает, к сожалению, родного языка. Но, так как риэлтора зовут Камиль, его отправляют в Татарстан, чтобы он пробил некий проект, уговорил немолодого местного жителя, главного персонажа, хозяина дома, чтобы тот переехал с семьей, и на этом месте построили бы метро. Предполагается, что это будет комедия. Здесь есть и лирическая линия моего персонажа. Я знакомлюсь с родственницей Мансура — хозяина дома, с Лилией, у нас параллельно развивается любовь-морковь.

Есть что-то, что вы познаете вместе со своим героем, открываете для себя в Татарстане?

— Конечно. Прежде всего язык подтягиваю, потому что в Казани, как принято говорить, ортодоксальный татарский язык. Он как бы тут самый правильный. Я свои познания наполняю местным колоритом, и этим мне работа над «Упертым» очень нравится. Что-то по ходу придумываем, переиначиваем, идет хороший творческий процесс.

«Я играю московского риэлтора, татарина по происхождению, который вынужден заниматься этой профессией»  / Фото предоставлено съемочной группой фильма "Упертый"

— Получается, татарский язык вы знаете хорошо?

— Я сам из Волгограда, общаюсь на татарском с родителями, а когда были бабушки и дедушки, на татарском разговаривал чаще. У меня нет классической школы татарского языка, нет литературных познаний, все на разговорном уровне...

— А в семье на каком языке разговариваете?

— У меня жена русская, но с сыном, которого зовут Данияр, стараюсь иногда разговаривать на татарском. Странно, если, допустим, фамилия у детей армянская или грузинская, а ребята на родном языке не разговаривают. С дочкой, которую мы с женой назвали Лейсан, пока поговорить на татарском не получается. Ей всего два месяца.  

— У нас в Татарстане как раз сейчас идут споры: нужен ли обязательный татарский в школах или можно обойтись факультативом? Есть у вас точка зрения по этому вопросу?

— Я склоняюсь к тому, что нужно учить, потому что это развивает личность маленького человечка. А иначе уходят национальные корни и традиции. Понятно, что Казань — город многонациональный, ну или по крайней мере русско-татарский. С одной стороны, надо учитывать мнение русскоговорящего населения, но я лично считаю, что правильнее было бы изучать язык. Хоть в каком-то объеме. И мне приятно, что здесь многие русские не разговаривают, но делают вид, что уж точно понимают татарский. Это нормально, и хорошо, что это в Татарстане в порядке вещей.

«В «Упертом» я предстану в совсем другом амплуа — не очень уверенного, нерешительного человека, который в силу обстоятельств выбрал профессию риэлтора»  / Фото предоставлено съемочной группой фильма "Упертый"

«ГЛЯДЯ НА ТО, ЧТО ВЫ ПОКАЗЫВАЕТЕ НА СЦЕНЕ, Я ПЕРЕДУМАЛ ЖЕНИТЬСЯ»

— Вы — татарин из Волгограда, проживаете  в Москве, удается сохранять татарские семейные традиции?

— Вы правы, это непросто. У меня русско-татарская семья. Когда рождались дети, я заказывал барана, как и положено, на сына — два, на дочь — одного. Имена у детей тоже татарские. На этом, наверное, все. Однажды мне нужно было поучаствовать в передаче «Смак» у Вани Урганта, нужно было что-нибудь придумать, что готовить. Я решил оттолкнуться от национальной кухни, позвонил маме, она дала мне рецепт эчпочмака. Сначала мы прорепетировали, приготовили  дома с супругой, получилось удачно. Потом я попробовал его приготовить уже под камерами, и тоже все хорошо вышло.

— Начиная со спектакля «День радио», а затем благодаря фильму «День выборов» вы ярко вошли в образ вечно поддатого звукорежиссера-татарина. В дальнейшем  вам мешал этот образ? И почему он так запомнился публике?

— Нет, не мешал, это в общем-то моя профессия — перевоплощаться. Я стараюсь в каждой работе роль пропустить через себя, и сделать что-то новое, даже если этот образ ты играешь постоянно в спектакле. Иначе кому будет интересно, если на сцене будет один и тот же персонаж. Даже в «Упертом» я предстану в совсем другом амплуа — не очень уверенного, нерешительного человека, который в силу обстоятельств выбрал профессию риэлтора. В каждом своем герое я стараюсь найти черты, детали, которые для меня органичны. Я надеюсь, тот  образ, который был задуман в «Упертом», будет прочитан зрителями в данной картине.


— Многие поклонники «Квартета И» ждут 22 февраля следующего года, когда на экраны выйдет третья часть фильма «О чем говорят мужчины». Почему выбранный вами жанр разговора оказался столь удачным и был воспринят публикой как в киноизложении, так и в спектаклях? Взять тот же спектакль «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках», который успешно идет на сцене уже почти 10 лет.

— «О чем говорят мужчины» так и называется — «Продолжение». Это будет еще одна история про путешествия четырех друзей, на этот раз мы едем в Санкт-Петербург, мой персонаж приглашает своих друзей, но куда именно, я пока сказать не могу, это узнаете из фильма. У всех, как всегда, много дел, но мой герой настаивает, чтобы все поехали. Опять приключения и разговоры, разговоры, разговоры. О женщинах, о взаимоотношениях с родителями, о том, что нужно быть счастливым. В прошлую субботу в Москве показывали друзьям черновой вариант, и вроде бы с небольшими погрешностями, но всем понравилось. Так что будем доводить кино до финального варианта. Конечно, по сравнению с первым фильмом герои стали взрослее, появились разговоры о лекарствах, то, что я, к примеру, свой возраст осознаю по знанию наименования лекарственных препаратов... 

Конечно, этим мы боимся отпугнуть более молодую зрительскую армию наших поклонников, но мы взрослеем вместе с нашими персонажами. Странно было бы говорить о каких-то юношеских и подростковых темах, мы говорим о себе, то, что мы знаем, то, что мы переживаем, то, что есть. Успешность в этих фильмах и театральных постановках в том, что это правда. Надо, вообще, говорить о том, что ты знаешь. Если ты выдумываешь, тебе могут не поверить.  А те темы, какие мы обсуждаем, знаем очень хорошо. Мы переживаем, и как оказалось не только мы, с нами огромное количество людей. После того, как первый фильм вышел на экраны, нам вообще многие говорили, что это какая-то кинотерапия. Мы-то думали, что эти проблемы только у нас, в семье, а они везде. Один молодой человек после спектакля «Разговоры мужчин...», который мы играли в Питере, подошел к служебному входу, и сказал: «Спасибо вам большое, глядя на то, что вы показываете на сцене, я передумал жениться». Это тоже хороший результат, Может быть, мужчина не сделал какую-то роковую ошибку в своей жизни.

— Евгений Гришковец в свое время обвинял ваш квартет, дескать, своими «разговорами» отнимаете у него хлеб, на одной «человеческой поляне» пасетесь. Удалось с ним помириться?

— Да мы и не ссорились. Он, может быть, по ошибке, может, эмоционально высказался, это его личное дело. Он приглашал даже на день рождения. Мы не враги, но и не друзья. Как такового конфликта с нашей стороны не было.


«У НАС В КОЛЛЕКТИВЕ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ, МЫ ДЕЛИМ ВСЕ ЗАРАБОТАННЫЕ ДЕНЬГИ ПОРОВНУ»

— В следующем году «Квартет И» будет отмечать 25-летний юбилей. За счет чего вам удается так долго сотрудничать одним коллективом? Есть же, в конце концов, у каждого тщеславие..

— Мы с ребятами еще и учились вместе, так что добавьте в эту копилку 5 лет. А Леонид Барац и Ростислав Хаит, те, кто из Одессы, дружили до этого, и их творческому союзу вообще 40 лет...  Мы в какой-то момент поняли, что коллективом будет легче и проще существовать в нашей профессии. В одиночку пробиться гораздо сложнее. А когда коллектив не только единомышленников, но и друзей, то как-то все устаканивается. Понятно, что у нас, как в любой семье, были какие-то разногласия, ревность, но сейчас мы поняли, что вместе гораздо лучше. Дружить, работать, зарабатывать, а это, наверное, главная составляющая в истории нашего квартета. Творческий человек должен быть тщеславным, иначе он не выбьется.  Можно, к примеру, рассматривать как личный проект эти мои казанские съемки. Это к вопросу о семье. То есть сейчас я «гуляю на стороне». Но так как у нас в коллективе коммунистическая система оплаты, мы делим все заработанные деньги поровну, то получается, что я работаю за пятерых. У нас кроме четырех человек актерского состава есть еще и режиссер. То есть то, что я заработаю в Казани, мы поделим на всех. И так каждый из нашего коллектива.

Что касается тщеславия, то у меня вышли две книжки стихов. Первую мы сделали в тандеме со своими друзьями, пишущими стихи. Это и музыканты, и артисты, и режиссеры. Там можно найти стихи Леши Кортнева, Нонны Гришаевой, Алены Бабенко, братьев Крестовских. А вторую свою книжку мы вместе с женой Екатериной выпустили в прошлом году, когда отмечал пятидесятилетие. Это уже мой личный сборник. Хочется еще немного попеть, может быть, с Лешей Кортневым из «Несчастного случая» в тандеме, может быть, без него, но определенные идеи в этом направлении есть. А с антрепризами у меня никак не получается, я отказываюсь практически всегда. Все-таки прежде всего это семья — квартет. А так как у нас внезапно возникают гастрольные выступления или участие в других проектах, я не могу участвовать в антрепризах.

«Мне мама говорила в детстве: «Какой у нас красивый язык, ни черта не понятно, но зато как красиво»Фото: ©Михаил Фомичев, РИА «Новости»

— События с арестом Кирилла Серебряникова всколыхнули в обществе дискуссию о взаимоотношении работников культуры  с государством. Как вы решаете этот вопрос?

— У нас нет никакой государственной поддержки. Лично я стараюсь в политику не идти, и у нас нет политических высказываний, памфлетов в адрес страны, президента, правительства. Мы эти темы стараемся не трогать, потому что мы не политический театр, не трибуна для лозунгов. Мы говорим о людях, которые живут в нашей стране. По крайней мере, я не хожу ни на  манифестации, ни на баррикады.

— А предложения поучаствовать в реальной политической жизни были?

— Да. После выхода фильма «День выборов 2», мне позвонили и предложили выдвинуться в качестве кандидата в мэры не буду говорить, в какой из областей. Я был обескуражен. Одно дело —  кино, другое дело — жизнь. Как вы понимаете, выдвигая сейчас кандидатуру, люди будут меня ассоциировать с тем образом, который увидели в фильме. На этом-то предвыборная кампания и строилась. Но это же будет фарс! Меня все возненавидят, будут говорить, что я негодяй, оттянул  часть голосов и ушел в небытие. В политике нужно действовать очень аккуратно.

— Тем не менее сегодня много артистов и певцов можно увидеть в той же Государственной Думе...

— Не знаю, это разговор уже со своей совестью. Одно дело, когда ты сам высказываешься по какому-то поводу, другое — когда тебя просят что-то сказать. Это ты уже заигрываешь с властью. У нас, слава богу, не было предложений вступить куда-нибудь, или стать доверенным лицом.

— Ну хорошо, а цензурировать вас власть пыталась?

— Раз эти картины вышли, то никакой цензуры точно не было. Другое дело, что часто фильмы в какой-то мере становились пророческими. Первый «День выборов» появился на экране еще в те времена, когда губернаторов выбирали, а не назначали. А потом, когда выборы отменили, нас чуть ли не обвиняли, что картина была заказной... И таких моментов было много.


«КВАРТИРУ, КОНЕЧНО, НЕ ДАЛИ, НО Я ЖЕ НЕ ДЛЯ ЭТОГО»

— Зрителям ждать третей части «Дня выборов» или политическая обстановка в стране такая, что не до шуток?

— Пока мы на эту тему не задумывались вообще. Вторая часть-то случайно получилась на волне успеха первой. Тут главное — не встать на конвейер. Фильм «О чем говорят мужчины» просто стал очень актуальным, потому что мы поняли, что есть какая-то недосказанность, есть темы, о которых можно говорить и говорить. Как я уже заявлял, мы делаем только те вещи, в которых точно разбираемся. Так что возможно, в скором времени появится наш фильм про кино. Но это не значит, что мы будем экранизировать наш недавний спектакль «В Бореньке чего-то нет» про режиссера, в котором  чего-то не хватает... Но что-то вокруг этой темы, скорее всего, придумаем. Потому что мы ее более-менее знаем. А про выборы пока сказать нечего.

На самом деле, у нас за 25 лет существования не так много спектаклей и фильмов. А все потому, что мы долго вынашиваем идею постановки или фильма. Они у нас как рождаются не сразу. Мы не Вуди Ален, не можем выпускать по одному фильму в год, мы чередуем их со спектаклями. «В Бореньке чего-то нет», к примеру, писали четыре года. Постоянно что-то убирается, что-то компилируется. Потом, некоторые спектакли, как «День выборов», снимаются с репертуара, а значит, на это место нужно поставить новую постановку. Потому что театр должен жить, а актуальность спектакля выявляется просто — ходит зритель или нет. К слову, «День радио» мы играем уже 18-й год, и он не устаревает. Это наша визитная карточка.

«Татарстан решил меня отметить, и это, конечно, приятно. Как раз тот момент тщеславия»Фото: tatmsk.tatarstan.ru

— В начале интервью вы сказали, что второй раз в Казани. Но уже являетесь заслуженным артистом Республики Татарстан. Как так получилось?

— Я несколько раз выступал в полпредстве Татарстана в Москве, и был очередной концерт, где присутствовал Рустам Минниханов, уже будучи президентом. Ну и, видимо, понравилось, как я что-то там шутил про татарский язык. Как мне мама говорила в детстве: «Какой у нас красивый язык, ни черта не понятно, но зато как красиво». И спустя неделю мне позвонили и сказали, чтобы я собирал документы на звание. Я еще ребят из квартета этим подколол, они в течение двух лет объявляли мой выход на сцену на вечеринках, свадьбах или днях рождения как «заслуженный артист Республики Татарстан сейчас прочтет поздравительную оду». И вышло, что они мыслили материально.

Поначалу определенное неудобство я испытывал. Вроде бы играем все вместе, а звание есть только у меня. Но с другой стороны, Татарстан решил меня отметить, и это, конечно, приятно. Как раз тот момент тщеславия. Квартиру, конечно, не дали, но я же не для этого. Мы в квартете живем по принципу: ничего не проси, захотят — придут и дадут. Это выражение из булгаковских «Мастера и Маргариты».  Звание, по сути дела, может ничего и не давать. Человек может быть заслуженный-перезаслуженный, а его знать никто не знает. А у нас все-таки фильмы часто крутят и по телевизору, и в самолетах, и зрители приходят в театр. Вот это для нас на самом деле ценно.