Корректировки Александра Сидякина к приказу минстроя, устанавливающего критерии признания дольщиков обманутыми, рассматривали в Госдуме на заседании рабочей группы «Единой России Корректировки Александра Сидякина к приказу минстроя, устанавливающего критерии признания дольщиков обманутыми, рассматривали в Госдуме на заседании рабочей группы «Единой России Фото: Елена Колебакина-Усманова

«ОТСУТСТВИЕ В РЕЕСТРЕ ЗАТРУДНЯЕТ ПРОЦЕСС УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРОБЛЕМ»

Накануне депутат Госдумы Александр Сидякин предложил подкорректировать приказ минстроя РФ №560, устанавливающий критерии признания дольщиков обманутыми. Парламентарий написал министру Михаилу Меню письмо (имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online»), в котором изложил свои пожелания и предложения. Именно их рассматривали вчера в Госдуме на заседании рабочей группы «Единой России» по проблемам обманутых дольщиков.

Как пояснил сам Сидякин, в настоящее время нет достоверных и точных данных о количестве обманутых дольщиков. Сам депутат и партия «Единая Россия» насчитали по всей стране 936 проблемных объектов и около 136 тыс. пострадавших. «Мы предлагаем установить, чтобы меры поддержки и содействия в восстановлении нарушенных прав обманутых дольщиков разрабатывались на основании реестров. С этой целью нужно конкретизировать, что такое проблемный объект, пострадавший гражданин, чтобы осуществлять более полный учет случаев нарушений в сфере долевого строительства», — считает Сидякин.

Пока же начиная с 1 июля этого года регионы составляют реестры обманутых дольщиков, основываясь на критериях, описанных в приказе минстроя РФ №560. Но самим дольщикам эти реестры видимой пользы не приносят. Ведь реестр — бумажка, не обязывающая чиновников помогать обманутым дольщикам. Вместе с тем есть нюанс. 

«Граждане недооценивают тот факт, что их отсутствие в реестре затрудняет процесс урегулирования их жилищных проблем, — пишет Сидякин Меню. — При решении вопроса о целесообразности оказания тех или иных мер господдержки органы государственной власти ориентируются на число состоящих в реестре граждан». В этом случае, уверен депутат, целесообразно ввести обязательность включения в реестр пострадавших. Он предложил включить положение, согласно которому меры господдержки распространятся на граждан, включенных в этот реестр, — если, конечно, такие меры и порядок их предоставления предусмотрены властями региона. В этом случае, полагает Сидякин, граждане будут понимать, что для получения господдержки включаться в реестр просто необходимо.

Зачастую региональные и местные власти сами отказывают гражданам во включении в реестр. Порой — по надуманных поводам Зачастую региональные и местные власти сами отказывают гражданам во включении в реестр. Порой — по надуманных поводам Фото: duma.gov.ru

«ОДИН БЫЛ ХАПУГА, ВОРЮГА, ПОЛУЧАЛ ДОКУМЕНТАЦИЮ НА 9 ЭТАЖЕЙ, А СТРОИЛ 18...»

С другой стороны, парламентарий указал на то, что зачастую региональные и местные власти сами отказывают гражданам во включении в реестр. Порой — по надуманных поводам. «Например, невключение в реестр, потому что в судебном порядке признали право собственности на долю в недостроенном объекте», — сказал на заседании Сидякин. Этот критерий, по его мнению, следует исключить из списка, поскольку Верховный суд РФ еще в 2014 году определил, что «право собственности на долю в незавершенном строительством объекте не прекращает действие договора долевого участия». Иными словами, собственник все еще продолжает оставаться дольщиком и имеет право быть включенным в реестр.

Еще одно основание для отказа обманутым дольщикам — нарушения в проектной документации. «Мы знаем, что нарушения бывают разными: бывает надстройка в 9 лишних этажей, а бывают отдельные отклонения, когда дольщики совершенно ни при чем», — указал Сидякин. Пример, похоже, прямо «списан» с «Золотой середины» «Свея»... Этот критерий депутат предложил уточнить, поскольку нарушение в определенных ситуация могут быть легко устранены. «Иногда не хватает чуть-чуть, дом стоит. А застряло межведомственное согласование, и ключи не дают. Надо иногда просто подтолкнуть, какой-то звонок сделать. В Нижнем Новгороде поедем открывать дом. Наша рабочая группа в свое время предлагала ЖСК создать и достроить. Дело за малым — в комитете кредиторов был ВТБ, у них была своя позиция. Я просто набрал Задорнова из ВТБ24, обрисовал ситуацию. Они проголосовали как надо — всё, дольщики получают ключи», — привел пример Сидякин.

Наконец, еще одно основание для отказа включить дольщиков в реестр — если договоры долевого участия обеспечены страхованием гражданской ответственности застройщика. «Как показала практика, это отнюдь не означает, что в ситуации неисполнения строительной организацией своих договорных обязательств происходит возмещение ущерба страховыми компаниями, которые нередко при наступлении страхового случая либо инициируют процедуру собственного банкротства, либо в судебном порядке признают договоры страхования недействительными», — объяснил в письме Сидякин. Депутат отметил, что такие договоры страхования есть сейчас по большинству проблемных объектов. Но проблем обманутых дольщиков это не решило. В качестве примера он привел два случая в Татарстане. «Один был хапуга, ворюга, получал документацию на 9 этажей, а строил 18 и продавал. А был тот, кто старался как-то, но не смог. Но и у того, и у другого все было застраховано, но объекты есть. Не буду называть фамилии», — сказал Сидякин журналистам. Впрочем, знающим казанскую подоплеку читателям не составит труда предположить, что героями могут быть Рашид Аитов и Анатолий Ливада. По всей видимости, намекал депутат на «Свей» и «Фон». 

«Мы знаем, что нарушения бывают разными: бывает надстройка в 9 лишних этажей, а бывают отдельные отклонения, когда дольщики совершенно ни при чем» Фото: «БИЗНЕС Online»

Одновременно с этим он подробно прописал, что в приказе просто необходимо уточнить даже сам понятийный аппарат — конкретизировать, что такое «проблемный объект» и «пострадавший гражданин». В связи с этим он предложил записывать многоквартирные дома в список проблемных, а граждан — в список обманутых дольщиков, если застройщик не исполняет обязательства более 9 месяцев, не прирастают вложения в строящийся объект в течение двух отчетных периодов и, наконец, запущена процедура банкротства застройщика. «В случае банкротства все объекты должны автоматически считаться проблемными», — добавил Сидякин.

Все эти предложения и поправки, уверен депутат, наконец позволят увидеть ситуацию обманутых дольщиков такой, какая она есть, с одной стороны, а с другой — отсечь мнимых обманутых дольщиков, когда, например, застройщик сам себе продает квартиры, а потом, манипулируя цифрами, будет просить дополнительные меры поддержки.

Директор департамента жилищной политики минстроя РФ Ольга Корниенко заверила, что бóльшая часть предложений Сидякина будет поддержана. Уже до конца года будет подготовлен проект изменений приказа №560, чтобы на следующей неделе он был подписан и до конца года зарегистрирован в минюсте.

По подсчетам Александра Сидякина, в Татарстане насчитывается около 5,5 тыс. обманутых дольщиков По подсчетам Александра Сидякина, в Татарстане насчитывается около 5,5 тыс. обманутых дольщиков Фото: Елена Колебакина-Усманова

«ПО ЧЕЛНАМ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ СИТУАЦИЮ ЗАКРОЕМ»

Что касается Татарстана, то, по подсчетам Сидякина, в республике насчитывается около 5,5 тыс. обманутых дольщиков. В конце сентября минстрой РФ опубликовал план-график решения проблем обманутых дольщиков, в том числе и по Татарстану, где 36 проблемных домов. Срок строительства при условии привлечения инвесторов, взыскании дебиторской задолженности с участников долевого строительства, реализации свободных квартир, согласно дорожной карте, — через четыре года. «Срок осуществления мер по решению проблем» (так это сформулировано) — в четвертом квартале 2020 года. Формулировка довольно-таки расплывчатая, просто указан результат — «ввод в эксплуатацию». Впрочем, Мень заявил, что планы-графики не будут статичными — их планируется уточнять.

Публикации «дорожной карты» дольщики ждали с нетерпением, однако впоследствии в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметили: ясной схемы, по которой будут достраиваться дома, она не дает. «Все, что строится, — только за счет самих же обманутых дольщиков. Земли обещанной и в помине нет. Вынуждают покупать ненужные парковки, кладовки, да еще доплаты за квадратный метр», — жаловались они в комментариях к новости.

Сидякин заверил, что в следующем году проблема обманутых дольщиков в Набережных Челнах будет полностью решена. «По Челнам есть инвестор, который по всем объектам „Фона“ достроит. По Челнам ситуацию в следующем году закроем», — заявил он корреспонденту «БИЗНЕС Online». В Казани, напротив, есть «запутанные объекты». К таким депутат относит «свеевский» дом на Достоевского, 57, два корпуса «Золотой середины», а также дома №2 и №3 в ЖК «МЧС». «Это самые проблемные объекты», — добавил депутат.

При этом он заверил, что до конца этого года в Татарстане должны быть введены в эксплуатацию шесть объектов: дом №1 ЖК «Симфония», дом №5 и блоки В, Д, Е дома №1 ЖК «МЧС», 3-я позиция ЖК «Молодежный» 1-й этап дома на улице Фучика и еще один 40-квартирный дом на улице Зиновьева в Бавлах.