«У Путина звериное чутье власти больше, чем было у Ельцина», — считает Сергей Шахрай. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» известный политик 90-х рассуждает о том, почему на то, чтобы в России появились настоящие выборы, нужны десятилетия, почему Кремль согласовал выдвижение Собчак и Грудинина, и напоминает, что договор 1994 года Татарстана с федеральным центром спас нашу страну.
«Я снимаю шляпу перед Путиным за то, что он не переписал Конституцию», — сказал российский государственный и политический деятель, и. о. декана Высшей школы государственного аудита (факультета) МГУ Сергей Шахрай
«ЕСЛИ БЫ АМЕРИКАНЦЫ ХОТЕЛИ РАЗВАЛИТЬ РОССИЮ, ИМ НАДО БЫЛО НАЧАТЬ С КОНСТИТУЦИИ»
«Я снимаю шляпу перед Путиным за то, что он не переписал Конституцию», — сказал на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» гость нашей редакции, российский государственный и политический деятель, и. о. декана Высшей школы государственного аудита (факультета) МГУ Сергей Шахрай.
О российской Конституции разговор зашел, конечно, не случайно: Сергей Михайлович — один из ее авторов. Он рассказал: «Конституцию России, действующий текст, написали два человека — Сергей Шахрай и Сергей Алексеев (известный ученый-правовед, председатель комитета конституционного надзора СССР, народный депутат СССР (1989–1991), доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук РФ — прим. ред.). Сергей Сергеевич написал второй раздел, сильнейший — о правах и свободах человека. Алексеев был, я считаю, лучшим теоретиком права в России. Остальные разделы писал я, а раздел о президенте мы писали с ним как Ильф и Петров. Один охранял рукопись, другой бегал, согласовывал с президентом».
— А кто писал о федерализме? — заинтересованно спросили журналисты нашего издания.
— Это мой раздел, это выстрадано, — признался доктор юридических наук.
— Некоторые конспирологи считают, что Конституцию России написали американцы и через американское посольство отдали президенту Борису Ельцину, а Шахрай и Алексеев только оформляли это дело...
В ответ на такой, прямо скажем, провокационный журналистский вопрос, Сергей Михайлович только усмехнулся: «На самом деле, уж какая Конституция дальше всего от американской, так это наша. Вообще не совпадают. В США президент — глава исполнительной власти. Это совсем другая система, там нет правительства — есть исполнительное лицо, и вокруг него министры, госсекретари и так далее. У нас другая система, причем она едва ли не старше самих Соединенных Штатов. Это Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839, русский общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец, известен в том числе фундаментальным трудом о своде законов — прим. ред.). Он не написал цельный проект Конституции, но он нашел вот это золотое сечение, золотое правило. Он решал нетривиальную задачу...»
— Государя вписать в Конституцию?
— Ну конечно! Монархия при парламенте, независимом правительстве в федеративном государстве. Монарха не уберешь! — заметил Шахрай. — И Сперанский решил так же, как мы с Сергеем Сергеевичем: мы монарха поставили рядом. Это традиция российская. Это не изобретение, это понимание нашей природы власти».
— Поэтому когда Ельцина называли царем Борисом или Путина называют царем, за этой шуткой стоит многое, — предположили журналисты.
«Путин — первый глава государства, первый во всей нашей истории, имеется в виду конституционной, который, придя к власти, не переписал Конституцию»
«ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ МОЖЕТ СИДЕТЬ НА ПЕЧИ, НО ЕСЛИ ЗАСПОРИЛИ ПАРЛАМЕНТ И ПРАВИТЕЛЬСТВО, НАДО С ПЕЧИ СЛЕЗАТЬ»
«Смотрите, Ельцин по этой Конституции работал 6 лет, Путин — 18. Чья это Конституция? — задал риторический вопрос профессор. — Путин — первый глава государства, первый во всей нашей истории, имеется в виду конституционной, который, придя к власти, не переписал Конституцию. Наверное, перепишет в последний срок... У Путина звериное чутье власти, больше, чем было у Ельцина, он умеет пользоваться этим инструментом. И если бы американцы или кто-то еще хотели развалить нашу страну, они должны были начать с замены Конституции...»
Шахрай рассказал, что предлагают, например, взять за образец немецкую модель — понятно, ведь наш президент работал в Германии, знает отлично немецкий язык: «И там нет проблемы сроков: сколько твою партию избрали, столько ты и канцлер. Все заманчиво, правильно?.. Но при всей заманчивости и привлекательности немецкой модели нельзя строить государственную власть в беспартийном обществе. Ну что, „Единая Россия“ — партия? Это организация, организм, механизм — как хотите, назовите. Если в обществе нет партий, создать систему канцлеров... Сразу страна развалится».
Про английскую модель Шахрай тоже отозвался отнюдь не восторженно: «Мало кто знает, что англичане изобрели парламент не для того, чтобы принимать законы. Парламент был изобретен для финансового контроля за деньгами правительства. Там традиция — бюджетный комитет возглавляет депутат от оппозиции, а Счетную палату назначает королева по предложению оппозиции Великобритании. Это связано с тем, что деньги должны контролировать те, кто не у власти в данный момент. Вот если наши парламентарии освоят то, что есть в тексте Конституции, — финансовый контроль, у нас будет сильнейший в мире парламент».
О подготовке Конституции России профессор рассказал очень интересные детали: «Когда мы с Сергеем Сергеевичем работали над разделом о президенте, мы уже прекрасно понимали, кто такой Борис Николаевич Ельцин и что надо было не давать ему полномочия, а писать так, чтобы их у него не было. И мы в шутку называли наш проект британской моделью российского президента. И если бы не одно полномочие, а оно называется „право издавать нормативные указы“... Смотрите, что у президента? У него все полномочия — на случай конфликта. Может сидеть на печи, но заспорили парламент и правительство — надо с печи слезать и менять парламент или менять правительство. Случился конфликт в регионе — надо слезать с печи и отдавать дело в суд или вводить войска. То есть повседневных функций у нашего президента в Конституции нет. Просто у нас традиция такая была у всех премьеров в истории — прятаться за спиной президента и не нести ответственности за непопулярные решения».
Впрочем, одно исключение в новейшей истории России было, когда прописанная в Конституции модель работала на 100%, рассказал Шахрай. Это когда главой правительства РФ был Евгений Примаков: «Он пришел в премьеры как компромисс парламента и президента, а внутри парламента — компромисс партий. Президент не вмешивался и не мог вмешиваться в его полномочия. И это было то, что записано в Конституции: премьер — глава исполнительной власти...»
«ДОГОВОР МОСКВЫ И КАЗАНИ, БУДУЧИ ОТМЕНЕННЫМ, ОПЯТЬ СТАЛ ЯБЛОКОМ РАЗДОРА»
Ответил Шахрай на вопросы наших читателей о вызвавшем громкий резонанс непродлении договора Москвы и Казани: «Из всех вопросов, которые вы мне задали, на этот можно ответить так — это самая большая ошибка федеральной власти. Хотя бы потому что, во-первых, договор спас Россию и Татарстан в 1994 году, а во-вторых, он уже никому не мешал. Но будучи отмененным, он стал опять яблоком раздора».
Профессор добавил: «Могу признаться, ведь уже много лет прошло — пока договор с Татарстаном был единственным, эксклюзивным, меня это немножко волновало, как вице-премьера, политика федерального. И я помог, чтобы договоры заключили еще несколько субъектов. Девальвация! То есть надо было показать, что договор — это не манна небесная и не государственная награда, это инструмент, просто повседневный инструмент управления государством. Посмотрите часть 3-ю статьи 11 Конституции России — это основы строя, это даже нельзя без референдума изменить. Мы записали с Сергеем Сергеевичем, что распределение предметов ведения и полномочий в России осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами. Вот это „и иными договорами“ было под написанный проект договора с Татарстаном, о котором мы три года вели переговоры. И пока не записали это „и иными договорами“, нельзя было подписать договор такого уровня, не имея конституционной основы. И политически, и юридически, может, политически даже важнее...»
Шахрай подчеркнул: «Когда истек срок действия договора и сказали, что под ним нет конституционной основы, никто просто, я имею в виду на федеральном уровне, не открыл 11-ю статью Конституции. Это способ распределения полномочий, это не документ между государством и его частью, это способ организации власти».
«Почему договор спас Россию? — этот вопрос задал сам Шахрай. — Потому что в республике не прошел референдум о новой Конституции в 1993 году. Не были избраны два сенатора и пять депутатов в Государственную Думу. И, имея Конституцию РТ от 6 ноября 1992 года, в принципе, можно было уже и в венецианской комиссии (консультативный орган по конституционному праву, созданный при совете Европы, — прим. ред.) вести переговоры о независимости Татарстана. Но когда подписали договор в феврале 1994 года и решили все острейшие проблемы, тут же в республике прошли выборы. Если вспомните, избрали Фарида Мухаметшина и Минтимера Шаймиева в Совет Федерации и избрали пять депутатов в Государственную Думу. По международному праву и по конституционному праву выборы на твоей территории в общенациональный парламент — это признание общенационального суверенитета. Признание — не больше и не меньше. Поэтому я говорю, что договор спас и Россию, и Татарстан. И в республике хватило ума, как бы кто ни относился к Шаймиеву, к Рустаму Минниханову сейчас, конвертировать вот эти полномочия, полученные по договору, в экономические преобразования. Да, как всегда в России, с нарушениями в приватизации, еще в чем-то, но [мы видим в РТ] качество жизни, качество управления, качество науки, связи и так далее. Россия дошла до того, что Татарстан экспортирует чиновников и в Москву, и в Махачкалу...»
«Ксения Собчак — не проект Кремля, но проект, разрешенный Кремлем»
КАНДИДАТ СЕРГЕЙ БАБУРИН — ЭТО «ПРОБЛЕМА РУССКОГО АЛФАВИТА»
За месяц до 18 марта, дня голосования, на интернет-конференции не могла не возникнуть горячая тема президентских выборов в России. Шахрай улыбнулся вопросу читателя: «Вас кто-нибудь из кандидатов на пост президента РФ „вдохновляет“?» И весело заметил: «Глагол „вдохновляет“...» Меня вдохновляют красивые женщины, особенно в Казани и в Ростове. А кандидаты меня не вдохновляют по определению».
— Среди них есть одна кандидатка, — намекнули мы.
«Не вдохновляет!» — рассмеялся наш гость. Он сказал, что Ксения Собчак — не проект Кремля, но проект, разрешенный Кремлем. А цель удивившей многих ее поездки в США — заработать капитал, конвертировать статус кандидата в президенты России в нечто куда более материальное.
В ответ на вопрос о том, почему оказался в кандидатах в президенты России всеми позабытый Сергей Бабурин, Шахрай пошутил: «Это проблема русского алфавита, и больше ничего. Если бы нашелся кто-то на букву „а“ такого уровня, его бы откопали». Ну чтобы не Павел Грудинин оказался номером один в бюллетене.
«Самый главный вопрос для меня сейчас — идти на выборы или не идти? — говорит профессор. — Результат понятен. Но это не означает, что надо рвать на себе волосы. Трудно в это поверить, но нужны десятилетия, столетия, чтобы от выборов что-то зависело, чтобы возникли в обществе слои и классы, оформившие свои интересы. И тогда у каждого будет яркий кандидат. А сейчас... Это тоже важно — сейчас мы играем в демократию. Это такой водевиль. Можно сказать „имитация“, но это та имитация, которая обязательна. Раз записано в Конституции, этот спектакль надо сыграть. Хуже, лучше... Лучше — лучше. И жить до следующего».
«Сейчас идет игра в честные выборы, — заметил Шахрай. — И будет сделано очень много. И правила поменялись с этими открепительными удостоверениями, и видеокамеры будут, и Памфилову поставили (Элла Памфилова, председатель ЦИК РФ — прим. ред.)».
«Сейчас идет игра в честные выборы»
Она не на «ручном управлении» из Кремля, уверенно сказал Сергей Михайлович: «Она может ошибаться, часто ошибается, но если уперлась, сделает выборы честными... Но в чем опасность ситуации? Не пойдут — все равно же итоги выборов ясны. И вот что делать с низкой явкой? Видите, одно время хотели на местах привязать к 18 марта решения накипевших вопросов, местные референдумы — где-то свалку уничтожить, где-то парк сделать. Не сработало. Более того, в Москве даже в юридическом порядке суды совмещать выборы с референдумами запретили — был протест прокурора. Ему правильно не объяснили ситуацию с явкой (смеется)».
Шахрай пояснил: «Раньше низкая явка всегда была выгодна власти, особенно если это выборы не федеральные, а в субъекте Федерации. Почему? Пришло 40 процентов, значит, 30 процентов можно вбросить. А если пришли живьем, не вбросишь... Как сейчас решить проблему явки? Если только американцы выручат, еще какие-то санкции введут...»
Известный фермер Мурат Сиразин прислал Шахраю вопрос о том, какова вероятность, что Путин, победив на выборах, назначит премьером Грудина?
«Для меня очевидно, что Грудинина премьером не назначат, — был категоричен профессор. — Что он за человек? Это современный бизнесмен. Он был депутатом, беспартийным, но от „Единой России“. И совпало так, что Зюганов реально побоялся на этих выборах стать третьим. Видите, Жириновский не сходит с экранов — это тоже технологии. И Зюганов, который реально прибаливает, осознал, что придет не вторым... В результате совпали факторы. Зюганов сомневался до самого съезда. Но когда он возглавил штаб Грудинина, я понял, что Грудинин много не наберет: своему преемнику Зюганов стать вторым тоже не даст. Зачем? Он должен остаться белым и пушистым... Так что сюрпризов здесь не будет. Тем более что грамотно раскрутили счета Грудинина, имущество сына, семьи».
— Неужели, вопреки Кремлю, не согласованно выскочила эта фигура? — засомневались журналисты.
«Вы что, наоборот, согласованно! — заверил Шахрай. — Все забыли, что в прошлом году прошла поправка в Конституцию, для меня удивительная, что на 10 процентов мест в Совете Федерации может назначать президент. Это означает, что места 17 членов Совета Федерации — они для Зюганова, для Жириновского, для Медведева... Для тех, кто сыграл свою роль... И мы с вами увидим после 7 мая, дня вступления в должность президента России, что эта квота начнет реализовываться».
...На интернет-конференции Шахрай, которого читатели засыпали интересными вопросами, говорил также об острой проблеме татарского языка; о судебной реформе, которая могла бы развязать руки бизнесу и быстро поднять экономику; о том, кто такой Алексей Навальный и как сама власть невольно способствует росту его популярности; об американских санкциях, которые в США были приняты на законодательном уровне, так что нам в них «барахтаться до внуков и правнуков»...
Полная стенограмма будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».
Шахрай Сергей Михайлович
Родился 30 апреля 1956 года в Симферополе. С отличием окончил юридический факультет РГУ по специальности «государствоведение» (1978), аспирантуру МГУ им. Ломоносова (1982), Финансовую академию при Правительстве РФ (2004). Кандидат юридических наук (1981). Доктор юридических наук (2005).
1982–1987 — ассистент юридического факультета МГУ им. Ломоносова.
1987–1990 — заведующий лабораторией правовой информатики и кибернетики МГУ.
1989 — общественный консультант комитета по законодательству Верховного Совета СССР.
1990–1992 — народный депутат РСФСР. Председатель комитета Верховного Совета РСФСР по законодательству, член президиума Верховного Совета РСФСР.
1991–1992 — государственный советник России по правовой политике, член Государственного Совета РСФСР, заместитель председателя правительства РФ, руководитель государственно-правового управления президента РФ, глава временной администрации на территориях Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики.
С 11 ноября 1992 — заместитель председателя правительства РФ, председатель государственного комитета РФ по национальной политике, с 23 декабря 1992 — заместитель председателя совета министров — правительства РФ, председатель госкомитета РФ по национальной политике.
1992–1996 — член совета безопасности РФ.
1993 — представитель совета министров — правительства РФ для участия в конституционном совещании, председатель госкомитета РФ по делам федерации и национальностей.
В декабре 1993 избран депутатом Государственной Думы.
20 января 1994 – 16 мая 1994 — министр РФ по делам национальностей и региональной политики.
1994–1996 — член президиума правительства РФ, заместитель председателя правительства РФ.
С 24 августа 1995 — член совета по местному самоуправлению при президенте РФ.
Декабрь 1995 – 22 января 1997 — депутат Госдумы II созыва.
7 декабря 1996 – 29 июня 1998 — полномочный представитель президента РФ в Конституционном суде РФ.
С 19 сентября 1997 — член межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по федеральной конституционной безопасности
С 14 октября 1997— член совета при президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.
1997–2000 — член совета директоров ОАО «Газпром-Медиа». В течение некоторого времени входил в руководство АФК «Система».
С 29 мая 1998 — член совета по местному самоуправлению в РФ.
С 20 октября 1998 — советник председателя правительства РФ по юридическим вопросам.
С 22 ноября 2000 года — заместитель руководителя аппарата Счетной палаты России, директор НИИ системного анализа Счетной палаты РФ.
С декабря 2003 — заместитель председателя Совета — ответственный секретарь российского союза налогоплательщиков.
С 12 ноября 2004 — руководитель аппарата Счетной РФ, научный руководитель НИИ системного анализа Счетной палаты РФ.
С 5 сентября 2008 — член совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи
С 5 ноября 2009 — член межведомственной комиссии по вопросам повышения качества высшего юридического образования.
С 21 января 2011 — член научного совета при совете безопасности РФ.
Профессор МГИМО МИД РФ и Московского университета МВД России.
И. о. декана Высшей школы государственного аудита (факультета) МГУ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 217
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.