В видавшей виды комнате в здании «Болгар радиосы» в конце минувшей недели прессе презентовали «Шаян TV» — детский татарский телеканал, который сделает свои первые шаги уже 1 февраля. Реализовывать его поручили ТНВ Ильшату Аминову, уже пытавшемуся реализовать подобный проект под названием «Яшь ТНВ». «БИЗНЕС Online» рассказывает о том, как гендиректор ТНВ и его потенциальные партнеры разошлись в сметах.
В видавшей виды комнате в здании «Болгар радиосы» прессе презентовали «Шаян TV» — детский татарский телеканал, который сделает свои первые шаги уже 1 февраля
«ОЧЕНЬ ДОРОГО»
Обшарпанная комната, которая не видела ремонта, кажется, с самого первого дня своего существования, разноцветные шары, которые периодически лопались, издавая характерный звук, три десятка журналистов и взбудораженные дети — в такой обстановке прошла в минувшую пятницу презентация татароязычного детского телеканала «Шаян TV», стартующего 1 февраля. Из уст генерального директора ТНВ Ильшата Аминова чаще всего слышались фразы «если будут финансирование» и «очень дорого». Казалось, прессу специально собрали в таком неприглядном помещении — как выяснилось позже, будущей студии детского телеканала, — чтобы все воочию убедились: да, вложения нужны немалые. Комната эта, как объяснил Аминов, студия «Болгар Радиосы», которое также входит в медиахолдинг «ТНВ», и именно здесь раньше делали оркестровые записи.
К слову, о создании детского телеканала на татарском языке говорят давно, еще в начале 2000-х это было поручено сделать тому же ТНВ. Но дальше двух часов в день под эмблемой «Яшь ТНВ» дело не пошло. Вот и сейчас отдельный телеканал под названием «Шаян TV» начинает свой путь 30-минутным дневным эфиром в сутки (далеко не в прайм-тайм) все на том же ТНВ (вместо «Яшь ТНВ»). Правда, как заверил журналистов Аминов, «при должном финансировании» ровно через год они готовы выйти на отдельный круглосуточный телеканал.
Вновь вернулись к необходимости создания телеканала для детей примерно полтора года назад. Именно тогда активом всемирного форума татарской молодежи под председательством Табриса Яруллина была собрана фокус-группа из молодых родителей, высказавших свои пожелания о том, каким бы они хотели видеть детский телеканал. Тогда же молодые татарские общественники вошли в рабочую группу минобрнауки РТ под руководством тогда еще министра Энгеля Фаттахова. Суть их предложения: производством контента должны заниматься независимые дизайн-студии. Предполагалось, что главным заказчиком телеканала выступит министерство образования и науки РТ, а КФУ внесет вклад имеющейся материально-технической базой. Директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский даже презентовал проект «Уен TV» Рустаму Минниханову. Яруллин и Ко готовы была выступить проводниками между молодыми дизайнерами, горящими национальной идеей, и основными заказчиками.
Однако в конечных списках партнеров, озвученных гендиректором ТНВ, ВФТМ не оказалось вовсе. Как пояснил «БИЗНЕС Online» сам Аминов, это недоразумение, поскольку в партнерах указан всемирный конгресс татар, и этого достаточно. Однако самое важное — производство контента для детского телеканала в итоге передали ТНВ, озадачив многих знакомых с ситуацией вопросом: «А не превратится ли проект в очередное „Яшь ТНВ“?» Последнее, как известно, особой популярностью детей-зрителей обласкано не было. «Мы все время говорили об этом: нужен канал, нужен канал. Вот пришло время. Это имя свое отработало, пришло время новому», — так ответил главный герой пресс-конференции на вопрос о том, почему «Яшь ТНВ» так и не превратилось в полноценное телевидение для самых маленьких. При этом Аминов недвусмысленно дал понять, что руководство республики дало ему зеленый свет в создании «Шаян TV», которое злые языки уже прозвали «Шайтан TV». «Если я сегодня вышел к вам, значит, с моим мнением согласились. На данном этапе с моим мнением согласились, что должен быть полноценный канал, который будет вещать на отдельной кнопке», — отметил он.
Скромной теперь видится и роль Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ. «ТНВ подпишет с КФУ договор по подготовке мобильной платформы телеканала, электронных игр. Простейшие игры, возможно, появятся к концу года, все упирается в финансирование», — ответил Аминов. Толчинский в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что ему «есть что сказать», предложив созвониться чуть позже. Однако больше в течение выходных связаться с директором Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ не удалось. Тем не менее очевидно, что ТНВ удалось «сорвать куш», сосредоточив в своих руках проект татарского детского телеканала и, соответственно, его бюджет (в медиакругах упорно ходят слухи о сумме в 300 млн рублей в год). Но сам Аминов на пресс-конференции дал понять, что это очень скромная оценка.
Из уст Ильшата Аминова чаще всего слышались фразы «если будут финансирование» и «очень дорого»
«ЕСЛИ КАНАЛ БУДУТ ДЕЛАТЬ ТЕ ЖЕ САМЫЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ ДЕЛАЮТ «ЯШЬ ТНВ», НИКАКИХ ИЗМЕНЕНИЙ НЕ БУДЕТ»
«Деньги — это сложный вопрос, мы находимся на стадии формирования бизнес-плана канала, — начал с самого главного гендиректор ТНВ. — Я знаю, какой бюджет детских каналов. К примеру, у канала „Карусель“ он составляет 900 миллионов рублей в год. Мы же при скромном бюджете должны будем сделать конкурентоспособный канал», — добавил спикер. И с наполнением канала, по словам Аминова, могут возникнуть сложности. «Проблема контента самая сложная, у нас будет большой процент собственного производства, но, естественно, 24 часа в сутки мы им закрыть не сможем. Нужен огромный объем средств. Мы, конечно, сотрудничаем с компаниями, которые занимаются переводами мультфильмов, но это достаточно дорого: на перевод 52 серий „Фиксиков“ по 12 минут ушло 2 миллиона рублей», — привел пример Аминов. По его словам, только перевод партнерами мультфильмов на татарский язык обойдется в сумму, превышающую 300 млн рублей в год, в связи с этим ТНВ часть переводного контента будет вынужден производить сам. «Мы с ними будем работать обязательно, у них очень хорошее качество перевода, но для того чтобы сократить затраты, мы будем обязаны и сами переводить. Поэтому в этих стенах будет организована и студия звукоперевода», — окинул гендиректор ТНВ заброшенную студию.
Однако, по словам руководителя той самой студии «Халкыбыз мирасы», которая переводила «Фиксики» на татарский язык, Рустама Сарварова, в эту сумму включена не только озвучка мультфильмов, но и выкуп авторских прав, трансляций, а также вещание в интернете. «Это очень долгосрочный проект, мы очень серьезно подходим к этой работе. На изготовление 52 серий необходимо 2 миллиона рублей, это не так много. При этом у нас участвуют такие народные артисты, как Равиль Шарафиев, естественно, у них другие гонорары, а на гонорарах мы не экономим. Сюда же входят все заставки, мы внедряем туда татарские названия, дизайнеры мультфильмов по нашему заказу изготавливают новые картинки со специально для нас разработанным татарским шрифтом в высоком качестве. Все входит в эту сумму. Это вопрос качества. Сейчас ведем переговоры с создателями мультфильма „Щенячий патруль“, „Смешарики“ и другие. Предварительные договоренности с правообладателями есть».
Будучи участником разработки концепции детского телеканала «от начала до конца», Сарваров также поделился с нами своим видением канала: «Во-первых, если это новый канал, нужны новые люди, новые идеи, новое видение, все должно быть по-новому. Если канал будут делать те же самые люди, которые сегодня делают „Яшь ТНВ“, никаких изменений не будет. И потом прошло три концерта „Үзгәреш җиле“, на которые потратили 100 миллионов рублей, а на детское ТV финансирования нет. Но нужен качественный контент! Моя мечта — перевести все популярные в мире мультфильмы на татарский язык. Для этого так много денег не нужно, части денег, потраченных на „Үзгәреш җиле“, хватит. А какое богатство останется! Это же на века! Заливаешь в интернет, и все — это достояние всего мира, доступно всем детям».
К слову, перевод на татарский мультфильмов «Фиксики» и «Суперкрылья» (одного из героев здесь озвучивает Элвин Грей), о которых тоже упомянул Аминов, был произведен вовсе не по заказу ТНВ. «Суперкрылья» — это проект, начатый экс-заместителем министра образования РТ Ильдаром Мухметовым, который не успел его завершить. «Фиксики» — это также проект, созданный по заказу минобрнауки РТ под руководством экс-министра Фаттахова. Это подтвердил «БИЗНЕС Online» и Сарваров: «Раньше заказ давало министерство образования и науки РТ, что будет дальше, не знаю, с новым министром мы еще пока не встречались».
«У МЕНЯ ВЗЯЛИ ВСЕ ДАННЫЕ, МЫ СДЕЛАЛИ ПИЛОТНУЮ СЕРИЮ, ВРОДЕ БЫ ВСЕ ХОРОШО, ВСЕМ ВСЕ НРАВИТСЯ — И ТИШИНА»
Далее о деньгах. По словам Аминова, на покупку всего оригинального контента, который предлагают партнеры, помимо переводов мультфильма, необходимо 162 млн рублей в год. «То, что могут сделать около 10 наших партнеров, — это немного, и я не скажу, что это дешево, производство дорогое. Двухмерные мультфильмы — это дорого, а при производстве трехмерных мультфильмов 1 тысяча долларов за 1 секунду считается приемлемой ценой. Мы со всеми ними работаем, нам нужно определиться, какой контент сторонних компаний мы можем закупать. Конечно, будем работать на снижение цен, конечно, будем работать на то, чтобы это была конкурсная система», — еще раз остановился он на финансовой стороне вопроса.
Что касается самих партнеров, то они называют иные цифры. Так, руководитель студии дизайна «Теория» Ильдар Аюпов, производящий обучающие ролики на татарском языке «Үчтеки», сообщил «БИЗНЕС Online», что на производство пяти минут трехмерного мультфильма в 3D необходимо 500 тыс. — 2 млн рублей (2 - 6 тыс. рублей за секунду в противовес $1 тыс. по версии Аминова — прим. ред.). «У нас было несколько передач, и суммы были не космические. За одноминутную передачу мы запросили 50 - 60 тысяч рублей — это одна серия длинного сериала», — сказал Аюпов.
А вот что говорит о стоимости своего контента руководитель анимационной студии Рropellers Артур Шамашадинов. «Мы презентовали мультфильм „Не играйте с едой“ на татарском языке. Стоимость точную назвать не смогу, потому что это было полтора года назад, но около 50 тысяч рублей за минуту. Наш анимационный сериал — это шуточные минутки на основе татарских пословиц. Вся разработка и анимация была выполнена за свой счет. Мы заявляли скорость производства три-пять серий-минуток в неделю на протяжении года. Мне кажется, что пилотная серия довольно забавная. Персонажи (выпечка), окружение и музыка — все создавалось с оглядкой на татарский культурный код», — рассказал «БИЗНЕС Online» Шамашадинов. «Нам сказали: нужен контент, недорогой, веселый, для детишек, мы исходя из этих параметров разработали проект и предложили его. На этом все. Последнее совещание, на которое я был приглашен на ТНВ, прошло осенью прошлого года. С тех пор новостей для меня не было. У меня взяли все данные, мы сделали пилотную серию, вроде бы все хорошо, всем все нравится — и тишина», — добавил он.
Еще один проект, предложенный независимыми студиями, — тревел-блог «Рәхәт сәяхәт». «Мне очень понравился проект путешествия по Татарстану, но они очень дорого просят. Они планируют посетить все красивые исторические места Татарстана и через красивую картинку показать детям в виде познавательной игры. Цены они выставили, вопрос переговоров впереди...» — сказал Аминов.
Но, как рассказал «БИЗНЕС Online» автор «Рәхәт сәяхәт» режиссер Ильшат Рахимбай, цену вопроса с ним никто не обсуждал. «Мы презентовали тизер с примерным бюджетом в 400 тысяч рублей за одну серию, но это неокончательная сумма. То есть мне сказали сделать смету, как мне надо, и все. Я был готов обсуждать эту сумму и, естественно, снизить, потому что пока неясно, что это будет за формат — куда мы едем, как едем. Одно дело — выехать с детьми на три дня в Башкортостан или съездить на полдня Арск. Они ничего не запросили — ни по качеству, ни по другим критериям. Я рассчитал смету из тех соображений, что это снято в самом лучшем качестве, я беру лучшую команду из расчета за один киношный день. А если люди будут сидеть на зарплате, естественно, мы не будем делать три передачи в месяц за 1,2 миллиона рублей, это будет значительно дешевле. Меня пригласили один раз в августе, и больше никто ничего не спрашивал», — сообщил Рахимбай нашему корреспонденту.
Свои проекты для телеканала представили и детские центры «КидСпейс» и «Зарница», о чем упомянул Аминов: «Они все нам предложили передачи, снятые на их базе, они могут соревноваться и выводить эту картинку на экран, технологически никаких проблем нет. Хотя чисто творчески реализовать этот проект сложно».
«БИЗНЕС Online» связался с разработчиками контента этих центров. Так, ДНРЦ «Зарница» предлагала снимать на своей базе образовательно-развлекательную телепередачу «Галәмгә». Предполагалось, что главные герои телепередачи «Галәмгә» — космический супергерой Зармэн и космическая фея Заринка — будут рассказывать юным телезрителям познавательные истории о приключениях в галактике. Здесь же предполагались съемки экспериментов и космических мастер-классов, при помощи которых дети смогут узнать много интересного о Космосе. На изготовление 52 серий в год (по серии в неделю) хронометражем в 10 минут было запрошено 2 млн рублей — 40 тысяч рублей на одну передачу. А «КидСпейс» и вовсе в своем презентационном ролике не указывал сумму, продемонстрировав лишь свои технические возможности. «Мы пока только показали, что можем, смету не представляли, бюджеты не считали», — рассказала «БИЗНЕС Online» Анна Законова, возглавлявшая «КидСпейс» на момент составления проекта.
Свои проекты для телеканала представили и детские центры «КидСпейс» и «Зарница»
«МНЕ ЛИЧНО ДЕНЬГИ НЕ НУЖНЫ, ПУСТЬ БУДЕТ ЗАКАЗЧИКОМ МИНОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ МИНКУЛЬТУРЫ»
В любом случае, по словам Аминова, выкупив контент за 162 млн рублей и выполнив перевод мультфильмов на 300 млн рублей в год, заполнить 24 часа соответствующим контентом не удастся. «Пока мы говорим о 6-часовом объеме вещания телеканала, который будет повторяться на протяжении 24 часов», — уточнил он на пресс-конференции. Это делается для того, чтобы татарские дети, живущие в разных часовых поясах, смогли смотреть одни и те же передачи.
Самое обидное, что посмотреть закупленный контент на YouTube, где он был бы доступен всем татарским детям планеты в любое время, будет нельзя. «Чтобы выкупить права для трансляции в YouTube, нужны отдельные суммы. Нужен госзаказ», — отметил Аминов, при этом добавив, что уже несколько лет, будучи депутатом, пытается включить их в госзаказ через какое либо министерство. «Но не вышло. Может быть, сейчас выйдет, потому что сами знаете...» — намекнул он на проблемы, возникшие в последнее время вокруг преподавания татарского языка в школах республики. По словам Аминова, многие правообладатели готовы отдать свой контент даже бесплатно, но с тем условием, что вещание будет вестись только на территории республики. «Дикие проблемы с правами. И с Турцией, и с Японией есть такие проблемы: права даем, интернет-вещание — нет», — посетовал Аминов. В связи с этим в YouTube будет транслироваться только собственный контент, переводного контента там не будет. «Не все, что будет вещать „Шаян TV“ на Россию, пойдет в интернете», — еще раз подчеркнул он.
Отдельно Аминов остановился на кнопке для телеканала. При наличии должного финансирования и оборудования, круглосуточный канал реально запустить через год. И в Татарстане «Шаян TV» займет кнопку телеканала «ТНВ-Планета», в регионах — в зависимости от местных кабельных каналов. Тут возникает еще один вопрос. На претензии общественности о том, что ТНВ не ведет вещание исключительно на татарском языке, гендиректор канала всегда отвечал, что именно «ТНВ-Планета» ведет круглосуточное вещание на татарском языке. Получается, после того как кнопку «Планеты» займет «Шаян», татарстанский зритель останется без круглосуточного татароязычного канала? Не удастся зайти и в самый популярный спутниковый канал «Триколор». «Это, к сожалению, огромные деньги — 3,5 миллиона в месяц», — покачал головой Аминов.
При этом о полном бюджете, необходимом, по его подсчетам, для запуска полнокровного телеканала, Аминов так и не сказал. «Бюджет не скажу. Сами можете посчитать, я же суммы назвал. Прилично выходит, но таких сумм, конечно, не будет... Мы заинтересованы, чтобы вокруг детского телеканала появилось огромное количество студий, которые на грантовой основе, на основе конкурса производили бы детский татароязычный контент, включая все жанры — образовательные, спортивные, документальные и художественные фильмы, шоу и т. д. Мне лично деньги не нужны, пусть будет заказчиком минобразования или минкультуры, — кокетничал шеф „Шаян TV“. — Лишь бы кто-то был заказчиком, который для нашего общего дела, для общего канала заказывал этот контент».
«НИКТО НЕ БУДЕТ СМОТРЕТЬ ЭТОТ КАНАЛ — КОНТЕНТ ТНВ НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ»
При этом сразу несколько собеседников «БИЗНЕС Online», близко знакомых с ситуацией, принимавших участие в разработке концепции телеканала и в рабочих совещаниях с Миннихановым, на условиях анонимности рассказали о большом недовольстве в профессиональной среде по поводу передачи центра ответственности за канал на ТНВ. «Изначально ТНВ и КФУ конкурировали, они должны были выступить как центры ответственности, они должны были взять деньги и распределить по студиям. Они сами не должны были являться производителями контента — они должны были быть юридическим лицом. Но Аминов сказал: „А что эти студии смогут, давайте мы будем сами делать“. Потом было совещание, где независимые студии показали, что они могут, и он вынужден был признать, что да, ТНВ в этом плане отстает, контент независимых студий был намного лучше его». Однако в итоге гендиректор ТНВ смог убедить республиканские власти в своей незаменимости. «Я так понял, что „Шаян TV“ — это чисто его собственная инициатива, с помощью которой он хочет бюджет заполучить, — говорит другой наш собеседник. — Они же просто свой контент будут показывать, причем в рамках ТНВ, то есть это будет тот же „Яшь ТНВ“. Никто не будет смотреть этот канал — контент ТНВ неконкурентоспособный. Не сделав никаких прорывов и ничего нового за 20 лет, государство почему-то решило, что ТНВ сделает его сейчас, после провального „Яшь ТНВ“. Жаль, целых полтора года совещались, но все превратилось в очередное ТНВ».
По мнению нашего собеседника, должен быть конкурс на производство детского контента, тот, кто проявит себя лучше всех, должен получить прямой заказ от правительства, и со студиями можно сесть за стол и вместе посмотреть, где можно уменьшить издержки. У студий нет штата в 100 человек, нет больших павильонов, соответственно, нет огромных коммунальных расходов — все это уменьшило бы окончательную смету раз в пять: «Плюс Аминов хочет заработать на дорогой технике. То, что студия будем располагаться не в здании ТНВ с имеющейся аппаратурой, а в отдельном здании, которое требует отдельного оснащения, только подтверждают эти слова». Так или иначе, без новых финансовых вливаний ТНВ не потянет проект детского телеканала. «Аминов не сможет его делать на свои деньги, у него действительно нет таких средств, он говорит правду», — резюмируют собеседники «БИЗНЕС Online».
А вот что на этот счет говорит сам гендиректор ТНВ: «Пока мы работаем за свой счет: проектирование технического оснащения канала, техзадание, регистрация телеканала как СМИ. Потом уже выйдем на тендеры по заключению договоров, поставке техники и оборудования. Такое было пожелание руководства республики, чтобы мы, прежде чем выходить на полноценный канал, большинство проектов апробировали в рамках существующего поля программ. Получили обратную связь и вовремя смогли скорректировать пожелания родителей и детей». «Мы специально вас здесь собрали, чтобы вы смогли посмотреть», — окинул взором обветшавшую заброшенную студию Аминов. «Не теряем надежды, что ТНВ получит свое телерадиокомплекс, мы все работаем в приспособленных помещениях», — намекнул он на еще одну статью расходов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 205
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.