Татнефть АЗС Центр и ТАИФ-НК подозревают в «дизельном сговоре»  «Татнефть АЗС Центр» и ТАИФ-НК подозревают в «дизельном сговоре»

«МЫ ТЕРПЕЛИ-ТЕРПЕЛИ, НО ДАЛЬШЕ ТАК РАБОТАТЬ НЕВОЗМОЖНО»

УФАС по Татарстану на днях объявило о подозрении в очередном «дизельном сговоре» на рынке республики. Речь идет о возможном завышении цен на дизельное топливо в ноябре 2017 года, то есть буквально в текущее время. Ведомство утверждает, что ряд игроков, а именно «Татнефть АЗС Центр» и ТАИФ-НК, установили как оптовую, так и розничную цены на дизельное топливо выше рыночных. «Установлено, что оптовые цены на дизельное топливо, предлагаемые компаниями „ТАИФ“, „Татнефть“, выше стоимости данного топлива на Уфимском НПЗ, средних цен на НПЗ России и цен Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Вместе с тем, несмотря на наиболее высокие оптовые отпускные цены на заводах-производителях компаний „ТАИФ“, „Татнефть“, установлено, что в ноябре 2017 года автозаправочными станциями, входящими в указанные нефтяные компании, также установлены наиболее высокие розничные цены на зимнее дизельное топливо», — заявило УФАС.

В частности, розничные цены «Татнефть АЗС Центр» и ТАИФ-НК оказались в среднем на 1,5 - 2 рубля выше среднерыночных. Так, средняя цена на зимнее дизтопливо в ПФО, по данным УФАС, составила 38,88 рублей за литр, в Татарстане — 39,5 рублей за литр. А розничная цена дизельного топлива на ООО «Татнефть-АЗС Центр» и ООО «ТАИФ-НК АЗС» на ту же дату была установлена в сумме 41 рубль за литр. Именно по розничным ценам было возбуждено административное дело — по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 федерального закона «О защите конкуренции» (по подозрению в сговоре).

Если факт сговора будет доказан, то его участникам грозит административный штраф от 3% до 15% от размера суммы выручки компании от продажи дизтоплива за период нарушения, но не менее 100 тыс. рублей. 

Ирек Сулейманов В последние 6 - 7 лет, по словам Ирека Сулейманова, сложившееся ценообразование на рынке ставит под удар мелкие АЗС

УФАС раскрыло и инициатора расследования — им оказалась ассоциация предприятий нефтепродуктообеспечения в Татарстане (АПН РТ). Но, как узнал «БИЗНЕС Online», ее замах оказался куда серьезнее, чем очередное разбирательство по временному завышению цен, каковых в последние годы было уже с десяток. Как рассказал нам руководитель ассоциации Ирек Сулейманов, месяц назад, 26 октября, она отправила обращение в УФАС по РТ на имя Александра Груничева (которое имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online») с просьбой серьезно разобраться в несправедливой ситуации на топливном рынке республики. В последние 6 - 7 лет, по словам Сулейманова, сложившееся ценообразование на рынке ставит под удар мелкие АЗС, притом что ВИНКи процветают. К слову, это письмо также было переадресовано президенту РТ Рустаму Минниханову, по результатам которого уже состоялась встреча президента ассоциации с замминистра промышленности и торговли РТ Алексеем Савельчевым. «Мы хотим, чтобы это прозвучало. Мы пытаемся заявить об этом громко, потому что кроме нас никто об этом говорить не будет», — утверждает Сулейманов.

Ассоциация пишет, что оптовые цены на дизтопливо растут как на дрожжах, существенно превышая инфляцию, при этом крупные поставщики топлива легко выдерживают скачки цен, чего не скажешь о мелкорозничном звене. Так, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, полтора месяца назад — в первой декаде октября — оптовые цены обновили исторический максимум, скакнув сразу на 12%  до 45,7 тыс. рублей за тонну. А по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил аж 23% при росте розничных в 2,5%. ВИНКи, написано в письме, «сдерживая розничные цены на собственных АЗС и неся убытки, просто переносят центр прибыли в оптовое звено». Однако сети АЗС, не входящие в состав ВИНКов, «в такой ситуации оказываются на грани выживания».

Оптовые цены на дизтопливо растут как на дрожжах, существенно превышая инфляцию, при этом крупные поставщики топлива легко выдерживают скачки цен, чего не скажешь о мелкорозничном звене

«Продолжение бесконтрольного повышения оптовых цен при сдерживании розничных приведет к массовому разорению и уходу с рынка представителей МСБ, — тревожатся в ассоциации. – ВИНКи вынуждают своих конкурентов – независимых автозаправщиков работать в убыток, подталкивают их к продаже своих АЗС, которые охотно „прибирают к рукам“». Малому и среднему бизнесу в Татарстане, указано в письме, принадлежит около 50% АЗС, в их работе задействованы тысячи граждан. «Продолжение бесконтрольного повышения оптовых цен при сдерживании розничных приведет к массовому разорению и уходу с рынка представителей малого и среднего бизнеса, серьезным социальным последствиям из-за потери рабочих мест, сокращению налоговых поступлений, а также уничтожению рыночной конкуренции».

На вопрос о том, что именно послужило толчком к данному письму, Сулейманов ответил: «Мы терпели-терпели. Но дальше так работать невозможно». По его словам, УФАС по РТ должно было задуматься над этим вопросом уже давно. В качестве примера он привел Нижний Новгород, где руководитель регионального ФАС выступил в защиту частных автозаправочных станций и оголил эту проблему. Летом ассоциация вместе с Российским топливным союзом (РТС) уже встречалась с одним из заместителей руководителя ФАС России. РТС поддерживает претензии ассоциации Сулейманова к ВИНКам и даже отправил в октябре письмо по этой теме Владимиру Путину. «На оптовом рынке нефтепродуктов нефтяные компании задирают цены как хотят, используя такие инструменты, как объем производства, продажи собственным сбытам для влияния на биржевые цены на топливо. И ФАС ничего с этим сделать не может», — жалуется глава Российского топливного союза Евгений Аркуша

Объединившиеся заправщики предложили властям внести изменения в совместный приказ минэнерго и ФАС от 2015 года по биржевой торговле. «Мы бы хотели увеличить объем обязательных продаж нефтяными компаниями и заводов на бирже. Чем больше товара будет на бирже продаваться, тем оно будет дешевле, на наш взгляд. Это одно из предложений, и я считаю, что оно существенное. На сегодняшний день нефтяные компании обязаны продавать 5 процентов бензина и 10 процентов дизтоплива. Мы хотели бы увеличить эти объемы до 10 - 20 процентов в обязательном порядке», — пояснил Сулейманов. Сегодня это предложение находится на рассмотрении в министерстве энергетики РФ.

 Для мелких заправщиков цены ТАИФ-НК и «Татнефти» высоки. Дешевле было бы возить из Уфы, но транспортные расходы съедают все разницу.

ФАС: СГОВОР МОЖНО ДОКАЗАТЬ

В пресс-службе УФАС по РТ не стали комментировать, грядет ли на топливном рынке Татарстана масштабная проверка и будут ли возбуждаться новые дела после заявления Сулейманова. Ведомство лишь дало «БИЗНЕС Online» разъяснения по свежему делу. Заключение о том, что компании «ТАИФ» и «Татнефть» завышают цены, стало очевидным после проведения мониторинга. На вопрос о том, как сами компании объясняют установку таких завышенных ценников, в антимонопольном ведомстве сообщили лишь, что все пояснения и документы будут запрошены у ТАИФа и «Татнефти» в ходе рассмотрения дела.

В УФАС уточнили, что при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться как прямые, так и косвенные доказательства. «Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде», — говорится в пояснении. Однако это необязательно, так как факт сговора может быть установлен и по совокупности косвенных доказательств и доказан исходя из «фактического поведения хозяйствующих субъектов». 

«Татнефть АЗС Центр» и ТАИФ-НК на запросы «БИЗНЕС Online» не ответили.

Александр Груничев На топливном рынке не верят, что ведомство Груничева развяжет полноценную борьбу с ВИНКами

 «ОНИ ПОСЛЕДНИЙ ХРЕН БЕЗ СОЛИ ДОЕДАЮТ»

На топливном рынке не верят, что ведомство Груничева развяжет полноценную борьбу с ВИНКами. Участник топливного рынка, который пожелал остаться неизвестным, в беседе с «БИЗНЕС Online» обратил внимание на тот факт, что если Сулейманов сетует на необоснованно завышенные оптовые цены на ДТ, которые якобы съедают всю прибыль мелких заправщиков, то антимонопольное ведомство волнует по большей части розница. Дело против ТАИФ-НК и «Татнефти» было заведено именно «в части достижения компаниями соглашения по установлению и поддержанию цен на розничную реализацию дизельного топлива». Источник объясняет это тем, что оптовые цены на моторное топливо ФАС в общем волнуют мало. «Когда ТАИФ три года демпинговал на 8 процентов в рознице по всем видам топлива, ФАС почему-то не возбуждалась», — вспоминает наш собеседник. А вот рост «цены для народа» — это совсем другое  дело.

Что же до мелких заправщиков, то их понять, конечно, можно, говорит источник. Цены ТАИФ-НК и «Татнефти» для них высоки. Дешевле было бы возить из Уфы, но, как говорится, «за морем телушка полушка да рубль перевоз» — транспортные расходы съедают все разницу. «Это и душит мелких частников: они пытаются продать дешевле, но у них это не получается, в итоге работают практически в нулевую рентабельность при нынешних ценах», — отмечает наш собеседник.

«Они последний хрен без соли доедают», — так описал наш анонимный эксперт ситуацию у малых и средних заправщиков в республике. По его мнению, их доля уже давно не составляет 50%, как это представляет в письме Сулейманов. «Происходит концентрация влияния и собственности, и за последние пять лет она двукратно увеличилась. От частников остались рожки да ножки, и самое главное, что их доля в реализации упала значительно. Основные игроки в РТ — это ТАИФ, „Татнефть“ и „Лукойл“. А другие дай бог если 22 процента наберут», — говорит он.

Вопрос о том, почему, собственно, в Уфе цены ниже, чем в Казани, разрешается просто. «Уфа, Пермь, Самара, Сызрань — все находятся в конкурентных условиях, а мы — „клуб договорных“», — говорит наш собеседник. Татарстанские топливные компании просто не упускают возможности заработать, но доказать сговор, как считает наш анонимный эксперт, даже для УФАС будет малореально.

 Татарстанские топливные компании просто не упускают возможности заработать, но доказать сговор даже для УФАС будет малореально

По словам ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, ВИНКи, очевидно, имеют преимущества, однако о «заговоре» против малых заправщиков вряд ли идет речь — это давно бы заметили контролирующие органы. «Контроль и регулирование отрасли осуществляется как на федеральном уровне, так и самими регионами, это делают разные ведомства, общественные организации, сами нефтяники. Внимание к ней самое пристальное, деятельность компаний анализируется. Если бы кто-то начал действовать против других игроков, то об этом сразу стало бы известно и были бы приняты какие-то меры, поэтому некорректно говорить о вытеснении малых и средних нефтяных компаний. Да, как уже было сказано, по ряду показателей ВИНКи превосходят их, но, как известно, малые и средние нефтяные компании существуют уже много лет и не собираются прекращать свою деятельность. Они достаточно гибкие и могут оперативно найти решение, чтобы продолжить свою деятельность, — рассуждает он. — Никто не отбирал у малых и средних нефтяных компаний возможность защиты своих прав, если они считают, что они нарушены. Собственно, нынешнее разбирательство — тому свидетельство».

Что касается конкретно случая с «Татнефть АЗС Центр» и ТАИФ-НК, то, по мнению Баранова, разбирательство будет продолжительным и займёт несколько месяцев. «Теоретически можно допустить, что будут привлечены другие контролирующие и регулирующие органы, но, возможно, что все обойдется лишь расследованием УФАС по республике. Судебное разбирательство также нельзя полностью исключать, но пока конфликт не зашел слишком далеко, к тому же суды могут еще больше растянуться, потребовать значительных средств, что не в интересах компаний. Скорее всего, может быть найден какой-то разумный компромисс между сторонами», — говорит он.