«Будет порядок во дворе, значит, будет легче его убирать механизированным способом» «Сегодня управляющая компания наберет кредитов, а завтра жители от нее откажутся» Фото: Сергей Елагин

Участники круглого стола:

  • Гиниятуллин Искандер Анварович  заместитель руководителя исполкома Казани по вопросам ЖКХ – председатель комитета ЖКХ;
  • Калимов Олег Викторович  гендиректор ООО «УК «ЖКХ Московского района»;
  • Нуриев Марат Абдулхаевич  гендиректор ООО «УК «Уютный дом»;
  • Измалков Сергей Владимирович – гендиректор ООО «Жилищник-2».

Модератор — Татьяна Завалишина.

«ЕСЛИ БУДУТ ОДНИ УБЫТКИ, НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА СРАЗУ ЗАИНТЕРЕСУЕТСЯ...»

– Насколько мне известно, исполком Казани выстраивает рейтинг управляющих компаний. Какие показатели принимаются в расчет?

Гиниятуллин: У нас есть рейтинг управляющих компаний по реагированию на обращения граждан через систему «Открытая Казань». Этот рейтинг автоматически выстраивается системой. Мы его регулярно размещаем на странице комитета ЖКХ на сайте мэрии. С этого года мы ввели рейтинг, в котором работа управляющих компаний оценивается по 18 критериям – это и финансовое состояние, и техническое, и организационные вопросы. В конце года подведем итог.

– В Казани все 890 управляющих организаций находятся в частной собственности?

Гиниятуллин: Да, они все частные.

– То есть управление многоквартирным домом – это бизнес. Давайте с этой точки зрения посмотрим вашу работу...

Нуриев: В Казани все управляющие компании – ООО, то есть коммерческие организации, которые по закону обязаны извлекать прибыль из своей деятельности. Если будут одни убытки, налоговая служба сразу заинтересуется... Но управляющая компания в сфере ЖКХ напрямую связана с тарифами, поэтому большой прибыли нет – порядка 3 - 4 процента.

– Наверное, главный источник дохода УК – это платежи жителей за жилищные услуги. Вы сказали, что тарифы на жилищные услуги собственники жилья должны устанавливать сами, но, поскольку они пассивны, УК пользуются муниципальными тарифами. А кто и как их устанавливает?

Гиниятуллин: Управляющие компании, которые управляют муниципальным жильем, приносят в комитет ЖКХ свои расчеты по затратам на жилищные услуги. Мы заказываем экспертизу этих тарифов, затем они утверждаются распоряжением руководителя исполкома. Но это касается только 3 процентов муниципального жилья.

– А остальные 97 процентов?

Гиниятуллин: Из 5,5 тысяч многоквартирных домов только 170 сами установили тарифы на жилищные услуги, а в остальных собрания не проведены, решения не приняты.

Нуриев: Если собственники не инициируют проведение собрания, то управляющая компания обязана это сделать. Мы предлагаем им провести собрание в определенные сроки и обсудить предложенные нами тарифы, но если собрание все-таки не состоялось, мы вынуждены применять тарифы исполкома Казани.

– Те тарифы, которые предлагают управляющие компании, выше, чем муниципальные?

Измалков: Наши предложения коррелируют с муниципальными тарифами, хотя объективно расценки повысить нужно. Мы перераспределяем расходы на те или иные виды жилищных услуг, но общее бремя платежей у жителей не вырастает.

Нуриев: Есть микрорайоны, например Азино, где дома относительно новые и надо меньше средств на текущий ремонт, но уборка территорий требует больше.


«
К СОЖАЛЕНИЮ, СОБСТВЕННИКИ В ШТЫКИ ПРИНИМАЮТ НОВОВВЕДЕНИЯ»

– Не все люди сегодня понимают, за какие услуги ЖЭУ не надо платить, потому что уже оплатили по счет-фактуре, а за какие надо платить дополнительно. Например, за ремонт квартирной батареи надо еще дополнительно платить?

Калимов: В Жилищном кодексе все это оговорено: житель платит за обслуживание общедомового имущества, которое обслуживает нужды более чем одной квартиры. То есть ремонт всех общих стояков – без дополнительной платы. Если есть горизонтальный отвод после вентиля, то это уже собственность одного жильца, и за его ремонт надо заплатить отдельно. Что касается отопительной системы, то она неделима, и батарея, по сути, это тоже общедомовое имущество. Но если у вас стоят вентили сверху и снизу и есть перемычка, то эта батарея общедомовой не является. Как правило, такая система применяется в новых домах или после капитального ремонта.       

– Какие-то дополнительные платные услуги вы предоставляете? УК – это же все-таки бизнес...

Калимов: Все наши дополнительные услуги – только по инициативе жителей. Например, по благоустройству двора, по установке камер видеонаблюдения в подъездах. Но это никак не бизнес!

Измалков: Есть утвержденный перечень коммерческих услуг.

– Платные парковки у вас есть? «Уютный дом», кажется, пытался их организовать?

Нуриев: Я за свою инициативу получил по полной (смеется)! Недовольными были те, чьи незаконные гаражи по решению исполкома Казани нам пришлось сносить. А вообще идея-то правильная, мы этой парковкой решаем сразу две проблемы: убираем машины со двора и получаем источник финансирования для его благоустройства. Территория не всякого двора позволяет сделать платную стоянку, но в Ново-Савинском районе такие места есть. Но инициатива должна не от нас исходить, а от самих жителей, мы им в этом деле только помощники. В 5 - 6 дворах люди сами приняли решение об организации платной стоянки, например, во дворе на Ямашева, 74 люди скинулись и за территорией двора сделали стоянку на 30 машино-мест.

«Работа ЖКХ — многогранная, и когда ты начинаешь делать что-то хорошее для одной стороны, то обязательно находится другая сторона, чьи интересы ущемляются...» Олег Калимов: «Работа ЖКХ многогранная, и когда ты начинаешь делать что-то хорошее для одной стороны, то обязательно находится другая сторона, чьи интересы ущемляются...» Фото: Сергей Елагин

Калимов: В Челнах есть примеры, когда один человек приобрел через собрание жильцов участок земли под свою машину, и эти деньги пошли на благоустройство двора.

Нуриев: К сожалению, собственники в штыки принимают подобные нововведения, они всегда подозревают управляющую компанию в каком-то корыстном интересе. А наш интерес только в одном – будет порядок во дворе, значит, будет легче его убирать механизированным способом.  

Измалков: Если у жильцов есть желание сотрудничать в вопросе устройства парковок, мы помогаем организовать собрание, помогаем техникой. Такие примеры есть.

Калимов: Работа ЖКХ многогранная, и когда ты начинаешь делать что-то хорошее для одной стороны, то обязательно находится другая сторона, чьи интересы ущемляются... 

Возможно ли качественное оказание услуг ЖКХ, если нет никакой конкуренции между УК, нет смены УК с одной на другую, ввиду того, что все друг с другом повязаны? (Олег)

Гиниятуллин: Как это – нет конкуренции?! В Казани 890 управляющих организаций – конкурируй, сколько влезет! Кроме того, каждый дом может создать ТСЖ – товарищество собственников жилья. Конкуренции хоть отбавляй! УФАС ничего не может предъявить в этом отношении. Нет никакого преимущественного права ни у одной управляющей компании, поскольку жители своим решением в любой момент могут изменить форму управления своим домом, выбрать любую управляющую организацию. Поэтому, кстати, в жилищной сфере сегодня очень сложно реализовывать долгосрочные проекты: нет гарантии, что завтра собственники домов не выберут новую УК. Сегодня управляющая компания наберет кредитов, а завтра жители от нее откажутся. Поэтому банки отказываются, УК просто невыгодно, а жителям все равно...  Но конкуренция есть.

– В Челнах было довольно много скандалов, связанных с управляющими компаниями, – все время чего-то делят. В Казани есть такие проблемы?

Гиниятуллин: Тоже хватает. По три-четыре инициативные группы в некоторых домах: кто-то одну УК хочет, кто-то другую, а третьи предлагают ТСЖ создать. В каждом районе есть такие трения.

Нуриев: Как правило, воду мутят должники, их цель – прийти к управлению домом, чтобы списать свои долги. Мы это знаем.

ТАРИФ ТАКОЙ, ЧТО ДЕНЕГ ХВАТАЕТ ТОЛЬКО НА 280 ДВОРНИКОВ, А ТРЕБУЕТСЯ 1000

– Чтобы управляющая компания могла выполнять свои функции, им необходимо иметь соответствующих специалистов. Например, в Казани не хватает порядка 700 дворников – как выходите из положения?

Нуриев: Для того чтобы качественно содержать придомовую территорию, надо понять физические возможности человека. В СССР были утвержденные нормативы убираемой площади на одного человека в день: асфальтовое покрытие – 2 тысячи квадратных метров, дворовое – 3 тысячи. Человек знал свою норму, у него был оклад, и все это качественно можно было сделать. Сегодня все поменялось: мы перешли на фактическую выработку, есть тариф на уборку двора. Если следовать этим правилам, то нам, «Уютному дому», нужно порядка тысячи дворников, чтобы действительно качественно содержать придомовую территорию. Мы подсчитали, что если взять тариф, который сегодня оплачивают жители, исходя из площади своей квартиры, то каждый из тысячи дворников получал бы зарплату примерно 2 тысячи рублей. Но, сами понимаете, за такие деньги никто работать не будет. Но тариф сегодня такой, какой есть.

Теперь давайте пойдем от обратного: чтобы дворник работал круглогодично, его зарплата должна быть минимум 20 тысяч рублей, поэтому у меня сегодня вместо тысячи дворников работают 280. А убирает он при этом не 2 - 3 тысячи квадратных метров, как было положено по советскому нормативу, а 6 - 8 тысяч. И мы понимаем, что такой объем человек просто физически не может убирать качественно, особенно когда выпал снег. Население говорит: мы вам деньги платим, почему плохо убираются? А арифметика такая: чтобы качественно убирать, тариф должен быть не 3 рубля с квадратного метра квартиры, а 15 - 20 рублей. Но на это никто не пойдет. 

Да, в советское время большой зарплаты у дворников тоже не было, но была другая мотивация – возможность получить жилье. Сегодня такой возможности нет. Спасибо, что разрешили использовать под эти цели нежилые помещения, которые годами пустовали. Мы своими силами сделали там ремонт, купили мебель и заселили дворников. Они ни за что не платят, поэтому не смогут приватизировать это временное жилье. Но вопрос кадров и некачественной уборки территории сегодня существует. 


Калимов: Недавно был свидетелем того, как мама своего сына отчитывала: не будешь учиться – пойдешь работать дворником. Вот оценка труда! Разве так можно

– А вы хотите, чтобы ваш ребенок стал дворником?

Калимов: По крайней мере, так я своим детям не говорю. Очень много людей, которые работают дворниками не один год, люди их знают, и хотелось бы, чтобы к этой работе уважительно относились. Если вы, выходя утром на работу, видите дворника, если вам нравится, как он работает, скажите ему пару приятных слов. И он будет работать еще лучше!

– Вот как только увижу дворника, скажу. Но в Московском районе дворники появляются один раз в две недели! У вас как организована эта работа?

Калимов: В Московском районе, как и во всем городе, дворников не хватает. Мы заключили договор со специализированной организацией, которая предоставляет услуги по уборке территории. У них есть большой парк техники, что позволяет им покрывать всю территорию района.

– Вы сами создали эту организацию при УК или уже существующая компания предложила вам свои услуги?

Калимов: Несколько лет назад к нам пришли молодые ребята и предложили услуги. У них 198 дворников, 15 единиц спецтехники. Мы больше делаем ставку на технику, особенно в зимний период.

– Если это ваша подрядная организация, наверное, контролируете качество их работы? 

Калимов: В управляющей компании есть целый отдел, который осуществляет контроль. Но лучше всего, когда реагируют сами собственники через систему «Открытая Казань».

– Еще есть рецепт, как привлечь дворников?

Измалков: Все понимают, что основной стимул – это зарплата. Давайте отмотаем ситуацию на 10 лет назад и сравним объем платежей за жилищные и коммунальные услуги. За 10 лет коммунальные платежи выросли раза в два-три, а жилищные – процентов на 15 - 20, причем последние несколько лет они вообще не менялись. А ведь бензин, техника, амортизация дорожают. На чем можно сэкономить в такой ситуации? Только на качестве услуг.

– В «Жилищнике-2» сколько дворников?

Измалков: У нас два подрядчика, у одного 15 дворников, у другого – 18. В общей сложности это на 80 домов, а в идеале на такое количество должно быть порядка 100 дворников.

– Спецтехника у них есть?

Измалков: У каждого подрядчика по три единицы спецтехники.

Нуриев: Спецтехника у всех есть, но, к сожалению, она во дворах в полную меру работать не может из-за припаркованных там автомобилей. 

– Засилье машин во дворах – это просто безобразие! Но закон сегодня таков, что на придомовой территории только сами собственники жилья могут навести порядок. И тем не менее у вас есть рецепт, как очистить дворы от автомобилей?

Нуриев: Рецепт есть, это моя мечта... Когда человек покупает ружье, у него спрашивают, как он будет его хранить. Думаю, пришло время, когда при покупке автомобиля надо спрашивать, где человек будет его ставить на ночь. А ставить машину можно только в двух местах – в гараже или на платной стоянке. Человек сначала должен приобрести это место, а уж потом покупать авто. А то сегодня на одну квартиру по две-три машины приходится, и все они во дворе ночуют. Мамы с колясками порой из подъезда выйти не могут – вплотную машины стоят!

– Еще рецепты есть?

Измалков: Есть такое административное правонарушение, как стоянка автомобиля на зеленой зоне. Правда, штрафуют не собственника этих автомобилей, а УК.

«Мы ввели клетки-контейнеры для раздельного сбора пэт-бутылок. Нельзя сказать, что очень активно, но они всё-таки постепенно заполняются» «Мы ввели клетки-контейнеры для раздельного сбора пэт-бутылок. Нельзя сказать, что очень активно, но они все-таки постепенно заполняются»

«МЫ НЕ ПРОТИВ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА МУСОРА, МЫ, НАОБОРОТ, ТОЛЬКО ЗА!»

– Еще одна проблема, которая тревожит многих казанцев, – это несвоевременный вывоз бытового мусора. Жители многоэтажек отказались от мусоропроводов, и пришлось организовывать дополнительные места сбора ТБО, зачастую – в непосредственной близости к дому. Но мусор вывозят не весь, а только два-три контейнера из имеющихся пяти-шести, по выходным не вывозят вообще, и мусор ветром разносится по всему двору. Почему мусор вывозят не весь?

Калимов: Не все так печально, как вы описываете, но проблема вывоза ТБО есть, конечно. Почему не вывозят в выходные? Причины две: первая – это припаркованные к площадке сбора мусора автомобили, поэтому «КАМАЗ» не может проехать; вторая причина – недостаточно качественная работа перевозчика по выходным.  

– Вы проанализировали, сколько нужно машин, чтобы вовремя и в полном объеме вывозить мусор? Вы же должны своему подрядчику задачу правильно поставить.

Нуриев: Мы-то знаем, сколько машин нужно, но каждый экономит свои средства. У них нет того количества машин, которое требуется для идеального вывоза мусора. 

Измалков: График вывоза есть, в том числе в выходные дни, но не всегда подрядчик выезжает на маршрут – говорит, что машина сломалась. Конечно, мусор они вывезут, но осадок-то у населения остался...

Калимов: Вывоз мусора – это бизнес, поэтому перевозчику лучше, когда много контейнеров. Но если контейнер полупустой, мы ему говорим, чтобы он его пока оставил.

– Как вы с ними расплачиваетесь?

Измалков: По факту вывезенных контейнеров.

– А как контролируете, сколько они вывезли?

Измалков: Считаем по факту вывоза.

– Значит, это вы заказываете вывозить мусор только из двух контейнеров, а не из шести?

Калимов: Мы стараемся регулировать объем вывоза, исходя из объема начисления и сбора денег с населения.

– То есть опять дело в низких тарифах? Тогда такой вопрос: на первых этажах многих домов располагаются магазины, кафе и прочее, мусора от которых, конечно, больше, чем от жильцов. Как они должны вывозить его – отдельно или в те же контейнеры, куда и все жители выносят бытовые отходы?

Измалков: У них должен быть договор либо с управляющей компанией, либо напрямую с перевозчиком, иначе их просто будут штрафовать. Возможно, у кого-то договор с перевозчиком есть, но они экономят и бросают отходы в контейнеры у дома. 

– Но это ведь можно отследить и пресечь?

Измалков: Конечно, у нас ведь видеокамеры стоят.

– А тариф у жильцов и у бизнеса один и тот же?

Калимов: Нормативы разные. Для каждого вида бизнеса есть своя норма накопления. 

Нуриев: Выявление нарушителей – это в интересах управляющей компании. Мы выявляем тех предпринимателей, которые выбрасывают мусор в контейнеры жильцов, заставляем их подписывать договор. Это нам дополнительные деньги, на которые можно экономить средства населения. Но есть проблема: зачастую эти бизнес-точки перемещаются, и трудно вовремя отследить их миграцию.


– Вопрос читателя: «Меня беспокоит нерешенность вопроса о раздельном сборе бытового мусора. Ранее декларировалось, что с 2018 года в Татарстане начнется раздельный сбор мусора, к 2023 году собираются запустить мусоросжигающий завод, а никаких шагов по внедрению начального раздельного сбора мусора не видно. Я понимаю, что сейчас нет работающей полной технологической цепочки – раздельный сбор мусора жильцами – вывоз его разными машинами – последующая переработка. Но ведь даже если два следующих этапа пока не работают, что мешает уже сейчас приручать жителей к раздельному сбору мусора? В качестве начального эксперимента можно выбрать наш дом на Ямашева, 81
». (Азат)

Нуриев: Ни одна отдельно взятая управляющая компания не сможет этого сделать, пока нет желания хотя бы 90 процентов самих собственников. Частично раздельный сбор мусора у нас уже есть: мы установили около 200 ящиков для сбора полиэтиленовых бутылок. Но даже туда люди умудряются кидать бытовой мусор! Мы не против раздельного сбора мусора, мы, наоборот, только за, потому что это сэкономит средства населения по статье «Вывоз ТБО», а собранное сырье можно будет продавать и эти деньги направлять на общедомовые нужды.

Но, во-первых, чтобы организовать раздельный сбор мусора, нужна отдельная тара, а она недешевая. Во-вторых, для вывоза раздельно собранных отходов требуется уже не одна, а несколько машин: на картон и бумагу, на стекло, на пластик, на все остальное. В-третьих, даже если мы все это обеспечим, будет ли население соблюдать? Мы перед Универсиадой ставили контейнеры для раздельного сбора, но в итоге наши работники вынуждены были отходы сортировать. Есть и еще один момент: в силу вступил федеральный закон, согласно которому на вывоз твердых коммунальных отходов должен быть создан региональный оператор, как по капитальному ремонту жилого фонда. Поэтому и управляющие компании, и перевозчики ждут, когда начнет работать региональный оператор.

Калимов: Два года назад Московский район одним из первых начал раздельный сбор мусора, и на сегодняшний день у нас порядка 70 процентов контейнерных площадок оснащены соответствующим образом. Управляющая компания сама поэтапно заказывала емкости для сбора пэт-бутылок, купили пресс, есть брендированный автомобиль, который собирает бутылки и попутно популяризирует раздельный сбор. Мы получаем деньги от сдачи бутылок и покупаем детские качели, на которые прикручиваем таблички «Эти качели куплены за счет раздельного сбора мусора», еще раз его популяризируя.

Измалков: Мы ввели клетки-контейнеры для раздельного сбора пэт-бутылок. Нельзя сказать, что очень активно, но они все-таки постепенно заполняются. Выгоды никакой мы пока не почувствовали, но раздельный сбор экономит место в контейнерах.

– Спасибо вам за полезный для всех нас разговор.