Зампрокурора РТ Марат Долгов ответил на запрос челнинского депутата Сергея Яковлева, который решил поднять старую и уже почти неприличную тему — когда Татарстан «отречется» от названия должности «президент», как того велит федеральный закон. Надзорный орган подчеркивает, что Госсовет РТ уведомлен о неотвратимых изменениях, и уже разрабатывается закон «О конституционной комиссии РТ». Сами парламентарии, однако, слышат об этом впервые.
Сергей Яковлев обратился к генпрокурору РФ с просьбой проверить, почему Татарстан до сих пор не переименовал название должности высшего должностного лица региона
«Я ВЕЗДЕ СДЕЛАЛ ЗАПРОСЫ»
Болезненный вопрос во взаимоотношениях Татарстана с федеральным центром, который, казалось, удалось замести под ковер, вновь вышел наружу. Все благодаря челнинскому оппозиционному депутату Сергею Яковлеву, который обратился к генпрокурору России Юрию Чайке. В обращении Яковлев просит проверить, почему Татарстан до сих пор не переименовал название должности высшего должностного лица региона, как того требует федеральный закон, принятый еще в 2010 году.
«Сам я не могу как физлицо обратиться в Конституционный суд — это может только президент, Госсовет или местный парламент. Поэтому я везде сделал запросы — Путину, в Госдуму, в генпрокуратуру», — объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Яковлев.
Судя по всему, из Москвы запрос спустили в республиканскую прокуратуру, которая была вынуждена что-то ответить челнинскому депутату. Ответ за подписью зампрокурора республики Марата Долгова Яковлев опять же опубликовал на своей странице. Смысл сводится к тому, что, оказывается, работа по изменению Конституции и лишению республики должности «президент» уже запущена.
«Прокуратурой Республики Татарстан направлены информации председателю Государственного Совета республики о необходимости принятия мер по приведению норм Конституции РТ в соответствие с требованиями федерального законодательства», — сказано в ответе Долгова. В этом же документе указано, что «в целях обеспечения комплексного подхода к корректировке Конституции республики в Государственном Совете республики создана рабочая группа по разработке закона „О конституционной комиссии РТ“». Завершает же свое письмо от 9 февраля 2018 года Долгов словами, что в настоящий момент оснований для прокурорского реагирования нет.
Смысл ответа Марата Долгова на запрос Яковлева сводится к тому, что, оказывается, работа по изменению Конституции и лишению республики должности «президент» уже запущена
«Самое интересное, что прокуратура информацию довела до Госсовета, но почему-то не довела ее до президента», — удивляется инициатор обращения.
Все бы ничего, но о работе и даже о существовании такой рабочей группы никогда до этого известно не было, в том числе целому ряду опрошенных «БИЗНЕС Online» депутатов. Пресс-служба Госсовета РТ в ответ на запрос нашей газеты от каких-либо комментариев отказалась. В самом надзорном ведомстве тоже не стали давать пояснений, лишь подтвердив подлинность письма Яковлеву и заметив, что вопрос «находится в поле зрения».
Заметим, что опыт внесения изменений в собственную Конституцию у Татарстана есть, и довольно обширный. В начале 2000-х тогдашний прокурор РТ Кафиль Амиров не раз вносил в Госсовет РТ соответствующих представлений. Отдельные положения основного закона республики признавал недействительными Верховный суд РТ. Заметим, что создания «конституционных комиссий» для этого не требовалось.
То, что прокуратура на этот раз ограничивается «информациями» в адрес Госсовета РТ и не ставит конкретных сроков, говорит о том, что форсировать разрешение правовой коллизии федеральный центр пока все-таки не стремится, но сам курс остается неизменным и жестким.
В начале 2000-х Кафиль Амиров не раз вносил в Госсовет РТ представления о внесении изменений в Конституцию РТ
«ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СТРАСТИ»
Страсти вокруг того, как должен называться глава Татарстана, возникли не сегодня и не вчера. Первый законопроект, исключающий слово «президент» из наименования высшего должностного лица субъекта РФ, в декабре 2000-го года внес депутат от ЛДПР Евгений Ищенко. Но правовое управление Госдумы вынесло отрицательный вердикт с актуальной и по сей день формулировкой: «Следует указать, что слово „президент“ употребляется не только как наименование должности главы государства (президентом может именоваться также руководитель какой-либо организации), и это вполне согласуется с правилами русского языка, — говорится в отзыве. — С правовой точки зрения предлагаемое нововведение несостоятельно и некорректно, поскольку, согласно части 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации являются государствами. Исходя из этого, наличие в республике поста президента вполне правомерно». Законопроект был тем не менее вынесен на голосование и отклонен — 18 января 2002 года за него проголосовали лишь 11,3% депутатов.
Все изменилось, когда аналогичный законопроект был внесен с подачи Рамзана Кадырова, утверждавшего, что в России должен быть только один президент, группой депутатов Госдумы и Советом Федерации. На этот раз закон был принят, и в декабре 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал его, объявив региональных «президентов» вне закона. При этом не исключалась возможность самостоятельно определять наименование должности главы региона — например, предлагались альтернативы «глава», «руководитель» и так далее. Запрет официально начинал действовать с 1 января 2015 года, то есть в следующие 5 переходных лет все регионы должны были привести свои конституции или уставы в соответствие с новыми требованиями.
Законопроект был внесен с подачи Рамзана Кадырова, утверждавшего, что в России должен быть только один президент, а Дмитрий Медведев подписал его, объявив региональных «президентов» вне закона
Татарстан также должен был «отречься» от своего «президента» к 2015 году, но не стал. Тогда грамотным татарстанским лоббистам, в числе которых был, например, Олег Морозов, удалось выбить у Москвы отсрочку еще на год. Формальным обоснованием стало то, что Татарстан на тот момент все еще был регионом, который имел с федеральным центром договор о разграничении полномочий и предметов ведения. Вместе с тем тогда 2015 год практически весь прошел под эгидой споров вокруг должности президента в Татарстане. Но большинство экспертов и знакомые с планами Кремля люди утверждали, что президентству Татарстане быть. Осенью прошли выборы, на которых с результатом в 94% голосов победил Рустам Минниханов. На его инаугурации первый президент РТ и госсоветник республики Минтимер Шаймиев открыто высказался за сохранение названия должности и пожелал Минниханову встретить 100-летие ТАССР в 2020 году в нынешнем статусе: «Людям нравится как сам президент, так и название высшего должностного лица нашей республики — президента... Тем более что очень важно для многонациональной республики — это название нас объединяет. И сильно объединяет».
Сам Минниханов высказывался на этот счет всегда очень осторожно, давая понять, что от идеи переименования не в восторге, но мы живем в правовом поле.
Наконец на очередной декабрьской пресс-конференции Владимир Путин, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о наименовании первого лица Татарстана, сказал буквально следующее: «У нас ведь как говорят: хоть горшком назови, лишь бы в печку не ставили. Это дело самого Татарстана. Я не думаю, что это так чувствительно, что это заденет национальные чувства. Вы же знаете, как остро реагируют на свои национальные чувства народы Кавказа. Но даже если Чечня сказала: „У нас в стране должен быть один президент!“ Это был выбор чеченского народа. Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана. Поэтому вы сами там решайте, ладно?»
Этим своим заявлением Путин словно дал полный карт-бланш республике по этому вопросу, и разговоры о наименовании должности главы Татарстана поутихли. Тем более, по результатам социологического опроса местного ФОМа на ноябрь 2015 года, 70% татарстанцев были за сохранение наименования должности «президент».
Ситуация вновь обострилась уже в прошлом году, когда Москва «забыла» продлить договор с Татарстаном, который со временем автоматически утратил свою силу, что породило следом ряд «спящих норм» в Конституции РТ. Незадолго до этого Госсовет РТ выступил с обращением к Путину, где речь в основном шла о договоре, но также было недвусмысленно сказано: «Уважаемый Владимир Владимирович, просим вас поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан».
В то же время опрос среди казанцев, проведенный в августе 2017 года, показал, что, по крайней мере, в столице единства мнений нет. За сохранение нынешнего наименования должности — лишь 43% опрошенных (53% татар и 36% русских): много, но не большинство. Наименование надо изменить — так считают 33% опрошенных: 26% татар (четверть опрошенных, что немало) и 37% русских. «Для меня это не имеет значения» — так ответил 21% (16% татар и 25% русских). 4% затруднились ответить.
В итоге же ситуация оказалась поставлена на паузу: ни мира, ни войны. Высокопоставленные источники федеральных СМИ заявляли, что принято решение сохранить в Татарстане должность президента РТ до 2020 года — истечения срока полномочий Минниханова. Сдержит ли Кремль неформальное обещание?
Сам Минниханов высказывается на этот счет всегда очень осторожно, давая понять, что от идеи переименования не в восторге, но мы живем в правовом поле
«НИКТО ИЗ НАС НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ ОБ ЭТОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЕ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» выразили свое отношение к происходящему.
Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ от Татарстана:
— Неоднократно мы слышали комментарии о том, что [Рустам Минниханов] был избран президентом, избиратели Татарстана голосовали за «президента». Мы слышали, что, по крайней мере, до конца срока эта конструкция сохраняется. Мне сложно сказать, чем руководствовалась прокуратура республики. Накануне выборов президента РФ искусственно [нет смысла] обострять этот вопрос, который по большому счету сейчас не влияет ни на какие правоотношения федерального центра и региона и никак им не вредит. Не вижу необходимости в такой срочности. Не думаю, что раскачивание этой темы, если оно будет, породит какие-то протестные настроения в обществе, но определенное недоверие к институту прокуратуры, которая говорит сначала одно, а потом другое, может появиться.
Артем Прокофьев — депутат Госсовета РТ (фракция КПРФ), второй секретарь рескома татарстанского отделения КПРФ:
— Что касается меня, моих коллег по фракции КПРФ в Госсовете Татарстана, то никто из нас ничего не знает об этой рабочей группе по разработке закона о конституционной комиссии РТ в нашем парламенте. Для нас это полнейшая новость. Я полагаю, что эта рабочая группа была создана, наверное, давным-давно. И едва ли она была привязана к переименованию должности президента РТ, к позиции прокуратуры по этому вопросу. Тут надо разбираться, конечно. Идет ли речь действительно о переименовании этой должности? Насколько эта рабочая группа действительно ведет такую работу? Могу лишь повторить, что наша фракция ничего о такой работе не знает.
Думаю, есть шансы, что должность президента Татарстана сохранится до 2020 года, до конца президентского срока Рустама Минниханова. Тем более что мы знаем: в свое время федеральный центр даже продлевал переходный период, предусмотренный в законе об основах организации органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, куда как раз были внесены положения о наименовании должностей руководителей регионов. Тогда всеми было воспринято, что такое продление переходного периода сделано именно для Республики Татарстан, которая этот процесс, скажем так, еще не завершила. Конечно, сейчас уже эти сроки вышли, даже дополнительные, с учетом продления. Тем не менее мы видим, что раз какие-то уступки были со стороны федерального центра в этом вопросе, все может быть. С другой стороны, заметно, что в последнее время позиция Москвы в отношении реализации на практике своих решений стала гораздо жестче.
Павел Салин — директор центра политологических исследований финансового университета:
— Думаю, наложились друг на друга два момента. Первый — общий федеральный тренд, который заключается в налаживании новой вертикали власти в национальных республиках. Где-то этот тренд проявляется ярко и масштабно, например в Дагестане. А где-то, в том числе в республиках, которые не относятся к Северному Кавказу, дают понять, что пересмотр негласного договора между федеральным центром и национальными республиками касается всех. Кого-то касается жестко и масштабно, когда идет речь в перспективе о полном перераспределении финансовых потоков. Кого-то же касается меньше, даже символически, как Татарстан, возможно. Второй — вопросы аппаратной выживаемости, когда чиновники пытаются подстроиться под задаваемые властью тренды и остаться в кадровой обойме. Мы видим, что интенсивность конфликтов возросла, приближаются выборы, а за ними грядет серьезная перенастройка власти. Скорее всего, она коснется и силовых структур. Сейчас уже говорят о реформе следственного комитета, но затронет она и прокуратуру. Последней же хочется продемонстрировать верховной власти, президенту, что она понимает эти тренды и готова в этих рамках действовать.
Будут ли протестные настроения, зависит от властей республики. Думаю, что негативного резонанса не будет, если ситуацию не начнут будировать местные элиты. Как местные элиты расценивают шаг прокуратуры? Это первый шаг, за ним последует очередной?
Если заявление о сохранении должности президента в Татарстане было неофициальным, то это, скорее всего, слух. Было это обещание Кремля или нет, большой вопрос. Вопрос в том, как господин Минниханов будет выстраивать свои отношения с элитой, если он этот шаг пропустит. Я сомневаюсь, что Путин лично что-то обещал, он выражается более обтекаемо.
«ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА ЭТА ПРОБЛЕМА БОЛЬШЕ ИСКУССТВЕННАЯ, КАК И С ЯЗЫКОМ»
Сергей Сергеев — завкафедрой социальной и политической конфликтологии КНИТУ-КХТИ, доктор политических наук:
— Это частная инициатива депутата Яковлева, и в таком качестве она, скорее всего, не будет иметь никакого продолжения. Однако после выборов можно представить три сценария развития событий с вероятностью воплощения по убывающей.
Первый — продолжится приведение республики к единому знаменателю, но, насколько я представляю, неофициально президенту РТ было обещано, что
до конца его срока название занимаемой им должности сохранится.
Есть аналитики, которые полагают, что ситуация в скором времени ужесточится и после выборов начнется закручивание гаек во всех отношениях. Возможно, это коснется и республик в составе России — тогда ситуация изменится раньше, может быть, даже в течение этого года. Но даже в этом случае заявление депутата Яковлева будет использовано лишь как повод; в ход будут пущены гораздо более мощные рычаги. Третий вариант — вообще ничего не изменится в течение ближайших лет, поскольку в федеральном центре решат, что не стоит трогать Татарстан, будут другие проблемы на повестке дня. Возможность воплощения в жизнь этого сценария я бы оценил как самую низкую, но не нулевую.
Если республиканские власти хотят сохранить прежний титул главы республики, то в данный момент, считаю, для этого никаких официальных шагов предпринимать не надо.
Виктор Минин — политолог, политтехнолог:
— Это говорит о том, что курс на сплоченность и унификацию Путиным взят жестко. Сохраняться он будет независимо от политических циклов, здесь даже выборы не стали препятствием для рассмотрения этого вопроса. Путин и Москва не боятся никаких серьезных проблем в Татарстане в этом смысле. Они считают их преувеличенными и связанными с борьбой элиты за власть и преференции, добытые при первой фазе борьбы за суверенитет Татарстана. Для федерального центра эта проблема больше искусственная, как и с языком. Опросы ФАПСИ и другие закрытые опросы говорят, что это неопасно, а курс будет продолжен.
Конечно, возникнут протестные настроения. Но они будут организованными, локальными, наполовину искусственными. По большому счету доверие народа было потрачено на бизнес-цели, борьбу за власть, финансовые и материальные ресурсы. Думаю, такой поддержки, как раньше, у местной элиты нет. Реакция властей ожидается мягкая, двойственная — спасать свои шкуры. Путин это хорошо понимает и заканчивает этот танец.
Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:
— Откладывали этот вопрос сколько могли. Ни в одной стране мира нет столько президентов, как у нас. У нас президентов было больше, чем по всей Европе или по всей Азии на волне суверенизации, эйфории от независимости. Мы помним, что была не только декларация о госсуверенитете ТССР, но и акт о госнезавимости РТ, принятый 2 ноября 1991 года. Создавались структуры, параллельные российским, был и вице-президент. Все делалось, чтобы быть зеркальными России и не уступать ей. Но это время закончилось. Надо найти способы перехода к мягкой федерации. Хочется немного покритиковать российскую власть, которая, к сожалению, не понимают, что главное — финансовый федерализм. Нам нужно, чтобы 40 процентов доходов уходило в центр, 30 процентов — в регионы и еще 30 процентов — на муниципальные нужды. Это позволило бы решать бытовые, инфраструктурные, социальные проблемы населения. К сожалению, такого федерализма у нас не хватает. Приходится ездить в Москву, выбивать деньги, влезать в долги. Это неправильно.
Здесь содержание важнее обертки, хоть башем назовите! Большинству татар это проблем не доставит. Мы проводили много опросов, в том числе по переходу графики. Большинство татар всех возрастов и групп, кроме двух, за сохранение кириллицы. Гуманитарная интеллигенция и часть студенчества выступила за латиницу. Поэтому переход к принятым в мире нормам ничего плохого не даст.
Наши руководители нервничают, но из-за языка они тоже нервничали. Я убежден, что потом мы придем к 2 часам татарского языка для всех, а пока палку перегибают в обратную сторону, чтобы потом в итоге ее выпрямить, — так же было с суверенитетом.
Протестов не будет, наоборот, народ удивляется, почему мы единственный субъект в РФ с должностью президента. Националы, к сожалению, стали такими управляемыми, что, если власть скажет им выйти на митинги, они сделают это, если ни шагу вперед, то протестов на улицах не будет. Но власти, как мне кажется, поступят так же, как и с языком, то есть уступят. Конечно, они могут пролонгировать процесс до выборов, надеясь на поблажки в дальнейшем.
Шамиль Агеев — председатель ТПП по РТ:
— Есть российский закон, который определяет название должности президента РТ, он по-прежнему действует. До следующих выборов президента название «президент Республики Татарстан» остается, а дальше либо примут изменения в закон и он станет «главой республики», либо нет. Против общего закона в государстве никуда не денешься. Я не вижу основы для того, чтобы будоражить общественность.
По большому счету не так важно, как это будет называться — «президент» или «руководитель республики», главное, чтобы работа не замирала, чтобы создавались условия для развития бизнеса, чтобы жизнь кипела. А жизнь в республике кипит.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 277
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.