В будущем году игроков рынка недвижимости, как и футболистов, ожидают непростые времена в борьбе за лидерство В будущем году игроков рынка недвижимости, как и футболистов, ожидают непростые времена в борьбе за лидерство

БУДУЩЕЕ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ

Ежегодный Рождественский саммит российской гильдии управляющих и девелоперов в минувшую пятницу собрал на «Казань Арене» более 250 участников и 40 докладчиков. Одной из тем традиционно стал ретейл — на секции торговой недвижимости участники обсуждали тренды потребления, реальные кейсы и образ будущих торговых центров. На десятилетие вперед никто не заглядывал, но картину того, что происходило в Казани в течение года, а также открытия ближайших двух лет проследить было можно. 

Своеобразные итоги года в данном сегменте рынка подвел заместитель директора компании А-Development Владимир Шайхиев. Одной из самых значимых сделок он назвал продажу по цене «ниже рыночной» (387 млн рублей) гостинично-торгового комплекса «Олимп», а также соседнего здания вещевого рынка. Причем у последнего ценность больше из-за земли — там 11,8 тыс. кв. метров. Прежние собственники, напомним, называли цену слишком низкой — они сделали все, чтобы заморозить сделку, хотя сами мечтали выкупить имущество еще дешевле.

На открытия торговых центров год не был богат — появился лишь ТЦ «Радужный» в Осиново на небольшой площади (20 тыс. кв. метров). Правда, как ранее писал «БИЗНЕС Online», уже анонсировано появление супермегамолла. Не будет аналогов у торгового центра «Авиатика», который должен открыться на ул. Миля в четвертом квартале 2018-го. Площадь объекта — 217 тыс. кв. м, с аэротрубой, электрокартингом. Строится Castorama — ее открытие ожидается в 2019 году, также рядом с «Мегой» откроется еще один молл от Metro, перечислял докладчик. На днях на ул. Адоратского «Лента» открывает второй магазин, а в первом квартале будущего года анонсировано еще два.

Владимир Шайхиев Своеобразные итоги года в сегменте торговой недвижимости подвел Владимир Шайхиев

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЗИМА

Кризис сильно повлиял на автосалоны, которым пришлось делать реконцепции или реализовывать залоговое имущество. Причем много объектов продает Сбербанк.

В продуктовом ретейле жизнь кипит. По словам Шайхиева, в рисковую конкуренцию ввязался Х5 Retail Group, активно открывающий и обновляющий свои «Пятерочки». Ретейлер идет на определенные риски, рассматривая даже жилкомплексы, которые не скоро будут сданы в эксплуатацию. Очень здорово развивается «Эдельвейс» — компания братьев Хайруллиных скупает земли и помещения, отмечает эксперт. Но хорошо чувствуют себя не все. Сложности даже у такого гранда, как «Магнит» Сергея Галицкого, а «Ак Барс Холдинг» Ивана Егорова и вовсе свернул «Пестречинку» — ее просто заклевали федеральные сети. «Открывались „Магниты“, но у компании снижение доходности на 53 процента, — констатировал замдиректора А-Development. — Это привело к приостановке открытия запланированных магазинов. «Верный», имея годовую паузу по открытию, все-таки тихо запустил в Казани 5 магазинов. «Пестречинка», переформатированная в сеть «365 вкусов», свернулась».

Екатерина Гресс Екатерина Гресс: «70 процентов россиян живут в режиме экономии, они вынуждены сдерживать себя в каких-то покупках, даже ежедневных. 60 процентов экономят на одежде и развлечениях»

О тенденциях потребления рассказала председатель комитета по торговой недвижимости российской гильдии управляющих и девелоперов (ГУД) Екатерина Гресс. «Чтобы определить тренды, важно понимать, как чувствует себя современный потребитель. Я немало читала о том, что на докризисный уровень вернулась потребительская активность. Но мы все же не имеем конверсии, как до кризиса. Мы считаем, что сейчас идет „потребительская зима“, ее можно также назвать рецессией. 70 процентов россиян живут в режиме экономии, они вынуждены сдерживать себя в каких-то покупках, даже ежедневных. 60 процентов экономят на одежде и развлечениях».

Гильдия выделяет четыре стратегии экономии покупателей. Первая — «Оптимизатор». Это средний класс, который был вынужден переключиться на дешевые бренды — и эта категория растет. Вторая — «Рационалисты», которые ходят в магазины со списком, чтобы избежать импульсивных покупок. Их процент, что интересно, снижается. Третья — Cherry-picker. Это охотники за промоакциями, подарками, скидками. Таких все больше, и их число будет расти, считает Гресс. Возможно, ретейл сам избаловал потребителей, постоянно предлагая какие-то акции, объясняет она появление «охотников». Наконец есть еще «Запасливые», которые закупаются в выходные в каком-нибудь крупном гипермаркете.

По словам эксперта, меняются модели и форматы торговой недвижимости, и в ближайшее время получит развитие ряд форматов. Во-первых, это аутлеты. Во-вторых, ретейл-парки — растущий тренд в Европе. «Несколько гипермаркетов находятся за городом на одной территории. Это такой центр целевой покупки, — объяснила спикер. — Акцент смещается в сторону поколения миллениалов, для которых важен опыт, эмоции, путешествия. Это их ценности, за которые они готовы платить. Получат также развитие лайфстайл-центры, в которых процент магазинов составит 50 процентов или меньше».

Среди трендов Гресс назвала здоровый образ жизни, который не смог сломать даже кризис. «Многие хотят видеть на полках здоровые продукты, что объясняет появление фуд-маркетов в торговых центрах, фуд-рынков. Наконец развивается электронная торговля, из-за которой торговые центры изменятся в структуре», — подвела черту эксперт.

Роман Котенков Роман Котенков рассказал, как в течение нескольких лет управляющая компания ТЦ «Республика» повышала его привлекательность и узнаваемость

«РЕСПУБЛИКА» БЬЕТСЯ ЗА УЗНАВАЕМОСТЬ

Выступали и казанские игроки. Директор ТЦ «Республика» Роман Котенков рассказал, как в течение нескольких лет управляющая компания объекта повышала его привлекательность и узнаваемость. «Экономическая ситуация была непростая. Сильные стороны торгового центра — расположение и транспортная доступность, такие арендаторы, как „Детский мир“ и „Трогательный зоопарк“. А слабые стороны — неузнаваемость центра среди казанцев, отсутствие своего паркинга и высокий процент вакансии площадей при низком трафике, — перечислил спикер. — Большой ряд мероприятий был потрачен на маркетинг. Мы поставили счетчики учета посетителей, занялись фасадами, отработали ориентацию. По арендной политике начали уменьшать среднюю площадь экспонируемых площадок и договорились о совместном использовании паркинга с соседями — теперь у нас всего 750 мест».

Также арендаторами стал гипермаркет «Магнит», игровой центр был заменен на республиканского оператора «Игрозавр», открылись аптека, сервисы бытовых услуг и магазины здорового питания. Напомним также о планах создателя Big Funny экс-мэра Архангельска Александра Донского — он в этом году приобрел бывший офис Татфондбанка на улице Баумана и рвется в «Республику», где намеревается открыть «Рикки Тики». Все эти меры позволили, по словам Котенкова, уменьшить количество вакантных площадей до 3 - 5%. Проходимость объекта сегодня — 7,5 тыс. в день.

Валентина Сахабеева Валентина Сахабеева рассказала, как ТЦ «Горки Парк» из районного торгового центра превратился в крупный городской

Директор компании-застройщика «Юнай Девелопмент» (ТЦ «Горки Парк») Валентина Сахабеева рассказала, как объект из районного торгового центра превратился в крупный городской. Заполненность на сегодня — 99%, а трафик — 11 тыс. человек в день, что превзошло прогноз в 8 тыс. при запуске проекта. Объяснила она и то, почему компания UD Group приобрела торговый центр «Олимп». «У него большой потенциал. Coliers сделает реконцепцию. Мы выбирали именно идею, а не бренд, который предлагает идею. Летом зайдем на реконцепцию», — озвучила она планы. 

Лиана Серазетдинова Лиана Серазетдинова: «Мы первые в России завершили реконцепцию «Меги». Теперь к нам приходят не только за покупками, но и чтобы провести время»

Управляющая торгового центра «Мега» Лиана Серазетдинова сообщила, что скоро запустится обновленный фуд-корт. «Мы первые в России завершили реконцепцию „Меги“. Теперь к нам приходят не только за покупками, но и чтобы провести время, — отметила она. — Мы обновили фасад, плитку, потолки, обновили фасады всех 138 арендаторов, но при этом не закрыли торговый центр ни на один день — работали ночами». По словам Серазетдиновой, появился новый тренд — люди стали есть вне дома, так как это дает и возможность больше общаться, несмотря на кризис. Девелопер ответит на спрос увеличением площадей фуд-корта — он вырастет с 2 до 5 тыс. «квадратов». Фуд-корт под названием «Вкусный бульвар» получит 25 фуд-операторов. Это будет аж два этажа (на первом — рестораны, на этаже на месте парковки — фастфуд-операторы). Причем на лето часть фуд-корта будет уходить на улицу, где планируются гастрономические фестивали. Эта реконцепция, напомним, стоила 2 млрд рублей.