«Максим Горький (слева) и Федор Шаляпин (справа) всю жизнь дружили и уважали и помогали друг другу» «Максим Горький (слева) и Федор Шаляпин (справа) всю жизнь дружили, уважали и помогали друг другу» Фото: РИА «Новости»

НЕ ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ, А ВОССТАНОВЛЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ?

«Люблю я тебя, мой огромный человек, и считаю счастьем великим, кроме того, что живу в одно время с тобой, еще имею исключительную привилегию быть с тобою в дружеских отношениях!» — писал как-то Федор Шаляпин своему закадычному другу Максиму Горькому. И вот теперь двое выдающихся деятеля отечественной культуры, чья жизнь непосредственно связана с Казанью, спустя многие десятилетия после смерти вновь окажутся вместе, они будут делить... один музей на двоих. Разговоры о том, что музей Горького в центре столицы Татарстана сделают музеем Горького и Шаляпина, ходили давно — все-таки здесь есть большая экспозиция, посвященная знаменитому оперному басу. И вот накануне это подтвердила журналистам помощник президента РТ Олеся Балтусова.

По ее мнению, речь даже не о переименовании, а скорее о восстановление справедливости. «Я приветствую переименование, конечно. Само здание музея Горького — тоже шаляпинский адрес. Здесь, в Панаевском саду и доме Панаевых по соседству, знаменитый бас бывал часто. В музее давно созданы две экспозиции. И они изначально представляют темы жизни и творчества как Горького, так и Шаляпина. Экспозиции равнозначны, материалами послужили личные вещи, переданные музею родственниками писателя и артиста. Кроме того, идея объединения под крышей одного музея памяти двоих великих представителей российской культуры, судьбы которых связаны с Казанью, не имеют мировых аналогов», — отметила Балтусова в разговоре с «БИЗНЕС Online».

По мнению Олеси Балтусовой, речь даже не о переименовании, а скорее о восстановление справедливости По мнению Олеси Балтусовой, речь даже не о переименовании, а скорее о восстановлении справедливости Фото: «БИЗНЕС Online»

При том что, повторимся, разговоры о переименовании шли давно, инициатором казанского музейного ноу-хау называют Юрия Тимофеева  председателя международного шаляпинского общества, расположенного в Москве. В начале года он написал письмо президенту Татарстана Рустаму Минниханову с выводами и экспертным заключениями, объясняющими важность такого решения. «На протяжении многих лет ведутся разговоры о создании музея Шаляпина в Казани, но так ничего и не получается до настоящего времени», — признался Тимофеев корреспонденту БИЗНЕС  Online» и повторил тезисы о том, что в музее Горького давно существуют залы, где рассказывается о Шаляпине, а также имеются богатейшие запасы как оригиналов вещей, связанных с великим певцом, так и копии. «Есть готовый музей, к которому можно добавить название, вот и все», — считает председатель шаляпинского общества. Наш собеседник не видит ничего странного, что эти две фамилии будут стоять рядом в названии музейного учреждения: «Горький и Шаляпин всю жизнь дружили, уважали и помогали друг другу».

Пока сам Тимофеев официального ответа на свое предложение от президента РТ не получил. Но, по нашей информации, поскольку принципиальное решение о переименовании есть, минкульт РТ уже готовит соответствующее распоряжение, и документ может быть обнародован в ближайшее время.

В музее Горького давно существуют залы,  где выставляется экспозиция и рассказывается о Шаляпине, и имеются богатейшие запасы как оригиналов, вещей, связанных с великим певцом, так и копии В музее Горького давно существуют залы, где выставляется экспозиция, рассказывается о Шаляпине и имеются богатейшие запасы как оригиналов вещей, связанных с великим певцом, так и копии Фото: «БИЗНЕС Online»

«НИКТО НЕ СОБИРАЕТСЯ ОТДАВАТЬ ТО, ЧТО БЫЛО НАКОПЛЕНО ГОДАМИ. НАДЕЮСЬ, НИКТО И НЕ БУДЕТ ПРОСИТЬ»

Первая экспозиция, посвященная Шаляпину, появилась еще в 1968 году, чему предшествовала большая работа. С конца 1940-х сюда поступали предметы от дочери артиста от первого брака Ирины Федоровны. Кое-какие предметы передавала Екатерина Пешкова, жена Горького. Ирину и Екатерину также связывала крепкая дружба. И шаляпинская экспозиция, посвященная дружбе двух гениев, появилась именно в контексте горьковской. Однако экспозиция разрасталась и после реконструкции музея, завершившейся в 2015 году, позволила представить имя Шаляпина масштабнее. Еще в 2000 году народная артистка СССР Ирина Архипова ходатайствовала о создании музея Шаляпина в Казани, но именно на базе музея Горького. Обосновывала она это тем, что музей обладает раритетной коллекцией, насчитывающей около 4 тыс. предметов. Но если говорить только о личных вещах оперного певца, то их ровно 100, сообщила «БИЗНЕС Online» директор пока еще музея Горького Марианна Гаврилова.

«Для нас самый ценный экспонат —  это первая фотография Шаляпина, которая была сделана в Казани в 1897 году, — рассказывает Гаврилова. — Конечно, у певца есть и более ранние снимки, но это фото уникально тем, что оно не растиражировано, его нет в иных хранилищах. Эта карточка была подарена Шаляпиным его другу детства Селецкому, она представлена в экспозиции. Ну и, конечно, особой ценностью является шаляпинский подлинный рояль». В самом музее, по словам директора, рады такому «подселению» и считают, что имя прославленного баса только прибавит посетителей и укрепит имидж учреждения. По словам директора, после того как музей открылся после реконструкции, там резко возросли показатели — в пять раз перевыполнен финансовый план и увеличилось количество посетителей.

Отвечая на вопрос о появлении в Казани полноценного музея, посвященного великому басу, Гаврилова призналась: «Это вопрос деликатный. Когда создается экспозиция, должна быть идея или концепция. Конечно, это должна быть связь артиста с его городом. Уникальные материалы, которые атрибутированы и известны, представлены в стенах нашего  музея. И стоит ли дублировать экспозицию? Существует федеральный закон о музейном фонде, там прописано по поводу отчуждения и передвижения коллекций. Никто не собирается никому отдавать то, что было накоплено годами, и надеюсь, никто и не будет просить. Вообще, такой вопрос не должен возникать».

В самом музее, по словам директора, рады такому «подселению» и считают, что имя прославленного баса только прибавит посетителей и укрепит имидж учреждения В самом музее, по словам директора, рады такому «подселению» и считают, что имя прославленного баса только прибавит посетителей и укрепит имидж учреждения Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЭТО ПОПЫТКА СЭКОНОМИТЬ НА СОЗДАНИИ НОВОГО МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА»

Так или иначе, вопрос о том, что и Горький, и Шаляпин достойны отдельного музейного пространства в Казани, встает сам собой. «Логично, конечно, что на родине певца должен был быть отдельный музей Шаляпина», — считает создатель музея соцбыта Рустам Валиахметов. Впрочем, он не видит проблемы в нынешнем решении. «Ну раз этого нет, власти, видимо, решили прибегнуть к такому нестандартному решению. Сказать, что это неправильно и так не должно быть... А как в таком случае должно быть? Где туристу, да и самим казанцам, можно узнать о периоде жизни великого певца? А если это переименование даст динамику развития музея, то почему нет?» — высказал свою точку зрения «БИЗНЕС Online» Валиахметов. А вот другой авторитетный музейщик, директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин, придерживается другого мнения. «Музей Горького — это мемориальный музей, Шаляпин к этому какое отношение имеет? Да, там хорошая коллекция, связанная с певцом, я тоже отдавал кое-какие предметы, связанные с жизнью прославленного баса, правда, не знаю, в экспозиции они или нет. Шаляпин достоин отдельного музея. А то, что делается в музее Горького, — это попытка сэкономить на создании нового музейного пространства. Да, оба великих человека для русской культуры, они были связаны, дружили, это очевидно. Но Горький — писатель, Шаляпин — певец. Даже с точки зрения музейной экспозиции странновато их объединять. Видимо, нет других вариантов», — рассказал Силкин нашему корреспонденту.  

В Казани не сохранился дом, где родился Шаляпин, но есть место, где жила семья, — дом Лисицыных на Пушкина, 10. Пока это строение находится в плачевном состоянии. В 2012 году между собственником здания ООО «ДРОМ» и министерством культуры Татарстана разыгралась судебная тяжба. Минкульт потребовал расторгнуть договор купли-продажи здания. Причиной разногласий стало различное понимание предмета охраны памятника. Чиновники считают, что владелец добивается, чтобы от дома можно было оставить лишь фасад. В свою очередь, компания-владелец утверждает, что чиновники требуют от нее слишком многого. «Нам предлагают заключить охранное обязательство, в котором миллион пунктов. То есть мы должны восстановить здание полностью — от крыльца до крыши, включая огромное количество внутренних элементов, перечень которых занимает больше трех страниц. Но их по факту уже не существует. Деревянный флигель, в котором жил несколько лет Шаляпин, был снесен еще в ХХ веке», — рассказывал тогда «БИЗНЕС Online» представитель собственника. Однако в октябре 2014 года Арбитражный суд РТ принял отказ от иска ООО «ДРОМ» к министерству культуры республики в связи с появившимся диалогом между сторонами. Тем не менее здание до сих пор не восстановлено, и никакой информации о том, что там может появиться полноценный музей Шаляпина, нет.

В Казани не сохранился дом, где родился Шаляпин, но есть место, где жила семья, дом Лисицыных на Пушкина 10 В Казани не сохранился дом, где родился Шаляпин, но есть место, где жила семья, — дом Лисицыных на Пушкина, 10 Фото: Елена Селезнева

По мнению председателя шаляпинского общества Тимофеева, чтобы создать полноценный музей, нужно знать, какие шаляпинские экспонаты сегодня находятся, что называется, в свободном хождении. Между тем «свободная» коллекция, пригодная для полноценного шаляпинского музея есть, и хранится она в фондах музея национальной культуры НКЦ «Казань». На данный момент она сокрыта от общественности. Сама коллекция состоит из 800 экспонатов, 115 из которых принадлежали лично певцу и его ближайшему окружению. Основную часть экспонатов  музей получил от коллекционера и искусствоведа Юрия Котлярова, который издал летопись жизни Шаляпина в двух томах.  

Возвращаясь же к старому музею с новым названием, то, по мнению Силкина, очень сложно рассчитывать одним переименованием вдохнуть новую жизнь в работу учреждения. «И Шаляпин, и Горький большинству современной молодежи неизвестны, и перед работниками учреждения будет стоять задача популяризировать оба этих имени.  А на это понадобится в два раза больше ресурсов. Рассчитывать на то, что от смены вывески люди придут и купят билеты, — слишком хитрое объяснение грядущих в музее перемен», — резюмирует эксперт.