Жалоба недовольного пассажира заставила УФАС по РТ завести дело на «дочку» ОАО «РЖД» — «Федеральную пассажирскую компанию». На 80% взлетела цена купейных билетов на московском направлении в святые для россиян майские праздники. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем разговора слепых с глухими. Антимонопольщики ищут задранные цены как в плацкарте, так и в купе. А юристы РЖД этой правды не понимают: плацкарт и так в рамках тарифа, а купе и СВ — это дойная корова железнодорожников.
На 80% взлетела цена купейных билетов на московском направлении в святые для россиян майские праздники
В МОСКВУ НА МАЙСКИЕ: ПОЕЗДОМ — ЗА 9 ТЫСЯЧ?!
Сегодня в управлении федеральной антимонопольной службы по РТ стартовало рассмотрение дела в отношении АО «ФПК» (дочерняя компания ОАО «РЖД»). Ведомство Александра Груничева вскрыло признаки установки и поддержания монопольно высокой цены на билеты из Казани в Москву и обратно в период майских праздников 2017 года. Антимонопольщикам поступила жалоба (личность жалобщика не раскрывается) на то, что в действиях ФПК было повышение тарифа в период майских праздников 2017 года в зависимости от приближения к дате отправления поезда.
Как отмечает пресс-служба УФАС по РТ, на основании представленных АО «ФПК» данных о зависимости стоимости проезда и динамики реализации проездных документов на поезд №24 сообщением Москва — Казань (на дату отправления 5 мая) было установлено, что в момент открытия продаж (за 60 суток до отправления) стоимость проезда была установлена в размере 3 290 руб. на нижней полке и 2 999 руб. на верхней полке. Это на 35% ниже стоимости, определяемой по традиционной системе ценообразования. По мере загрузки поезда цена увеличилась на 58% и составила 7 191 рублей и 7 990 рублей соответственно. АО «ФПК» указало на наличие 714 мест в свободной продаже в поезде №24 сообщение Москва — Казань. Это противоречит информации, представленной на официальном сайте РЖД, согласно которой в составе поезда находится 12 купейных выгонов по 64 спальных места в вагоне, общее количество спальных мест — 768.
Вместе с тем на дату отправления 5 мая курсировал поезд №2. Стоимость проезда за 60 суток до отправления была установлена на уровне 5 132 рублей и 4 688 рублей на нижних и верхних полках соответственно. По мере загрузки поезда стоимость проезда увеличилась на 80% и составила 9 100 рублей на нижней полке и 8 190 рублей на верхней полке. Кроме того, анализ показал, что разница в выручке между фактической суммой, полученной от продажи, и суммой, которая должна была получиться при применении традиционной системы ценообразования, составила свыше 90 тыс. рублей.
«Стоимость проезда в купейных вагонах в майские праздники увеличилась на 80 процентов с даты начала продаж билетов», — резюмировали в УФАС по РТ в ответ на запрос «БИЗНЕС Online».
Ведомство Александра Груничева вскрыло признаки установки и поддержания монопольно высокой цены на билеты из Казани в Москву и обратно в период майских праздников 2017 года
ВОЛШЕБСТВА ДИНАМИЧЕСКОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
ФПК сегодня отбивалось тем, что есть два разных сегмента, которые никак нельзя сравнивать между собой. Есть регулируемый сектор — плацкартные и общие (сидячие) вагоны. И только на них и распространяется тарифное регулирование. Тут процесс контролирует государство, заявил один из юристов железнодорожников. К данным тарифам могут устанавливаться в зависимости от сезона повышающие или понижающие коэффициенты — и на этом все. Второй сектор ценообразования не регулируется, это вагоны купе и СВ. В них жесткого тарифа нет, а есть система динамического ценообразования.
Отметим, что согласно сайту РЖД, система динамического ценообразования охватывает 95% перевозок АО «ФПК» в вагонах купе, СВ, люкс, вагонах с местами для сидения скоростных поездов внутригосударственного сообщения. Основной принцип динамической системы логичен: чем выше спрос и меньше мест, тем выше цена на билеты. Стоимость зависит от расстояния, популярности маршрута, категории поезда, даты покупки, времени года, времени отправления, прибытия и так далее.
«Система в реальном времени анализирует сотни различных факторов и в зависимости от полученных данных периодически производит перерасчет стоимости проезда по всему маршруту следования. В результате цена билета может измениться в течение дня и даже часа», сообщает официальный сайт РЖД. Там же указывается, что желающие могут сэкономить, например выбирать более дешевые верхние места или ездить поездами, отправляющимися в 4–5 часов утра.
Отметим, что согласно сезонным изменениям тарифов на 2017 год на период с 27 апреля по 9 мая в обоих сегментах указано, что цены должны были вырасти на 10 процентов (за исключением поездов, которых касается «динамика»). По личным наблюдениям автора, в предыдущие годы, несмотря на пренебрежительное отношение к плацкартам со стороны Владимира Якунина, в майские праздники 2014 - 2016 года РЖД предоставляло очень большие скидки на плацкарт — до 50%. Причем билеты можно было без проблем купить в течение месяца до праздников и даже накануне праздничных дней. В 2017 году же подобными скидками на майских можно было воспользоваться только в считанные дни по акции «Удачный вторник». Но цены на плацкарт не были «кусачими»: рублей за 1600 можно было добраться до Москвы. Однако в этом году скидки по майским путешествиям были скомпенсированы массовой акцией на поездки в июле со скидками около 50%, когда плацкарт по маршруту Казань — Самара — Волгоград — Анапа — Казань (это четыре поездки) обошелся автору всего в 6000 рублей. Таким образом, в плацкартах вряд ли будут найдены серьезные нарушения. Но, видимо, учитывая массовость сегмента и его социальную значимость, УФАС решило взять и его под контроль.
В плацкартах вряд ли будут найдены серьезные нарушения, но, учитывая массовость сегмента и его социальную значимость, УФАС решило взять и его под контроль
«КАК СРАВНИВАТЬ КУПЕ И ПЛАЦКАРТ?»
В целом основное содержание заседания заключались в следующем: юристы дочки РЖД объясняли антимонопольщикам, что нельзя сравнивать дерегулируемый сектор с регулируемым. «Как сравнивать купе и плацкарт?» — недоумевали они.
Замруководителя татарстанского УФАС России Сергей Павлов, однако, ссылаясь на предоставленные ФПК документы, гнул свою линию. Есть расхождения по стоимости купе. А по плацкартам в предоставленных документах вообще пока не удалось обнаружить информацию.
«В частности, купе, которое вы нам даете, утверждены вашими приказами: нижняя 4 тысячи и верхняя 5 тысяч рублей», — заметил он. Суть метода УФАС в том, что они изучают отклонения, различия фактически полученных денежных средств от реализации от суммы, на которую РЖД могло бы рассчитывать, если бы реализовало все билеты по тарифной стоимости.
ФПК опять заявило, что в отношении купе и СВ жесткого тарифа, которого они должны придерживаться, не существует. На это Павлов снова упрямо показал на стопку документов, которая, видимо противоречила схеме динамического ценообразования. «Вы же нам предоставляете, например, по купе, по отправлению поезда Казань — Москва, что цена вагона купейного составляет 22 тысячи. Дальше указываете в своих ответах, что цена верхней полки 5 тысяч рублей, нижней — 4 тысячи рублей. От этих сумм, которые вы нам даете, мы и отталкиваемся», — объяснил он позицию ведомства. А железнодорожники снова не понимали.
ФАС указала РЖД на необходимость установить биотуалеты и кондиционеры во всех вагонах поездов дальнего следования
ТАНЦЫ ВОКРУГ ТАРИФОВ И ТУАЛЕТОВ
Напомним, что это не первое столкновение УФАС и железнодорожников в этом году. Так, РЖД сообщило о приостановке с 3 ноября продажи билетов на плацкартные и общие вагоны поездов дальнего следования отправлением с 1 января 2018 года. Такой шаг объяснялся отсутствием решений ФАС по уровню тарифов на пассажирские перевозки в дальнем сообщении на следующий год.
Буквально через неделю правительство приняло решение не индексировать тарифы на проезд в плацкарте и общих вагонах в 2018 году, тогда как ФАС предлагала снизить цены на 10%, а РЖД и ФПК просили повысить тарифы на 3,9%.
Кроме того, ФАС указала РЖД на необходимость установить биотуалеты и кондиционеры во всех вагонах поездов дальнего следования. В ответ на это в ФПК заявили, что считают невозможным разово оснастить кондиционерами и биотуалетами весь парк поездов. С 2010 года доля вагонов с кондиционерами увеличилась с 46,1% до 65,2%, с биотуалетами — с 23,1% до 47,4%.
Отметим, что одним из аргументов РЖД является указание на плановую убыточность плацкарта. И расходы «Федеральной пассажирской компании» на плацкартные и общие вагоны покрываются за счет бюджетных субсидий.
Тем не менее, согласно данным системы «Контур.Фокус», ФПК В 2016 году получила чистую прибыль в размере 5,3 млрд рублей, а АО «РЖД» — в размере 6,5 млрд рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.