«Мусин трудовую деятельность не осуществлял, необоснованно получал зарплату среднемесячно около 70 тысяч», – заявил вчера в суде следователь «Мусин трудовую деятельность не осуществлял, необоснованно получал зарплату среднемесячно около 70 тысяч», – заявил вчера в суде следователь Фото: Артем Кузнецов

СЫН В ОТВЕТЕ ЗА ОТЦА?

За сутки до итогового совещания председателей районных и городских судов Татарстана, которое назначено на сегодня, правоохранительные органы передали весьма агрессивное послание руководителю Вахитовского райсуда Казани Фанису Мусину.

Накануне в полдень стало известно, что в Советский суд для избрания меры пресечения везут сына судьи, 33-летнего Эльмаза Мусина. Совпадение или нет, но именно в среду у дежурного судьи Алсу Шайхутдиновой проходило сразу несколько резонансных заседаний: продление домашнего ареста фигурантам «земельного дела» в Челнах Алексею Миронову и Айрату Марданшину, а также продление срока содержания под стражей нижнекамских полицейских, обвиняемых в пытках Ильназа Пиркина. Заседание по Мусину-младшему было назначено аккурат между громкими делами, когда концентрация журналистов в суде достигла максимума. 

Обычно представители ФСБ действуют крайне аккуратно и незаметно, и фигуранта заводят в здание в самый последний момент. Эльмаза Мусина же сопроводили на второй этаж (там расположен зал дежурного судьи), посадили на лавочку и оставили дожидаться очереди не меньше часа. Оперативники ФСБ, которые проводили задержание, с натянутыми на лицо воротниками спокойно стояли в сторонке. Нередко в самом зале оперативники всячески препятствуют фотосъемке фигуранта. Но не в этот раз: сотрудники ФСБ спокойно сидели, погрузившись в смартфоны.

Обращало на себя повышенное внимание к процессу со стороны государственных СМИ. К примеру, на освобождение из-под стражи бенефициара Татфондбанка Роберта Мусина пару недель назад не пришел ни один телеканал и ни одно СМИ «Татмедиа». На этот раз корреспондентов был полный набор.

Уже потом, после окончания суда, один из собеседников нашего издания в силовых структурах косвенно подтвердил версию, объясняющую появление Эльмаза Мусина в суде. По его словам, никто изначально не рассчитывал на арест фигуранта, а замысел был именно в том, чтобы подставить сына Фаниса Мусина под камеры и софиты на фоне декораций суда для создания давления на отца.

Сейчас Фанис Мусин находится на финальном этапе своего второго срока в должности председателя Вахитовского суда, а затем может возглавить Московский. В начале декабря его рекомендовала на этот пост высшая квалификационная коллегия судей РТ – теперь дело за Москвой. И факт уголовного преследования ближайшего родственника вполне может повлиять на исход кадровой интриги.

Вокруг фигуры председателя Вахитовского суда вообще в последнее время распространяется много слухов. Один из них связан с соучредителем компании «Татнур» Ильгизаром Хисматуллиным, который, по версии СК, с помощью сотрудников Вахитовского суда подменил оригинальную расписку в собственном гражданском деле. А совсем недавно председатель СКР Александр Бастрыкин просил квалификационную комиссию судей РТ разрешить привлечь к уголовной ответственности Галину Андреянову, судью по гражданским делам и также подчиненную Мусина. ККС в итоге Бастрыкину отказала, но накануне, по некоторым данным, удовлетворила просьбу самой Андреяновой об отставке. 


СК: ЭЛЬМАЗ МУСИН ТРИ С ПОЛОВИНОЙ ГОДА БЫЛ ФИКТИВНО ТРУДОУСТРОЕН И ПОЛУЧАЛ ЗАРПЛАТУ

Зал судебного заседания был переполнен, кому-то пришлось слушать судебные дебаты стоя. Сначала следователь первого отдела по особо важным делам СК по РТ Ильнур Ахметгалимов зачитал фабулу дела. Само по себе оно, мягко говоря, не тянет на преступление века.

Мусину инкриминируют то, что с 15 июня 2011 по 15 декабря 2014 года он якобы фиктивно занимал должность заместителя начальника юридического отдела АО «Средне-Волжский Транснефтепродукт». По словам следователя, фактически он не исполнял свои обязанности, но зато регулярно получал зарплату на карточку – примерно 70 тыс. рублей в месяц. Всего набежало 2,625 млн рублей.

Уголовное дело по заявлению потерпевшего в следкоме возбудили еще 31 января, а 20 февраля Мусин был задержан. Первоначально подозреваемый был опрошен следователем (вероятно, в рамках доследственной проверки, точную дату он в суде не назвал) и в ходе допроса указал, что проживает по месту прописки – в поселке Пестрецы на улице Строителей. Уже потом органы обнаружили, что Мусина там нет. Вероятно, об этом стало известно, когда фигурант отказался приходить на допрос по звонку (сам Мусин объясняет отказ просто: не был уверен, что звонит именно следователь, а повесток не приходило). Сотрудники ФСБ провели оперативные действия и в итоге нашли Мусина в СНТ «Луч». Там он жил в частном доме, который пока еще не зарегистрирован и официально достраивается.

Сам процесс поимки сына судьи оказался довольно красочным. В дом, где он проживает с беременной супругой, оперативники пришли примерно в 6:30 утра. Внутрь их поначалу никто не впустил, пришлось ломать ворота, закрывающие двор частного дома. Однако и дверь самого жилого строения никто не открыл. Тогда следователь, по его же словам, постучал в окно. Через минуту ему открыла супруга Мусина. Следователь сказал ей, что следственный комитет и ФСБ собираются провести в доме обыск, и попросил открыть дверь. Женщина ушла и вернулась через пару минут с отказом. Тогда оперативники выломали оконную раму, а самого Мусина доставили в СКР. Кстати, сам обыск пока не узаконен, представители правоохранительных органов пришли без соответствующего судебного ордера.

Однако в ходе обысков, отметил Ахметгалимов, была найдена расписка между Мусиным и неизвестным пока физлицом о передаче первому суммы в 15 млн рублей. Все это вкупе с загранпаспортом позволило следователям сделать предположение о том, что Мусин может скрыться.

«Причастность Мусина подтверждается показаниями потерпевшего представителя вышеуказанной организации, который в ходе своих показаний заявил, что Мусин действительно был трудоустроен в организацию. При этом ему был выдан электронный ключ. Каждый сотрудник обязан путем фиксации ключа на турникете фиксировать время прибытия и убытие. В последующем Мусин трудовую деятельность не осуществлял», – зачитал ходатайство следователь и попросил суд отправить Мусина под стражу до 31 марта. При этом прокуратура позицию СК поддержала. 

В суде интересы Мусина представляло сразу два адвоката. Один из них – Игорь Гатауллин (справа), в прошлом сам известный следователь В суде интересы Мусина представляло сразу два адвоката. Один из них – Игорь Гатауллин (справа), в прошлом сам известный следователь Фото: Артем Кузнецов

 «САМ СЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАЯВИЛ, ЧТО ДОСТОВЕРНЫХ ПОКАЗАНИЙ ОБ УГРОЗАХ НЕТ»

В суде интересы Мусина представляли сразу два адвоката. Один из них – Игорь Гатауллин, в прошлом сам известный следователь. Второй адвокат назвал лишь свою фамилию – Камалетдинов.

«Сам следователь заявил, что достоверных показаний свидетелей или иных участников о том, что Мусин угрожал, нет, – начал Гатауллин. – Он может продолжить заниматься преступной деятельностью? Конечно, нет, он там [в АО „Средне-Волжский Транснефтепродукт“] давно не работает». 

Далее Гатауллин обратился к тому, что его подзащитному не доставлялось повесток. «Достоверных сведений, что он может скрыться, нет», – добавил адвокат.

Затем он обратился к посылу президента РФ Владимира Путина о недопустимости ареста в случае, когда человек подозревается в предпринимательском преступлении. В данной ситуации фабула дела касается деятельности акционерного общества, отметил защитник, и попросил отклонить ходатайство следкома. Его поддержал коллега Камалетдинов, от себя добавив, что намерен оспаривать проведения обыска у подзащитного.

«Я согласен с доводами защиты. И хотелось бы обратить внимание на то, что следствие меня могло не найти. Я курсирую между двумя домами. На новом доме у меня также висит почтовый ящик., туда я часто заглядываю», – сказал Мусин. Вину он не признал, утверждая, что трудоустройство не было фиктивным, но подробностей о своей деятельности в организации рассказывать не стал.

Отметим, что информация о том, что Эльмаз Мусин был трудоустроен в АО «Средне-Волжский Транснефтепродукт», появлялась в СМИ еще в сентябре 2017 года. Речь шла о фактах, якобы свидетельствующих о связи Фаниса Мусина с Рафисом Купкеновым, бывшим руководителем той самой дочерней компании «Транснефти» – АО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» – и экс-директором «Газпром теплоэнерго Казань». О братьях Купкеновых наше издание рассказывало в контексте уголовного дела о взятке в отношении помощника руководителя Росприроднадзора Артема СидороваДмитрия Валензы. У Рафиса Купкенова, который был также задержан по этому делу, есть влиятельный брат Рифкат Купкенов, в прошлом – прокурор Альметьевска, который затем перешел в столицу и уже больше года находится на пенсии. Третий брат — Искендер Купкенов, довольно известный врач.

Выслушав стороны, судья Шайхутдинова удалилась в совещательную комнату, а уже через полчаса вернулась с решением – следствию отказать, Мусина освободить в зале суда. Впрочем, радости на лице подозреваемого заметно не было. Он еще глубже натянул на лицо капюшон и вместе с оперативниками ФСБ спустился по служебной лестнице, а затем, по словам одного из наших собеседников, уже не скрывая довольного вида, сел в дорогую иномарку с номерами «ВТМ» и уехал в неизвестном направлении.