Среди посетителей торговых центров все меньше window shopper — люди приходят за конкретными вещами и совершают все меньше спонтанных покупок. Об этом газете «БИЗНЕС Online» рассказала управляющая ТЦ «Мега» Лиана Сиразетдинова. В интервью газете она рассказала, дают ли в IKEA волю инициативе с мест, появится ли в «Меге» кинотеатр и считает ли она себя шопоголиком.
Лиана Сиразетдинова: «Сейчас мы стремимся сделать так, чтобы люди шли к нам не только тогда, когда им нужно что-то купить, а для того, чтобы просто классно провести здесь время»
ОБНОВЛЕНИЕ ЗА 2 МИЛЛИАРДА: ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ — В ФЕВРАЛЕ
— Лиана Александровна, начнем с самых последних новостей — открытия обновленного фуд-корта в торговом центре «Мега». Довольны результатом?
— Над этим результатом работала большая команда — в Москве и Казани. Проектный офис, дизайнеры, архитекторы, строители... Последний год все наши силы были направлены на то, чтобы проект состоялся и был запущен вовремя. Конечно, нашей задачей было открыться до Нового года — мы понимаем, что в это время у людей особое настроение, совсем другое дело, когда ты открываешь фуд-корт с новогодними декорациями, когда приходят люди, а здесь «вау-эффект».
В ночь перед открытием 20 декабря я и сотрудники нашего офиса не спали. Мы каждый день были на стройке, и уже было понятно, что будет красиво. Но когда я пришла и увидела то, что получилось... могу сказать, что это один из немногих проектов, которым я довольна на все сто процентов. Мне нравится все: мебель, освещение, атмосфера, все наши арендаторы. Это совсем другой уровень. И я горжусь тем, что именно мне посчастливилось работать в центре, где был реализован такой проект.
— Что взяли за образец, эталон при строительстве фуд-корта?
— Прежде чем приступить к проектированию, дизайну, мы привлекали консультантов из США, Англии — специалистов, имеющих колоссальный опыт в работе с торговыми центрами, людьми, кафе и ресторанами. Опираясь на их исследования, мы создавали концепцию будущего фуд-корта, стараясь учесть все, что может потребоваться посетителю. Вообще, всегда при создании такого рода проектов в «Меге» мы смотрим на него с точки зрения наших гостей. По большому счету, как бы красиво мы все ни сделали, если людям не понравится, в этом нет смысла.
У человека садится телефон — значит, нужно дать ему возможность «зарядиться», поэтому в сиденья мы вмонтировали розетки и USB-порты. Людям неудобно сидеть в жестких креслах — и мы установили мягкие. Люди приходили к нам с детьми и часто говорили, что нет комнаты, где можно было бы оставить ребенка, а самим походить по магазинам. Окей, мы сделали такую комнату. Посетители говорили, что не хватает национальной кухни. Действительно, в Республике Татарстан есть своя айдентика, кухня, а у нас не было настоящего ресторана татарской кухни. Теперь у нас это есть. То есть мы исходили из того, что может понравиться нашим гостям.
«Ice Crystal — это название концепции, которую мы воплощали, когда обновляли весь торговый центр целиком. Потолки, освещение, плитка, внешние фасады — все это Ice Crystal»
— Как изменился состав арендаторов фуд-корта?
— Очень значительно. Из прежних операторов остались «Шоколадница», «Макдоналдс», «Бургер Кинг». Появились новые удивительные операторы. Это отдельная история, потому что они появились не просто так. Мы изначально в своей стратегии прописывали, кого, какие виды кухонь хотим видеть на нашем фуд-корте, и подбирали операторов в течение длительного времени. Могу сказать, что желающих попасть к нам было гораздо больше.
— Появилось несколько локальных фуд-операторов. Это не так уж широко распространено в местных торговых центрах. Чем объясняется такой выбор?
— Я считаю, что это нужно делать обязательно, особенно имея такую национальную особенность, как у нас. Мы живем в Татарстане, у нас есть своя кухня и целый ряд профессионалов, которые хорошо работают именно в ресторанном бизнесе. Лучшие из них представлены у нас: это Зуфар Гаязов с рестораном «Гусь» — я о нем постоянно говорю, это потрясающий ресторан с печью. На нашей площадке появилось также известное кафе «Мама Дели». Я считаю, что нам есть чем гордиться. Почему бы в федеральном торговом центре не представить местных успешных ресторанных концепций?!
— С открытием фуд-корта реконцепция Ice Crystal завершена?
— Ice Crystal — это название концепции, которую мы воплощали, когда обновляли весь торговый центр целиком. Потолки, освещение, плитка, внешние фасады — все это Ice Crystal. Зона кафе и ресторанов — часть проекта, мы его теперь называем «Апельсиновый фудкорт» из-за шаров апельсинового цвета. В начале января на втором уровне откроются оставшиеся рестораны — Osteria Mario, Zest Coffee, «Чайхона №1 Easy», ресторан японской кухни «Мушу», Starbucks. Наконец, в феврале 2018 года мы организуем большой праздник, на который пригласим всех жителей города, звезд и в полном объеме отпразднуем открытие обновленной «Меги».
«Всегда при создании такого рода проектов в «Меге» мы смотрим на него с точки зрения наших гостей. По большому счету, как бы красиво мы все ни сделали, если людям не понравится, в этом нет смысла»
«СТРАТЕГИЯ-2025»: «ЕСЛИ ЛЮДИ ХОТЯТ КИНОТЕАТР, МЫ ПОСТАРАЕМСЯ, ЧТОБЫ ОН БЫЛ»
— После реконцепции магазины двух галерей отличаются друг от друга ценовым сегментом. Это было сделано специально?
— Да, так задумано. Кстати, отмечу, что набор арендаторов в каждой «Меге» немного отличается. Это делается специально, учитывая предпочтения гостей «Меги» в каждом городе. В «Меге Казань» сильная фешен-составляющая, наши гости очень активно интересуются новыми трендами и следят за новинками модной индустрии. И мы делаем так, чтобы всем все было по душе. Кто-то предпочитает совершать покупки в Gloria Jeans — пожалуйста, огромный магазин на входе. Есть те, кто постарше, или те, кто покупает вещи реже, но более высокого ценового сегмента. Для них галерея с магазинами Stefanel, Rich Shoes, Lacoste, Lady&Gentleman. Все зависит еще и от мотивов посетителя: сегодня я молодая девушка и пришла купить себе джинсы, а завтра я приду сюда с сыном-второклассником и уже буду другим типом посетителя, в следующий раз приду со своей мамой — это уже третий тип. Мы хотим удовлетворять потребности всех покупателей и сделать так, чтобы им здесь было комфортно. То же самое касается подбора операторов кафе и ресторанов — разный ценовой сегмент, разная кухня, атмосфера.
— Завсегдатаи вашего торгового центра говорят, что не хватает только кинотеатра.
— Его действительно не хватает.
— Теоретически возможно его появление?
— Теоретически возможно все. Могу только сказать, что в рамках существующего центра у нас просто нет площадей для кинотеатра. Но у нас есть еще планы в рамках «Стратегии-2025» делать центр более открытым, комфортным и приятным для посетителей. Если люди хотят кинотеатр, мы постараемся, чтобы он был.
— 2 миллиарда на обновление — вложения IKEA Centres Russia или арендаторы тоже участвовали финансово?
— Только IKEA Centres Russia. Арендаторы — наши партнеры, они разделяют наше видение и поддерживают трансформацию «Меги». Многие обновили фасады или открыли магазины в новых концепциях. Мы регулярно проводим «Завтраки с арендаторами» — типичное ежеквартальное мероприятие, но в конце декабря 2017 года — праздничное. Мы даем цифры о посещаемости, продажах, планах, проблемах. И вообще, я бы хотела сказать им отдельное спасибо. Я знаю каждого из них, они знают меня... Столько человек подошли и поблагодарили за фуд-корт — это очень приятно.
«Самая большая посещаемость — пятница, суббота, воскресенье. Мы очень стараемся как-то перераспределить посещаемость, но, конечно, из-за работы людям удобно приезжать в выходные»
— Вы изменили не только внутреннее наполнение — обновление затронуло и уличную площадку...
— В августе 2016 года перед центром мы открыли сквер с фонтаном и уличный фуд-корт. Казань — особенный город. Помощник президента республики Наталия Фишман делает колоссальные проекты — строит парки, развивает инфраструктуру, люди стали выходить на улицы, проводить время вне дома. Мы не можем отставать — стараемся быть такими же красивыми, как город, в котором живем. Невозможно находиться практически в центре города и не соответствовать, поэтому и появился уличный фестиваль еды «В одной тарелке». Сейчас мы утеплили террасу — и там практически как в зимой в горах: прозрачные окна, смотришь на улицу, пьешь глинтвейн... Поэтому мы обязательно будем и дальше благоустраивать нашу внешнюю территорию.
— В этом году местный люксовый ретейлер VIP Group открыл первый бутик в торговом центре — Rich Shoes. Как считаете, верно ли идти из формата стрит-ретейла в торговые центры?
— Лина и Рамиль Курбановы (основатели холдинга VIP Group — прим. ред.) — удивительные профессионалы своего дела, и если они принимают какое-то решение, то оно обоснованное. Для меня большая честь и радость приветствовать в нашем торговом центре успешного локального игрока. Магазин Rich Shoes совсем недавно получили диплом за вклад в развитие российской фешен-индустрии в рамках премии The Best Luxury Stores Award. Для нас это тоже своего рода признание.
Как можно измерить успех, правильно они сделали или нет? По количеству посетителей и продаж. Если люди приходят и покупают, значит, все правильно. Судя по тому, что я сейчас вижу, Курбановы поступили очень правильно. Тут, конечно, надо отдать должное арендатору. Представлена правильная коллекция, правильный ценовой сегмент — все было подобрано в соответствии с новым местоположением.
«Прежде чем приступить к проектированию, дизайну, мы привлекали консультантов из США, Англии — специалистов, имеющих колоссальный опыт в работе с торговыми центрами, людьми, кафе и ресторанами»
«ЛЮДЕЙ НУЖНО ВДОХНОВЛЯТЬ... ВДОХНОВЛЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН НА МНОГОЕ»
— А как оцените состояние стрит-ретейла в Казани?
— Рынок меняется, сейчас действительно формат торгового центра более востребован среди посетителей, потому что все есть в одном месте. Сейчас, например, мы расширяем наше сервисное предложение. Подшить брюки, отдать в химчистку дубленку, заплатить за телефон — мы стараемся, чтобы люди могли сделать все у нас. Я сама с этим сталкиваюсь: есть работа, которая занимает колоссальное количество времени, есть моя семья и друзья, есть я. Самое ценное — это время, и для того, чтобы тратить его с пользой, хочется, чтобы все было в одном месте.
— Когда именно задумались об обновлении «Меги» и как часто желательно организовывать такой процесс? В 2017 году после преобразований вашего ТЦ некоторые изменения наблюдались в ряде казанских торговых центров.
— Я не думаю, что это произошло вслед за нами. Наверное, просто пришло время. Крупные торговые центры Казани открывались примерно в одно время — в 2005–2006 годах, пора было что-то менять. Что касается частоты изменений, то исходить нужно от окружающей нас жизни. Я уверена: время новой реконструкции «Меги» тоже придет. Может, даже быстрее, чем мы думаем! Просто потому, что очень быстро меняются ожидания наших гостей. Для того чтобы быть всегда актуальным, нужно быть гибкими и быстро реагировать на изменения. Пример: на рынке хороший тренд — люди любят есть вне дома, любят бургеры, любят есть на улице. Как результат — летний фестиваль еды. У нас была колоссальная посещаемость летнего фуд-корта. Мы такого не ожидали.
— Из других маркетинговых активностей вы проводите еще и модные показы. Это больше для имиджа или видите конвертацию в реальные продажи?
— В корнере у центрального входа мы организовали пространство, где можно «посетить» виртуальный показ мод, который срежиссировал Артем Кривда. Это один из самых известных дизайнеров российской фешен-индустрии, режиссер и продюсер лучших модных показов Москвы. Можно посмотреть показ в специальных очках и сразу выбрать вещи, которые хотите купить в магазинах «Меги». Мы и дальше будем работать с модой, потому что «Мега» — это модный торговый центр.
Я считаю, что людям надо дарить вдохновение — вдохновленный человек способен на многое. Если мы вдохновляем людей на покупки — супер, если на то, чтобы они просто пришли посмотреть, что здесь есть, получили позитивные впечатление, а потом вернулись за покупками, — тоже супер.
Многое из того, что мы делаем, — для вдохновения. Например, 20 декабря в «Меге» пел Государственный камерный хор Республики Татарстан под управлением Миляуши Таминдаровой. Это было великолепно. Когда выступал хор, я наблюдала за слушателями на фуд-корте. Многие ни разу не были на концерте подобного рода, и я видела, как меняется выражение их лица. Так мы привнесли в жизнь какой-то эстетический компонент.
— Идеи и инициативы исходят из Казани? Или проекты — совместный результат местного и московского офисов?
— В Москве работает большой офис с сильнейшим отделом маркетинга — и, конечно, глобальные акции идут из столицы. При этом, если мы в «Меге» хотим что-то сделать, никто не запретит. Не помню, чтобы за 11 лет работы здесь мне хоть раз сказали нет.
«Мега» уже заработала себе имя в регионе, и к нам просто приходят сами с предложениями организовать ивенты. Вот выступление хора — как раз из разряда таких предложений.
«Арендаторы — наши партнеры. Они разделяют наше видение и поддерживают трансформацию «Меги». Многие обновили фасады или открыли магазины в новых концепциях»
«СЕЙЧАС НЕ СТЫДНО ПРИЗНАВАТЬСЯ, ЧТО ТЫ ЖДЕШЬ РАСПРОДАЖИ»
— На недавнем Рождественском саммите недвижимости в Казани председатель комитета по торговой недвижимости российской гильдии управляющих и девелоперов сообщила, что сейчас в стране «потребительская зима» и 70 процентов россиян вынуждены экономить на покупках. В рамках своего центра как оцените поведение потребителей в последние несколько лет?
— Конечно, поведение изменилось. Стало меньше так называемых window shopper (с английского «любитель рассматривать витрины» — прим. ред.). Люди приходят в торговый центр за конкретными покупками и расходуют деньги немного по-другому. Они действительно перешли в другой формат — стали смарт-шоперами. Почему? У нас есть Instagram, Pinterest, блогеры, и, как правило, сейчас мы идем в магазин, вдохновившись какими-то идеями: «Хочу такой лук!» Знаем, что хотим, совершаем меньше спонтанных покупок. Второй момент — люди стали очень чувствительны к скидкам, спецпредложениям.
— В последние несколько лет для потребителей стало организовываться все больше распродаж...
— Это так, потому что появились межсезонные распродажи. Если раньше распродажи были в июле – августе и декабре – январе, то сейчас добавились распродажи в ноябре и мае – июне. Так бренды пытаются соответствовать потребностям потребителей. И сейчас не стыдно признаваться, что ты ждешь распродажи. Даже круто сказать, что купил какую-то вещь со скидкой. Во время распродаж трафик становится гораздо больше.
— Не стимулирует ли это перепотребление?
— Вопрос перепотребления для меня как для шопоголика вообще очень трепетный. Я не вижу ничего плохого в том, что женщины наряжаются, люди покупают друг другу подарки, что есть возможность покупать детям игрушки.
«Мы хотим удовлетворять потребности всех покупателей и сделать так, чтобы им здесь было комфортно. То же самое касается подбора операторов кафе и ресторанов — разный ценовой сегмент, разная кухня, атмосфера»
— За время кризиса с 2014 года были сильные провалы в посещаемости, продажах?
— Мы это практически не ощутили, потому что с момента открытия в 2005 году стабильно прирастаем в посещаемости каждый год. Это наш основной KPI — 15 миллионов человек в год. Почувствовали некий отток в этом году в связи с тем, что какое-то время в «Меге» было негде поесть. Определенный процент людей приходили в торговый центр с этой целью. Когда на короткий период не стало фуд-корта, они ушли, но сейчас, очарованные, возвращаются.
— Открытия каких ретейлеров в этом году еще можете отметить помимо Uniqlo?
— Я считаю ярким открытием Rich Shoes, Armani Exchange, Zara Home. За прошлый год обновились порядка 70 процентов магазинов. Иногда бывает так, что магазин тот же, а концепция новая, как, например, у BeFree. Каждое открытие для меня — маленький праздник. Сейчас у нас нет вакантных площадей. Gloria Jeans, Stradivarius — все открытия были яркие, не могу кого-то отдельно выделить. Колоссальным успехом стало открытие Uniqlo. Это новый бренд в Казани, и на открытие магазина пришло много людей.
— Есть арендаторы, которых вам пока не удалось пригласить к себе?
— Конечно. Есть огромное количество брендов, некоторые не представлены еще даже в России. Это нормально. Ведь если вдруг наступит такой момент, когда есть все бренды и больше не о чем будет мечтать, что тогда делать?
«Подшить брюки, отдать в химчистку дубленку, заплатить за телефон — мы стараемся, чтобы люди могли сделать все у нас»
— На ваш взгляд, сегодня в Казани достаточно торговых центров?
— У нас в городе средняя насыщенность. Есть измерения — количество квадратных метров на человека: у нас в городе около 500. Казань не перенасыщена, конкуренция у нас на среднем уровне. Например, в Екатеринбурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону эта цифра гораздо выше.
— На какие дни в центре приходится пик посещаемости?
— Самая большая посещаемость — пятница, суббота, воскресенье. Мы очень стараемся как-то перераспределить посещаемость, но, конечно, из-за работы людям удобно приезжать в выходные. В праздничные дни у нас всегда много народа. Кстати, 1 января мы обычно открываемся в два часа дня, у нас толпа! Но в праздники мы и стараемся создать атмосферу. Например, все январские праздники для тех, кто не уехал из города, у нас будет веселье. Особенно много людей приходит в центр перед 23 февраля, 8 Марта и в августе — перед возвращением из отпусков и каникул.
— Эксперты по коммерческой недвижимости говорят, что, если торговые центры делают слишком сильный акцент на развлекательной составляющей, это отвлекает посетителей от непосредственно покупок. Вы довольны конверсией?
— 91 процент посетителей торговых центров «Мега» в России совершают покупки во время визита — это высокий показатель на рынке. Вместе с нашими партнерами мы стремимся создавать лучшее предложение как с точки зрения шопинга, так и с точки зрения возможности получения новых впечатлений и ярких эмоций.
«Как правило, сейчас мы идем в магазин, вдохновившись какими-то идеями. Знаем, что хотим, совершаем меньше спонтанных покупок. Второй момент — люди стали очень чувствительны к скидкам, спецпредложениям»
— Получается, что торговые центры стали полноценным центром притяжения населения.
— Глобально в компании IKEA торговые центры трансформируются в любимые места встреч жителей и гостей города. Сейчас мы стремимся сделать так, чтобы люди шли к нам не только тогда, когда им нужно что-то купить, а для того, чтобы просто классно провести здесь время. Тренд диджитализации, когда люди сидят в соцсетях, даже находясь напротив друг друга за столиком в кафе, занимает в нашей жизни огромное место, но от живого общения мы не откажемся. Мы хотим стать той площадкой, куда люди будут приходить пообщаться, чтобы папа мог посидеть в Sablon и попить пива, пока мама ходит по магазинам с ребенком, или чтобы можно было оставить ребенка в потрясающей детской комнате и провести время вдвоем с мужем.
— Организация сквера перед «Мегой», а также внутренние маркетинговые активности не отбирают часть посетителей парков и скверов у города?
— Нет. Надо просто дать людям возможность выбора — в одни выходные сходить в «Мегу», а в другие — в Горкинско-Ометьевский лес. Сейчас правильная тенденция — мы просто расширяем выбор. Мне самой, когда родился сын, было негде гулять с коляской. Сейчас я прихожу в обновленные парки — там мамы с колясками и столько всего!
— Периодически возникают разговоры о строительстве метро рядом с «Мегой», а близость метро — еще один фактор в борьбе за посетителей. Есть какие-то подвижки в этом вопросе?
— Мы подписали соглашение о намерениях и готовы инвестировать миллиард рублей. Сейчас мы ждем дальнейших шагов от тех ведомств, которые отвечают непосредственно за строительство.
— Вы лично отбираете кадры для своей команды?
— Да, перед интервью у меня как раз было два собеседования. Как правило, собеседования с соискателями проводятся в Казани, затем обязательно собеседование в Москве, после чего все опять возвращается в Казань. И из финалистов мы уже выбираем. Основных критериев выбора два: один — это компетенция, другой — человек должен подходить нам по духу.
«Для того чтобы быть всегда актуальным, нужно быть гибкими и быстро реагировать на изменения»
«Я НИКОГДА НЕ БЫЛА НАЦЕЛЕНА НА КАРЬЕРУ. ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ САМО СОБОЙ»
— Расскажите о себе. Где вы учились?
— Я родилась в Баку, переехала в Казань в 1995 году. Училась в лицее №11. Затем я поступила в Казанский государственный университет на исторический факультет, но позже перевелась на журфак. Хотела стать журналистом, параллельно работала на радио, телевидении и получила второе высшее образование в академии туризма по специальности «гостиничный и ресторанный менеджмент».
По работе я регулярно посещаю тренинги, обучение. Но, как говорят в IKEA, лучше всего — learning by doing, когда ты что-то делаешь и одновременно учишься. Могу выделить два момента, которые сформировали меня профессионально. Это, во-первых, люди: наши руководители в Москве, за рубежом. А во-вторых, сама среда, в которой я нахожусь. Я вижу очень много торговых центров, у нас распространены поездки за рубеж, чтобы посмотреть, как там все происходит, чем мы отличаемся от них. В чем-то мы лучше, в чем-то — они.
— Что можно сделать лучше здесь — на основании увиденного за рубежом?
— В день после открытия фуд-корта мы сидели с менеджерами и обсуждали, что нужно делать, как улучшить сервисы. У нас есть большие планы: мы стоим на пороге реализации следующего проекта, который тоже немного изменит облик торгового центра и даст еще больше возможностей для посетителей. Возможности бесконечны.
«В феврале 2018 года мы организуем большой праздник, на который пригласим всех жителей города, звезд и в полном объеме отпразднуем открытие обновленной «Меги»
— Каким был ваш карьерный путь в «Меге»?
— В «Меге» я 11 лет, три из которых — на посту управляющей. Помимо журналистики работала также в агентстве, которое оказывало услуги по организации мероприятий торговому центру «Мега». Во время одного из мероприятий ко мне подошла София Трофимова (на тот момент она работала в отделе маркетинга, сейчас — генеральный директор операционной компании) и предложила попробовать свои силы в «Меге». У меня была проблема — на тот момент я не знала английского языка в том объеме, который был необходим. Но я все же прошла собеседование, выучилась. Моя первая должность — специалист по организации маркетинговых мероприятий. Затем я стала заместителем директора по маркетингу, потом — маркетинг-менеджером, после чего возглавила отдел работы с арендаторами. После этого стала управляющей торговым центром.
Все это произошло за 11 лет, но была постоянная динамика. Здесь вообще всегда динамика! Благодаря IKEA я объездила полмира, постоянно учусь, общаюсь с удивительными людьми. Мне дают возможность развиваться, участвовать в глобальных проектах, а не только в местных. Я очень счастливый человек в карьерном плане, при этом никогда не была нацелена на карьеру. Это получается само собой, потому что я искренне люблю то, что делаю, и люблю людей, с которыми работаю. У меня в команде поразительные ребята, мне вообще не приходится говорить им, что делать.
— Где вы сами любите совершать покупки?
— В «Меге» я чувствую себя очень комфортно, потому что люблю моду, магазины. Мне это искренне интересно и доставляет удовольствие открывать каждый наш новый магазин.
Разумеется, я совершаю покупки, в том числе и в «Меге». Представляете, сколько у меня соблазнов для шопинга каждый день? Им очень непросто противостоять.
— Какие у вас есть увлечения?
— У меня есть семья — муж и сын-второклассник, который, наверное, самое главное мое увлечение. Я регулярно занимаюсь спортом. Обычно в 7 утра уже нахожусь в тренажерном зале, чтобы потом все успеть. И конечно, путешествия — любимые вместе с моей семьей. В прошлом году, например, мы купили билеты до Кубы, взяли там машину напрокат и проехали на ней по Кубе. У нас не было каких-то волшебных отелей, потому что на Кубе вообще таких не очень много. Останавливались в кубинской деревне в доме у местных жителей, но приехали без денег, потому что по пути не было ни одного банкомата и мы не могли снять наличные. Мы переночевали у семьи и утром попросили ее накормить нашего ребенка, предложив заплатить каким-либо образом позже. В итоге они накрыли стол, накормили нас завтраком, напекли блинов. Я сидела на завалинке в кубинской деревне, вокруг бегали куры, и это был момент, когда я подумала, что не нужны отели и бассейны — вот оно! Кроме того, я немного говорю по-испански, было приятно пообщаться с ними.
— Три секрета успеха в бизнесе.
— Успешный руководитель должен четко знать, какова глобальная цель. Нельзя мыслить краткосрочно. Такое бывает. Буквально несколько дней назад мне было необходимо принять решение — сейчас сделать определенным образом, но, если посмотреть на это с перспективы нескольких лет, нужно сделать по-другому. Лучше сейчас немного потерпим, но зато позже будет эффект. Это умение видеть большую картину.
Второй секрет — искренне любить людей. Нельзя недооценивать людей, надо им верить. Иногда надо просто сказать человеку: «Ты сможешь», — и он сможет. Важно разговаривать с людьми. Я собеседовала 23-летнего молодого человека — это уже другое поколение. С ними надо больше разговаривать, чтобы их понимать, и дружить.
Третий — умение мечтать. Я тот еще мечтатель! Надо целиться в Луну — и тогда обязательно что-нибудь получится. Надо мыслить большими категориями.
Визитная карточка компании
Торговый центр «Мега Казань»
Открылся в 2005 году. Площадь — 92 тыс. кв. м GLA, 166 магазинов, 6,5 тыс. парковочных мест.
Торговые центры «Мега» есть в 11 регионах России, Все объекты расположены в городах с населением более 1 млн человек. Уникальным якорным арендатором торговых центров является магазин IKEA.
Торговыми центрами «Мега» управляет компания IKEA Centres Russia, которая отвечает за развитие и управление недвижимостью IKEA в России.
Визитная карточка руководителя
Сиразетдинова Лиана Александровна — управляющая ТЦ «Мега».
Родилась 20 ноября 1980 года.
Образование
Окончила факультет журналистики Казанского государственного университета, Академию туризма в Казани по специальности «гостиничный и ресторанный менеджмент».
Замужем, есть сын.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 151
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.