В Пхенчхане сегодня состоялась церемония открытия зимней Олимпиады, в которой было мало пафоса, но много символов мира — того самого, которого Корейскому полуострову больше всего и не хватает. О том, зачем в церемонию вписали гимн хиппи, как сестра главы КНДР Ким Чен Ына общалась с президентом Южной Кореи, а Дмитрий Губерниев сдобрил корейский праздник плачем о российском горе, — в материале «БИЗНЕС Online».
ОЛИМПИЙСКИЕ АТЛЕТЫ ИЗ РОССИИ ВО ГЛАВЕ С ВОЛОНТЕРОМ
Сегодняшний день начался для российских олимпийцев с плохой новости: Спортивный арбитражный суд (CAS) отклонил все апелляции, которые ранее подали отстраненные от Игр спортсмены, и окончательно лишил их возможности участвовать в Олимпиаде-2018. Но это решение уже не удивило никого: в последнее время было так много шума вокруг России на Играх, что даже допущенные спортсмены боялись столкнуться с провокациями на церемонии открытия.
Как писал «Спорт-экспресс», большого желания идти на стадион под флагом международного олимпийского комитета (МОК) у нашей делегации не было. Во-первых, спортсмены боялись быть освистанными антидопинговыми активистами, во-вторых, на родине их могли обвинить в отсутствии патриотизма. Но олимпийский комитет России (ОКР) выпустил ответное заявление, в котором заявил, что в церемонии примут участие от 70 до 75 спортсменов из 169, остальные либо уже участвуют в соревнованиях, либо не прибыли в Пхенчхан.
Делегация РФ на церемонии выглядела немного меньше. Если быть точнее, это была делегация олимпийских атлетов из России — именно это было написано на табличке, которую несли перед спортсменами. Вместо флага России, очевидно, был флаг МОК. Но комитет мог хотя бы доверить кому-то из россиян право пронести его на церемонии, однако это сделал волонтер, назначенный оргкомитетом Игр. Несмотря на опасения, проход россиян обошелся без скандалов и прошел в дежурной для таких церемоний обстановке.
«ПЛОХОЙ МИР» ВМЕСТО ХОРОШЕГО ШОУ
Открытие Олимпийских игр по своему сюжету редко отличается от юбилея любого провинциального университета или дня какого-нибудь скромненького городка. В основе лежат все те же затертые архетипы: река, детство, культурный герой, древо, связь времен. Вопрос лишь в подаче и количестве потраченных денег.
Корейцы над сюжетом не заморачивались настолько, насколько это вообще возможно. Вот выходят дети (ощущение, что ребенок в роли главного героя — требование МОК), вот происходят красочные космические этюды, а вот лодка плывет по реке времени. Дальше немного этники, животных-символов, огонька и масштабных массовых номеров. С барабанами как символами даосизма придумали интересно и даже раздали инструменты зрителям. Но те же китайские барабанщики в 2008-м куда сильнее пробивали до мурашек. И почему только даосизм, если Корея за свою историю пережила огромное количество потрясений и впитала массу культурных традиций?
Северная и Южная Корея вместе! pic.twitter.com/BVcRY90ABW
— Спорт БО (@Sport_BO) 9 февраля 2018 г.
Ответ последовал очень скоро. Инь и Янь — это, очевидно, две Кореи, и от их сосуществования сегодня буквально зависит судьба мира — все как в космогонии даосизма. А тут еще и представитель власти КНДР прибыла на официальную церемонию — сестра Ким Чен Ына, Ким Ё Чжон, мило беседовала с президентом Южной Кореи Мун Джэином в ложе. Даосская дуальность и гармония противоположностей сейчас куда актуальнее непривлекательной реальности — лидеры КНДР не были у соседей полвека, а даосизм давно неактуален в стране, где 46% граждан не исповедуют религию, а остальные являются преимущественно христианами и буддистами.
Организаторы же залили зрителей сиропом из символов мира (голубь, свечи, цельный Корейский полуостров) и настолько часто повторяли это слово, что культурная идентичность отошла на второй план. Открытие Олимпиады из презентации страны-хозяйки превратилось в пропаганду гуманизма с оттенком лицемерия — разговоры о мире проходили на фоне неоднократно обозначенных намерений КНДР при необходимости развязать войну как с соседями, так и с Западом в любой момент.
Подобные акценты сказались на повествовательной линии — она периодически уходила в сторону от сюжета, говоря о сторонних проблемах, и цельной картины не получилось. Резкий переход от древности к роботам и гаджетам — ярчайший тому пример. Да, показать невероятно сложную историю Кореи, которая постоянно подвергалась завоеваниям и смене культурной идентичности, — то еще удовольствие. Но почему бы не пойти вопреки всем клише и не сделать церемонию в драматическом ключе? Кому еще это делать, как ни стране, которая в истории своей совершала подвиг за подвигом, стране, которая за полвека не только отстроилась заново за счет денег гибнущих на чужбине детей, но и стала одним из самых передовых государств мира?
Но нет, мы увидели очередной масштабный утренник с грудой этнических стереотипов и технологиями как главной визитной карточкой страны. Из череды одинаковых церемоний открытий последних лет выбивались только масштабная китайская, креативная и современная британская и пафосная российская.
РОССИЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ
Показательным эпизодом стало исполнение Imagine Джона Леннона. Да, выглядело и звучало потрясающе — вы с удовольствием несколько раз переслушаете этот шикарный кавер в исполнении национальных инструментов. Но это чужая песня и опять же песня не про Корею, а про мир. Для сравнения: в Лондоне-2012 Muse, Arctic Monkeys и Пол Маккартни смогли сказать и про свою культуру, и про мир куда больше собственными хитами. Пока страны будут бояться делать современно, красиво и оригинально, смотреть открытие олимпиад не имеет никакого смысла. Ведь даже сумасшедший K-pop на подобных мероприятиях прозвучал бы куда уместнее давно избитого гимна хиппи.
Салют!#PyeongChang2018 #Olympics2018 pic.twitter.com/x410Szg4PD
— Спорт БО (@Sport_BO) 9 февраля 2018 г.
Стоит ли критиковать корейцев за тривиальную церемонию открытия? Быть может, они посчитали, что двухчасовое представление перед спортивными соревнованиями непрактично делать слишком эпическим и ультрадорогим. И это тоже, если хотите мессидж. Бережливые корейцы лучше вложат лишнюю вону в медицину или робототехнику, чем в архаичные спортивные состязания. Какие лыжи и фигурное катание, если страну давно покорил киберспорт, за которым, очевидно, будущее? Побывав в Корее, вы сразу забудете про Илона Маска и его космическую программу. Космос — уже здесь. Южная Корея — это другая планета что в моральном, что в техническом плане. Там даже туалеты куда более умные и технологичные, чем российские автомобили. А про то, как там наказывают за коррупцию, вы и так не раз слышали в виде примера на различных политических шоу.
Отдельно стоит сказать о телетрансляции. Может быть, дело в дружбе с биатлонистами, а может, в эфирной паре в виде бывшей жены (брак с Ольгой Богословской продлился с 2000 по 2005 год), но Дмитрий Губерниев вместо комментария открытия выдал двухчасовое признание в любви к российскому государству.
Были, разумеется, и едкие фразы про рекордно большую американскую делегацию, которая чувствует себя в Корее хозяином. После такого комментария к открытию совершенно четко ясно, в каком ключе будут вестись все последующие трансляции. Похоже, спортивно-политические информационные войны только начались.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.