В Набережночелнинском педуниверситете готовится смена власти. В ближайшее время Файруза Мустафина, руководившая вузом около 11 лет, покинет свой кабинет. По данным источников «БИЗНЕС Online», сейчас рассматриваются два основных претендента на пост первого лица НГПУ — первый проректор Дамир Гильманов и начальник управления финансов города Альфинур Галиакберова. У кого больше шансов?
Альфинур Галиакберова — один из самых влиятельных чиновников в автограде. И вероятность того, что она возглавит вуз, довольно высока
ПЕРВЫЙ ПРОРЕКТОР ИЛИ ГЛАВНЫЙ ФИНАНСИСТ?
В челнинском педагогическом университете грядут большие перемены — предстоящие выборы ректора могут кардинально поменять дальнейшую судьбу вуза. По данным источников «БИЗНЕС Online», на место Файрузы Мустафиной, возглавляющей вуз более 11 лет, рассматриваются два кандидата — первый проректор Дамир Гильманов и начальник управления финансов исполкома города Альфинур Галиакберова.
Вопрос о том, кто займет кресло ректора, витает в НГПУ уже не первый месяц. Согласно закону, предельный возраст для занятия этой должности — 65 лет. До достижения 70 лет срок пребывания на посту ректора может быть продлен по представлению ученого совета — по всей видимости, в НГПУ решили этого не делать. Что касается Мустафиной, 65 лет ей исполняется 15 февраля.
Дата проведения конференции по избранию нового ректора еще не определена, но сама тема активно обсуждается в вузовском сообществе Челнов.
До работы в пединституте Гильманов был директором МБУ «Информационно-методический центр», которое осуществляет деятельность в сфере дополнительного образования. Он также некоторое время руководил челнинским филиалом «Республиканского центра информационно-методического обеспечения и контроля в области образования», ныне прекратившим свое существование. Кроме того, Гильманов входит в состав учредителей известной в Челнах экспериментальной частной гимназии им. Давыдова, которая сейчас находится в процессе реорганизации. В 2002 году Гильманов защитил в Казани диссертацию на тему «Дидактические условия формирования устойчивого интереса к изучению татарского языка русскоязычными младшими школьниками».
Галиакберова — один из самых влиятельных чиновников в автограде, и вероятность того, что она возглавит вуз, довольно высока. Ее давно воспринимают как специалиста, связанного прежде всего с городскими финансами и экономикой, однако ей хорошо знакома и работа в вузе. Дело в том, что свою карьеру она начинала в качестве преподавателя вуза, как и ее супруг Сирень Галиакберов — заместитель начальника управления — начальник службы УФСБ РФ по РТ в городе Набережные Челны. В начале 90-х Галиакберова работала в Казанском госуниверситете, затем филиале Волгоградского института физкультуры, затем перешла в мэрию. Является доцентом, кандидатом наук. Карьера Галиакберовой в качестве чиновника была стремительной: в 1995 году, когда администрацией руководил Рафгат Алтынбаев, она была назначена начальником управления социологических исследований и экономического анализа, а в 1997 году — вице-мэром по экономике. Еще через два года, уже при Рашите Хамадееве, Галиакберова возглавила территориальное отделение департамента казначейства МФ РТ по Челнам. На этом месте она работала на протяжении всего правления Ильдара Халикова, а при Василе Шайхразиеве стала начальником управления финансов. Начальником управления финансов она стала в 2011 году, сменив в должности Брилиант Ризатдинову, которая позже возглавила департамент по развитию Закамского региона компании «Ак Барс Страхование».
Образованный в 1990 году на базе филиала Елабужского пединститута, челнинский пед только при Мустафиной получил статус университета — в 2015-м
«ЧЕРНЫЙ СПИСОК ВУЗОВ» И ЛИШЕНИЕ АККРЕДИТАЦИИ
Жизнь вуза в период ректорства Мустафиной была относительно безоблачной. По крайней мере, так казалось со стороны. Образованный в 1990 году на базе филиала Елабужского пединститута, челнинский пед только при Мустафиной получил статус университета — в 2015-м. На тот момент там обучались более 560 студентов.
Любопытно, что за три года до этого НГПУ попал в федеральный список неэффективных вузов. Причиной стали два критерия — доход, который получает вуз в течение года в пересчете на одного сотрудника, и площади, имеющиеся в собственности. Однако меньше чем через месяц университет вернул себе доброе имя — межведомственная комиссия из ученых и депутатов, созданная из-за шумихи в СМИ, признала вуз «эффективным, но нуждающимся в поддержке».
Сейчас педуниверситет готовит студентов по 8 специальностям среднего профессионального образования, по 16 направлениям высшего образования (бакалавриат и магистратура), а также по 4 направлениям в аспирантуре
В минувшем году с НГПУ была связана еще одна малоприятная история — Рособрнадзор лишил университет государственной аккредитации по направлению «экономика и управление» (бакалавриат). Оказалось, что вуз, понимая требования министерства образования и науки к подготовке специалистов, последние три года не набирал студентов по этой специальности. Сейчас педуниверситет готовит студентов по 8 специальностям среднего профессионального образования, по 16 направлениям высшего образования (бакалавриат и магистратура), а также по четырем направлениям в аспирантуре.
Напомним, что до НГПУ Мустафина более 21 года — с 1985 по 2006 год — проработала в мэрии Челнов в должности заместителя председателя горисполкома и заместителя главы города по социальным вопросам. Сфера ее научных интересов всегда лежала в области педагогики — об этом говорит и образование, полученное в Казанском государственном педагогическом институте, и опыт работы учителем русского языка в Актанышской средней школе, и защита кандидатской диссертации в этой области. Мустафина награждена множеством медалей и отмечена званиями «Заслуженный работник культуры РТ» и «Почетный гражданин города Набережные Челны». В ее послужном списке — членство в президиуме Академии наук Республики Татарстан и статус депутата Государственного Совета РТ четвертого созыва.
Нам так и не удалось узнать позицию Мустафиной по поводу предстоящих выборов и ее дальнейших планов. Многократные звонки в приемную не дали результатов
Примечательно, что достижение предельного возраста для ректора, проректора или руководителя института автоматически не влечет прекращения трудового договора. Закон предусматривает два пути, по которому могут развиваться события. Первый — это, собственно, продление срока пребывания в должности по решению ученого совета, о котором говорилось выше. Второй же путь заключается в том, что трудовой договор может быть изменен — ректор может быть переведен на преподавательскую или научную должность в этом же вузе, соответствующую его квалификации (профессора, доцента или научного работника).
К сожалению, нам так и не удалось узнать позицию Мустафиной по поводу предстоящих выборов и ее дальнейших планов. Многократные звонки в приемную не дали результатов — секретарь каждый раз сообщал о бесконечных совещаниях и выездах, на которых пропадает ректор. Когда же корреспондент «БИЗНЕС Online» пришла в университет, чтобы поговорить с руководителем лично, ее не пустили даже в приемную: Мустафина якобы будет занята в течение всего дня и никак не сможет выделить время для разговора.
ВЫБОРЫ, КОТОРЫХ НЕ БЫЛО, ИЛИ КАК ДОЧЬ МЭРА СТАЛА РЕКТОРОМ
Интрига вокруг выборов еще далека от разрешения. С выборами ректора в челнинском пединституте были связаны громкие скандалы и самые коварные интриги. Большая их часть пришлась на начало 2000-х, когда руководить учебным заведением стала Гульнара Аглямова — директор ТИСБИ и дочь действующего в то время мэра города Хамадеева. О методах, которыми велась борьба за власть в НГПУ, с упоением писали местные СМИ. Так, в одной из челнинских газет упоминалось, что глава города провел в вузе прием и лично пообещал квартиры всем нуждающимся «лояльным» педагогам. Кроме того, по предложению городской администрации, вузовский проект положения о выборах был изменен. Поскольку дочь мэра не работала в НГПИ в течение последних пяти лет, этот пункт просто исчез из списка обязательных. Звание доцента, которого у Аглямовой также не было, ей присвоили в кратчайший срок. В ходе выборов четверо из шести кандидатов — два профессора и два доцента университета — буквально в последний момент сняли свои кандидатуры. Исход «гонки» был предсказуем.
В минувшем году с НГПУ была связана еще одна малоприятная история — Рособрнадзор лишил университет государственной аккредитации по направлению «экономика и управление» (бакалавриат)
Начало ректорской карьеры Аглямовой стало и началом затяжного конфликта, который медленно закипал в стенах НГПУ в течение следующих нескольких лет. Так, в 2005 году группа преподавателей вуза обратились в СМИ с письмами, в которых требовала провести беспристрастную проверку всей деятельности руководства НГПУ — прежде всего по финансам и кадрам. Дочь мэра обвиняли во всех грехах — от фальсификации документов о премиях и нецелевого расходования бюджетных средств до «злоупотребления властью, бюрократизма и формализма». Протестующие утверждали, что за два года из вуза уволили более сотни преподавателей, в том числе 25, имеющих научные степени. Сама же Аглямова называла авторов письма «тремя неудачниками, которые прикрываются именем коллектива», а также «бездельниками». Противостояние сторон вылилось в пикеты с участием преподавателей и студентов и даже «мораторий на увольнение сотрудников», введенный в вузе по просьбе исполкома.
Закончилось все проверкой минобрнауки РТ и уголовным делом на Аглямову и главного бухгалтера университета — их заподозрили в присвоении свыше 2 млн рублей бюджетных и внебюджетных средств. Выяснилось, что обе фигурантки назначали сами себе различные надбавки к зарплате и премии. Аглямову освободили от занимаемой должности, досрочно расторгнув с ней трудовой договор, после чего и. о. ректора стал доктор педагогических наук профессор Ильдар Сафуанов. Недолгое спокойствие, возникшее в вузе после ухода Аглямовой, оказалось обманчивым — впереди уже маячили новые выборы.
Мэр Ильдар Халиков, объясняя назначение Мустафиной, подчеркивал: решение было обусловлено исключительно желанием администрации города и минобрнауки РТ сделать так, чтобы вуз хорошо прошел аттестацию
По итогам голосования 2006 года, которое преподносилось руководимом НГПУ как самое чистое и прозрачное, ректором должен был стать декан математического факультета Искандер Шакиров — он получил 51%. Однако, вопреки результатам выборов, ректором назначена Мустафина. Представитель федерального агентства по образованию, присутствовавший на церемонии, объяснил это тем, что «коллектив так и не достиг того уровня взаимопонимания и консенсуса <...> и того уровня работы, которого требуют от вуза аттестационные и аккредитационные нормативы». Сотрудники университета неоднозначно восприняли назначение — для них все происходящее напоминало дежавю, ведь ситуация повторилась: когда-то сверху к ним спустили Аглямову, теперь — Мустафину. Многие отмечали нелицеприятный факт: дочь главы назначили ректором НГПИ именно в период нахождения Мустафиной на посту заммэра, курирующего вопросы высшего образования.
Мэр Халиков, объясняя назначение Мустафиной, подчеркивал: решение было обусловлено исключительно желанием администрации города и минобрнауки РТ сделать так, чтобы вуз хорошо прошел аттестацию. В тот же день глава города назначил Мустафину советником мэра по вопросам высшего образования.
«Я ухожу с большей зарплаты и с работы, которую люблю, — цитируют Мустафину „Вечерние Челны“. — За 30 лет не было ни одного дня, чтобы я не хотела пойти на работу. Контракт у меня вообще-то подписан на 5 лет. Решение принято осознанно, хотя оно не было легким. Мы с вами многое можем изменить. У нас есть понимание и поддержка администрации города, министерства образования, федерального агентства. Я думаю, что поставленная задача выполнима. Я надеюсь на большую работу педагогической семьи. Могу сказать, что эта работа будет честная, искренняя, открытая, требовательная...»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 211
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.