ФРАНЦУЗСКИЙ КОМИКС ПРО СССР В 1953 ГОДУ

Накануне картина Андрея Звягинцева «Нелюбовь» стала номинантом «Оскара-2018» — с реальными шансами на победу в борьбе за «Лучший фильм на иностранном языке» по версии премии Американской киноакадемии. Однако привычной по такому случаю очередной порции дискуссии о художественных и идеологических достоинствах последней по времени работы самого успешного современного отечественного кинорежиссера не случилось. Серьезный успех нашего кино затмил в российской повестке другой фильм, причем зарубежный, отнюдь не так обласканный фестивалями и мнением критики.

Речь идет о «Смерти Сталина» британского комедиографа Армандо Ианнуччи — картине, которая должна была выйти в российский прокат в этот четверг. До вчерашнего дня об этом произведении знали только киноманы, но после разразившегося во вторник скандала черная комедия с туманного Альбиона имеет все шансы стать хитом, даже если не появится на экранах мультиплексов от Калининграда до Владивостока.

Впервые о «Смерти Сталина», повествующей о борьбе за власть в СССР после смерти «отца народов», в нашей стране заговорили в начале осени, когда фильм вышел в мировой прокат. Смаковали смешной трейлер с придурковатыми советскими лидерами (Маленковым, Берией, Жуковым и др.), рассказывали о сцене, в которой бездыханное тело Иосифа Сталина лежит в луже мочи... Ну а киноэстетов больше заинтересовал тот факт, что Никиту Хрущева у Ианнуччи сыграл знаменитый Стив Бушеми — фирменный актер лучших картин братьев Коэн и звезда сериала «Подпольная империя». В общем, уже тогда было понятно, что с выходом в России у фильма, в основе которого — французский комикс, будут проблемы.


Дмитрия Пескова еще в сентябре спрашивали про антироссийскую комедию из Англии. «Минкультуры никогда поверхностного подхода не проявляло», — заметил тогда пресс-секретарь президента РФ, а «Смерть Сталина» затем довольно тихо получила прокатное удостоверение. Причем широким его не назовешь. Например, в Казани, если верить сайтам киноафиш, с 25 января британскую комедию об СССР должны были показывать в двух кинотеатрах: в одном из них одним сеансом в день, в другом — двумя. Правда, сейчас при попытке приобрести на них билет в интернете возникает окошко с надписью «Что-то пошло не так». Кстати, в Москве фильм должны были показывать в 30 кинотеатрах. Всего их в столице России, по данным местного департамента культуры, по состоянию на середину 2017 года было 128.

Владимир Мединский Владимир Мединский: «Министерство приняло решение отозвать прокатное удостоверение фильма «Смерть Сталина» и направить материалы на дополнительную всестороннюю юридическую экспертизу» Фото: kremlin.ru

«МНОГИЕ ЛЮДИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ ВОСПРИМУТ ЕГО КАК ОСКОРБИТЕЛЬНУЮ НАСМЕШКУ НАД ВСЕМ СОВЕТСКИМ ПРОШЛЫМ»

Что-то пошло не так с прокатом в России «Смерти Сталина» вчера утром. Причем информационную пальму первенства держали анонимные Telegram-каналы, которые становятся все более популярными, рассказывая и о культурной «закулиске». «По нашим данным, сейчас в минкультуры идет закрытый показ „Смерти Сталина“ для членов общественного и экспертного советов, историков РАН и кинематографистов. Из-за закрытой двери слышен скрежет зубов уважаемых экспертов», — сообщал один из таких каналов. А далее были упомянуты имена высоких чинов министерства культуры РФ и ученых: «Нам сообщают: из зрительного зала минкульта выбежали один за другим багровые от бешенства: сталинист Черняховский, православный Обрывалин, троцкист Сорокин, право-консерватор Аристархов».

Елена Драпеко Елена Драпеко определила картину как «гадость» и «пасквиль» Фото: ©Алексей Куденко, РИА «Новости»

После этого начался целый шквал критических высказываний о фильме. Писатель, председатель общественного совета при минкультуры Юрий Поляков сказал, что «Смерть Сталина» оскорбляет национальные чувства россиян, а актриса и депутат Госдумы Елена Драпеко определила картину как «гадость» и «пасквиль». Как выяснилось, еще на этапе согласования прокатчикам предлагали перенести российскую премьеру на дату после выборов президента РФ 18 марта, однако те категорически отказались, настаивая, что фильм должен выйти именно сейчас. В итоге ключевым аргументом в ходе обсуждения в минкультуры стал отмечаемый в ближайшие дни юбилей Сталинградской битвы. Дескать, ветераны пойдут в кино — и что они там увидят?

События разворачивались столь стремительно, что уже к вечеру у британской комедии отозвали прокатное удостоверение, а министр культуры России Владимир Мединский даже сделал заявление на официальном сайте ведомства. «Нельзя не согласиться: многие люди старшего поколения, да и не только, воспримут его как оскорбительную насмешку над всем советским прошлым, над страной, победившей фашизм, над Советской армией, над простыми людьми — и, что самое противное, даже над жертвами сталинизма, — пишет, в частности, министр. — Но это все — вопросы морали. А есть закон, которым мы руководствуемся и на требования которого справедливо указали юристы минкультуры в заявлении после просмотра фильма. В силу этого министерство приняло решение отозвать прокатное удостоверение фильма „Смерть Сталина“ и направить материалы на дополнительную всестороннюю юридическую экспертизу».

Журналисты, естественно, тут же вспомнили слова Мединского, сказанные по поводу произведения режиссера Ианнуччи в ноябре: «Вам лишь бы что-то запретить. Мы, наоборот, придерживаемся другой позиции. У нас свобода слова».

Сергей Черняховский Сергей Черняховский: «Это все равно что показать порнофильм про Екатерину II и сказать: пусть голосуют кошельком!» Фото: ©Павел Лисицын, РИА «Новости»

«ЭТО ПРОДИКТОВАНО ИНОГДА ДАЖЕ НЕ ВРАЖДЕБНОСТЬЮ И ЗЛОБОЙ, А ПОЛНЫМ НЕПОНИМАНИЕМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБЫЧАЕВ»

Что же так задело первых зрителей «Смерти Сталина» в России? «БИЗНЕС Online» поинтересовался этим у политолога, профессора МГУ и члена Изборского клуба Сергея Черняховского.

— Сергей Феликсович, так что же произошло на уже ставшем знаменитым закрытом показе «Смерти Сталина» в минкультуры РФ?

— Если вы относительно сообщений о том, что сталинист Черняховский, правоконсерватор Аристархов, православный Обрывалин и троцкист Сорокин в бешенстве выбежали из здания заседаний, то этого не было. Я его иначе имел возможность посмотреть.

— Но фильм справедливо запретили в России?

— Насколько я знаю, картину до конца еще не запретили. Однако в любом случае вне зависимости от того, про Сталина это кино, про Кеннеди или Муссолини, сама стилистика не может считаться искусством. Это грязь. Все-таки большая часть страны считает Сталина национальным героем. Практически все, что западные кинокомпании снимают про политическую жизнь России, как правило, это глубочайшее искажение вплоть до карикатурного. И не важно, речь будет идти о Петре I, Екатерине II или Сталинградской битве. Я не могу вспомнить хоть один художественный фильм, показывающий нашу реальную историю.

— Это все традиционные нападки на Россию со стороны Запада, усилившиеся в связи с известным ухудшением отношений в последние годы?

— Это продиктовано иногда даже не враждебностью и злобой, а полным непониманием русской культуры и обычаев. Они показывают, как казачки спят обнаженными — ну не было такого у нас. Когда они показывают, как кавалергарды пляшут русскую, то для них это все на тему, про которую они что-то когда-то слышали. Ну а конкретно к реальному политическому деятелю, лидеру антифашисткой коалиции — это за рамками морали. Это все равно что показать порнофильм про Екатерину II и сказать: пусть голосуют кошельком!

— Ну а действительно, разве российский зритель сам не рассудит, хороший это фильм или плохой?

— Давайте наркотики продавать тогда, пусть люди голосуют кошельком. Я знаю многих людей, в том числе и бывших диссидентов, которые были возбуждены темами известных выставок в Манеже, только потом они говорили, что это низкопробное, и единицы из тех, кого выставляли, заслуживали внимания.

— А не получится ли обратный эффект, и из-за такой оригинальной рекламы «Смерть Сталина» в интернете посмотрят гораздо больше людей, чем бы заметили его в прокате?

— Кто захочет посмотреть — пусть посмотрит, и это тоже будет правильно. Вот я прочитал Солженицына и понял, что это гнусность. Да, у меня сначала не было возможности читать этого автора, а потом, когда она появилась, я понял, как правильно делали власти, не давая мне такую возможность. 

Антон Долин Антон Долин: «Сейчас чиновники добьются, что эту картину посмотрят больше людей, а никак не меньше» Фото: ©Александр Гальперин, РИА «Новости»

«В РОССИИ ЕГО ВСЕ СКАЧАЮТ ИЗ ИНТЕРНЕТА И ПОСМОТРЯТ С ПЛОХИМ ПЕРЕВОДОМ»

Надо сказать, что многие отечественные кинокритики, давно посмотревшие картину в оригинале, дали ей высокую оценку. Такое мнение высказал «БИЗНЕС Online» и Антон Долин. «Мне картина понравилась. Это экранизация французского комикса, это комедия режиссера Армандо Ианнуччи по мотивам реальной истории с использованием воспоминаний, писем и так далее. В чем ее криминальность и почему нужно было запрещать, нужно спрашивать в министерстве культуры РФ. В России его все скачают из интернета и посмотрят с плохим переводом. Сейчас чиновники добьются, что эту картину посмотрят больше людей, а никак не меньше. Для меня все происходящее загадочно и чего хочет добиться минкультуры — это вопросы к Мединскому», — сказал нашему корреспонденту один из самых известных российских кинокритиков и звезда «Вечернего Урганта».

Очевидно, что эта история — минус для действующего министра культуры России. Вновь пошли разговоры о том, что под Мединским пошатывается кресло. Косвенное подтверждение — слова представителя аппарата правительства о проблемах минкультуры с выдачей прокатных удостоверений. «Вместо ясных для рынка правил все время всплывают какие-то решения, которые подрывают доверие всех участников отрасли», — заявил неназванный представитель «Ведомостям». Впрочем, либерально настроенным деятелям культуры надеяться особо не на что, поскольку главными потенциальными кандидатами в сменщики Мединского называют еще более скрепоносных депутатов Госдумы —  бывшего главного редактора газеты «Культура» Елену Ямпольскую и экс-телеведущего Петра Толстого.

В свою очередь, одно из латвийских СМИ выдвигает две версии произошедшего накануне, и обе связаны с тем, что «Смерть Сталина» в России должна была выпускать кинопрокатная компания «Вольга», у которой недавно возникли странные проблемы с прокатом мультфильма про медвежонка «Паддингтон». Так вот, по первой версии, в минкультуры сами спровоцировали историю с фильмом Ианнуччи, чтобы отвлечь внимание от скандала с мультяшными медведями. По другой версии, отзыв прокатного удостоверения — это «своеобразная месть» министерства культуры за то, что в случае с «Паддингтоном» им прошлось уступить и фильм под давлением общественности вышел в прокат в изначально заявленную дату.

Другой известный российский критик Евгений Баженов, больше известный как BadComedian, «Смерть Сталина» еще не видел, но удивляется практике двойных стандартов в главном культурном ведомстве страны. «Меня удивляет, что запрещают те же люди, кто выпускал „Утомленных солнцем – 2“. То есть минкульт одной рукой спонсирует подобные фильмы, которые очерняют прошлое, при этим судит других, кто выпускает примерно такие же фильмы», — сказал Баженов «БИЗНЕС Online».

При этом критик считает, что цензура должна быть: «Потому что иначе никак. Вопрос только: какого рода? Как только в России стал зарождаться кинопрокатный бизнес, какая-никакая цензура появилась. Это нормальная ситуация для многих стран. Мне кажется, этот запрет минкультуры не принесет каких-то глобальных последствий. Всегда что-то запрещают, отзывают прокатное удостоверение». BadComedian привел пример фильма «Номер 44» шведского режиссера Даниэля Эспиносы, в основе которого лежала история маньяка-убийцы Андрея Чикатило. Картина была снята в 2015 году с российского проката как «искажающая исторические факты». «Это абсолютно бездарная ахинея», — такую рецензию Баженов дал «Номеру 44».

«Я ВСЕ ЕЩЕ УВЕРЕН В ТОМ, ЧТО НАМ УДАСТСЯ ПОКАЗАТЬ ФИЛЬМ В КИНОТЕАТРАХ»

Что же до самого автора «Смерти Сталина», то 54-летний режиссер, сценарист и продюсер Иануччи собаку съел на политической сатире. За фильм «В петле», рассказывающий о тонкостях принятия важных политических решений на Туманном Альбионе, он был номинирован на «Оскар» («За лучший адаптированный сценарий»). А сериал «Вице-президент» (одним из авторов которого является наш герой), рассказывающий о властных буднях по другую сторону Атлантики, выдержал уже 7 сезонов (к слову, ходили слухи, что сериал спонсировала Хиллари Клинтон, вынашивавшая президентские амбиции). Сам постановщик так прокомментировал ситуацию. «Все россияне, которым мы показывали фильм, включая журналистов, сказали, что им понравилось, они высоко оценили фильм. Они сказали две вещи: это смешно, но правдиво. Я все еще уверен в том, что нам удастся показать фильм в кинотеатрах», — цитирует Ианнуччи The Guardian.


Интересно, что неделей ранее в российских кинотеатрах появились «Темные времена» — комплиментарнейший байопик Уинстона Черчилля. Кого-то эта картина заинтересует тем, что знаменитого политика играет выдающийся актер Гари Олдман, а кто-то вполне логично заметит, что «Темные времена» и «Смерть Сталина» не случайно едва не столкнулись в наших мультиплексах, ведь соратники по антигитлеровской коалиции показаны в них очень по-разному: один — мудрым и волевым политиком, другой — мертвым в луже собственной мочи. Кому как больше нравится и кто как относится к собственной истории.