Автомобили, «пищевка», стройка — перечень отраслей, через которые в Набережных Челнах идут основные финансовые потоки, в целом известен, однако подробности табели о рангах приносят немало открытий. Например, «БИЗНЕС Online» обнаружил, что каждая пятая компания в рейтинге имеет иностранных акционеров, а треть участников топ-30 имеют прямое отношение к производству и продаже автомобилей, тем самым подтверждая, что Челны были и остаются автоградом.
Сложно переоценить влияние КАМАЗа в Набережных Челнах, а значит, и политику, проводимую Сергеем Когогиным
ГОНКИ НА ГРУЗОВИКАХ
Оценивая обороты крупнейших компаний Набережных Челнов, сразу отметим, что в первую очередь мы ориентировались на консолидированную отчетность групп или хотя бы их расчетные данные (как в случае с ТТС). Поэтому в топ-50 не встретятся, к примеру, многие дочерние компании того же КАМАЗа — такие как «Челныводоканал», КИП «Мастер» и другие, хотя они могут быть заняты не только в производстве грузовых автомобилей, но и в других сферах. Кроме того, вопросы может вызвать отсутствие некоторых групп, масштаб которых не оставляет сомнений. Так, например, из структур «Эссен Продакшн АГ» в списке отражена только сеть «Камилла», а группа «Кориб», которая претендовала бы на место, близкое к первой десятке компаний, отсутствует вовсе. Причина в том, что некоторые компании зарегистрированы за пределами Челнов. У «Кориба», в частности, основные промышленные мощности приписаны к Елабуге у группы «Раритэк» — в Тукаевском районе. Может вызвать вопросы и отсутствие в топе «ЕвроГрупп» Алексея Миронова — понятно, что это гигант, однако группа не раскрывает отчетности — даже число входящих в нее компаний, раскиданных по регионам России, доподлинно неизвестно. В противном случае, конечно, список крупнейших бизнесов выглядел бы несколько иначе. Добавим также, что основан наш топ-50 на данных по итогам 2016 года, поскольку данные за прошедший год компаниями еще не публиковались.
Может вызвать вопросы и отсутствие в топе «ЕвроГрупп» Алексея Миронова, которой только сокрытых налогов и только за одну сделку приписывается на 127,7 млн рублей, однако группа не раскрывает отчетности
Итак, крупнейший конгломерат машиностроительных заводов РФ по производству грузовой и специальной техники — группа «КАМАЗ» — за 2016 год увеличила выручку аж на 37% до 133,5 млрд рублей! Челнинцы смогли показать 0,66 млрд рублей прибыли вместо убытка 2,4 млрд рублей годом ранее. Напомним, что в 2016 году перед грузовиками снова загорелся зеленый: по данным агентства «Автостат», количество регистраций новых грузовых авто (HCV) в России увеличилось на 2169 единиц до 53329 машин (+4,2%). Рынок, весьма чутко реагирующий на состояние экономики, вырос впервые за последние 5 лет. Если посмотреть на главный итог экономической деятельности, то в первом квартале российский ВВП терял 1,2%, во втором — 0,6%, в третьем — 0,4%, в четвертом — 0,2%. То есть российская экономика во второй половине года нащупала пресловутое дно.
Незыблемый лидер российского рынка грузовиков увеличил регистрацию новых машин в России на 15,1%, или 2651 единицу до 20187 авто (хотя на заводе предпочитают оперировать собственными данными о продажах — грузовиков было продано 34,5 тысячи). Собственный прирост КАМАЗа тоже стал первым за последнюю пятилетку. При этом доля новых «КАМАЗов» на внутреннем рынке, согласно «Автостату», выросла на 3,5 п. п. до 37,8%. Правда, по итогам 2015 года регистрации новых «КАМАЗов» сократились на треть (8,9 тыс. грузовиков), годом ранее потери составили 21% (7,1 тыс. машин) — челнинцам еще многое предстоит отыграть.
Данных по продажам за 2017 год нет, но есть производственные итоги: всего за год выпущено 39 525 машинокомплектов — на 12% больше, чем в 2016 году. Таким образом, есть все основания ожидать дальнейшего роста и по финансовым показателям.
Одним из знаковых событий 2017 года стало сообщение о переводе 23,54% акций КАМАЗа из кипрской компании Avtoinvest Limited в российское ООО «Автоинвест», в котором гендиректору ПАО «КАМАЗ» Сергею Когогину принадлежит 20%, а более крупные доли — предположительно, Рубену Варданяну и Виталию Мащицкому, другу Сергея Чемезова. Доля Когогина оценивалась в 2,7 млрд рублей, а подробнее об этой сделке и ее предыстории мы ранее рассказывали.
В консолидированную отчетность больше не входят данные АО «Ремдизель» (№10) — бывшей «дочки» КАМАЗа, формально ушедшей на вольные хлеба. Мы уже писали, что номинально конечным бенефициаром компании является ведущая «Вестей КАМАЗа» Людмила Трейстман, близкая к топ-менеджменту бывшего головного предприятия. До декабря 2016 года четверть капитала ООО «Синерджи», через которое контролируется «Ремдизель», была оформлена также на Якова Карпова. Выручка «Ремдизеля» в 2016 году снизилась на 10% до 5,7 млрд рублей. Таял оборот и в 2015 году (-31%). Последним успешным годом для компании был 2014-й — тогда выручка выросла на треть.
Гендиректор «Даймлер КАМАЗ Рус» Хайко Шульце (второй справа) надеялся на 50-процентный рост рынка грузовиков, что в количественном выражении составит около 15 тыс. машин
ДРУЗЬЯ И ПАСЫНКИ
В тройку лидеров вошло и СП КАМАЗа с концерном «Даймлер АГ» — «Даймлер КАМАЗ Рус» (№3), увеличившее выручку на 47% до 16,8 млрд рублей по итогам 2016 года. За минувший год, по которому большинство участников топ-50 пока не отчиталось, «ДК Рус» планировал освоить пятую часть российского рынка грузовиков, как сообщал ТАСС гендиректор компании Хайко Шульце. Шульце тогда надеялся на 50-процентный рост рынка грузовиков, что в количественном выражении составит около 15 тыс. машин. На этом фоне продажи грузовиков Mercedes-Benz в 2017 году должны вылиться, по крайней мере, в 3 тысячи.
Кроме «ДК Рус» КАМАЗ официально участвует в капитале «ЦФ Кама» (выручка 3,67 млрд рублей), «Камминз Кама» (2,99 млрд рублей), «Кнорр-Бремзе КАМА» (2,56 млрд рублей), «Федерал-Могул Набережные Челны» (1,32 млрд рублей). По сути, эти СП являются поставщиками автогиганта, однако существует целый «куст» компаний, дорабатывающих или просто реализующих продукцию автогиганта. Перечислим крупнейших из них.
ОАО «РИАТ» (№15) Владимира Пономарева снизило выручку на 1,8% до 4,56 млрд рублей. ООО «СПМ» (№35) Раиса Гареева увеличило на 42,5% до 1,77 млрд рублей. ТФК «Феникс» (№38) Ленура Ибрагимова нарастило оборот на 22,1% до 1,66 млрд рублей. АО «Астейс» (№41) Юлии Шафиковой упало на 2,7% до 1,53 млрд рублей. О перечисленных участниках мы рассказывали в рамках республиканского топ-300, однако до него не дотягивала ГК «Союз-Регион» (№44), увеличившая выручку на 18% до 1,32 млрд рублей по итогам 2016 года.
Согласно официальному сайту, компания выступает официальным дистрибьютором КАМАЗа, а также дилером ОАО «БалаковоРезиноТехника» и ОАО «Автоагрегат». Гендиректор и владелец 85% «Союз-Региона» Андрей Ляпунов прежде контролировал 90% в ООО «Детали машин» (выручка 1,1 млрд рублей по итогам 2016 года), но с мая 2017 года 100% было переоформлено на его младшего партнера Елену Новоселову, владелицу 15% капитала ГК «Союз-Регион». Ляпунов же поныне контролирует 27% в ООО «Гора-Л» (выручка 894 млн рублей), занятом торговлей транспортными средствами. Здесь на Новоселову оформлено 1,4%, оставшиеся 71,6% — на само ООО.
Директором ООО «Кама-Грузовик» выступает Станислав Блямов
МАСТЕРА ПО АВТОКРАНАМ И БЫВШИЕ ПОЛИГРАФИСТЫ
Среди компаний, завязанных на КАМАЗ, отметим также ООО «Исмиль» (№46), увеличившее выручку в 2,9 раза до 1,17 млрд рублей. Единственным учредителем выступает Ильнур Исмагилов, который через АПХ «ТД Автократ-Т» контролирует ООО «Завод буровых установок „Автократ“». На официальном сайте компания заявляет о себе как о производственном холдинге «Автократ». Судя по ассортименту, основной продукцией являются спецмашины на шасси «КАМАЗ», особое внимание уделено кранам и передвижным буровым установкам.
Даже не принимая во внимание малый бизнес, сложно переоценить влияние КАМАЗа в Набережных Челнах, а значит, и политику, проводимую Когогиным и его практически всемогущим патроном Чемезовым. Символично, что и с конца наш топ-50 подпирает компания, связанная с коммерческой техникой. ООО «Кама-Грузовик» (№49) за 2016 год смогло выручить 1,085 млрд рублей. Первым учредителем и действующим директором компании выступает Станислав Блямов, с ноября 2010 по декабрь 2014 года руководивший казанским филиалом АО «ЭР-Телеком Холдинг». С июля 2016 года „Кама-Грузовик» была переоформлена на Дмитрия Курамшина, который владел 50% в полиграфическом ЗАО «Тафлекс». В 2010–2013 годах выручка «Тафлекса» держалась у отметки 300 млн рублей, прибыль — около символического миллиона. Но с 2014 года дела покатились по наклонной, и уже по итогам 2015 года «Татфлекс» получил чистый убыток 114 млн рублей, а с декабря 2016 года находится в стадии ликвидации. Остается пожелать бенефициарам, чтобы бизнес на грузовиках оказался рентабельнее полиграфии.
ПЕРСОНАЛЬНОЕ «СЕРЕБРО» ВЯЧЕСЛАВА ЗУБАРЕВА БАНКАМ И НЕ СНИЛОСЬ
За 2016 год обладатель «серебра» в челнинском зачете (и 5-го места в республиканском) «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева продал 44616 авто, что на 10,6% больше, чем в 2015 году. По этому показателю татарстанский гранд уступил только абсолютному чемпиону РФ — компании «Рольф». Выручка тоже впечатляет — 62 млрд рублей, что на 27,6% больше, чем в 2015 году. Не можем не отметить интересную деталь — ТТС продал машин больше, чем КАМАЗ. Понятно, что КАМАЗ — это, в отличие от бизнеса Зубарева, не только продажи, но и производство. К тому же это совершенно разные рынки, но тем не менее сам по себе факт примечательный.
За 2016 год обладатель «серебра» в челнинском зачете (и 5-го места в республиканском) «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева продал 44616 авто, что на 10,6% больше, чем в 2015 году
Напомним, что в целом по Татарстану число регистраций новых авто по итогам 2016 года сократилось на 3,7%. ТТС же в последнее время активно развивал торговлю подержанными машинами. Это, безусловно, принесло свои плоды в кризис, когда кредиты подорожали, а покупатели стали экономить каждую тысячу рублей. За 9 месяцев 2017 года спрос на новые авто показал рост на 23,5%, что подстегивалось и общей стабилизацией экономики, и программами господдержки, и подешевевшими кредитными ресурсами. Следовательно, можно надеяться на новое рекорды и от группы «ТТС».
На четвертой позиции — один из крупнейших активов империи «Агросила Групп», принадлежащей гендиректору Сетевой компании и племяннику первого президента РТ. Ильшат Фардиев нарастил выручку своего «Челны-Бройлера» на 7,35 млрд рублей до 10,3 миллиарда. Уточним, что само ЗАО «Агросила Групп» прописано в Заинске.
Ключевым бенефициаром ООО «Камский бекон» выступает председатель правления Акибанка Ильдар Галяутдинов
Крупнейший производитель свинины ООО «Камский бекон» (№11), где ключевым бенефициаром, несмотря на формальную долю 10%, выступает давний бизнес-партнер Фардиева, председатель правления Акибанка Ильдар Галяутдинов, также прописан в автограде. За 2016 год «Камский бекон» сократил выручку на 9,1% до 5,26 млрд рублей. Не задаются и новые проекты компании: уже дважды попытки построить свинокомплексы с селекционно-генетическим центром разбивались о народные протесты местных жителей — сначала в селе Калмаш под Челнами, а затем в Коноваловке Мензелинского района. За последнюю локацию, впрочем, Галяутдинов держится всеми силами — в январе стало известно, что проект внесен в инвестиционный меморандум РТ на 2018 год.
Собственно, Акибанк тоже представлен в нашем рейтинге (№20). За 2016 год его обороты снизились на 5,9% до 3,18 млрд рублей, что было вызвано удешевлением денег. Связанная с банком на конец 2016 года страховая группа «АСКО» (№23) увеличила сборы премий на 9,5% до 2,82 млрд рублей. Необходимо напомнить, что сегодня «АСКО» уже не имеет отношения к банку: во-первых, доля была продана в конце 2017-го года, а во-вторых, ЦБ ввел в компанию внешнее управление. Минус в отчетности самого Акибанка тоже, вероятно, выправится — недавно он, пока неофициально, но раскрыл показатели за минувший год, и теперь речь идет о небольшой, но прибыли с ростом — она составит порядка 140 млн рублей.
За 2016 год обороты Акибанка снизились на 5,9% до 3,18 млрд рублей, что было вызвано удешевлением денег
Еще одна компания из орбиты влияния Галяутдинова — АО «Челныхлебопродукт» — сократила выручку на 11,9% до 1,51 млрд рублей. В ноябре 2016 года экс-руководитель службы продаж «Камского бекона» Рустам Тахавеев сменил на посту директора Александра Самойлова, управлявшего производством свинины в 2010 году. Компания могла бы занять 43-ю строчку, однако она прописана в Тукаевском районе.
Кстати, предвосхищая вопрос любознательного читателя о том, где же еще одно известное кредитное учреждение Челнов — Автоградбанк Павла Сигала: дело в том, что его показатель, сопоставимый выручке (процентные, комиссионные и прочие операционные доходы) по итогам 2016 года подрос на 9% до 914 млн рублей, но этого оказалось недостаточно, чтобы войти в наш топ-50.
Показатель Автоградбанка Павла Сигала оказался недостаточным, чтобы войти в наш топ-50
ФЕНОМЕН КБК ОБЕСПЕЧИЛ МЕСТО В ПЯТЕРКЕ
ОАО «Челны Холод» (№24) реализовало мороженого и полуфабрикатов на 2,81 млрд рублей, превысив показатель 2015 года на 14,2%. Заодно отметим и ООО «Школьное питание» (№45), которое за 2016 год увеличило выручку на 19% до 1,235 млрд рублей, прибыль — в 3,8 раза до 42,1 млн рублей. Выручка сформирована сотнями заказов на организацию питания в школах и детсадах. Любопытно, что в 2017 году к началу декабря компания выручила всего 140 млн рублей. Изначальным учредителем компании в марте 2003 года на паритетных началах выступали Алия (Газильяновна) Шакирзянова и Дамира Фатыхова. В июле 2004 года доли были переоформлены на Светлану Минебаеву и Лилию Богатееву. В сентябре 2005 года 51% компании оказался под контролем ОАО «Челны Холод». В декабре 2009 года 51% оказался оформлен на гендиректора и совладельца «Челны Холода» Газильяна Шакирзянова. Остальные 49% оказались снова у Фатыховой, которую, как и дочь директора, засветили еще в 2003 году. С февраля 2013 года Фатыхова является единоличным владельцем этого успешного предприятия.
Пятое место — у легендарного предприятия, распределившего акции между своими сотрудниками: ЗАО «Народное предприятие Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат» показал динамику в объеме 13,9%, нарастив выручку до 9,42 млрд рублей. На пятки бумажникам наступает производитель стальных труб НТЗ «ТЭМ-ПО» (№6), прибавившее за год 44,9% и показавшее оборот 9,32 млрд рублей. Также из империи Фаила Шарифуллина в Челнах прописаны торговый дом «ТЭМ» (№28), прибавивший 3,8% до 2,58 млрд рублей. Если бы мы рассматривали и Тукаевский район, то с выручкой 1,8 млрд рублей на 35-ю позицию мог бы претендовать КЗМК «ТЭМПО».
На седьмой позиции обосновался строительный актив «Ак Барс Холдинга» Ивана Егорова – «Камгэсэнергострой»
На седьмой позиции обосновался строительный актив «Ак Барс Холдинга» Ивана Егорова — не менее легендарный «Камгэсэнергострой», увеличивший выручку на 20,9% до 7,71 млрд рублей. Ветер глобальных перемен коснулся и этой организации: уже в январе текущего года стало понятно, что КамГЭС уходит из Челнов, где у компании заказов почти нет. Штаб «КамГЭСа» располагается в Казани уже давно, а полем деятельности является вся Россия: челнинские первостроители, как их называют в городе, работают в основном по федеральным контрактам.
Кстати, «КамГЭС» — не последний строитель, с которым челнинцы, видимо, попрощаются в скором времени. С июня текущего года в стадии ликвидации пребывает МПО «Иншаат» Фаниса и Азата Закиевых. В 2016 году компания, занятая строительством коммерческой недвижимости, нарастила выручку в полтора раза до 922 млн рублей, но итоговый результат все равно оказался печальным — 174 млн рублей чистого убытка против 832 тыс. рублей прибыли в 2015 году.
В январе текущего года стало понятно, что КамГЭС уходит из Челнов, где у компании заказов почти нет
МЕСТНЫЕ ИНОСТРАНЦЫ И НАШИ ЗА РУБЕЖОМ
Единственный в десятке иностранец занял восьмое место. «СиЭнЭйч Индастриал» показал подъем оборотов сразу в 8 раз до 7,1 млрд рублей. О себе этот участник заявляет как о глобальном лидере в сфере сельскохозяйственного, строительного оборудования и коммерческого транспорта. Можно отметить известные марки, которые входят в портфель компании: New Holland, Iveco, Case. С 2011 года компанию возглавлял Тимур Нуриахметов, в 2014 году его сменил Анфис Садриев, а с февраля 2016 года пост генерального директора занял Чеполлина Фабрицио. Прибыли иностранца могут позавидовать многие промышленные гиганты — 1,9 млрд рублей. При этом госзаказов, по крайней мере прямых, у поставщика коммерческой техники мы не нашли.
Уже к маю 2017-го «Хайер Апплаенсис Рус» выпустил 100-тысячный холодильник
Еще одним зарубежным участником топа стало ООО «ХАР» (№12). Сразу поясним, что под сокращением «ХАР» китайская корпорация и первый резидент челнинского ТОСЭР Haier прописал в Набережных Челнах два общества. Выручку 5,25 млрд рублей при убытке 126 млн рублей показала компания «Хайер Электрикал Эпплаенсис Рус» — она же заняла 85-ю строчку и в республиканском топ-300. При этом юрлицом, зарегистрированным в качестве резидента ТОСЭР, остается второй «ХАР» — «Хайер Апплаенсис Рус», который при выручке поскромнее (1,4 млрд рублей) прибыли получил больше — 2,3 миллиона. Напомним, что в 2016 году компания только запускала в Челнах производство холодильников, и поэтому от основной деятельности получила лишь операционный убыток в размере 123 млн рублей, который компенсировался за счет прочих доходов — вероятно, безвозмездных взносов или положительной курсовой разницы.
Уже к маю 2017 года «Хайер Апплаенсис Рус» выпустил 100-тысячный холодильник, а к настоящему времени китайцы замахнулись на целый промышленный плацдарм для дальнейшей интеграции в отечественную экономику из Челнов. Планы по строительству «китайского» промпарка площадью порядка 125 га согласованы с республикой и официально озвучены — ожидается, что общие инвестиции Haier достигнут $1 млрд, стройка начнется в апреле этого года. Первым пользователем парка Haier заявил второй свой завод в Челнах, который займется производством стиральных машин как отдельный резидент ТОСЭР. Он обойдется китайцам в $59 млн, а на очереди еще логистический комплекс и R&D-центр, нацеленный на внедрение новых технологий и разработку новых моделей продукции.
Ожидается, что общие инвестиции Haier достигнут $1 млрд, стройка начнется в апреле этого года
Из числа иностранцев, не считая камазовских контрагентов, в топ-50 обосновался еще производитель кормов для сельскохозяйственных животных «ДСМ Нутришнл Продуктс Рус» (№19), увеличивший выручку на 38% до 3,43 млрд рублей. Впрочем, иностранной эта компания является лишь отчасти — совладельцем учредившей ее голландской «Ди-Эс-Эм Нутришнл Продактс Татарстан Холдинг Б.В.» называют все того же Фардиева, который привез в Челны европейские технологии в первую очередь ради производства премиксов для кур «Челны-Бройлера».
При всей непростой ситуации на рынке, ряды пищевиков в первой десятке топа укрепляет ТД «Челны-Хлеб» (№9): торговая сеть показала снижение выручки на 4,7% до 6,65 млрд рублей, прибыль же уменьшилась в 11,3 раза до 1,5 млн рублей. При этом в рейтинг вошли еще две организации из империи Рафаэля и Эдуарда Юнусовых — собственно производитель АО «Челны-Хлеб» (№31) и логистическое подразделение. Выручка хлебопеков выросла на 5,2% до 2,39 млрд рублей, прибыль снизилась на 2% до 151,3 млн рублей. «Челны-Логистик» заняла в списке последнее место: после взлета выручки до 1,7 млрд рублей в 2012 году, она несколько лет не поднималась выше полумиллиарда, но по итогам 2016 года увеличилась в 2,7 раза до 1,068 млрд рублей. На официальном сайте «Челны-Логистик» указано, что распределительный центр класса «Б» занимает площадь 11 тыс. кв. м, среднемесячный грузооборот составляет 5,5 тыс. тонн. Компания располагает более чем двумя сотнями единиц автотранспорта. Центр обслуживает не только сеть Юнусовых, но и другие местные, в частности «Дуслык», магазины «Шифа», «Фреско».
* * *
Что ж, таково экономическое лицо Набережных Челнов, которые, конечно же, невозможно представить без КАМАЗа. Однако наш список показывает, что далеко не им одним автогигантом жив белый город на Каме. Будем надеяться, что с каждым годом местная бизнес-фауна будет становиться все разнообразнее, а «БИЗНЕС Online» продолжит за ней наблюдать.
==table1868==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.