Главный инста-блогер республики – президент Рустам Минниханов. Он завел аккаунт в 2013 году и активно пользуется его инструментами Главный Instagram-блогер Татарстана — президент республики Рустам Минниханов. Он завел аккаунт в 2013 году и активно пользуется его инструментами

КАЗАНЬ — СТОЛИЦА «ИНСТАГРАМА»?

На фоне роста популярности «Инстаграма» «БИЗНЕС Online» публикует первый в Татарстане подробный рейтинг Instagram-блогеров. Весной этого года аудитория «Инстаграма» в мире выросла до 700 млн пользователей, а в апреле представители компании впервые назвали размер аудитории сервиса в России — в марте 2017 года она составила 22 млн человек. В начале года сервисы SMMplanner и Pepper.ninja опубликовали результаты собственного исследования, которое показало, что в стране наибольшей относительной популярностью «Инстаграм» пользуется среди жителей Казани (наименьшей — в Ингушетии). По количеству пользователей лидировали, разумеется, Москва и Санкт-Петербург (2,4 и 1,2 млн аккаунтов). Но столица Татарстана (426 тыс. зарегистрированных аккаунтов, то есть каждый третий житель города) лидировала по показателю вовлеченности пользователей. Возможно, популярность объясняется и тем, что пример подает главный Instagram-блогер республики — президент Рустам Минниханов. Он завел аккаунт в 2013 году и постепенно практически полностью перенес туда свою сетевую активность, забросив «Твиттер» и так и не начав толком пользоваться соцсетью «ВКонтакте».

Чтобы не потонуть в море аккаунтов, для составления рейтинга мы отобрали 10 категорий: политика, бизнес, спорт, шоу-бизнес, тревел, фото, lifestyle, бьюти, моделинг и фитнес. Есть, конечно, и другие не менее популярные категории вроде инста-мамаш или фуд-блогеров, но надо же на чем-то остановиться.

В каждой категории мы отобрали опять-таки по 10 блогеров, основываясь на статистике сервиса LiveDune. Предпочтение при этом отдавалось персонам, которые известны и в медиаполе. Рассматривались как татарстанцы, причем даже живущие в настоящее время в других городах или странах (или путешествующие), так и те, кто находится в настоящее время в республике по работе или семейным причинам.

Больше всего подписчиков в нашем рейтинге у нападающего ФК «Рубин» Сердара Азмуна (2,1 млн) и участника группы Dabro Ивана Засидкевича (320 тыс.), а меньше всего — у казанской модели Азата Батталова (около 2 тыс.). Все блогеры перечислены в порядке убывания числа подписчиков. Изучались только открытые на момент подготовки материала аккаунты. Вполне допускаем, что кого-то упустили — просим читателей дополнить список в комментариях.

ПОЛИТИКИ: ТРИАТЛОН, МОТОЦИКЛЫ, ПУТЕШЕСТВИЯ И... ПОМОЩЬ БЕЗДОМНЫМ СОБАКАМ

Первая категория — «Политика», представители которой по большей части ведут официозные и довольно скучные аккаунты. Но попадаются и забавные фишки.

Здесь уверенно лидирует Минниханов с 260 тыс. фолловеров. Он же как человек активный выдает и больше всех фото — чуть ли не с десяток из каждой рабочей поездки (а их у него немало), так что жители республики могут посмотреть мир его глазами. Открытия новых парков, МФЦ, больниц и прочее — президент держит татарстанцев в курсе своей деятельности, а иногда выкладывает личные фото — например, с сыном или мамой. Вряд ли где еще вы увидите в жизни столько искренних, доброжелательных и немного заискивающих улыбок сильных мира сего, как в объективе президентского iPhone.

. Минниханов держит татарстанцев в курсе своей деятельности, а иногда выкладывает личные фото

Нужно отметить, что «Инстаграм» президента стал еще и «жалобной книгой» для всех обиженных и обделенных республики: круглосуточно комментарии под его снимками пишут обманутые дольщики, вкладчики, работники бюджетных сфер. Выложил президент фото заселения какого-то дома, как дольщики мгновенно реагируют: «А мы когда?» Фирменной фишкой Минниханова стали и его утренние фото с 9-го этажа кабмина на площади Свободы. Традиция желать доброго утра подписчикам появилась у него с весны 2014 года и с тех пор не прекращалась — Минниханов может делать это, даже когда в Татарстане заканчивается рабочий день, а в Америке, где у него командировка, — раннее утро. Бывают и казусы. Несколько раз глава РТ публиковал картинки, встревожившие подписчиков, — например, стаю волков, присланную руководителем команды «КАМАЗ-Мастер» Владимиром Чагиным. Подпись к фото «Неважно, кто напротив, важно, кто рядом» тогда, в декабре 2016-го, выглядела как призыв к сплочению на фоне банковского кризиса. Новшество этого года — Минниханов впервые вышел в прямой эфир из командировки в Чечне и теперь периодически дает прямые эфиры.

Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин выкладывает фотографии с совещаний или свои портреты, сопровождая их отчетом о проведенной деятельности Фарид Мухаметшин выкладывает фотографии с совещаний или свои портреты, сопровождая их отчетом о проведенной деятельности

Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин (27 тыс. подписчиков) выкладывает фотографии с совещаний или свои портреты, сопровождая их отчетом о проведенной деятельности. Некогда самый модный и стильный чиновничий «Инстаграм» — министра спорта РТ Владимира Леонова (24,1 тыс.) — в последний год потерял изрядную долю лоска. Если еще в 2015–2016 годах министр регулярно демонстрировал модные костюмы, ботинки и даже носки, сумки, радовал пейзажами из стран мечты, то сейчас в аккаунте — официоз со спортивных мероприятий. Чуть разбавляет эту скуку разве что видео министра в купальном халатике или фото с «Гонки героев» в «Свияжских холмах».

Первый замруководителя исполкома Казани Дамир Фаттахов (21,7 тыс.) также обычно выкладывает отчетные фото с разных совещаний и мероприятий, разбавляя их постами об общественной или благотворительной деятельности: вот он приехал на работу на велосипеде во Всемирный день без автомобилей, а вот сообщает о новом складе вещей, открытом благотворительным фондом. По пятницам Фаттахов периодически публикует фото мечети с подписью «Җомга мубарак булсын», а также отчитывается о своих успехах в триатлоне.

Помощник президента РТ Наталия Фишман (18,6 тыс.) помимо отчетов о своей деятельности (масса видов парков и скверов, форумы, биеннале, благотворительность, лекции на «Черном озере») тоже не забывает о простых радостях жизни. На ее страничке — походы в пафосные рестораны и рюмочные (например, в баре «Волна» сделано селфи с режиссером Тимуром Бекмамбетовым и президентом ГК FIX Дмитрием Еремеевым). Радует Наталия подписчиков фотографиями встреч с друзьями: упомянем журналиста Леонида Парфенова и писателя-ресторатора Сергея Минаева, а также Станислава Белковского — известный политолог уже напророчил ей будущее президентство. Есть также виды из путешествий, модные луки (стиль, созданный с помощью интеллектуальных модельеров, заслуживает особого внимания). А на свой недавний день рождения помощник президента РТ предложила своим друзьям вместо цветов помочь бездомным животным. «Давайте поможем ребятам, которые каждый год находят дом сотням собак, а теперь еще и надумали построить центр помощи бездомным животным, попавшим в беду», — обратилась она. Эффект превзошел ожидания. «Мне было очень приятно, что люди действительно откликнулись, — сказала она „БИЗНЕС Online“. — Сейчас не назову точной цифры, надо уточнять. Но в течение нескольких дней поступило более 200 тысяч рублей. Спасибо большое всем, я правда очень рада, что эти деньги пойдут на пользу. Фонд помощи „Помоги дворняге“ @doghelpkazan организует передержку, лечит, помогает найти новых хозяев, обеспечивая социализацию уличным собакам». 

Глава администрации Кировского и Московского районов Казани Сергей Миронов (10,2 тыс.) скучные официозные фото изредка разбавляет фотографиями семейного досуга, собственной готовки (с хештегом #папавделе) и видео с тренировок. Хотя, надо отметить, что его виды благоустройства вверенного района (цветники в штанах или дворы, украшенные граффити) не оставляют читателей равнодушными.

Активно постит пульс событий министр здравоохранения РТ Адель Вафин (15,8 тыс.). В его аккаунте видим портреты самого Вафина на самых разных мероприятиях (так он, видимо, отчитывается о работе), виды вечерних городов (например, Мюнхена, куда летала делегация Татарстана), видео с посещенных концертов. Также министр призывает к активному образу жизни. Вот он на велосипеде, а вот количество километров, пройденных им пешком: профилактика инфаркта — не меньше 10 тыс. шагов в день, и это тоже неплохо. 

Заместитель премьер-министра РТ — министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов (8,2 тыс.) рабочие снимки перемежает фотографиями с прогулок на природе, рассказывает о посещении концертов о своем мотохобби. Ректор КФУ Ильшат Гафуров (5,8 тыс.) публикует рабочие фотоотчеты с мероприятий, концертов, встреч. Но иногда в его аккаунте можно встретить романтичные фото пейзажей — не только с территории федерального университета, но и с Эльбруса, из Турции и т. д. Последний участник нашей политической десятки — уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов (2,5 тыс.) — выкладывает как рабочие фотографии, так и фото еды (с тегом #удаЩныйобед), хобби (подводное плавание, триатлон), друзей. В сентябре 2015-го Нагуманов позабавил пользователей соцсетей подписью к фотографии с Фишман и мэром Нижнекамска Айдаром Метшиным: «В России #вежливыелюди, а у нас #удащливыелюди».

По просьбам читателей добавляем в рейтинг мэра Альметьевска Айрата Хайруллина (23,4 тыс.). В его аккаунте, увы, только рабочие фото, которые он, к слову, публикует все реже и реже.

«INSTAGRAM-СТРАНИЦА — ЭТО «ПРОДАЖА СЕБЯ»

В категорию «Бизнес», согласно популярности в интернете и данным сервиса LiveDune, попали пользователи, которые вряд ли известны читателям «БИЗНЕС Online»: Альберта Шигабутдинова или Наиля Маганова в соцсетях, к сожалению, нет.

А потому на первом месте в данной категории — основатель бренда нижнего белья AnikinA Анастасия Аникина с 96,7 тыс. подписчиков. В ее аккаунте много фото в обнаженном виде (бизнес обязывает), но есть и презентация собственного бизнеса, семейные фото (у супруга, к слову, менее 10 тыс. подписчиков), а также снимки из путешествий и ресторанов.

В беседе с нашей газетой Аникина говорит, что Instagram-страница для нее в первую очередь это «продажа себя». «Если бы не мой контент в совокупности с обнаженными фото, рекомендациями и историями из личного опыта, мой бизнес не выстрелил бы с такой скоростью. На данный день аккаунт использую только для продвижения своего продукта, — объясняет она. — На данный день мой личный бренд ротируется только на просторах „Инстаграма“. Я смогла заработать себе на первую машину, не говоря о ежедневном поддержании комфортной жизни». Однако постороннюю рекламу — именно как рекламу, за деньги, — она не размещает. «Последние несколько месяцев, а может, почти год рекламу на странице не делаю вообще. Только личные рекомендации. Если просят сделать рекламу и продукт мне нравится, делаю пост безвозмездно, просто за символическую скидку. Предлагают различный ассортимент от еды до заграничных отелей», — рассказала Аникина.

На вопрос, как достичь большого количества подписчиков, отвечает, что так вышло само и накруткой она никогда не занималась. «Видимо, обнаженные фото с объемными постами под ними вызывают резонанс у людей. „Голожопым философом“ меня назвал Сергей Мезенцев (комик, диджей, ведущий шоу на YouTube прим. ред.), после его анонса я поймала большой хайп. Так и пошло. Большинство забраковали, но есть и те, для кого я являюсь мотиватором и примером. Это очень важно — давать своим подписчикам что-то», — уверена основатель бренда нижнего белья AnikinA.

По ее мнению, блогосфера в Казани и Татарстане вообще не развита. «Известные блогеры — это лишь печальная рекламная площадка, не более. Никакого контента, никаких интересных постов. Просто казанские современные девочки забывают, что „Инстаграм“ нужен не для того, чтобы бесплатно покурить кальян или сделать маникюр, это инструмент, который может помочь им в любом начинании, если правильно его развивать», — наставляет блогерша.

Гораздо больше в бизнес-категории блогеров-мужчин. 27-летний гендиректор группы компаний «АйЭмСи» Ильяс Валиуллин (25,8 тыс.) рассказывает в своем аккаунте о трех бизнесах по всему миру, выкладывает фото дорогих авто и своих бесконечных путешествий, а также пытается учить подписчиков бизнесу. Основатель бренда Tolstoywear Михаил Кузнецов (23,8 тыс.) пишет в блоге о правилах в бизнесе, друзьях-бизнесменах, дает лайфхаки начинающим предпринимателям и отчитывается о бизнес-тренингах и мастер-классах. Генеральный директор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов (15,2 тыс.) демонстрирует разнообразную и нескучную жизнь: автогонки, встреча в самолете с теннисисткой Марией Шараповой, семейные снимки и новости компании.

Совладелец ресторана Sky Lounge и сооснователь сети магазинов Ilahui Эрик Гафаров (11,7 тыс.) ведет аккаунт с 2014 года. По словам бизнесмена, если изначально он публиковал значимые для него и его близких фотографии, то с ростом количества подписчиков оказалось, что его «Инстаграм» мотивирует многих из них приносить пользу и достигать результатов. «Понимание этого оказалось важным для меня. И последнее время я веду свой „Инстаграм“ именно в таком ключе: показываю в нем своим подписчикам, каких результатов может достигнуть каждый из них и что для этого необходимо сделать, — через советы, собственный пример и, конечно, отвечая на вопросы подписчиков», — рассказал он «БИЗНЕС Online». В его ленте — фото машин, поездок, друзей. Гафаров также говорит, что платные посты — это не его стиль. «Мне периодически поступают предложения сделать платный пост, и если мне нравится рекламодатель как личность или мне интересна его деятельность, то я рекламирую его бесплатно. Если этого нет, то на предложения сделать пост за деньги я отвечаю отказом», — объясняет бизнесмен.

Блогосфера в республике, по мнению Гафарова, развита лишь в какой-то степени. «Динамика роста этого явления такова, что уже через год сегодняшние показатели будут казаться несущественными. У нас современная молодежь, доступный и развитый интернет, а значит, дальше будет еще интереснее», — считает собеседник.

Совладелец компании «Автолига» Сергей Шубин (10,6 тыс.) делится фотографиями своего хобби (триатлон), путешествий, семьи, приоткрывает бизнес-тайны. Совладелица бутика F-People Concept Store Ирина Харрасова (7,5 тыс.) выкладывает селфи, модные образы, которые можно приобрести в ее магазине, луки моделей и анонсы модных мероприятий. 

Гендиректор компании AVT Азамат Сабиров (6,7 тыс.), судя по «Инстаграму», не вылезает из путешествий и любит своих детей. Можно встретить у него фото со светских вечеринок и селфи с друзьями. Председатель совета директоров ГК Bulatov Group Айдар Булатов (6,7 тыс.) рассказывает и показывает своим подписчикам, как берет интервью для проекта «Фабрика предпринимательства» у известных личностей, как проводит мастер-классы, путешествует, а недавно он поделился радостной новостью о том, что пробежал свой первый в жизни полумарафон. Совладелец сети кофеен Cava, партнер «Кавадрат консалтинг», партнер компании Indever по РТ Адель Ягудин (4,1 тыс.) в основном рекламирует услуги своих же бизнесов, но иногда выкладывает и фото из путешествий.

НЕОРИГИНАЛЬНЫЕ СПОРТСМЕНЫ: СПЛОШНЫЕ ИГРЫ, ТРЕНИРОВКИ И НЕМНОГО СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ

Категория «Спорт» довольно спорна. Большинство участников находятся в Казани временно, играя за казанские команды, и представляют в основном футбол. Лидер в категории — нападающий ФК «Рубин» Сердар Азмун (2,1 млн) — публикует обычно фото с матчей, совместные снимки с друзьями, реже — фото из поездок. Причем Азмун так популярен в «Инстаграме» благодаря не казанской публике, а невероятному вниманию в Иране. На родине форвард из «Рубина» считается главной спортивной звездой страны, чуть ли не национальным героем. Во многом с помощью него сборная Ирана вышла на чемпионат мира в России. Также на популярность повлиял и успешный сезон в Лиге чемпионов с «Ростовом»: после голов в ворота «Баварии», «Атлетико» и «Аякса» у Азмуна появилось еще больше фолловеров из Европы.

Опорный полузащитник ФК «Рубин» Янн М'Вила (70,2 тыс.) постит фото детей, серьезные селфи и снимки с поля. Полузащитник ФК «Рубин» Гекдениз Карадениз (49,3 тыс.) также неоригинален: фото с футбольных игр и своей семьи. Полузащитник ФК «Рубин» Магомед Оздоев (25,4 тыс.) выкладывает не только фотографии с игр и семьи, но и снимки с дружеских встреч, тренировок, из поездок и даже кинотеатров.

Аккаунт автогонщика Тимура Тимерзянова (19,1 тыс.) посвящен только спорту — фото и видео с гонок, тренировок, церемоний награждений. Исключение — чуть ли не единственное частное фото с никаха с дочерью президента казанской компании «Данафлекс» Айрата Баширова.

«Инстаграм» нападающего ФК «Рубин» и национальной сборной России Максима Канунникова (17,1 тыс.), пожалуй, самый душевный и уютный среди всех спортсменов. Приличное количество фото с женой, дочерью, мамой. Есть также фото из зарубежных поездок, с вечеринок, снимки с друзьями, а с поля — минимум кадров. Экс-игрок ФК «Рубин» Динияр Билялетдинов (13,9 тыс.), покинувший казанский клуб летом этого года, выкладывает фото очень редко — это семья, поездки, тренировки. Он приехал в Казань, когда его отец был тренером в клубе, но после увольнения Рината Билялетдинова быстро потерял место в составе и с начала 2016 года почти не играл. У нападающего ФК «Рубин» Рифата Жемалетдинова (10 тыс.) снимков еще меньше — это опять же тренировки, друзья и отдых на курортах. Защитник ФК «Рубин» Эльмир Набиуллин (7,7 тыс.) рассказывает подписчикам о прохождении медосмотра, посиделках с друзьями, играх и любви к «Рубину». Наконец, защитник ФК «Рубин» Мориц Бауер (5,5 тыс.) также в основном выкладывает игровые фото. Что ж, спортсмены заняты игрой! 

ОТКРОВЕНИЯ ЗВЕЗД: «В РАЗНОЕ ВРЕМЯ МОЙ ПОСТ СТОИЛ ОТ 7 ДО 40 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ»

Одна из самых интересных категорий — «Шоу-бизнес», которая демонстрирует, что талантливые татарстанцы популярны и в соцсетях. Возглавляет категорию участник группы Dabro, певец, композитор, автор песен и диджей Иван Засидкевич. Он делится с многочисленными подписчиками (320 тыс.) творческими новостями, анонсами, видео музыкальных экспериментов. Как он сам рассказал «БИЗНЕС Online», для него и его брата Михаила «Инстаграм» — это одна из площадок, где можно показать свое творчество, продемонстрировать умения в написании музыки. «Мы писали, выпускали песни и экспериментировали задолго до появления „Инстаграма“! — говорит он. — Мы группа Dabro. Имя группы популяризируется благодаря нашим песням или интересным выпускам нашей передачи „Эксперимент“. „Инстаграм“ есть у всех, а вот интересные песни или передачи не у многих. Наверное, этим мы отличаемся».

Собеседник говорит, что предложений по рекламе поступает много и они достаточно разные. «Одной цены для всех нет. Каждое предложение рассматриваем и обсуждаем индивидуально. Очень часто нас (группу Dabro прим. ред.) приглашают с выступлениями. Эти предложения нам интереснее, чем выложить рекламный пост, так как мы в первую очередь музыканты, — рассказал Засидкевич и вспомнил, как вообще собирались подписчики. — В конце декабря 2016 года на моей странице в „Инстаграме“ было около 3 тысяч подписчиков. Мы пишем песни для себя, для многих популярных артистов, но на видео это не показывали, а потом решили попробовать. И вот сейчас у меня 320 тысяч подписчиков. Количество людей, которым нравится наше творчество, с каждым днем растет. Мы думаем, что город или страна не имеет значение для популярности блога. Если вы интересный и талантливый человек, ваш блог будет интересен многим! Главное — идея!»

На втором месте в категории — победительница шоу «Холостяк 3» на ТНТ, директор школы хороших манер «Лица» Дарья Канануха (279 тыс.), которая признает, что «Инстаграм» для нее — площадка, с помощью которой создался личный бренд. «Там смешаны моя работа, личная жизнь и различные лайфхаки. В то же время люди, которые на меня подписаны, скорее всего, не знают меня до конца, потому что я показываю лишь то, что считаю нужным. Большая часть моей жизни скрыта от инста-пользователей», — говорит Дарья, ставшая одной из самых узнаваемых девушек в стране после ТV-романа с известным ведущим и комиком Тимуром Бадрутдиновым. «Большое количество подписчиков дал мне проект „Холостяк“ на ТНТ. После кто-то отсеялся, а кто-то продолжает активно следить за моей жизнью. В любом случае, если люди на меня подписаны, я им интересна. Думаю, что стать популярным в „Инстаграме“ легко, если ты можешь позволить себе откровенные фото или показывать какую-нибудь „жесть“. Для меня это табу, поэтому считаю без таких „интересных“ фото стать популярным достаточно сложно», — считает директор школы хороших манер. И действительно, «Инстаграм» Дарьи — чуть ли не образцовый: девичий, в нежных тонах и о девчачьих секретах. 

Она не скрывает, что первоначальный капитал на открытие бизнеса заработала с помощью рекламы в «Инстаграме». «В разное время пост стоил от 7 до 40 тысяч рублей, — называет Канануха расценки. — Я стараюсь тщательно подходить к выбору рекламодателей и советовать действительно полезные вещи. Бартер имеет место, если продукция мне очень интересна». На вопрос о персональном бренде соглашается, что «Инстаграм» KANANUKHA — это личный бренд. «Именно он послужил фундаментом для продвижения моей школы хороших манер „Лица“. С помощью „Инстаграма“ и интереса моих подписчиков мы упаковали бизнес под франшизу — 6 городов России открыли такую школу. Кстати, все партнеры — мои подписчики, они узнали о такой возможности из моего „Инстаграма“. Это ли не сила соцсети?» — задает риторический вопрос собеседница газеты. Что касается блогосферы, она считает, что в Казани появляется все больше и больше блогеров — «есть интересные, большинство накрученные», тем не менее мода пришла в нашу столицу и набирает все большее количество почитателей Instagram-индустрии.  

В тройке самых популярных представителей шоу-бизнеса в «Инстаграме» с более чем 200 тыс. подписчиков — певец Хабиб Шарипов (212 тыс.). Шарипов, подражающий то ли Диме Билану, то ли Сергею Лазареву в их юные годы, постит свои томно-задумчивые портретные фото и видео с каверами на песни известных исполнителей.

Певица Гузель Уразова (160 тыс.) выкладывает скрины своих интервью, афиши и анонсы, фото и видео с концертов. Встречаются фотографии с прогулок на природе и рекламные посты.

Оперная певица Аида Гарифуллина (133 тыс.), ставшая на днях обладателем «музыкального Оскара», в «Инстаграме», как и в жизни, выглядит безупречно. Она радует своих поклонников снимками с фотосессий, из концертных залов, с легендами музыкального мира. Певец Ришат Тухватуллин (79,7 тыс.) в основном публикует фотографии анонсов и из концертных залов. Популярен в «Инстаграме» и народный артист РТ, заслуженный артист РФ Салават Фатхутдинов (67,7 тыс.). Он редко публикует фотографии — как правило, это афиши, фото с семьей и известными деятелями (хоккеистом Данисом Зариповым, Миннихановым с супругой и т. д.).

Гүзәлем Миннеханова (55,4 тыс.) делится фото с концертов, мероприятий, учит подписчиков, как надо встречать супруга с работы, и публикует снимки со своим мужем — певцом Салаватом Миннехановым. Певица, лауреат фестиваля «Татар җыры» Иркэ Шабакаева (52,4 тыс.) делится с подписчиками кадрами из-за кулис, с концертов, с детьми и мужем, а недавно опубликовала фото с призывом сохранить татарский язык.

Радиодиджей Гульназ Сафарова (51,8 тыс.), пожалуй, самый яркий пример ходячей рекламы в данной категории — что ни пост, то рекомендация для подписчиков о том, где приобрести тот или иной товар/услугу.

Отметим, что мегапопулярен в мире татароязычной эстрады певец Элвин Грей — 186 тыс. подписчиков признаются в любви, благодарят юного певца и восхищаются им. Но его нельзя отнести к уроженцам или жителям республики, поэтому и в наш Топ Грей не попал.

По просьбам читателей к уже перечисленным представителям шоу-бизнеса мы добавляем еще несколько — это популярный исполнитель Фирдус Тямаев (120 тыс. подписчиков), певец Данил Сабиров (61,2 тыс.) и певица Ильсия Бадретдинова (89,8 тыс.). Все они публикуют фото с концертов (из ДК с бабушками-зрителями), семейные и дружеские встречи, анонсы своих выступлений.

«ИНСТАГРАМ»  ПО СРАВНЕНИЮ С ЖЖ — СЛИШКОМ ПРОСТО И ПРИМИТИВНО»

В категории «Трэвел» — как блогеры, которые увлекаются путешествиями профессионально (участие в тревел- и пресс-турах, оплачиваемые впечатления и т. д.), так и те, кто просто имеет возможность часто выезжать в российские и зарубежные поездки.

На первом месте — путешественник и фотограф Дмитрий Кириллов (122 тыс.). Он публикует в своем профиле завораживающие пейзажи, портреты. Как он сам рассказал «БИЗНЕС Online», для него соцсеть — способ творческой реализации. На вопрос о заработке в сети ответил утвердительно, заметив при этом, что интересные проекты появляются крайне редко. Обычно Кириллов делает рекламные интеграции, а цена поста начинается от 8 тыс. рублей. «Личный бренд в какой-то степени появляется сам по себе, каких-то особых усилий к его созданию я не прилагаю, — говорит он о влиянии аккаунта на создание бренда. — Подписчики набрались в основном с помощью различных взаимодействий с аудиторией, взаимных рекламных постов. Сейчас намного сложнее. Считаю, что в первую очередь необходимо делать акцент на контенте». На вопрос о блогосфере в республике, отвечает, что ее «скорее, нет — ни со стороны блогеров, ни со стороны рекламодателей».

На втором месте — известный ЖЖ-блогер kukmor.livejournal.com Нияз Аксанов (44,8 тыс.). Его аккаунт выступает скорее в пику всем остальным популярным блогерам. Как правило, считается «правильным» публиковать фотографии в единой цветовой гамме (яркий пример — аккаунты lifestyle-блогеров) и едином стиле. Тогда, как говорят эксперты по соцсети, подписчиков будет еще больше. А пример Аксанова говорит об обратном — отсутствие единого тошнотворного розового цвета, зато наличие интересного контента. При этом большого смысла в «Инстаграме» он не видит. «Для меня это дань моде. После того как я завел „Инстаграм“, ко мне начали обращаться люди, находить по каким-то вопросам — именно в Казани, Татарстане. До этого мой блог в ЖЖ был популярен в России. Но в Казани это никого не интересовало, а с „Инстаграмом“ и здесь повысилась узнаваемость. У нас все помешаны на „Инстаграме“ из-за Минниханова», — улыбается путешественник.

При этом зарабатывает он на «Инстаграме» копейки по сравнению с ЖЖ. «В ЖЖ я — в Топ-50 России, а в „Инстаграме“ – в Топ-10 Казани. Предлагают и деньги за посты, и бартер. Вот сейчас у меня лежат два наушника одной компании — будет пост в „Инстаграме“. Большинство предложений — услуги или товары по бартеру, пишут каждый день. Из 30 предложений в месяц соглашаюсь на 5, — рассказывает Аксанов. — Мой персональный бренд давно создан. Я 7 лет профессиональный блогер. „Инстаграм“ позволяет охватить другую аудиторию, которая не читает и не знает ЖЖ. Каждый месяц в мой блог в ЖЖ заходят 100 тыс. человек. Блог до сих пор кормит мою семью. Ну и любой запрос в „Яндексе“ и Google я могу вывести на первую страницу с помощью одной публикации. А „Инстаграм“ я не понимаю. По сравнению с ЖЖ это слишком просто, примитивно и занимает не так много времени». Он отмечает, что сейчас есть много блогеров, которые появились из никого и раскрутились, стали популярными только через аккаунты.

Есть и другие популярные путешественники. 29-летняя Аделина Лопез (24,9 тыс.) за последние несколько лет посетила 36 стран и сейчас обосновалась в Мексике, где руководит собственным букинг-агентством. В ее «Инстаграме» — кадры беззаботной жизни с пляжей и вечеринок. SMM-менеджер, студентка и фотограф Александра Зяблицева (19,5 тыс.) публикует фотографии из поездок — на сегодня она посетила 13 стран. Екатерина Привалова (11,1 тыс.), одна из организаторов Европейских игр, дочь экс-главы Менделеевского муниципального района, а сейчас директора ВШГМУ Игоря Привалова, путешествует, дает советы по выбору мест для отдыха и радует подписчиков яркими солнечными снимками. Полина Петрова (10 тыс.), супруга хоккеиста, нападающего хоккейного клуба ЦСКА Кирилла Петрова, выкладывает примерно одинаковое количество фото как из роскошных путешествий, так и ее семьи с годовалым сыном.

Путешественник и блогер-дауншифтер Райхан Халитов (9,3 тыс.) выкладывал фотографии из многочисленных путешествий до сентября прошлого года — того момента, когда попал в аварию в Дели, рассекая на розовом Chopper. Теперь он постит фото друзей и семьи, надеясь однажды возобновить поездки. Миссис Казань, Мrs Russian Hollywood на «Миссис Россия – 2014», свадебный организатор, сотрудник пресс-службы КФУ Дарья Шило (8,4 тыс.) посетила уже 38 стран — подписчикам она рассказывает об интересных местах, советует, где лучше поесть и какие достопримечательности посмотреть.

Путешественница Нера (7,9 тыс.) делится фото не только из поездок, но и Казани, находя интересные ракурсы. Наконец, начальник юридического управления ОАО «ТАИФ», член совета директоров ПАО «Нижнекамскнефтехим» Альберт Латыпов (2,3 тыс.) также словно только и делает, что путешествует: все фото из частых поездок элегантны и стильны.

ФОТОГРАФЫ СЧАСТЬЯ: «ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РЕКЛАМЕ МНОГО, ДАЖЕ ОЧЕНЬ МНОГО!»

Блогеров-фотографов в республике также достаточно. Одна из самых популярных, Анастасия Губинская (142 тыс.), «фотографирует счастье» (запись в шапке аккаунта) — рассматривая ее фото, легко в это поверить. Как она сама рассказала нашей газете, «Инстаграм» для нее — это дневник с воспоминаниями о самых ярких моментах жизни. «Преобладают там в основном путешествия: с сентября 2016 года я отправляюсь в новые города и страны минимум раз в месяц. Как для фотографа для меня „Инстаграм“ — это возможность поделиться красивыми фотографиями, но также я уделяю внимание и текстам, — говорит она. — „Инстаграм“ больше хобби, у меня нет цели заработать на нем деньги. Рекламу размещаю крайне редко. Большинство предложений о сотрудничестве — по бартеру, то есть оказать услугу или предоставить товар за упоминание у меня в профиле. От таких предложений я сразу отказываюсь, но иногда могу написать о сотрудничестве и сама. Так, мне удалось договориться о проживании в отеле в Париже, а также с дизайнерами одежды, когда мне нужны наряды для фотографий в путешествии».

Вообще, Губинская работает семейным и свадебным фотографом, но в ее «Инстаграме» нет ни одной фотографии со свадьбы. «Тем не менее оттуда ко мне часто приходят заказы. Все благодаря тому, что так люди меня лучше узнают как личность. Им близки мои увлечения и интересы, а значит, мы сможем легко найти общий язык. Поэтому они выбирают меня фотографом на свое событие, — рассказала блогер и прокомментировала, как стать популярным в „Инстаграме“. — Рост подписчиков у меня в „Инстаграме“ начался уже четыре года назад. Тогда само сообщество Instagram добавило меня в число рекомендованных пользователей Instagram Suggested. Так, за два недели на меня подписались около 80 тысяч пользователей. С тех пор многое в „Инстаграме“ изменилось. Считаю, что сейчас стать „популярным“ не так уж и просто, как это было пару лет назад». По мнению Губинской, блогосфера (в частности „Инстаграм“) в Казани развита иначе, чем в Москве и Петербурге. «У нас не так много гармоничных профилей, которые приятно и читать, и смотреть, — считает она. — А в Топе находятся „накрученные“ профили, переполненные рекламными предложениями. Блогингу в нашей республике есть куда расти».

Фотограф Филипп Шевелев (80 тыс.) выкладывает атмосферные фото людей и городов, фотограф Артур (58,2 тыс.) также концентрируется на людях и на пейзажах. Александр Сафронов (50,5 тыс.) публикует много селфи, портретов людей, архитектуру.

Выбивается из общего ряда аккаунт Ильдара Мингалеева (45,8 тыс.), который в «обычной» жизни не фотограф, а банковский работник. «Инстаграм» для него — это «что-то вроде средства творческой реализации, а также личный блог». В беседе с нашей газетой он отмечает, что монетизация профиля — очень ответственный момент, к которому нельзя относиться несерьезно. «Ведение личного аккаунта приносит мне доход за счет интеграции рекламных публикаций в профиль (заказчики здесь — крупные и известные бренды). Цена напрямую зависит от сложности этой самой интеграции. Могу сказать, что в среднем это порядка 10 тысяч рублей за одну публикацию. Однако, безусловно, были и посты, за которые платили гораздо больше (опять же здесь все зависит от формата публикации и сложности подачи идеи). По образованию я маркетолог. Даже если у рекламодателя нет определенного представления о том, какой публикация должна получиться на выходе, то помочь проработать концепцию с нуля для меня не вопрос, — рассказывает Мингалеев. — Относительно предложений по рекламе — их поступает много, даже очень. Однако соглашаться на все подряд я никогда бы не стал. Во-первых, я серьезно подхожу к выбору рекламодателя и предложенного им продукта. Рекомендовать в своем профиле заведомо некачественный товар или услугу точно бы не стал, для меня это серьезные репутационные риски. Увы, но у большинства казанских Instagram-блогеров часто встречается явная реклама заведомо некачественных товаров и услуг, например службы доставки еды, после заказа обеда/ужина в которой людей обычно увозят с отравлением в больницу, либо реклама шоу-румов с копиями известных брендов и так далее: по подобным рекламным предложениям у меня всегда категорический отказ сразу же, независимо от предложенной суммы. Во-вторых, я не соглашаюсь на все поступающие предложения, так как это было бы не совсем честно по отношению к рекламодателю — рекламировать сначала его продукт, а потом аналогичный продукт другого рекламодателя. Опять же это к вопросу о репутации. К тому же я веду свой профиль по большей части только для себя, у меня нет желания превращать его в „рекламную свалку“».

По словам собеседника, его профиль зарегистрирован почти самого начала существования платформы. «Основное количество подписчиков пришли именно в те далекие времена, когда каждый второй аккаунт еще не был рекламой бровей, ногтей, ресниц и прочего подобного... — замечает Мингалеев. — Набрать подписчиков никогда не было сложной задачей. На мой взгляд, главное здесь — это интересный и яркий контент, который не повторяется в других профилях, запоминается и вызывает положительные эмоции. Производство такого контента — трудоемкое и затратное по времени дело. Очень важны любовь к фотографии и иногда даже дотошное отношение к результатам этого самого „творчества“, ведь если снимок не нравится мне самому, то вряд ли он понравится кому-то».

Остальные фотографы рейтинга снимают также пейзажи, архитектуру, людей. Фотограф Булат (29,9 тыс.) публикует загадочные снимки природы и людей, Артур Шайхутдинов (25,3 тыс.) в основном постит свои фото и других людей на фоне красивых мест, Игорь Горбенко (24 тыс.) — архитектуру и города, Эва Милконская (16,6 тыс.) — необычные и чувственные портреты, Марат Закиров (2,5 тыс.) специализируется на уличной фотографии и архитектуре.

LIFESTYLE: ГЕОГРАФИЯ ПОЕЗДОК СУПРУГИ ЯРОСЛАВА МУРАВЬЕВА И ЕДИНСТВЕННЫЙ БЛОГЕР-МУЖЧИНА

Довольно интересна — как в Казани, так и в России и мире — категория Lifestyle. Как правило, неизвестно, чем занимаются в реальной жизни lifestyle-блогеры, как зарабатывают, работают ли вообще. Но в их аккаунтах — все атрибуты dolce vita. Если поездки, то на дорогие курорты, где непременно размещение в пятизвездочных отелях и завтраки в лучших местах (очень популярны, например, фото завтраков, сделанные в парижском Four Seasons George V с видом на Эйфелеву башню). Если шопинг, то в основном тяжелый люкс и т. д. Уровень казанских блогеров в этой категории, конечно, попроще, но не менее интересен.

Лидирует в категории студентка КФУ (Институт международных отношений, истории и востоковедения), живущая на Казань и Москву, Диля Налуне (103 тыс.). Она рассказала «БИЗНЕС Online», что «Инстаграм» для нее — способ общаться с аудиторией, следить, чем она живет, чем интересуется. В аккаунте 20-летней девушки — много селфи, фото повседневной жизни, из заведений. По ее словам, на «Инстаграме» она зарабатывает. «Рекламу делаю редко, но метко, примерно одна интеграция в месяц». Стоимость поста у Дили варьируется от 10 до 15 тыс. рублей в зависимости от формата. «Предложения поступают каждый день и очень много, но 90 процентов просто отпадает. Мой „Инстаграм“ — это больше творчество, нельзя злоупотреблять лояльностью аудитории, — говорит она. — Личный бренд создался сам собой. Я придерживалась определенных принципов в своей социальной жизни („Инстаграм“, YouTube) — и это сделало из меня узнаваемый для моих зрителей бренд. Подписчиков набрала за год. Лично для меня это было легко, но только потому, что я попала в нужное время в нужное русло рекомендаций. Тут раз на раз не приходится. Популярным стать нетрудно, трудно не затеряться среди огромного количества таких же, как и ты».

Блогосфера в Татарстане, по ее мнению, на этапе рассвета. «Я знаю огромное количество талантливых ребят с аудиторией меньше 10 тысяч подписчиков. Единственное, что огорчает, — это недоверие рекламодателей у нас в регионе. С этим нужно что-то делать», — считает она.

Студент КНИТУ Александр Смагин (88,1 тыс.) в этой же категории выкладывает фото своей жизни: вот он сидит задумчивый в парке на скамейке, вот держит на ладони фотогеничную горсть клубники, а вот бежит по турецкому берегу моря, одновременно рекламируя казанский забег «Стань человеком». Организатор фотопроектов Луиза Исламгулова (62 тыс.) также рассказывает о своей активной жизни — организация фотопроектов, косметические процедуры, прогулки с друзьями, тренировки, примерка обновок...

Создательница салона Brow Mama Разиля Матурова (57,7 тыс.) выкладывает снимки с фотосессий, из ресторанов, забавные картинки и видео. Как она рассказала нашей газете, изначально, когда соцсеть только появилась, как и все, вела «Инстаграм» в качестве «онлайн-дневника» — для общения и больше для развлечения. Однако позже поняла, что «Инстаграм» можно и нужно использовать абсолютно в разных масштабах. 

«В первую очередь я бы хотела, чтобы мой „Инстаграм“ приносил пользу, ведь это идеальный вариант для передачи знаний и собственного опыта, учитывая то количество форматов, которые возможны, — посты, видео, сториз, просто фото. Поэтому больше всего я ценю свой „Инстаграм“ за то, что могу сама выстраивать атмосферу и подачу на своей странице, — рассказывает Матурова. — Я сама регулирую и фильтрую то, какая информация там присутствует, и стараюсь, чтобы все, что там есть, совпадало с моим внутренним миром. Наверное, поэтому моя страница пользуется небольшой популярностью и некоторые пользователи прислушиваются к моим советам. Отсюда, конечно, вытекает такой момент, что на этом фоне мне достаточно часто поступают предложения о сотрудничестве по рекламе».

Если сначала, по словам блогера, реклама была в новинку и девушка много с кем сотрудничала, то сейчас делает только проверенную лично рекламу, причем не за бартер. «Помогая другим зарабатывать, должна заработать и я. В любом случае всегда все обговаривается индивидуально. Все ведь еще и зависит от того, какой продукт, ценовая политика — много нюансов, — объясняет Матурова. — Пост и продвижение стоят по-разному — сейчас в среднем 14 тысяч рублей, доходит до 20 тысяч, если это продвижение в несколько постов и съемка, например». При этом рекламу она называет не своей первостепенной задачей. Главное для lifestyle-блогера — «опыт, мотивация, пример, знания».

Помимо вышеупомянутого Смагина остальные блогеры — девушки. Видимо, у них больше времени, чтобы делиться с миром подробностями своей жизни. Следующая блогерша в данной категории — Гульнара Галимова (50,9 тыс.). Если еще в середине октября в описании ее профиля в виде деятельности был указан благотворительный проект «Плюс Один», то сейчас уже — благотворительный фонд «Надо Жить!». В своем аккаунте 23-летняя девушка пишет мудрые цитаты, делится жизненным опытом, учит подписчиков, как важно слушать сердце, и, конечно, рекламирует различные товары и услуги.

Супруга сооснователя резиденции креативной индустрии «Штаб» Ярослава Муравьева — создатель фотопространства «Завод» Мария Муравьева (36 тыс.) — радует своих подписчиков модными образами (практически каждый — реклама разных магазинов), публикует фото букетов и продуктовых наборов (торты, конфеты и т. п.), которые, по всей видимости, ей предоставляют по бартеру, своих авто (сейчас — Lexus), а также поездок. Только в этом году ей удалось посетить Мальдивы, Грецию, Турцию, Вьетнам, Сочи и несколько мест в России. Слезы радости от наблюдения за воздушными шарами в Каппадокии вызывают у подписчиков волны умиления.

Создательница дома красоты и творчества Saida Gimatova Atr&Beauty Саида Гиматова (25,9 тыс.) с необычной внешностью анонсирует события, которые пройдут в Казани, публикует очень много семейных фото и селфи. Соучредитель фонда «Живой город» Диана Сафарова (17,4 тыс.) публикует фото с красных дорожек Каннского, из поездок и с профессиональных фотосессий. Телеведущая программы FamTV на телеканале «Эфир» Юлия Арутюнова (15,2 тыс.) в основном публикует себя — в студии, магазинах, улицах городов, но иногда мелькают снимки с друзьями или ее любимым мужчиной — замруководителя исполкома Казани, председателем комитета ЖКХ Искандером Гиниятуллиным. Надежда Шаронова (9,4 тыс.), модница, стилист, основательница секонд-хенд-галереи «Блоха», супруга экс-капитана «Рубина» Романа Шаронова, ведет, пожалуй, самый уютный «Инстаграм» среди lifestyle-блогеров, не пытаясь казаться моднее или лучше. Она публикует семейные фото, поездки, модные образы на улицах города, рассказывает о своих проектах.

По просьбам читателей не можем не упомянуть также PR-директора ГК «Нэфис» Айгуль Мирзаянову (13,5 тыс. подписчиков), которую вся Казань по-прежнему знает как самую, пожалуй, звездную телеведущую программы «Город» на ТК «Эфир». Подписчикам она активно рассказывает о своей жизни — концерты, вечеринки, пройденные косметические процедуры, советы по питанию.

КРАСОТА — ДЕЛО ЖЕНСКОЕ

Еще одна категория полностью состоит из девушек — бьюти-блогеры. Это в Москве блистают звезды вроде Сердара Камбарова, но в Казани таких мужчин-профи замечено не было.

Возглавляет категорию Алиса Тулынина (42,2 тыс.), основатель авторской школы макияжа и стиля «АТ», супруга Азата Тухватуллина (известен тем, что участвовал в разработке внешнего облика и интерьеров IT-парков в Казани и Челнах, а также некоторых зданий в Иннополисе). Она публикует фото детей, своих мейкап-работ, а также периодически рассуждает о жизни, отношениях и женщинах под хештегом #женщиналюбисебя. Следом — косметолог Малика Хайруллина (31,3 тыс.), которая, судя по «Инстаграму», любит путешествовать. Помимо этого, блогер публикует фото ужинов в ресторанах и рекламу своих работ (уже давно немодное увеличение губ, например). Сооснователь студии Loft Beauty Space Алиса (30,2 тыс.) помимо ярких фотографий своих работ регулярно публикует себя в откровенных нарядах. Преподаватель по макияжу Эльмира Первакова (30,1 тыс.) также публикует свои работы и анонсирует обучение в своей студии. Визажист Юлия Савинкова (18,2 тыс.) фото работ разбавляет собственными селфи с губами уточкой.

Визажист, парикмахер, преподаватель Альбина Буденок (16,2 тыс.) также неоригинальна — фото работ, дети, путешествия. Визажист Лилия Абдулаева (13,1 тыс.) отличается от других тем, чтобы хотя бы изредка публикует обзоры на средства для ухода и макияжа. Парикмахер-стилист Резеда Нуртдинова (8,7 тыс.) помимо фото своих работ публикует видео о том, как сделать тот или иной макияж и прическу. Наконец, практически неотличимый от других визажистов аккаунт и у Ирины Коноваловой (4,3 тыс.) — фото выполненных работ.

УЛЕТЕВШИЕ ПТАШКИ: МНОГО «МИСС» И ЕДИНСТВЕННЫЙ «МИСТЕР»

Категория «Модели», если быть честными, весьма условна. Известно, что в России модельный бизнес слабо развит, поэтому при первой же возможности девушки и юноши уезжают строить модельную карьеру за границу, начиная, как правило, с Азии. Часть представителей этой категории рейтинга также перебралась за границу, причем весьма успешно.

На первом месте в категории — 23-летняя уроженка Набережных Челнов Лия Ситдикова (226 тыс.). Как она сама рассказывает в своем профиле, когда ей исполнился годик, семья перебралась в Казань, а когда она училась в 8-м классе — в Москву. Поэтому везде она именует себя москвичкой. Девушка из провинции прославилась (помимо пышных форм) тем, что стала финалисткой конкурса «Девушка года Playboy 2017». Имя победительницы будет названо начале декабря, а пока Лия публикует в аккаунте фото бекстейджей, фотосессий и своих развлечений. 

Далее — 25-летняя модель Ирина Шарипова (90,5 тыс.), начавшая карьеру с титулов «Мисс Татарстан – 2010» и «Первая вице-мисс Россия – 2010». Шарипова работала на показах Chanel, Dsquared2, Dolce&Gabbana, Giorgio Armani, Givenchy, Holmes&Yang,  Marc Jacobs, Rag&Bone, Ralph Lauren, Sonia Rykiel, Valentin Yudashkin, Versace и др. В 2014 году была приглашена на итоговый показ компании Victoria’s Secret, в котором участвуют одни из лучших моделей мира. В своем «Инстаграме» модель публикует селфи, фото с модных показов, вечеринок, друзей. Модель Диана Фархуллина (32,4 тыс.) также уехала и сейчас живет в США. Первый опыт в ее модельной карьере начался с Chanel и Givenchy. В 2008 году журнал Vogue в своем юбилейном номере внес ее в список самых востребованных моделей. 26-летняя модель успела поработать со многими известными брендами (Balenciaga, DKNY, D&G, Pennyblack, Blanco, Nicole Farhi, Calvin Klein и др.).

Замыкает первую тройку Карина Росс (17,5 тыс.), модель, также работающая в основном за рубежом. Она публикует селфи, показы, архитектуру и заведения городов, в которых работает. Как рассказала Росс нашей газете, «Инстаграм» для нее — часть работы. «Конечно, иногда возникает желание выкладывать что-то личное, но стараюсь перевести ленту полностью в рабочую. Хотя полноценная картинка складывается и из твоей жизни вне работы, и, конечно же, всем более интересен процесс съемок, чем результат. Поэтому идет тяжелая борьба между личным и публичным, — говорит она. — Часто съемки приходят как раз-таки из „Инстаграма“. В Америке, например, тебя могут взять на съемку (даже неважно, делала ли ты обложку Harpers Вazaar) только потому, что ты имеешь несколько сотен фоловеров в „Инстаграме“. В эти моменты бывает обидно». Что касается размещения рекламы, модель рассказала, что делала несколько постов про казанские места (куда сходить или что посмотреть), но продает пост, только если место действительно нравится. «Чаще всего мне пишут салоны красоты или по поводу ухода за волосами, но такие советы стоят дорого, так как я не хочу обманывать людей, которые доверяют моему мнению и вкусу, — считает собеседница газеты. — Личный бренд я пока не создала, но уже давно об этом думаю. Пока у меня два хештега: #rossloveswine и #rosslovespostcards. Скажу честно, стать популярным в „Инстаграме“ нелегко. Сделать идеальную фотографию, словно это случайная картинка, нелегко — за ней стоят сотни удаленных фото».

«Мисс Казань – 2017» Камиля Харисова (13,6 тыс.) публикует очень много своих портретов, видео с тренировок, модель Элли Габитова (8,6 тыс.) — фото образов, снятых для различных казанских (в основном) брендов. «Мисс Татарстан – 2016», мастер спорта по художественной гимнастике Диляра Ялалтынова (8,6 тыс.) делится впечатлениями из поездок, «Мисс Татарстан – 2017» Зульфия Шарафеева (5,8 тыс.) публикует отчеты с вечеринок, встреч с друзьями и себя в интерьерах разных модных заведений. Модель Виктория Халиуллова (4,5 тыс.) постит селфи, иногда — еду и интерьеры мест, в которых бывает, вице-мисс конкурса «Краса России – 2012» Ирина Иринина (3,8 тыс.) — путешествия, рестораны и вечеринки.

Единственный мужчина в категории — модель Азат Батталов с ничтожным количеством подписчиков (1,4 тыс.). Он, как и девушки-модели, публикует фото из поездок и собственные портреты со съемок, в том числе рекламных.

ФИТОНЯШКИ: РЕЦЕПТ РОСТА ПОПУЛЯРНОСТИ — «ВКУС, ХОРОШАЯ ЗАДНИЦА И ТЕРПЕНИЕ РОДНЫХ»

Последняя категория нашего рейтинга — «Фитнес-блогеры», которых интернет-пользователи нежно называют фитоняшками. В Казани немало популярных. Мы рассматривали и аккаунты тех людей, которые занимаются спортом непрофессионально, но результаты, что называется, налицо.

На первом месте — фитнес-тренер одного из клубов города Натали Гюбнер (73,1 тыс.). Она честно рассказывала подписчикам об увеличении груди, об опытах с питанием, чем, видимо, вызвала доверие фолловеров. Она публикует селфи, фото еды, снимки с профессиональных съемок. По словам самой Гюбнер, «Инстаграм» для нее прежде всего развлечение. «Если мне скучно, то у меня всегда есть несколько тысяч человек, с которыми можно поболтать. На „Инстаграме“ не зарабатываю, но предложения поступают часто. Обычно предлагают от 5 до 10 тысяч рублей за пост. Если и случается в моем блоге рекомендация, то это происходит так: я хочу что-то купить, а продавец говорит мне: „Мы с удовольствием вам подарим за небольшой отзыв“. Если считаю полезным для моих подписчиков, то соглашаюсь», — говорит она. Тренер отмечает, что она успешный персональный тренер благодаря «Инстаграму». Почти все ее клиенты нашли именно там, ей «не приходится дежурить» в залах клуба. На вопрос, как стать популярным в «Инстаграме», собеседница отвечает: «Добиться активной публики нелегко — нужно иметь вкус, хорошую задницу и терпение, еще больше терпения всем моим родным».

На втором месте в категории — Алина Камалова (37,4 тыс.), постоянно публикующая фотографии своего идеального тела, на третьем — фитнес-тренер Ксения Иванова (32,1 тыс.), аккаунт которой, кажется, на все 100% состоит из рекламных постов.

Активно ведет «Инстаграм» спортсмен, тренер, четырехкратная абсолютная чемпионка мира, трехкратная «Мисс Вселенная по фитнесу» Наталья Быстрова (20,7 тыс.). Она публикует фотографии с тренировок, выступлений, а недавно удивила подписчиков видео с фотосессии в стиле ню. Фитоняшка Эльвина Волк (11,5 тыс.) публикует фотографии из тренажерки — и, судя по всему, время она там проводит не зря. Фитнес-тренер, первый в России профессионал федерации WBFF в категории Muscle Model Никита Комаров (11,3 тыс.) рассказывает читателям, как готовится к соревнованиям, что употребляет в пищу, и периодически выкладывает фото своего тела или томные селфи.

Фитнес-тренер Мария Чернова (7,9 тыс.) публикует не только красивые кадры с фотосессий, но и советы по питанию, приему витаминов, особенностям тренировок. Практичный «Инстаграм» и у фитнес-тренера Дмитрия Гапонова (7,5 тыс.) — он рассказывает, какие упражнения лучше прорабатывают определенные мышцы, дает советы по питанию. Фитоняшка Ксю Ховрина (6,7 тыс.) публикует полуобнаженные фото на пляжах, фото из тренажерного зала, дает рекламные рекомендации. Наконец, фитнес-тренер Юлия Ахметзянова (2,1 тыс.) в основном выкладывает в свой аккаунт снимки из тренажерки.

«БЛОГОСФЕРА В КАЗАНИ РАЗВИТА, НО БЕСПОРЯДОЧНА»

Эксперты газеты прокомментировали состояние блогосферы в Казани и Татарстане, востребованность блогеров и дали ряд рекомендаций по поводу того, как выбрать блогера в целях размещения рекламных постов. Есть, оказывается, блогеры-«кидалы», «негативщики», а из проблем — накрутка подписчиков и непонятное ценообразование. 

Регина Фасхеева — основатель SMM-агентства FRAGENCY:

— На сегодня блогинг в Татарстане развит относительно слабо. Если говорить об Instagram-блогинге, то на данный момент в Казани (и в республике) мало узкоспециализированных блогеров, которые пишут на определенную тему и делают редкий, интересный контент. В блогосфере это самое важное. В принципе, любой успех бренда или блогера — в новом необычном подходе, оригинальности, умении сделать что-то первым и задать тренд. Затем появляются профили, которые копируют, подражают и всегда менее популярны. 

Как правило, бренды в Казани работают напрямую или через своего менеджера (PR или SMM-специалиста). Услугу работы с блогерами предоставляют некоторые рекламные, ивент-, SMM и PR-агентства Казани (смежные отрасли постепенно вводят эту услугу, потому что появляется спрос). Конечно, на сегодня данная тема слабо проработана по сравнению с опытом Москвы, где и блогеры, и услуги, связанные с блогингом, работают на совершенно другом уровне. Для поиска блогеров существуют различные рейтинги и агрегаторы: самый популярный — LiveDune. Среди блогеров Казани есть специальные чаты, где они обсуждают возможность сотрудничества с разными брендами.

Сейчас в качестве блогера рассматривают пользователей «Инстаграма» примерно от 10 тысяч подписчиков (хотя часто в Direct брендов пишут разные новоиспеченные блогеры с минимальным числом подписчиков и предложением сотрудничать за бартер). Но все индивидуально: иногда аудитория одного пользователя в 9 тысяч подписчиков значительно качественнее, чем 30–40 тысяч подписчиков другого. Как правило, условия работы зависят от самого блогера и его собственных условий — на сегодня не всегда соотношение стоимости публикации и количества подписчиков поддается логике, это опять же связано с уровнем развития блогосферы в регионе. При выборе блогера сначала важно обратить внимание на тематику его публикаций и качество контента, даже на такие аспекты, как элементарная грамотность и лексика, особенности взаимодействия с подписчиками — бывают, к примеру, негативные блогеры, работа с которыми может принести обратный результат, затем — на соотношение количества подписчиков к числу лайков, комментариев и количеству просмотров видео. Нужно проверить качество этих лайков — желательно вручную (обычно накрутка видна невооруженным глазом), только потом можно договариваться о сотрудничестве. Средняя стоимость публикации в «Инстаграме» у хорошего блогера в Казани варьирует в пределах 4–5 тысяч рублей (при количестве подписчиков до 50 тысяч пользователей). Бывает, что блогеру тема близка и интересна и он готов работать бесплатно или на условиях бартера. 

К сожалению, Instagram-блогеры практически повсеместно накручивают подписчиков и лайки, чтобы к ним обращались за размещением рекламы, именно поэтому перед началом работы важно анализировать профиль, в том числе опыт работы блогера с другими брендами. В Казани чаще всего у блогеров размещается малый бизнес: салоны красоты, кафе и рестораны, магазины одежды. Выбор блогера всегда зависит от тематики: рестораны размещаются у фуд- и lifestyle-блогеров, фитнес-центры, сервисы доставки здорового питания — у фитнес-блогеров. Конкретно в Казани часто блогерами становятся медийные персоны — журналисты, теле- и радиоведущие, спортсмены. Отдельно как категорию блогеров можно выделить «инста-мамочек»: они публикуют все о жизни своего ребенка, о методах воспитания, о питании и так далее. С ними всегда взаимодействуют бренды, связанные с детьми. Отдельная категория — мероприятия, концерты. В таком случае подбор блогеров зависит от тематики и аудитории мероприятия.

Денис Супрунов  директор по маркетингу PR и SMM-агентства «ДругМедиа»:

— Блогосфера в Казани развита, но беспорядочна. Есть спрос, но нет понимания эффективности блогеров. Есть бюджет на рекламу у блогеров, но нет прозрачности ценообразования. Есть потребность в обслуживании клиентов, но есть кидающие блогеры. Это портит отношение бизнеса к сфере и блогерам и развивает рынок псевдоблогеров. В Казани совсем не сформирован узкотематический блогинг, это большая проблема. Нет действительно крутых блогеров в узких профессиональных темах: HR, B2B-бизнес, строительство, медицина и другие. Поэтому рекламу пока покупают у lifestyle-блогеров.

Как правило, компании любят напрямую договариваться на публикацию с блогером, предлагая бартер за услуги или товары компании. Узкоспециализированных агентств для связи блогеров с бизнесом у нас в Казани нет, потому что у нас нет селебрити-миллионников. Блогер-агентства работают именно с ними. У нас в Казани есть SMM-агентства, которые привлекают блогеров к развитию и продвижению своих клиентов. Например, мы работаем с блогерами с 2015 года. 

Один рекламный пост, например, у модели с 100 тысячами подписчиков в «Инстаграме» может стоить 5 тысячи рублей, а может — 25 тысяч. Это прихоть блогера, он сам формирует себе цену, тем самым завоевывая определенный сегмент рынка: недорогие находят недорогих частых клиентов, дорогие блогеры — редкие компании с бюджетами. Цена блогера формируется субъективно, она опосредованно связана с количеством подписчиков, с их активностью и вовлеченностью, с охватом публикаций в аккаунте, с уровнем офлайн-известности блогера, с его компетенцией. Например, пост у блогера-модели стоит дешевле, чем у блогера-программиста или блогера-предпринимателя, даже если у них одинаковое число подписчиков и одинаковая активность. Все дело в аудитории и ее качестве.

Можно найти узкотематического лидера мнений. Например, для производителя детских подгузников эффективнее найти 100 мам-блогеров по 2–5 подписчиков, чем купить 1 пост у блогера с 200–500 подписчиками. Так будет выше охват, больше отзывов, выше вовлеченность, сильнее вирусный эффект.

Блогер с 100 тысячами подписчиков может зарабатывать от 50 тысяч рублей в месяц, если будет заниматься развитием своего блога. Для этого достаточно вкладывать 10–20 тысяч в месяц на рекламу записей, чтоб привлекать аудиторию, похожую на аудиторию подписчиков, увеличивать охват записей и вовлеченность аудитории в публикации. Для этого также необходимо уметь писать вовлекающие тексты, красиво фотографировать, вовремя отвечать на вопросы подписчиков и светиться на офлайн-событиях города, причем делать это каждый день, без выходных. Нужно жить свои блогом и любить своих подписчиков. 

Сейчас очень часто накручивают подписчиков. Спрос растет, желание стать лучшим блогером растет вместе с ним. Однако от числа накрученных ботов популярность не вырастает, а клиенты идут. Они пробуют один-два раза купить рекламу, не получают результата, уходят, а потом рассказывают коллегам и друзьям, что этот конкретный блогер неэффективный, могут и вовсе навсегда отказаться от идеи покупать рекламу у блогеров. Поэтому мы работаем с проверенными блогерами, с каждым из таких мы уже работали, получали результат и видели довольного клиента. Новых блогеров мы проверяем через статистику бизнес-профиля блогера и оцениваем по результатам тестовой рекламной кампании. 

Чаще всего у Instagram-блогеров в Казани размещается малый бизнес, еще чаще — услуги: курсы танцев, рестораны, клиники, фитнес-клубы, онлайн-сервисы доставки и сайты знакомств. Реже — застройщики, ретейлеры, производители. Средний и крупный бизнес только на пути к блогерам. С их приходом должен прийти порядок: стандарты обслуживания, прозрачное позиционирование, системы поиска блогеров и анализа эффективности размещения.

==table1806==