На официальном сайте реестра образовательных программ минобра РФ появились рекомендованные стандарты по обучению русскому языку как родному с 5-го по 9-й класс. Авторы документа четко указали: углубленной версией «основного» курса по русскому языку это быть не должно, а дети, которые выбрали в качестве родного другой язык, не отстанут на экзамене от сверстников. Тем не менее эксперты «БИЗНЕС Online» опасаются, что ради ЕГЭ родители все равно начнут переходить на сторону «великого и могучего».
«Учебный предмет «русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки» / Фото: «БИЗНЕС Online»
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» НЕ УЩЕМЛЯЕТ ПРАВА ТЕХ, КТО ИЗУЧАЕТ ИНЫЕ РОДНЫЕ ЯЗЫКИ»
На сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ министерства образования и науки РФ появилась примерная рабочая программа по учебному предмету «русский язык как родной» с 5-го по 9-й класс. Документ одобрен 31 января 2018 года решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, который разрабатывает все подобные рекомендации. Собственно говоря, рабочая программа представляет собой тот самый документ, который уже полгода ждут все школы республики и их родители. Теперь можно сказать, что образовательное ведомство определилось с «начинкой» родного русского языка.
Что представляет собой документ? В самом начале говорится, что примерная программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В пояснительной записке к документу сообщается, что курс будет работать наряду с обязательным курсом русского языка. «В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области „Родной язык и родная литература“ имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах РФ», — говорится в программе. Основными целями курса разработчики указывают воспитание гражданина и патриота, совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, развитие проектного и исследовательского мышления.
В общих характеристиках учебного предмета сообщается, что содержание курса направлено на познание национальной культуры и самореализацию в ней. «Учебный предмет „Русский родной язык“ не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведенное на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углубленного изучения основного курса „Русский язык“», — добавляют авторы программы, видимо, заранее пытаясь успокоить тех, кто боится недополучить знания, необходимые при сдаче ЕГЭ. Авторы замечают, что содержание предмета не дублирует основной курс языка и носит преимущественно «практико-ориентированный характер».
В программе каждого учебного года выделяют три основных блока: первый — язык и культура, второй — культура речи, третий — речевая деятельность и текст. Первый направлен в основном на изучение истории языка, его национальной специфики и культуры русского народа. Например, ученики пятого класса в этой части могут изучать, крылатые слова и выражения в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, пословицы и поговорки, создание славянского алфавита, имена. Культура речи, соответственно, будет учить правильно формировать свою речь. Шестиклашки, к примеру, смогут практиковать произношение слов, узнавать больше о синонимах и антонимах, учиться склонять нарицательные имена. Блок «Речь. Речевая деятельность. Текст» предполагает совершенствование культурной письменной и устной речи. Старшеклассникам, к примеру, в данном блоке будут рассказывать о русском языке в интернете, видах преобразования текста и письменных стилях.
К слову, программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 245 часов. Первый и второй год обучения (имеется в виду 5–6-й классы) родной язык будет изучаться 70 часов, в последующем (с 7-й по 9-й класс) 35 часов. По подсчетам активистов родительского движения, этот предмет должны преподавать 2 часа в неделю в первом звене средней школы и один час в неделю в старших классах.
Ильшат Гафуров в декабре прошлого года обмолвился: университет готовит свое видение по новой программе преподавания татарскому языку и к сентябрю 2018 года закончит свою работу
«ЕСЛИ ПРОГРАММУ СДЕЛАТЬ УГЛУБЛЕННОЙ, ТО ВСТАЕТ ВОПРОС НЕРАВЕНСТВА И ЭТО БУДЕТ ВЫНУЖДАТЬ ВЫБИРАТЬ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Напомним, что президент РФ Владимир Путин в июле 2017 года на заседании совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле заявил: «Изучать эти языки — гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского». После этого он поручил генпрокуратуре совместно с Рособрнадзором проверить, как регионы соблюдают законодательство «об обеспечении прав граждан на добровольное изучение родного языка из числа языков народов России и государственных языков республик». Экс-министр образования РТ Энгель Фаттахов тогда заявил, что высказывание Путина Татарстана не касается и образовательные программы в школах меняться не будут, и спустя несколько месяцев лишился министерского кресла.
Уже в октябре прошлого года появились представления прокуратуры о том, что татарский язык в образовательных учреждениях РТ преподается в обязательном порядке и в ущерб русскому языку. Все это время минобр РТ отмалчивался, не давая каких-либо рекомендаций. Поэтому школы в срочном порядке начали самостоятельно сокращать количество часов по татарскому языку до двух-трех в неделю, рекомендованных ФГОС, и собирать заявления от родителей — какой язык они предпочитают изучать в качестве родного.
Вторая четверть в Татарстане стартовала в хаосе. 69% школьников предпочли изучать татарский язык в качестве родного, 30% учеников выбрали русский, а 1% — иные языки. Однако если с теми, кто выбрал татарский, все более менее понятно, то что преподавать школьникам, выбравшим русский язык, каждый понял по-своему. В ускоренном темпе школы ввели в качестве родного языка риторику, историю русского языка, краеведение или вовсе предложили к изучению старославянский. Буквально накануне в Челнах сообщили, что одним из вариантов замены риторики может стать предмет «история Татарстана и татарского народа», разработанный преподавателем школы №24 Раушаном Валиуллиным и его коллегами...
«У нас преподают что-то похожее на риторику (4-й класс). Вчера проходили стили (деловой, публицистический, научный, художественный) дочке нравится, а мне... Нет ни учебников, ни других пособий, домашнюю работу приходится по интернету делать», — отзывалась об уроках одна из мам. Учитель русского языка и литературы Евгения Гараева рассказывает, что предмет родного языка в основном ведут учителя татарского: «Спрашиваю у детей — они говорят, что воздух там пинают. Понятно, что учителям татарского сложно преподавать русскую лексику или грамматику». Многие из-за такого хаоса на уроках и вовсе отказывались ходить на занятия. Директора и учителя уверяли: все это вынужденные меры до появления единого стандарта.
Вторая четверть в Татарстане стартовала в хаосе. 69% школьников предпочли изучать татарский язык в качестве родного, 30% учеников выбрали русский, а 1% — иные языки
Наконец, долгожданный документ увидел свет. Пойдет ли Татарстан по накатанному пути федералов или в очередной раз отличится своими собственными нововведениями, пока неизвестно. В министерстве образования и науки РТ на запрос «БИЗНЕС Online» о том, необходимо ли учитывать школам эти рекомендации, не ответили.
Директор одной из казанских школ на условиях анонимности пояснил «БИЗНЕС Online», какую роль играет этот документ. По его словам, программа не является обязательной к применению. Тем не менее она, наконец, заполняет тот «нормативный вакуум», который появился в результате языковых изменений. «Безусловно, работа по такой программе исключает любое нарушение преподавания этого предмета. Мы говорили еще в начале языкового кризиса, что когда в качестве родного языка выбирается русский, учителям достаточно тяжело перестраиваться, потому что никаких программ не существовало. Безусловно, для учителей это в помощь. В ситуации, когда школы проверяются, находятся под контролем прокуратуры, это спасательный круг, который отвечает на все поставленные вопросы и дает учителям стартовую площадку», — говорит эксперт.
«Учителям будет очень сложно удержаться и не использовать часы русского как подготовку к предмету, по которому дети сдают ЕГЭ»
Конечно, документ после прочтения все равно оставляет множество вопросов, подчеркивает директор школы: «Если программу сделать углубленной, то встает вопрос неравенства, и это будет вынуждать особенно старшеклассников выбирать русский язык. Тем не менее, на первый взгляд, мне эта программа углубленной не кажется. Но учителям будет очень сложно удержаться и не использовать часы русского как подготовку к предмету, по которому дети сдают ЕГЭ». Одна из учителей русского языка в Татарстане анонимно рассказала «БИЗНЕС Online», что документ вполне жизнеспособен, хоть и ориентирован он в основном на устную часть. «Программа носит практико-ориентированный характер, пусть не дублируется целиком, но опирается на существующие разделы русского языка. В целом то, что предлагается — это неплохо», — высказывает свое мнение учительница. По ее словам, в рекомендациях делают упор на национальную специфику русского языка. Особенно филолога радует, что в программе учитываются и современные технологии — компьютерные презентации и исследовательская работа. «Большой минус в этой программе — отсутствие конкретики, слишком расплывчато. Хорошая и качественная программа должна быть разбита на конкретные блоки. А здесь три блока ни о чем», — считает учитель. По ее словам, по крайней мере, теперь для школ появился ориентир работы по этому предмету. «Эта программа вышла, и те, кто преподают родной русский язык, по этой программе теперь работают, им стало легче. Эта помощь нужна была», — добавляет учительница.
Другой учитель русского языка как родного замечает, что они пытаются не связывать две программы обязательного и добровольного предмета. «У нас все дети учатся риторике, культуре речи. В саму программу рабочую по русскому языку мы стараемся не залезать. Где-то получается, что есть перекрест: дети могут забыть какие-то правила, тогда я им напомню. Но в целом мы занимаемся культурой речи, стилистикой, историей языка — по классам». По ее словам, занятия построены так, чтобы раскрыть особенности русского языка, привить любовь к нему, тем не менее возникают сложности из-за отсутствия учебников. «Если говорить о ЕГЭ, прямого натаскивания — если можно так выразиться — на экзамены нет. Нельзя сказать, что дети, которые изучают татарский, ущемлены. Конечно, это (русский язык как родной — прим. ред.) их развивает, им помогает, но нельзя назвать эти занятия дополнительной подготовкой к экзаменам», — уверена собеседница «БИЗНЕС Online».
Айрат Файзрахманов: «ЕГЭ для тех, кому русский язык не является родным или кто обучается на языках национальных республик, должно содержать облегченное требование по русскому языку»
«НОСИТЕЛЯМ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРЕДЛАГАТЬ РУССКИЙ ЯЗЫК В ТАКИХ ФОРМАХ — ЭТО МАРАЗМ»
Тем временем активисты, отстаивающие право на изучение татарского языка, увидев новые рекомендации, несколько взволновались. Зампредседателя всемирного форума татарской молодежи, руководитель центра независимой оценки качества образования Айрат Файзрахманов все же опасается, что дополнительные часы именно по русскому языку позволят улучшить показатели ЕГЭ и это преимущество склонит родителей к выбору в сторону великого и могучего. «Появление программы русского языка как родного позволит лучше сдать экзамен, несомненно. И, скорее всего, часть людей, для которых русский не является родным языком, будут ходить на этот предмет,для того, чтобы улучшить свои показатели. Прогнозировать сложно, какой будет отток, но отток точно будет. Наверное, даже в сельских районах», — замечает эксперт. Этой точки зрения придерживается и президент ассоциации работников татарского национального просвещения и культуры РТ «Магариф», экс-заместитель начальника управления образования Казани Марат Лотфуллин: «Принцип добровольного изучения школьных предметов внедряется для того, чтобы вообще убрать из обязательной программы эти уроки. Непризнание татарского языка государственным, введение права выбора, учить его или не учить, ведет только к одному — к полному исчезновению его из школьной программы».
Не обрадовал новый документ и активистов «русскоязычного фронта». Администратор группы «ВКонтакте» «Поборы в школах и детских садах» Екатерина Матвеева в беседе с «БИЗНЕС Online» подчеркнула, что рабочая программа, которая опубликована на сайте реестра, крайне отличается от той, которую преподают сегодня в школах Республики Татарстан. «Программа была опубликована недавно, а дети по новым стандартам родного языка занимаются уже с октября. Получается, что образовательные программы, работавшие до этого, были нарушением и несколько месяцев учителя преподавали непонятно какой предмет. Теперь, я думаю, большинство школ все-таки будут подстраиваться под новый стандарт», — считает активистка.
«Ситуация с неаттестованными детьми сплошь и рядом», — указывает Екатерина Матвеева / Фото: «БИЗНЕС Online»
По ее словам, некоторые русскоязычные родители теперь будут выступать за вариант учебного плана, в котором вообще нет уроков родного языка и присутствует пятидневная неделя. «Предмет „русский родной язык“ допустим для национальных школ. Носителям русского языка предлагать русский язык в таких формах — я считаю, это маразм. Более того, усиленно на этом родном языке изучать предмет нельзя, потому что это отгонит тех детей, который выбрали, к примеру, татарский. Что же это за предмет тогда такой неизвестный?» — недоумевает она.
Судя по ее словам, неразбериха с преподаванием родных языков в школах до сих пор не прошла и где-то детям не дают возможность изучать русский как родной. Например, такая ситуация в 78-й школе, где со всего класса лишь одна мама решила изучать русский и директор предложил ей перейти на домашнее обучение. «Сейчас прокуратура ведет в школе проверку, а ее ребенка не аттестовывают. И ситуация с неаттестованными детьми сплошь и рядом», — указывает Матвеева.
Файзрахманов, в свою очередь, подчеркивает: если все-таки документ возьмут за основу в «русском как родном», то стоит задуматься о мотивации в изучении татарского. «Это вполне логичный шаг министерства образования и науки РФ. Но следующим шагом должно быть признание родного языка основной компетенцией выпускника школы. Во многих странах владение родным языком является основной компетенцией, а где-то это номер один. При этом для того чтобы „замерить“ знания, нужны соответствующие аттестационные процедуры». Так что, на его взгляд, для оценки компетенции «родной язык» нужен отдельный экзамен, по статусу сходный с ЕГЭ или как минимум ОГЭ. Если будут введены аттестационные требования, то родители, уверяет эксперт, будут стремиться к тому, чтобы их ребенок знал родной язык. «И в целом, на мой взгляд, ЕГЭ для тех, кому русский язык не является родным или кто обучается на языках национальных республик, должно содержать облегченное требование по русскому языку. У нас есть понятие „математика базовая“ и „математика профильная“, то же самое должно быть по русскому языку», — отмечает руководитель центра независимой оценки качества образования.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 802
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.