«У СЛЕДСТВИЯ ЕСТЬ ОСНОВАНИЯ ПОЛАГАТЬ, ЧТО АЛПАРОВА ПРИЧАСТНА К СОВЕРШЕНИЮ ИНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

Сегодня Советский районный суд рассмотрел ходатайство следственного комитета РФ по РТ об избрании меры пресечения в отношении начальника межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Жанны Алпаровой, которая 31 октября стала фигурантом уголовного дела о превышении служебных полномочий. Отметим, Алпарова — не первый высокопоставленный пристав, который предстал в последние месяцы перед судом: замглавы УФССП России по РТ Сергей Плющий проходит как фигурант уголовного дела об архиве УФСПП по РТ, выброшенном на помойку. 

Заседание началось с задержкой в 30 минут — виной этому стал предыдущий процесс, после проведения которого помещение пришлось проветривать якобы из-за болезни подсудимого, у которого была открытая форма туберкулеза. Судья Светлана Тарханова предупредила, что Алпарова находится в тяжелом состоянии. И действительно, отвечая на вопросы, подозреваемая вдруг начала обливаться слезами. Женщина буквально впала в истерику и не смогла произнести ни слова. Тарханова позволила ей успокоиться и прийти в себя. Тем временем слово взял следователь второго отдела по расследованию особо важных дел следственного комитета РФ по РТ Ренат Кантемиров, выступивший с ходатайством об избрании меры пресечения Алпаровой в виде домашнего ареста. 

Следователь напомнил, что 1 сентября СК возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») и ч. 4 ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата») в отношении пристава-исполнителя Эльвиры Мухаметшиной. Последняя была допрошена и задержана в качестве подозреваемой, однако вскоре отпущена. Поводом для расследования стал экономический спор двух казанских предпринимателей — Эдуарда Хусаинова и Рамиля Ямалова, которые совместно вели бизнес по продаже автоэлектроники «Авто-Профи»: видеорегистраторов, радар-детекторов, экшен-камер под брендом iBOX. С этим бизнес-конфликтом связана целая серия следственных действий в отношении ряда судебных приставов, а источники нашего издания полагают, что именно он лежит в основе дела Алпаровой, а нынешнее уголовное дело является лишь поводом для задержания. 

«Мухаметшина с неустановленными лицами в процессе исполнения своих обязанностей при рассмотрении исполнительного производства 26.06.2017 №8786/17160001 совершили действия, выходящие за рамки своих полномочий», — рассказал Кантемиров. Следователи пришли к выводу о причастности Алпаровой к инкриминируемым преступлениям, и 27 октября в отношении пристава было возбуждено уголовное дело по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с наступлением тяжких последствий»). 1 ноября Алпарова была допрошена и задержана, показания против нее дали заместитель главного пристава РТ Эльвира Лабашова и Гаянова, которые по делу проходят свидетельницами. Упомянул Кантемиров и «другие материалы уголовного дела», подчеркивающие причастность Алпаровой, но в детали вдаваться не стал, добавив, что сейчас решается вопрос о соединении вышеуказанных дел в одно производство.

Отметим, свою вину в инкриминируемых преступлениях подозреваемая не признала. Зато следователь опасается, что она, не находясь в частичной изоляции от общества, может вступить в преступный сговор с неустановленными лицами и повлиять на следствие или угрожать свидетелям. 

«Выводы об этом можно сделать из показаний свидетелей Лабашовой и Гаяновой или из недавнего факта, когда Алпарова воспрепятствовала законной деятельности сотрудников УЭПиПК по приведению обыска в посещении МРО, — отметил Кантемиров. — Кроме того, у следствия есть основания полагать, что Алпарова причастна к совершению иных преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, в связи с чем необходимо провести оперативно-разыскные мероприятия для выяснения дополнительных эпизодов преступной деятельности последних».

Следователь посчитал уместным содержать Алпарову под домашним арестом в ее доме на ул. Озерной, 17 в поселке Отары. Под конец Кантемиров смягчился и заметил, что следствие не возражает против ежедневных прогулок в обеденный или послеобеденный перерыв, учитывая наличие у подозреваемой троих несовершеннолетних детей.

«ТЫ ОТСЮДА НЕ ВЫЙДЕШЬ ВООБЩЕ! СЕЙЧАС БУДЕМ ПРОВОДИТЬ ДОСМОТР!»

Прокурор Ильнур Давлиев в свою очередь задал Алпаровой  несколько вопросов. Гособвинитель спросил о возрасте детей, а также поинтересовался у следователя, сколько по времени составят прогулки на улице. «Полутора-двух часов достаточно», — ответил Кантемиров.

Слово взяла сама подозреваемая. В свою защиту она описала непростую семейную ситуацию. «Одну, старшую, мне надо возить в школу. Другую — в садик. На данный момент у меня дочь лежит с пневмонией в больнице, два раза уже лежала. Я на что их кормить должна? На что покупать лекарства, 8 тысяч в месяц надо?! Как я должна в больницу возить, школу, садик, гулять, еду покупать?» — интересовалась у следователя Алпарова. Судья отметила, что у детей есть отец, хоть они и в разводе с обвиняемой.

— Он не работает... — пояснила Алпарова.

— Плохо, — ответила судья.

Пожилые родители, по словам пристава, с детьми не справятся. Алпарова временно отстранена от должности, и зарплату не получает. Но озвученная следователем в суде информация ее обидела. 


«Я считаю, что вы озвучили не так, как есть на самом деле. Я отстранена от должности на время проведения служебной проверки по обыску. Когда у нас проходил обыск в подразделении по вашему постановлению, я сказала, что у нас досматривают личные вещи. Вы сказали, что это незаконно. Я вас записала. Я подошла к оперативникам, сказала, что они не имеют права проводить личный досмотр, — защищала себя Алпарова. — После этого меня закрыли в кабинете и удерживали трое оперативников. Мои сотрудники пытались туда зайти, заместитель снимал, как мне кричали: «Ты отсюда не выйдешь вообще! Сейчас будем проводить досмотр!» Там не было ни одной женщины, после этого я все-таки смогла вырваться. По вашему постановлению просто за шкирку выкидывали моих сотрудников. А там были граждане, это госучреждение!»

С претензией в голосе она вспоминала, что руки после обыска у нее были в крови, о чем она сообщила следователю. Тот посоветовал ей обратиться в медучреждение. После травмпункта Алпарова написала заявление в УСБ МВД по РТ, прокуратуру и следственный комитет с описанием незаконных действий сотрудников полиции при обыске. Ответное заявление на пристава написали и оперативники, о чем подозреваемая узнала от следователя.

«Я сказала: почему так поздно? Через месяц? А где мое заявление, вы вынесли отказную. Вынесли решение, не опросив ни одного очевидца! Я отстранена была не из-за того, что я не отдавала оперативникам... У меня была выемка, изъяли 2,5 тысячи производств», — но тут судья прервала Алпарову, заявив, что к сути сегодняшнего заседания это не относится.

После эмоционального выступления подозреваемой слово взяла ее адвокат Наталья Фарушина.

— Поясните, каким образом они подтверждают причастность к имеющимся подозрениям по статье 91? — обратилась она с вопросом к следователю.

— Вопрос оценки доказательств должен давать не я. У вас было время изучить материалы уголовного дела, — коротко ответил Кантемиров.

По просьбе адвокатов подозреваемой судья зачитала дословные показания некой Денисовой. В них женщина говорит о том, что Алпарова якобы публиковала ложную и порочащую информацию в мессенджере Telegram, а также в одной из публикаций «БИЗНЕС Online» (корреспондент издания разглядела в распечатанных документах ссылку на статьюприм. ред.).

— Если данные свидетелей не подтверждают и не опровергают вину, то зачем они приложены? В рамках какого уголовного дела обращаетесь об избрании меры пресечения? — недоумевала адвокат.

— Я этого не говорил... В рамках дела возбужденного на Мухаметшину, дела будут объединены, — растерялся следователь.

Защитница заявила ходатайство о приобщении ряда документов: свидетельства о рождении детей, свидетельств о многодетной семье, о расторжении брака, пенсионное удостоверение матери и больничный лист. Служитель Фемиды узнав, что подозреваемая находится на больничном, была слегка удивлена. «Вам об этом известно?» — поинтересовалась Тарханова у следователя. В ответ Кантемиров помотал головой. Участники процесса приняли решение озвучить медицинский диагноз подозреваемой без прессы, однако из-за закрытой наглухо двери все же можно было расслышать нечеткую речь Алпаровой. Пристав подробно рассказывала об обысках и задержании и возмущалась действиями сотрудников правоохранительных органов. «Они меня до самоубийства хотят довести!» — в слезах резюмировала пристав.

Выслушав доводы участников процесса, судья Тарханова вынесла решение — отправить подозреваемую под домашний арест до 1 декабря. При этом следующий месяц Алпарова проведет в квартире, расположенной на ул. Сафиулина.

СЛЕДКОМ ШЬЕТ АЛПАРОВОЙ НАРУШЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО СЛЕДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СПОРА ДВУХЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в основе нового уголовного дела, возбужденного в отношении Алпаровой, лежит экономический спор двух татарстанских компаний — ООО «Инженерные сети Радиант» и ООО «Ясная поляна». Первая организация обратилась с иском в Арбитражный суд РТ ко второй. Предмет спора  — долг в 17,6 млн рублей и 239 тыс. рублей в виде неустойки. Иск был принят к производству 2 ноября 2015 года. 

После этого решением суда в межрайонном отделе приставов возбуждено и исполнительное производство. Интересная деталь заключается в следующем: Алпарова в тот момент отделом не руководила, ее — с приставкой «и. о.» — замещала пристав Ольга Беспалова.

Тем временем иск приняли к рассмотрению по существу, и в суде оказалось, что 21 января 2016 года стороны пошли на мировую: «Ясная поляна» долг признала, суд установил, что в целях устранения спора ответчик до 1 марта 2016 года возвращает 3,5 млн рублей, до 1 апреля — еще 3,6 миллиона. Соответственно, и исполнительное производство в отделе приставов было закрыто. Однако, как окажется позже, в отделе в этот период возникли проблемы с почтой: услуги не оплачивались, почта, соответственно, своевременно не уходила. Кроме того, конверт, прикрепленный к производству, не имел к нему никакого отношения.


В марте 2016 года, когда отделом уже руководила Алпарова, приставом-исполнителем Захаровым было принято решение о новом возбуждении производства и взыскании 7% исполнительного сбора с «Ясной поляны» в размере 1,4 млн рублей. Естественно, фирма с этим не согласилась и выставила приставам административный иск, который рассматривался в том же Арбитражном суде Татарстана. В ходе судебного разбирательства было установлено, что производство возбуждено с процессуальными нарушениями и ответчик не был заблаговременно уведомлен. В итоге предмет спора был исчерпан, а иск отозвали.

По информации собеседников «БИЗНЕС Online», хронология событий была восстановлена сотрудниками УЭБиПК МВД по Татарстану, которые провели в отделе Алпаровой ряд выемок рабочей документации. Однако ясность предполагаемой роли начальника межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам в деле пока не наступает: в чем злой умысел и где состав преступления — пока загадка.