Казанский пороховой завод в ближайшие два месяца представит новую программу развития, сообщили на прошедшем вчера в Казани итоговом совещании Приволжского управления Ростехнадзора. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» услышали, как боссы промбезопасности требовали повысить материальную ответственность руководителей предприятий и указывали на то, что за границей наказывают не инспектора, который плохо смотрел, а в первую очередь собственника.
Промышленную безопасность в ПФО обсудили в Казани на совещании федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
РОСТЕХНАДЗОР ИЗБАВИЛСЯ ОТ СОВЕТСКИХ ЗАКОНОВ
Промышленную безопасность в ПФО обсуждали вчера в Казани на совещании федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В отличие прошлогоднего совещания, когда шефы Ростехнадзора в пух и прах разнесли Казанский пороховой завод, на этот раз все было относительно спокойно.
Глава федерального Ростехнадзора Алексей Алешин сообщил, что по ПФО количество аварий и смертельных случаев снижается: с 2010 года — на 40% и 55% соответственно. В 2017-м произошло 220 аварий, погибли 210 человек (в результате аварий — 16%). Всего в 2017 году выявлено свыше 1 млн нарушений, из которых более 2 тыс. могли привести к смерти или к причинению вреда здоровья человека. «Фактически мы с вами предотвратили более 2 тысяч аварий, которые могли бы произойти, если бы не своевременная и жесткая реакция», — подчеркнул федеральный чиновник.
В сфере энергетики произошло 57 аварий и 52 человек погибли. Больше всего несчастных случаев — при снятии электропроводки под напряжением и работе на воздушных объектах. В промышленности аварийность снизилась на 24%, а вообще рост аварий в этой сфере наблюдался только в 2015 году, когда сокращались ремонтные программы, происходил отказ от модернизации технического вооружения и ухудшалось финансовое состояние предприятий. «Мы вовремя среагировали в 2016 году и смогли изменить ситуацию», — порадовался успехам своего ведомства руководитель. За последние 10 лет уровень травматизма снизился на 68%: если 10 лет назад погибли 490 человек, то в прошлом году — 158. «И этот показатель стал наименьшим за всю историю нашей службы», — подчеркнул Алешин. Он также порадовался тому, что была актуализирована почти вся правовая база — устаревшие законы времен СССР Ростехнадзором уже не используются. Хорошо бы, если бы на этот счет высказались аксакалы отрасли...
«ОТСУТСТВИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...»
Начальник организационно-аналитического управления Ростехнадзора Сергей Кирюхин напомнил, что в округе расположено 38 тыс. опасных производственных объектов, из которых более 5 тыс. относятся к категории высокой опасности. Анализ причин гибели людей на предприятиях свидетельствует о том, что только в каждом четвертом случае имеет место быть неисправность оборудования. Все остальное — игнорирование и несоблюдение требований промышленной безопасности самими рабочими. Свои слова Кирюхин подтвердил несколькими яркими примерами. Так, в Татарстане в сентябре во время работ по демонтажу многоквартирного дома автомобильный кран задел стену, под завалом погиб рабочий, а причина произошедшего — «сплошное игнорирование правил работы».
Не обошли стороной и Казанский пороховой завод, который весь прошлый год буквально не сходил со страниц газет. «Смена руководства предприятия и принятие программ по модернизации производства позволяют нам надеяться на улучшение ситуации, — отметил Кирюхин. — Причиной аварий послужило не столько изношенное на 90 процентов оборудование, сколько отсутствие элементарной дисциплины, выразившееся в непроведении осмотров и тщательной уборки оборудования и помещений».
Руководитель приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров предложил взглянуть на карту округа, чтобы каждый смог убедиться в том, что нет ни одного муниципального образования, где бы не было опасных объектов. «Исходя из имеющейся статистики, в целом предприятия умеют учиться на своих ошибках, но не всегда это делают. Надеются, что на авось пронесет», — подчеркнул Петров. В 2016 году благодаря проверкам инспекторов и приостановкам работы предотвращено 35 возможных аварий, в 2017-м — 25. Зато выросло количество выявленных нарушений, а вместе с ними в 1,5 раза — сумма наложенных штрафов.
По словам Петрова, динамика аварий с 2007 года имеет определенную закономерность. Например, всплеск происшествий на подъемных сооружениях в последние годы связан с тем, что такое оборудование выпадало из-под контроля ведомства. Отрицательную динамику удалось переломить только в 2017-м, когда эту сферу ответственности вернули Ростехнадзору. Закономерность отмечается и в авариях на химических производствах. Основной их прирост приходится на пуск после ремонта. Это объясняется главным образом некомпетентностью персонала, нарушением техрегламентов и только в последнюю очередь — некачественным оборудованием.
И тут вновь вспомнили о пороховом. По словам Петрова, в прошлом году он допустил наибольшее количество аварий, что свидетельствует о «формальном производственном контроле». Судя по информации на слайдах, в 2017 году на предприятии зафиксировали примерно 4 тыс. нарушений. Позже в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Петров добавил, что пороховой завод готовит новую программу развития: «Мы ждем, когда они представят ее. Надеюсь, пришли адекватные люди, которые не хотят повторять ошибки». Документ может появиться до конца марта.
Также существует проблема сокрытия несчастных случаев. По словам Петрова, бывает, что информация об авариях поступает от МЧС или СМИ. Он предложил повысить материальную ответственность руководителей предприятий за выявленные нарушения промбезопасности. «Форма производственного контроля, которая сегодня существует, требует серьезной модернизации», — подчеркнул Петров.
Алексей Алешин: «До 70 процентов экспертиз носят характер либо ложных, либо, откровенно говоря, левых. Если надзорным организациям эти экспертизы не нужны, я вас уверяю, нам они тоже не нужны!»
«НА ЗАПАДЕ ЗА ПРОМЫШЛЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ОТВЕЧАЕТ НЕ ГОСУДАРСТВО, А СОБСТВЕННИК»
По завершении докладов Алешин предложил порассуждать на тему, «как жить дальше». Например, он поинтересовался, не лучше вообще убрать экспертизу промышленной безопасности, раз предприятия так халатно к ней относятся: «До 70 процентов экспертиз носят характер либо ложных, либо, откровенно говоря, левых. Если надзорным организациям эти экспертизы не нужны, я вас уверяю, нам они тоже не нужны!» — негодовал Алешин, предлагая оставить институт экспертиз как добровольный.
Зато можно создать институт аудиторов в области промышленной безопасности, как на Западе. «Отчеты, которые к нам поступают, — это огромная информация, — обрисовал ситуацию Алешин. — 174 тысячи опасных производственных объектов, и каждый должен раз в год отчет предоставить. Физически инспекторы столько отчетов прочитать не смогут, а если прочитают, то анализ точно не смогут сделать». Руководитель Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Игорь Исаев предложил принять соответствующее «аудиторское» законодательство и посоветовал свой регион в качестве пилотного.
«На Западе за промышленную безопасность отвечает не государство, а собственник, есть спрос с него. Если что-то происходит, то наказывают не как у нас — инспектора, который плохо смотрел, а в первую очередь собственника. Он несет не только уголовную ответственность, а в первую очередь огромные финансовые потери, и он понимает, чем рискует», — предложил чиновник..
Фото: prav.tatarstan.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 55
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.