Сеть «Бахетле» начиналась с «привета» от казанских бандитов — взрыва на складе за отказ Муслимы Латыповой платить дань — и со свадьбы, которая помогла найти красивое татарское название для магазина домашней еды. На интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» основательница и владелица сети рассказала удивительные подробности о встрече с Путиным, в которой участвовала, пожаловалась, сколько ей приходится летать ради контроля за качеством, и призналась, что сама готовить не любит.
Муслима Латыпова: «Мне один знакомый пишет: «Муслима, откуда икона?» Я отвечаю: «Слушай, ты знаешь мой характер. По случаю встречи с президентом я вышла за одного из патриархов замуж. Это наша семейная реликвия. Скоро разведусь, сообщу»
«СИЛА ИКОНЫ! ОНА САМА ПРОШЛА — ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ СВЯТАЯ ВЕЩЬ!»
Интересные подробности о встрече президента РФ Владимира Путина с бизнес-леди России перед 8 Марта рассказала «БИЗНЕС Online» основательница и владелица знаменитой продуктовой сети магазинов «Бахетле», депутат Госсовета РТ Муслима Латыпова. Ее мы приглашали на нашу интернет-конференцию уже лет пять — и вот дождались. Уже в редакции, устроившись в кресле на фоне баннера нашей газеты, Муслима Хабриевна, улыбаясь, призналась, что это вообще первое в ее жизни большое интервью. И оно действительно получилось большим — продолжалось почти три часа. Стенограмму мы опубликуем позднее, а пока — первые впечатления: наши — от встречи с госпожой Латыповой, ее — от встречи с президентом РФ.
Мы уже рассказывали, что на этой встрече Муслима Хабриевна преподнесла президенту необычный подарок — список Казанской иконы Божией Матери, той самой любимой народом иконы, которая символизирует преодоление Смуты в российской истории. Перед президентскими выборами подарок получился весьма символичным.
Понятно, что и наши читатели, приславшие Латыповой вопросы, и наши журналисты, участвовавшие во встрече с ней в редакции, постарались выведать все подробности про икону, про президента, про состоявшийся с ним разговор...
— Как вы на этой встрече с Путиным оказались? По блату? — подкинули мы своей уважаемой гостье провокационный вопрос.
— Я вообще человек не блатной, — посмеялась она.
«До последнего сидела и думала: отдать или не отдать [икону], я же ни с кем не согласовала!» / Фото: kremlin.ru
— Может, татарстанские власти пролоббировали?
— Нет, абсолютно нет. Я примерно догадываюсь, почему меня пригласили на встречу, хотя такой вопрос там, конечно, не задавала. Наверное, из аппарата президента РФ подбирали успешных бизнес-леди. И мне, видимо, помог попасть на встречу с Путиным тот факт, что в Москве есть «Бахетле». В свое время я, как говорится, «пошла на Москву» — это была очень правильная идея... Москвичи наш бренд хорошо знают, тем более название — татарское.
Как рассказала Муслима Хабриевна, не она одна приготовила подарок президенту, но другим пронести презенты в комнату, где проходила встреча, охрана не позволила — «протокол не разрешает».
— А тогда как вы пронесли икону?
— Сила иконы! Она сама прошла — вот что значит святая вещь. Девочки тоже потом спрашивали: вы как пронесли икону?! Я говорю: я же с вами вместе шла, пакет у меня был в руках. Вот что значит сила иконы! А она ведь еще и большая, и в киоте. Я ее положила в обычный целлофановый пакет с ручками. Когда нас в одну комнату проводили и сказали не выходить, я туда этот пакет взяла. Потом, когда прошла в зал, где была встреча, и села, поставила под стол пакет. Никто у меня про него ничего не спросил. Я до последнего сидела и думала: отдать или не отдать, я же ни с кем не согласовала! Сидела я напротив президента, а за мной все СМИ со своими камерами.
— Вот почему вы так редко попадали в кадр...
...На встрече Муслима Хабриевна немножко рассказала президенту о своем бизнесе, поблагодарила за приглашение в гости: «Такого подарка я как женщина за свою жизнь не получала. Запомнится мне, я смогу эту историю своим внукам передать. Это будет история моей семьи...»
Она добавила: «Начинали мы в сложные времена кризиса 1998 года, одновременно с вами. Вы начинали руководить государством в сложное время, а я — создавать свой бизнес». «Ну получилось у нас», — улыбнулся Путин. «У вас получилось, и у нас получилось, слава богу», — поддержала Латыпова.
Рассказывая президенту о «Бахетле», Муслима Хабриевна сообщила, что 40% оборота ее магазинов приходится на домашнюю еду — продукцию собственного производства: «Я горжусь тем, что таким форматом нам удалось из рабства домашней кухни высвободить женское и материнское время!»
А затем она решилась-таки передать припасенный подарок. «Было слышно, как Путин сказал: наверное, что-нибудь покушать», — говорит Латыпова. Но она передала не «покушать», а список с Казанской иконы Божией Матери XIX века (1870–1880 годов), расписанный и освященный в Казанском Богородицком монастыре: «Вы знаете, какую роль эта икона сыграла, когда Россия переживала смутное время. Сейчас тоже очень непростая ситуация и в стране, и за ее пределами». Глава «Бахетле» пригласила Путина на открытие храма Казанской Божией Матери, который восстанавливают под Казанским кремлем (строительные работы и фасад планируют завершить уже к нынешнему 4 ноября, а полностью закончить отделку — до 2020 года).
«Когда сказали: делаем фото на память, все женщины встали и окружили президента. А я встать не могу — треноги телекамер уперлись в мой стул. Говорю: ребята, заберите быстро свое барахло, я не успею сфоткаться! — рассказала Муслима Хабриевна. — Пока они отодвигали все, пока я добежала на ту сторону стола, место осталось только в хвосте, последняя совсем буду. Расстроилась. Но тут смотрю: возле стены за Путиным стоит кресло, на котором он сидел. Я быстренько туфли скинула и залезла на это кресло. И на общем снимке моя голова прямо над головой Путина... Когда фотографироваться закончили, он повернулся, а я еще в кресле. Я поскорее спрыгнула, стою босиком. Путин меня похлопал по плечу и сказал: спасибо вам за подарок!»
«Смотрю: возле стены за Путиным стоит кресло, на котором он сидел. Я быстренько туфли скинула и залезла на это кресло. И на общем снимке моя голова прямо над головой Путина...» / Фото: kremlin.ru
«А ОТКУДА У ВАС ИКОНА?» — «Я ЕЕ НЕ УКРАЛА!»
— Как вам пришла эта идея — подарить президенту России икону? — поинтересовались мы.
— Неожиданная была идея. Я же не знала, какие вопросы он будет задавать, будем ли вообще в диалоге...
— А откуда у вас икона?
— Я ее не украла! Мне вчера один знакомый тоже пишет: «Муслима, откуда икона?» Я отвечаю: «Слушай, ты знаешь мой характер. По случаю встречи с президентом я вышла за одного из патриархов замуж. Это наша семейная реликвия. Скоро разведусь, сообщу», — пошутила наша гостья.
— Вы специально приобретали икону, чтобы Путину подарить? — попробовали мы зайти с другой стороны.
— Я же сказала, что я ее не украла, — отмахнулась бизнес-леди, свято храня тайну обретения святой иконы. — Была идея, было желание, потому что этим подарком я хотела сказать, что в России мы — мусульмане, христиане и другие — все россияне. И мы все голосуем за благополучие. Меня с детства мама и бабушка воспитывали, что Бог един. Это мое право — креститься или намаз читать, меня за это никто не имеет права осуждать. И я других не имею права осуждать — будут ли они креститься, читать намаз или вообще не молиться. Была идея сказать, тем более в сложное время за пределами России, что мы едины, на нас можно надеяться, мы всегда россиянами были и останемся.
— Вы не случайно про смутное время сказали президенту...
— Про войну я знаю не понаслышке, у меня отец дошел до Берлина во время войны. Война — это для меня очень болезненно, отец здоровье на ней потерял. И мама рассказывала, как они голодали, как суп из крапивы ели, это был самый вкусный суп. И я знаю эту историю, когда Сталин во время тяжелейших боев с фашистами под Москвой приказал совершить тайный облет с Казанской иконой Божией Матери вокруг столицы, совершить вот такой воздушный крестный ход. После этого грянули страшные морозы, они парализовали противника. И фашисты не вошли в Москву.
— А какие у вас в целом впечатления от Путина?
— Нас до встречи попросили, чтобы вопросы не пересекались, чтобы больше вопросов мы успели задать. Еще нас предупредили, что президент весьма обаятельный человек, с ним беседовать очень интересно: «Но, девочки, пожалуйста, не забывайте, что перед вами глава государства!» Встреча длилась целых два часа, президент сам ее вел, никакого предварительного списка не было, каждая из нас поднимала руку, президент давал слово. И когда человек 10 уже выступили, он сказал: ну пожалуйста, отпустите меня, мне же на другую встречу надо, хорошо, давайте еще двое, и мне надо ехать. Очень обаятельный! Но глаза... Ты сидишь, и как будто он тебя сканирует. Тем более я напротив него сидела, вариантов нет — я только и смотрела ему в глаза. Думала: бог мой, такой обаятельный, такой мягкий, как же ему, наверное, тяжело справляться со всей этой страной...
— Он в основном слушал, не говорил сам?
— Он был в диалоге. Там женщина-фермер из Калужской области по закону №44-ФЗ выступала, по госзакупкам: по ним у всех нас много вопросов, тема актуальная. Путин сказал, что он в курсе, вопросов там много, их прорабатывают... А фермерша еще продолжает: меня народ не простит, все знали, что я сюда к вам на встречу иду, — у нас нет бассейна, надо ехать за 45 километров. Путин говорит: хорошо, будет у вас бассейн, без бассейна нельзя! Мы потом шутили: вот приедешь домой, будет уже бассейн стоять...
...На встрече Латыпова передала помощникам Путина папочку с предложениями.
— Что было в этой папочке?
— Могу раскрыть секрет. Там было про один из болезненных вопросов бизнеса — о незарегистрированных псевдопредпринимателях, которые предлагают свой товар через соцсети. Например, производят торты в домашних условиях, может, где-то в подвале, в бане, в гараже, в лучшем случае у себя на кухне... Есть очень красиво оформленные торты. Мы заказали один такой по телефону, заказ у нас приняли, встречу назначили на следующий день в кафе. Мы пошли, рассчитались, торт забрали и попросили сопроводительные документы — накладную, чек. Нам сказали: ничего нет, не хотите — не берите. Мы этот торт сдали в лабораторию, независимую от нас. Естественно, там кишечные палочки... А потребители этой кремовой продукции в основном дети... Такая вот нездоровая конкуренция сейчас все больше оборотов набирает... Тут по пищевой опасности дела обстоят так же, как с паленой водкой, однозначно огромные риски для здоровья нашего населения. И это нелегальный рынок труда, эти люди налогов не платят и еще, наверное, пособие по безработице получают... Надо навести порядок. Я и передала пакет предложений.
Муслима Хабриевна честно призналась: «Я готовить не люблю!» Какое счастье для многих женщин, которые тоже не любят готовить, что одна из них нашла блестящий выход из положения: поручила делать вкусную и полезную домашнюю еду профессионалам
ТОЛЬКО ЖИВОЙ ПРОДУКТ, НИКАКИХ КОНСЕРВАНТОВ
На интернет-конференции Муслима Хабриевна рассказала о том, как она в далеком 1998-м начинала «Бахетле», как к ней пришли братки за данью, а она их, извините, послала подальше, а ночью прогремел взрыв на ее складе в подвале жилого дома. Взрыв этот очень порадовал начинающую бизнес-леди, потому что взорвали именно склад, а жители дома не пострадали...
Раскрыла наша гостья и секрет о том, как появилось название «Бахетле». Изначально у нее было кафе «Луч», но возникла необходимость срочной перерегистрации юрлица. «Как раз в этот день в наше кафе пришли заказывать свадьбу. Я подумала: вот это связано с радостью, с торжеством, со счастьем. Отсюда — „Бахетле“. 20 лет в нынешнем году будет этому названию», — рассказывает Латыпова.
По ходу разговора Муслима Хабриевна честно призналась: «Я готовить не люблю!» Какое счастье для многих женщин, которые тоже не любят готовить, что одна из них нашла блестящий выход из положения: поручила делать вкусную и полезную домашнюю еду профессионалам...
Сегодня действует 17 магазинов «Бахетле» в Казани, по одному — в Набережных Челнах, Нижнекамске и Иннополисе, 8 — в Москве, 2 — в Новосибирске (по франшизе), 1 — в Барнауле (тоже по франшизе)
Сегодня действует 17 магазинов «Бахетле» в Казани, по одному — в Набережных Челнах, Нижнекамске и Иннополисе, 8 — в Москве, 2 — в Новосибирске (по франшизе), 1 — в Барнауле (тоже по франшизе). Работают более 5 тыс. сотрудников. На интернет-конференции хозяйка «Бахетле» не раз и не два повторила, что главное для нее — качество. Даже магазины по франшизе она контролирует от и до.
«Я к франшизе отношусь очень осторожно. Когда бывают встречи представителей татарских диаспор с Рустамом Нургалиевичем Миннихановым, они просят открыть „Бахетле“. Даже татары Америки просили президента РТ открыть „Бахетле“. Я подумала тогда: я до Америки не долечу! — с некоторым даже ужасом в голосе говорила Муслима Хабриевна, которой летать, опять же ради контроля за своими магазинами, приходится едва ли не столько же, сколько главе нашей республики. — К франшизе очень осторожно отношусь, болезненно даже, может, где-то с ревностью. Я боюсь, что испортят качество. Я очень переживаю за качество, оно всегда для меня было приоритетным».
Впрочем, пока франшиза себя оправдывает — во всяком случае, как рассказала Латыпова, если в среднем в одном магазине «Бахетле» продается 200–300 кг салатов, то в одном магазине Новосибирска — 800 килограммов! Сибиряки высоко оценили качество домашней еды «Бахетле»...
И это не удивляет — принципы Латыпова заложила строжайшие: только живой продукт, никаких консервантов, исключительно охлажденное мясо, лишь ручной работы пельмени и т. д.
Будут ли проданы магазины «Бахетле» в Москве? Почему они вряд ли появятся когда-нибудь в Альметьевске? С какого месяца в сети запустят систему мотивации покупателей и что она будет собой представлять? Подробности читайте в стенограмме интернет-конференции, которая будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 140
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.