На территории выставочного центра «Казанская ярмарка» состоялось официальное открытие 16-й специализированной выставки «ДорТрансЭкспо»

«ЗНАЕТЕ, ДЕНЕГ ВСЕГДА НЕ ХВАТАЕТ»

Сегодня на территории выставочного центра «Казанская ярмарка» состоялось официальное открытие 16-й специализированной выставки «ДорТрансЭкспо». Ровно неделю назад в тех же самых павильонах медики и судмедэксперты со всей страны искали новые подходы в лечении больных на выставке «Индустрия здоровья», а на этот раз речь зашла уже о реанимации дорог Татарстана. На площадке «Казанской ярмарки» сегодня утром собрались представители 33 предприятий из 6 регионов России, чтобы представить свои разработки и технологии в дорожном хозяйстве. Предварял официальное открытие конкурс профессионального мастерства среди работников предприятий дорожного хозяйства республики. Прямо перед входом в выставочные павильоны развернулось настоящее шоу с тракторами, бульдозерами и спортивными снарядами. Работники ОАО «Каздорстрой» продемонстрировали свое мастерство по управлению спецтехникой, закрывая экскаваторными ковшами спичечные коробки и буквально забрасывая баскетбольные мячи в импровизированные кольца. Несмотря на небольшой снегопад, устроенное шоу нашло отклик среди участников выставки, которые все свое внимание акцентировали не на выставленной спецтехнике, а на том, как дорожники за рулем многотонных бульдозеров ловко лавировали между стойками, выполняя «змейку». 

Церемонию открытия, также несмотря на непогоду, было решено устроить прямо под открытыми небом, хотя в одном из павильонов подготовили и запасную сцену, которая так и не пригодилась. Первый заместитель премьер-министра РТ Рустам Нигматуллин в приветственном слове несколько раз напомнил, насколько важны сегодняшние мероприятия для Татарстана, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин похвалился перед всеми достижениями татарстанских дорожников, а именинник из Москвы, которому только вчера исполнилось 55 лет, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов,  рассказал о деловой части выставки.

«В этом году президентом была поставлена еще более глобальная цель в рамках реализации приоритетных проектов — в 38 агломерациях нашей страны решается задача по приведению в нормативное состояние сети автодорог. В течение 2017 - 2018 годов мы должны превысить планку в 50 процентов соответствия федеральной сети автодорог нормативному состоянию. К концу 2025 года протяженность дорог в нормативном состоянии должна составлять уже 85 процентов. Результаты текущего года показывают, что дорожники страны справляются с этой задачей, и к концу года мы достигнем планки уже в 51 процент, хотя это планировалось сделать в течение двух лет», — отметил Астахов, предвосхищая расширенное заседание коллегии минтранса РТ.


До этого же момента гости проследовали по выставочной площадке, осматривая достижения дорожников республики и страны. «Мы продаем все. Все, что помогает зарабатывать деньги», — отвечал на вопросы VIP'ов представитель ГАЗ «Луидор», преставивший на выставке последние разработки «Газели». А представитель смоленского ООО «Смолмаш», рассказывая о новинках в области коммунальной спецтехники, напротив, оговорился, что они «экономят на всем, на чем можно». Это, однако, гостей нисколько не смутило. Особое внимание они уделили стенду ООО «НПП СК „Мост“», занимающемуся ремонтом автодорожных мостов, что особенно завлекло Астахова, живо рассказывающего про строительство Крымского моста как о приоритетном проекте «Росавтодора».

«Снимаю шляпу перед нашими коллегами из федерального дорожного агентства. Действительно, огромнейшая работа делается по реконструкции. Есть пять участков реконструкции М7 на данном этапе. В пятницу мы два участка откроем, остается еще три участка. Надеемся, что при устойчивом финансировании, поддержке наших коллег на следующий год мы дорогу от Казани до Набережных Челнов откроем и она будет выполнена в первой категории, сможем ездить безопасно и быстро. Думаю, что мы подбираемся к цифре в 80 процентов (дорог, отвечающих нормативамприм. ред.) по республике, именно по федеральным дорогам», — отметил министр транспорта РТ во время общения с журналистами. При этом на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, сколько нужно еще денег на доведение всех дорог до ума, тот ответить не смог. «Знаете, денег всегда не хватает», — откровенно признался Сафин.

«КОГДА НАЧИНАЛСЯ ЭТОТ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ, НАМ НЕ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО»

Расширенное заседание коллегии минтранса РТ на тему «Безопасные и качественные дороги» началось с приятного: имениннику Астахову вручили букет цветов и еще раз поздравили с днем рождения, отметив, что «Казань — не самый плохой город, чтобы отметить свой юбилей». Но это стало, пожалуй, единственным лирическим отступлением от главного вопроса — как сделать дороги Татарстана еще более безопасными. Казалось, что в каждом слове спикеров звучала навязчивая «нехватка денег». «Мы достаточно большие средства из бюджета республики выделяем на финансирование дорожного хозяйства, получаем достаточно неплохие субсидии из федерального центра. За 2017-й в республике построено 107 километров автодорог, в том числе с асфальтобетоном практически 100 километров, — напомнил Нигматуллин. — Что земельный участок, что бизнес — если туда  дороги нет, то это просто пятно на карте. Поэтому, я думаю, мы совместно с федеральным центром должны поработать над дальнейшим привлечением средств. Собственно, думаю, правительство  будет максимально стараться по финансированию дорожного хозяйства, чтобы удовлетворить потребности населения».

Астахов же в ответном слове остановился уже на конкретной теме — реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Этот план среди других 11 приоритетных федеральных проектов, по словам замглавы «Росавтодора», зампредседателя правительства РФ Аркадий Дворкович назвал самым удачным. «Когда осенью прошлого года начинался этот приоритетный проект, нам не все было понятно. Это было впервые, когда соединили вместе дорожников муниципальных, региональных и федеральных для реализации такой оперативной задачи по приведению сети дорог агломераций (их всего 38, в том числе в Татарстане — Казань и Набережные Челны — прим. ред.) в нормативное состояние», — заявил Астахов, то и дело расхваливая и ставя в пример дорожников республики.

Артем Чукин Артем Чукин

Как стало ясно из следующего доклада замминистра транспорта РТ Артема Чукина, хвалить действительно есть за что. По его словам, реализация приоритетного проекта осуществляется путем финансирования из федерального и республиканского бюджетов на паритетных условиях. В этом году по Казанской агломерации вложения составили 2,4 млрд рублей, Набережночелнинской — 1,25 млрд рублей. На эти деньги в Казани удалось отремонтировать в прошлом году 119 км дорог, в том числе на федеральных дорогах — 6 км (продолжится реконструкция дороги М7, выполнен ремонт участка дороги Казань — Оренбург в районе села Сокуры), на региональных дорогах — 41,2 км на 29 объектах (такие дороги, как Казань — Малмыж, Казань — Шемордан). Также в городе отремонтировано 74 км 32 центральных улиц: Большое казанское кольцо, проспект Ибрагимова, улицы Декабристов, Восстания, Чистопольская, Горьковское шоссе и др. За счет  дополнительно выделенных президентом РТ Рустамом Миннихановым средств удалось отремонтировать еще 17,9 км 12 улиц, среди которых, например, Краснококшайская, Вахитова, Мавлютова, Пионерская.

По Челнам складывается почти аналогичная картина: там было отремонтировано 62 км дорог, в том числе на федеральных дорогах — 1 км, на региональных  — 23 км на 10 объектах (Заинск — Сухарево, Чистополь — Нижнекамск, Заинск — Сарманово). На местных дорогах отремонтировано 38 км улиц, в частности один из центральных проспектов Челнов — Московский, также выполнен ремонт проспектов Дружбы Народов и Раиса Беляев и улиц Менделеевска. «Все это позволило привести в нормативное состояние участки автомобильных дорог, по которым проходит около 120 маршрутов движения общественного транспорта», — заметил Чукин. Параллельно проводятся и работы по увеличению безопасности и самого дорожного движения. В местах концентрации ДТП устанавливаются пешеходные светофоры, дублирующие знаки, ограждения безопасности.

«Следующий этап, наверное, более такой конструктивный, требующий серьезных затрат. Если говорить про Казанскую агломерацию, то однозначно сейчас по поручению президента РТ начинаем заниматься разработкой документации по Большому казанскому кольцу. Его надо завершить, то есть пройти по микрорайонам города, где речь пойдет уже не о ремонте, а о реконструкции. Наверное, надо бы эти вещи [реализовать], если будет понятное и устойчивое финансирование, то регионы пойдут в такие проекты... Горьковскому шоссе нужен дублер. Хорошей была бы для нас с точки зрения устойчивого финансирования помощь нашей агломерации. Думаю, что это не только проблема Казани, но и многих городов», — отметил Сафин.

Игорь Астахов Игорь Астахов

«НАШ ПРЕЗИДЕНТ НАС ВСЕГДА КРИТИКУЕТ ЗА КАЧЕСТВО»

«Вопрос качества у нас сейчас стоит краеугольным камнем. Наш президент нас всегда критикует за качество, люди нас критикуют иногда», — отметил Сафин, передавая слово директору ГКУ «Главтатдортранс» Эдуарду Данилову.

По словам Данилова, пока работа дорожников позволила достичь протяженности дорог, соответствующих нормативному состоянию, в Казани — до 74,7% (1251 км), в Челнах — 70,7% (493,5 км). Ожидается, что эти показатели возрастут в следующем году до 82,4% (1379 км) и 77,6% (541,9 км) соответственно. Осуществляемая работа позволяет резко снизить число ДТП на опасных участках. Например, в этом году замечено снижение числа аварий на 10%, а на проблемных участках — на 29%. Но тут есть сложность с отслеживанием данной статистики происшествий, в связи с чем к Астахову обратились с просьбой разработать новую методологию оценки работы дорожников.

По словам Данилова, на дорогах агломераций оборудовано 9,1 тыс. погонных метров искусственного освещения, установлены 32 светофора, 590 погонных метров барьерного ограждения, 3,71 тыс. погонных метров пешеходного ограждения и 219 недостающих дорожных знаков. Глава «Главтатдортранса» также рассказал о внедрении щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси, приготовленной с полимерно-битумным вяжущим и высокопрочным и износостойким щебнем. На части объектах использовалось асфальтобетонное покрытие из резино-битумного вяжущего «Витарубикс» и «КМА КОЛТЕК». Все эти новые покрытия тщательно проверялись и на деле продемонстрировали свою прочность, повысив иностойкость дорог РТ.

«Какова сейчас общая ситуация по проспекту Универсиады, по Большому казанскому кольцу? Каков износ?» — поинтересовался Сафин у докладчика.

Эдуард Данилов Эдуард Данилов

— Мониторинг показал, что чаще всего подвержена колеобразованию левая полоса движения, где наиболее интенсивен поток, и амплитуда образования колеи больше, конечно, в зимний период. Это подтверждает нашу правоту — основной проблемой дорог является не качество выполняемых работ и применяемых материалов, а интенсивное движение и то, что полгода мы ездим на шипованной резине. Основная проблема — это шипованная резина. И с этим мы, конечно, будем бороться. Есть определенный мировой опыт.

— Если я правильно понял, то износ пока идет по нормативам?

— Износ пока идет нормативный, но основной — все-таки в зимний период.

— То есть гарантийные сроки в четыре года выдержали? — продолжал Сафин пытать Данилова.

— Выдержат. Это не значит, что колеи на ней не будет. Но к концу гарантийного срока она будет в нормативах.

На этом деловая часть заседания завершилась, после чего почетные гости традиционно приняли участие в награждении победителей и призеров прошедшего конкурса профмастерства среди работников дорожного хозяйства и особо отличившихся в минувший дорожный сезон.