Причины провала импортозамещения — сочетание необходимости длинных инвестиций в молочной промышленности с падением доходов населения. Если производство овощей окупается за 7–8 лет, фруктов — за 4–5 лет, то молочные комплексы окупаются за 10–15 лет. При этом потребление молочной продукции неуклонно снижается — примерно на 5% за год. Впервые за последние годы наблюдается падение потребления традиционных молочных продуктов, таких как молоко, сметана, творог, творожки и ряженка.
ДЛИННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
«Я сам видел, щупал руками — сейчас идет строительство в стране трех сырных заводов, мощностью 50—60—70 т в сутки, через пять лет мы вообще эту проблему [нехватки российских сыров] забудем! — не так давно делился радужными планами министр сельского хозяйства Александр Ткачев. — Давайте вспомним свинину, растительное масло, сахар, овощи, фрукты! Мы тоже это по импорту в страну завозили, были зависимы очень серьезно».
Ткачев и его коллеги не устают рассказывать, как продовольственное эмбарго помогло российским аграриям: строятся теплицы, закладываются фруктовые сады и проч. Но в молочной отрасли импортозамещения не произошло: производство молока снижается, молочные продукты дорожают, а спрос на них падает. Почему так происходит?
Пока Россия обеспечивает себя молочной продукцией только на 75%, остальное — импорт, в основном из Белоруссии. Впрочем, в России всегда не хватало собственного сырого молока. Но ситуация ухудшается. По данным отраслевого союза — Союзмолока, производство сырого молока с 2006 по 2016 г. сократилось на 2% до 30,7 млн т.
Это сложный и затратный бизнес, говорит представитель одной из молочных компаний. Производство овощей окупается за 7—8 лет, фруктов — за 4—5 лет. А молочные комплексы окупаются намного дольше. По разным оценкам, на это требуется 10—15 лет. Многих инвесторов такие цифры отпугивают — нужны серьезные инвестиции на долгий срок, говорит собеседник «Ведомостей».
Действительно, молочный бизнес считается сложным из-за высоких сроков окупаемости, говорит владелец крупнейшего производителя молока в России — «Эконивы» Штефан Дюрр. Стандартный срок строительства молочного комплекса до ввода в эксплуатацию — три года. Также молочное производство требует существенных оборотных средств: коровы начинают давать молоко только на третий год жизни. Приходится заготавливать собственные корма, а для этого требуются земли — в среднем около 3 га на одну корову, говорит Дюрр. У свиноводов и птицеводов все гораздо проще — они могут купить готовые корма.
Сырое молоко за последние четыре года подорожало примерно на 60% до 25 руб. за 1 кг, говорит исполнительный директор Союзмолока Артем Белов. Это произошло после девальвации и возросшего спроса со стороны переработчиков. При этом себестоимость после укрепления рубля начала сокращаться. Это делает молочное животноводство более привлекательным для инвесторов, уверен Белов. Важна, по его мнению, и господдержка: компенсация капитальных затрат в 2017 г. выросла с 20 до 30%, а льготные кредиты предоставляются по ставке до 5%.
ИНВЕСТОРЫ СОМНЕВАЮТСЯ
Но инвесторы еще сомневаются. Например, основной владелец «Русагро» Вадим Мошкович недавно анонсировал, что готов инвестировать $1 млрд в производство молока и молочной продукции. Но решение по проекту пока не принято, говорит представитель агрохолдинга. «Молочное животноводство действительно сложный бизнес и с долгой окупаемостью, даже с учетом субсидий. Как бы мы ни считали дисконтированную модель окупаемости, семь лет, о которых говорят в прессе, у нас никак не выходит», — разводит он руками. Чтобы проект стал жизнеспособным, нужна переработка и производство продуктов с добавленной стоимостью. Поэтому необходима полная вертикальная интеграция — от корма до производства молочной продукции, указывает он.
О возможных инвестициях в мегапроекты в молочной отрасли говорили и другие инвесторы: 20 млрд руб. обещал вложить миноритарий «Магнита» Алексей Богачев в партнерстве с «Русагро», $400 млн — «Мираторг», $1 млрд — таиландская CP Group. На деле же к крупному новому производству сырого молока приступила только вьетнамская TH Group. Компания еще в прошлом году начала строить молочные комплексы в Калужской и Московской областях суммарно примерно на 40 000 голов, а недавно заявила о планах строить фермы в Приморье. Ее инвестиции в ближайшие 10 лет составят $2,7 млрд.
Если ситуация на рынке не изменится и цены на молоко не пойдут вниз, полностью удовлетворить потребность страны в молоке можно будет уже через 10 лет, прогнозирует Белов. Пока проблему нехватки молока переработчики решают по-разному. Например, основатель сыроваренной компании «Русский пармезан» Олег Сирота вскоре введет собственную молочную ферму. А французская Danone, в свою очередь, для обеспечения стабильных поставок молока инвестировала в его производство в Тюменской области совместно с группой «Дамате» Наума Бабаева. Всего проект обошелся в 5,6 млрд руб., инвестиции Danone не раскрываются. По соглашению сторон все молоко, получаемое на этом предприятии, отправляется на завод Danone в течение восьми лет.
ЭФФЕКТ ЭМБАРГО
«Мы увидели, что завтра не придет европейский производитель с более низкой ценой, и поняли, что можно строить долгосрочные планы, что надо инвестировать в собственное производство», — передавал «Интерфакс» слова владельца компании по производству рассольных сыров «Умалат» Алексея Мартыненко. Практически в день объявления эмбарго он перестал заниматься оперативным управлением бизнесом по производству кормов и занялся активным развитием «Умалата». «Я понял, что если ничего не изменить прямо сейчас, то мы можем проспать возможность для развития компании», — отмечал он.
Многие бизнесмены решили заняться сыром как раз после введения эмбарго, среди прочего запретившего ввоз сыров из Европы в Россию. В 2016 г. «Умалат», по данным Nielsen, стал крупнейшим производителем сулугуни, третьим по производству моцареллы и маскарпоне. С 2014 г. производство «Умалата» выросло вдвое до 5000 т, рассказывает директор по маркетингу компании Рустем Мустафин. «Программа по импортозамещению и введение эмбарго оказались кстати, без них мы бы росли, но рост, вероятно, был бы менее существенным», — продолжает он. Впрочем, эффект эмбарго очень быстро исчерпал себя, поскольку следом начали существенно сокращаться доходы населения, подчеркивает Мустафин.
ПОТРЕБЛЯЕМ МАЛО
В день человеку необходимо съедать не менее трех молочных продуктов: так можно обеспечить 80% от суточной нормы потребления кальция — из молочных продуктов он усваивается легче всего, считают в Союзмолоке. В этом союз поддерживают Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии и Российская ассоциация по остеопорозу. Минздрав рекомендует потреблять не менее 325 кг молочной продукции в год на человека. Но до этих цифр пока далеко: в 2016 г. вышло лишь 233 кг на человека. Однако топ-менеджер одного из агрохолдингов считает, что в таких утверждениях есть лукавство. В советские годы был дефицит мяса, поэтому в качестве источника белка в основном потребляли молочную продукцию. А сейчас ситуация изменилась: в России достаточно свинины и мяса птицы собственного производства по приемлемой цене. Поэтому есть столько молочной продукции, как раньше, попросту не нужно, объясняет он.
Сирота запустил производство сыра летом 2015 г. Сейчас он выпускает полутвердые и твердые сыры, которые в розничной торговле стоят от 800 до 1600 руб. за 1 кг. Первый пармезан на сыроварне созреет в августе, когда эмбарго исполнится уже четыре года. Сейчас Сирота выпускает 400 кг сыра в день, в 2018 г. планируется выйти на 2 т.
Больше всего российские производители преуспели в производстве твердых и полутвердых сыров, таких как российский, голландский, алтайский, говорит представитель «Азбуки вкуса» Андрей Голубков. Также есть качественные производители сыра бри, камамбера, моцареллы, бурраты. А вот по твердым выдержанным сырам предложение хорошего качества пока ограничено — в основном сеть продает сейчас твердый сыр из Швейцарии, который не подпал под санкции, и из стран Южной Америки, говорит Голубков. В деньгах на дорогие российские сыры приходится около 10% всех продаж и около 5% в натуральном выражении, приводит данные Белов.
Однако, если эмбарго отменят, многие бизнесмены, занявшиеся производством молока и сыра, разорятся, считает Сирота. «Даже если мы сможем конкурировать по качеству, мы не сможем конкурировать по цене. Стоимость молока в Германии сейчас около 20 руб., а у нас — 34 руб.», — говорит Сирота. Молоко в Германии стоит меньше из-за дешевых кредитов и государственных дотаций. В России короткие и дорогие кредиты — их дают на 5—7 лет. Инвесторы не успевают начать производство, а деньги уже надо возвращать. Необходимо продлить срок кредитов до 12—15 лет, как в Европе, считает Сирота. Также для производства не хватает качественного молока. На 1 кг сыра нужно до 14 кг молока, причем молоко требуется высшего сорта, чтобы обеспечить нужные качества сыра. А вот «Умалат» отмены санкций не боится, говорит Мустафин: компания активно развивает бренды, нашла своего потребителя, а по качеству сыры получились даже лучше, чем их импортные аналоги.
С МОЛОКА НА МАКАРОНЫ
Тем временем потребление молочной продукции снижается, по данным компании Nielsen, с сентября 2016 г. по сентябрь 2017 г. почти на 5%. Сильнее всего упали продажи кефира — на 8,4%, стерилизованного молока — на 7%, йогуртов — на 5,8%, творога — на 5%. Впервые за последние годы наблюдается падение потребления традиционных молочных продуктов, таких как молоко, сметана, творог, творожки и ряженка, отмечает и директор по работе с клиентами отдела продаж и обслуживания потребительских панелей GfK Rus Анастасия Джафарова. Возможно, что основная причина — рост средней цены на 10,4%, объясняет Джафарова.
Рост цен прежде всего связан с удорожанием сырья, т. е. молока от фермеров, говорит представитель PepsiCo. Помимо этого представитель Danone приводит и другие причины: тариф системы «Платон» для большегрузных автомобилей в апреле вырос на 25%, а тарифы на энергоресурсы — более чем на 8%. Спрос на молочную продукцию падает и из-за снижения доходов населения в течение последних нескольких лет, считает Белов.
Тот факт, что люди стали экономить даже на обычном молоке, говорит о том, что они, вероятно, переходят на более дешевые продукты, отмечает региональный вице-президент по корпоративным отношениям Danone в России и СНГ Марина Балабанова. Это могут быть макароны, крупы или еще какие-то продукты, рассуждает она. Россияне, как никогда, рациональны в своих тратах и стараются максимально эффективно перераспределить их с пользой, говорит Джафарова, это свидетельствует об относительной адаптации россиян к затяжному кризису.
Ткачев тоже признал, что импортозамещения в молочной отрасли не произошло. Об этом он написал в ответе на запрос депутата Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина. При снижении импорта с 2013 г. на 1,9 млн т производство молока выросло лишь на 1,4 млн т. Потребность в импорте молочной продукции сейчас составляет 7,5 млн т, написал министр. На полное замещение потребуется не менее 9—10 лет при темпе прироста производства на 3% ежегодно. Но сейчас идет работа по увеличению господдержки, что позволит сократить этот срок до 5—6 лет, надеется Ткачев.
Екатерина Бурлакова
«Ведомости», 22.01.2018
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 108
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.