ИСПОЛКОМ КАЗАНИ: «ПРИЗРАК ОПЕРЫ» — ВТОРОЙ ВОПИЮЩИЙ СЛУЧАЙ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Спустя три дня после скандала вокруг музыкального спектакля «Призрак оперы» в «УНИКСе» в казанском горисполкоме собрался настоящий культурный совет. Представители почти трех десятков культурных заведений Казани встретились лицом к лицу, чтобы обсудить, как не допустить подобных скандалов в городе и не опозорить ни свою концертную площадку, ни статус культурной столицы. В результате они выработали небольшой кодекс, как обезопасить себя от некачественных мероприятий. О совете, который прошел в закрытом от прессы формате, подробно написал портал мэрии kzn.ru, а кроме того, о его итогах «БИЗНЕС Online» рассказали несколько участников.

Инициатором встречи выступил казанский исполком, рассказала нам замдиректора по творческим и организационным вопросам Татарской государственной филармонии им. Тукая Гульчачак Валиуллина. По ее словам, на обсуждении в здании исполкома на Кремлевской улице, которое длилось около часа, собрались человек тридцать. Среди приглашенных оказались директор ГБКЗ им. Сайдашева Инга Новикова, заместитель директора по зрителю театра им. Камала Ранис Сахибуллин, директор по продажам Korston Club Hotel Нелли Исмагилова, заместитель директора КРК «Пирамида» Илья Котов, начальник отдела продаж концерт-холл «Эрмитаж» Алия Давлетова, арт-директор «Татнефть-Арены» Галина Чубатова, упоминавшаяся Валиуллина и другие.

«Мероприятие в исполкоме было полезно хотя бы тем, что мы все встретились, — давно уже не собирались все вместе», — рассказала «БИЗНЕС Online» Чубатова.

Открывая встречу, модератор круглого стола, начальник управления культуры казанского исполкома Азат Абзалов отметил, что «произошел второй вопиющий случай за последние годы, когда зрители остались недовольны проведением мероприятия и требуют определенного расследования». Очевидно, под первым куратор культурных событий имел в виду «летающих ежиков». «Мы собрались для того, чтобы понять, что нужно сделать, чтобы в нашем городе такое больше не повторялось», — сказал Абзалов.

Собравшиеся игроки казанского рынка развлечений пожалели пострадавший от скандала «УНИКС»: по их словам, «под ударом» от действий организатора оказалась площадка, которая предоставила в аренду помещение для проведения мероприятия. Они согласились, что зрителю совершенно не интересно, что прописано в договоре между собственно промоутером и концертной площадкой — последняя несет серьезную ответственность перед посетителями и испытывает большие репутационные потери.

Представительница самого «УНИКСа», заместитель директора КСК Елена Сафиуллина также присутствовала на встрече и, как подробно рассказала «БИЗНЕС Online», предложила целый ряд профилактических мер, которые все поддержали. «Во-первых, сейчас в договорах будем прописывать, что замена мероприятий не допускается. Так что если организатор считает, что если он взял в аренду площадку и может там делать все что хочет, — это будет исключено, — говорит она. — Второе наше предложение состояло в том, чтобы агенты по распространению билетов, а это касается и Kassir.ru, и Bileton, не принимали в продажу билеты, не заключали договоры об их продаже с организаторами до тех пор, пока им не предъявят подписанный с нашей стороны договор». 

Директор ООО «Билетти» (билетного оператора Kassir.ru) Алия Бухараева между тем сообщила, что организатор решила нести ответственность за спектакль перед зрителями и согласилась вернуть им деньги. «Около 30 человек уже получили компенсации. Клиентам деньги будут возмещены в полном объеме. Мы заинтересованы в том, чтобы все были довольны. Но репутация площадки пострадала», — сказала Бухараева.

Заместитель директора ТГАТОиБ им. Джалиля Юрий Ларионов подчеркнул, что каждая площадка должна «держать марку». «Нужно смотреть, с кем вы работаете. Никто моральную составляющую не отменял», — подчеркнул Ларионов. Ольга Печникова, представляющая компанию-организатора концертов, обратилась с просьбой к коллегам «брать на себя ответственность» за качество мероприятий и «не убегать через черную дверь». «Если бы организатор не ушел с площадки, такого резонанса бы не было», — сказала Печникова. 

На собрании прозвучали и другие мнения: угодить каждому зрителю невозможно — как оценить качество мероприятия? «Единого регулирования я не вижу, потому что все субъективно, хоть обложись договорами. Кому-то нравится, кому-то нет»,  — отметил продюсер «Шоу Мейкерс Групп» Владимир Шавгулидзе.

В конечном итоге, сообщает Kzn.ru, «консилиум» игроков культурного рынка определил ряд решений по отсеиванию некачественного контента. Первое: не выпускать билеты в продажу, пока организатор не заключит договор с площадкой и не внесет предоплату за ее аренду. Второе: в случае сомнений в организаторе предоставлять договор с конкретным артистом, согласно которому именно он примет участие в том или ином мероприятии. Для новых, не знакомых казанскому рынку промоутеров будет предложено первые пять-шесть мероприятий провести в городе в партнерстве с казанским организатором. Кроме того, площадкам предложено внести в договор пункт о том, что необходимо предоставить документ, удостоверяющий право на использование товарного знака, указанного на афише, и право на использование той или иной программы. Все предложения оформят в письменном виде и разошлют всем участникам.

Кроме того, Абзалов предложил не забывать о корпоративном духе и сообщать своим коллегам об обращениях недобросовестных организаторов. «Если знаешь, что это плохо, позвони, предупреди, никто же от этого не пострадает», — отметил начальник управления культуры. «Мы все коллеги по цеху. И мы все одномоментно страдаем от подобных ЧП», — сказал в завершение модератор круглого стола.

По данным «УНИКСа», тысячеместный зал был заполнен на 75–80%. Если каждый заплатил до 3,5 тыс. рублей, легко представить, что выручка организатора должна была составить около 1,6 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИЗРАК ОПЕРЫ»: ОСВИСТАННЫЕ АКТЕРЫ И ЗАЯВЛЕНИЯ В ПОЛИЦИЮ

Напомним, в воскресенье вечером 12 ноября в казанском «УНИКСе» на мюзикле «Призрак оперы» разгорелся скандал. Зрители возмутились тем, что вместо оригинального представления им показали «сборный и очень низкого качества концерт из акробатических и опереточных номеров под фонограмму». Зрители потребовали вернуть деньги, написали 50 заявлений в полицию, чтобы привлечь организаторов к уголовной ответственности. Актеры срочно покидали зал, а отъезжавший с ними автобус был освистан публикой.

На следующий день МВД по РТ начало проверку, а малоизвестный петербургский продюсер шоу Руслан Нуртдинов принес публичные извинения, тем не менее обвинив в недоразумении казанскую сторону. Зрители утверждали, что в тексте афиши изначально фигурировало известное имя актера Ивана Ожогина — звезды московских мюзиклов Chicago, «Бал вампиров» и «Призрака оперы». Однако артист на сцене так и не появился, а постфактум текст афиш был изменен.

«Они сделали несоответствующую рекламу в городе, и зритель шел на мюзикл. Мы же представили зрителю театрализованное гала-шоу. Во-первых, мы не имеем авторских прав, чтобы исполнять мюзикл. Во-вторых, никто и не собирался его показывать, тем более подлинный шедевр. Заплатив большие деньги, зритель пришел увидеть одно, а увидел другое. Вот в чем проблема», — поделился Нуртдинов, заявив, что ни ему, ни актерам за шоу не заплатили.


По разным версиям (организаторов и зрителей), на спектакль пришли от 750 до 900 человек. По данным «УНИКСа», тысячеместный зал был заполнен на 75–80%. Если каждый заплатил до 3,5 тыс. рублей, легко представить, что выручка организатора должна была составить около 1,6 млн рублей. Обычно организаторы расплачиваются со всеми сторонами уже по завершении спектакля, а кассы работают еще в течение двух часов с начала представления. Однако в данном случае все вышло наоборот: в 19:00 касса «УНИКСа» уже оказалась закрыта, поскольку полностью расплатилась с организаторами. Так что на месте зрителям получить деньги не удалось. Впрочем, и получили бы их немногие: до 70% билетов обычно выкупают в интернете.

«УНИКС» выступил лишь арендодателем площадки, объяснила «БИЗНЕС Online» Сафиуллина. Договор с исполнителями КСК заключал через посредника, казанского агента — работающего с «УНИКСом» с 2013 года Игоря Железнова. Конечным организатором спектакля выступил ИП «Алимова Елена Владимировна», зарегистрированный в Белореченске Краснодарского края. Железнов спустя несколько дней после скандала сообщил нашей газете, что организаторам «реально очень стыдно перед обманутыми казанскими зрителями», у которых «искренне просят прощения за произошедшее». Железнов пообещал скорейший возврат денег зрителям.

В свою очередь, Бухараева сообщила, что Елена Алимова написала в полиции письменное обязательство произвести возврат денег недовольным зрителям, хотя сама предприниматель эту информацию в беседе с «БИЗНЕС Online» не подтвердила. «Никто не может требовать у нас деньги. Мы можем закрыть и забыть эту ситуацию. Это видение режиссера, это творческий процесс», — заявила Алимова.

«К НАМ МОШЕННИКИ НЕ ХОДЯТ, У НАС СЛИШКОМ ДОРОГАЯ АРЕНДА»

Подробно о выводах, сделанных после скандала с «Призраком оперы», «БИЗНЕС Online» рассказали участники вчерашней встречи.

Елена Сафиуллина — замдиректора «УНИКСа»:

— Я вчера была на этом совещании и озвучила там меры, которые мы успели обсудить и принять у себя в «УНИКСе». Всеми присутствующими они были встречены с одобрением и поддержаны. Во-первых, сейчас в договорах будем прописывать, что замена мероприятий не допускается. Так что если организатор считает, что если он взял в аренду площадку и может там делать все что хочет, — это будет исключено. И если такая замена и будет происходить, то только через заключение нового договора с соответствующим сообщением об изменении агентам, продающим билеты. Так что у нас на площадке гастролеры не будут себя чувствовать уж слишком самостоятельно. 

Второе наше предложение состояло в том, чтобы агенты по распространению билетов, а это касается и Kassir.ru, и Bileton, не принимали в продажу билеты, не заключали договоры об их продаже с организаторами до тех пор, пока им не предъявят подписанный с нашей стороны договор. Потому что и такое бывает:— договор с нами еще не подписан, а билеты уже бодро продаются в интернете. И уже буквально сегодня мы разработали для себя некое письмо, которое разошлем организаторам тех концертов и тех мероприятий, договоры о проведении которых с нами уже заключены. Письмо о том, что в будущем в договоры мы будем включать целый ряд пунктов, которые предполагают предоставление нам информации о мероприятии еще до заключения договора, на моменте рассмотрения заявки: если это спектакль, то паспорта спектакля, а если это концерт, то подробного описания концерта с приложением договоров, заключенных с артистами и иными документами, в которых подтверждается оригинальность этого мероприятия, его соответствие тому, что заявлено в афише.

Вот такие меры мы предприняли и в дальнейшем будем их придерживаться.

Азат Абзалов — начальник управления культуры исполнительного комитета Казани:

— Мы сами выступили с инициативой провести эту встречу, поскольку понимаем, что в итоге страдает казанский зритель. Пришло порядка 20 основных игроков рынка — это кассиры, центральные концертные площадки и непосредственно промоутеры, гастрольные агентства, которые и привозят артистов. Примерно час шло обсуждение, все тепло отозвались и заявили о необходимости собрания. Это свободный рынок, который практически не лицензируется, разрешительными рекомендациями не облагается. Страхование ответственности организаторов, конечно, возможно, но является дополнительной нагрузкой. Нести ответственность должны все — площадка, организатор мероприятия, распространители билетов. В итоге мы договорились поправить договорные обязательства. В них появятся пункты, которые регламентируют заключение площадкой соответствующего договора перед продажей билетов. Раньше это тоже делалось, но второпях и формально. Кроме того, до заключения договора с площадкой промоутеры должны собрать портфолио по предстоящему шоу, дополнительные запросы сделать в том числе и в федеральные структуры. Еще один важный раздел — соблюдение авторских прав на использование различных атрибутов и известных брендов. Яркий тому пример — мюзикл «Призрак оперы». Насколько правомерно промоутеры могли называть этот концерт одноименным мюзиклом? В договорах надо проверять использование авторского права, чтобы не вводить зрителей в заблуждение, как у нас было в воскресенье. Есть и пример представления по мотивам «Фиксиков», где есть авторское соглашение с правообладателями. Разобрав эти моменты, мы с участниками встречи договорились использовать в своем повседневном продвижении продукта четкое заключение договора с площадкой, предоставление максимально проверенной информации площадке и соблюдение авторских прав. Также прозвучала мысль о том, чтобы приезжим промоутерам с сомнительными концертами предлагать выступать в партнерстве с казанскими промоутерами с хорошей репутацией. Это своего рода поручительство, тогда площадка будет уверена, что организатор не убежит через черный ход. Но вопрос нужно обсудить с юристами, чтобы не последовало ограничение рынка. Думаю, многие с пониманием отнесутся к этим идеям, некоторые уже внедрили их. Итоги встречи изложим в форме документа рекомендательного характера, отправим участникам встречи. «УНИКС» вчера выступил после инцидента с «Призраком оперы». Они понимают ответственность и репутационные потери, поэтому вносят изменения в договорные отношения о невозможности изменения контента. Артист может поменяться, но не программа. Время покажет, насколько эффективны данные предложения. Встреча должна облегчить работу и площадкам, и организаторам, и в то же время гарантировать получение качественного продукта зрителю.

Галина Чубатова — арт-директор «Татнефть Арены»:

— У нас подобного «Призраку оперы» произойти просто не могло, потому что мы всегда проверяем программу, которую у нас хотят поставить. С непроверенными по качеству программами мы не работаем. И если к нам придут какие-то подозрительные личности, то мы на их предложения согласием не ответим. Но к нам мошенники не ходят, у нас слишком дорогая аренда. Именитых исполнителей мы, конечно, просить показать всю программу не будем. У них на их сайтах уже есть информация, что в такое-то время они будут у нас. А если такой информации после заключения с нами договора нет, то мы тут же связываемся с ними, выясняем, в чем дело. И они всегда отвечают, едут к нам или не едут. И вопрос сразу решен.

Мероприятие в исполкоме было полезно хотя бы тем, что мы все встретились — давно уже не собирались все вместе. И мы договорились, что теперь все будут проверять исполнителей. Или хотя бы звонить друг другу с той же целью. Но у нас площадка большая, у нас с «УНИКСом» разные гастролеры. Нам «УНИКС» точно звонить не будет, как и мы им. У нас разная публика и разные артисты, мы никак не пересекаемся.

А еще полезным было то, что мы договорились с билетными операторами о том, что они сначала будут проверять информацию, а уже потом продавать билеты. Вот это большой плюс.

Гульчачак Валиуллина — замдиректора по творческим и организационным вопросам Татарской государственной филармонии им. Тукая:

— Итоги встречи направят каждому из участников, пока о них рассказать не могу. Никто не застрахован от случаев, подобных «Призраку оперу», но у нас в филармонии больше своих мероприятий, коллективов и концертов. Мы пытаемся работать только с проверенными организаторами!