... В ДК «КАМАЗ» состоялась встреча мэра Набережных Челнов с активом вузов и ссузов, молодежных и профсоюзных организаций города
Фото: Олег Спиридонов

«МЫ — ЭТО 10 ПРОЦЕНТОВ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ...»

На редкость масштабное публичное освещение получили социально-экономические результаты Набережных Челнов за 2017 год. Мало того что специалисты исполкома проводят по несколько встреч в день с коллективами предприятий и что доклады об этих итогах уже неоднократно прозвучали с трибуны в мэрии, сегодня глава города Наиль Магдеев еще и лично пригласил в концертный зал ДК «КАМАЗ» 600 слушателей, чтобы рассказать о впечатляющей динамике промышленного производства в автограде и строительстве социальных объектов. Администрация собрала в зале профсоюзных лидеров и студентов как на публичные слушания — видимо, из приглашенных руководителей предприятий обратная связь поступила от немногих, так как в зале практически не было заметно VIP-персон. В срочном порядке под крупное мероприятие муниципалитет заказал видеоролик о прошлогодних достижениях, обильно разбавив его показателями массовых курултаев вроде «Лыжни России» и прочих околопартийных проектов, словно они способны впечатлить озабоченный бытом электорат.

С одной стороны, причины такой тяги к народу очевидны: и прошлогодние показатели хорошие, и выборы на этой неделе — нужно обеспечить явку. С другой стороны, как и накануне на совещании, Магдеев вновь заострил внимание на несовершенстве бюджетной системы, напомнив, какие огромные деньги город отдает федерации и республике и как мало получает обратно. К чему бы это накануне выборов?

«Если посмотреть в масштабах республики, объем промышленного производства составил около 2,6 триллиона рублей, и те 280,3 миллиарда рублей, которые дали Набережные Челны, — это более 10 процентов. Это говорит о том, кто мы, — с места в карьер начал более чем часовую речь Магдеев. — Мы — это 10 процентов экономики республики, мы — 530 тысяч жителей, мы — город-донор. По подавляющему большинству показателей предприятия и организации города перевыполнили прогнозные планы. Из 280 миллиардов более 132 миллиардов — доля КАМАЗа. Одно рабочее место на этом предприятии дает дополнительно 7 рабочих мест в городе. Продажи идут, внутренний спрос растет, экспортная составляющая тоже увеличивается, пошло определенное повышение зарплаты на КАМАЗе, выплатили 13-ю зарплату. Все это отражается на социальном самочувствии города, на качестве услуг, на платежеспособности».

Уделив пять комплиментарных минут автогиганту, Магдеев отметил, что и другие предприятия показали не менее приятные результаты, после чего перешел к далекоидущим сравнениям. «Объем промпроизводства за год вырос более чем на 11 процентов. По республике — в пределах 2,6 процента, по России — около 2 процентов, по городу Набережные Челны — около 11 процентов! Стоит такими результатами гордиться? Часто говорят, что мы получаем дотации. Это потому, что так выстроена бюджетная система. Закон суров. Но если в 2016 году город собрал в налоговом поле 30 миллиардов, то в 2017-м наш город собрал 47 миллиардов налогов, — рассказывал Магдеев. — Разные цифры? Разные. Налоги платятся с выпущенной продукции, с выплаченной зарплаты. Из них формируются бюджеты. 47 миллиардов! Бюджет города с учетом дотаций и субсидий составляет 9 миллиардов. Сопоставимые цифры?»

«Хорошую сумму мы отчисляем в федеральный бюджет, хорошую — в республиканский, на все про все нам остается 9 миллиардов, — продолжал сетовать мэр. — Три с хвостиком за счет подоходного налога остаются здесь, остальные 4 с хвостиком возвращаются в виде субсидий, но это заработанные нами деньги». При этом город, напомнил он, зарабатывает все больше и больше: «Поступления в федеральный бюджет увеличились в 1,6 раза — на 60 процентов, в республиканский бюджет — на 20 процентов, в местный — на 11 процентов. Бюджет — это основной инструмент наших полномочий».


«ДОРОГУ СДЕЛАЛИ, ТЕПЕРЬ МОЛОДЕЖЬ ГОНЯЕТ. БЫЛ БЫ ПОМОЛОЖЕ...»

По всем госпрограммам Челны за год привлекли в город, по оценке Магдеева, еще 7–8 млрд рублей, которые мэр назвал вторым бюджетом. Основной сферой приложения ресурсов стали дороги — на них освоено 2 млрд рублей. «Нам понравилось получать [средства] из разных источников, — с удовлетворением отметил мэр. — Только не думайте, что эти деньги с неба валятся, что все только и ждут, как бы Магдееву и его команде денег дать. Ежегодно — в 2015, 2016, 2017 годах — мы получаем по 2 миллиарда благодаря поддержке президента республики и поддержке страны. И то, что сегодня хорошо работает КАМАЗ, — это поддержка президента страны. Не случайно каждые два года он бывает на КАМАЗе».

Ремонт дорог тоже осуществляется во многом за счет федеральной президентской программы «Безопасные и качественные дороги». Из городов Татарстана в эту программу попали два — Казань и Челны. В прошлом году в ее рамках челнинцы отремонтировали Московский проспект на 800 млн рублей, включая улицу Нариманова. «Мы такой принцип взяли — ремонтируем одну центральную улицу в городе, не считая двух-трех десятков поменьше, и одну улицу в промзоне, — обрисовал процесс мэр. — Так было в 2015 году: проспект Сююмбике и Дружбы Народов плюс дорога на Лесоцех. В 2016-м это были проспект Чулман и дорога на БСИ. В прошлом году — Московский проспект и улица Промышленная. В этом году мы снова получаем 2,26 миллиарда».

По озвученному принципу центральной магистралью в 2018 году станет улица 40 лет Победы — на ней длинные продольные проспекты города будут завершены, останется лишь федеральная трасса, городскую часть которой называют первой автодорогой. В промзоне же подошла очередь улицы Технической — вместе с освещением и ливневками ее доведут в этом году до улиц Моторной и Металлургической, которые были отремонтировали в 2015 году за счет фонда моногородов на 625 млн рублей. «Занимаются власти городскими проблемами? — сам себя спросил Магдеев. — Занимаемся, дурака не валяем. Это же не дороги — песня! По улице Промышленной мне ГИБДД докладывает: вы дорогу сделали, там теперь молодежь гоняет... Я говорю: был бы помоложе, тоже погонял бы...»

Если в прошлом году из 2 млрд рублей на дворовые дороги город отщипнул 100 млн рублей, то в этом году на те же цели закладывается 300 миллионов. Дворовые дороги — едва ли не бóльшая проблема для города, чем магистрали, как из-за качества покрытия, так и из-за стихийных парковок. Магдеев эту невысказанную претензию зала, может быть, почувствовал, потому что сразу сделал ремарку относительно роста числа автомобилей в городе. За 10 лет, по его словам, машин стало больше на 80 тыс.: в январе 2008-го их насчитывалось 107 тыс., в январе 2018-го — 187 тысяч. Проблему власти пытаются решить не поиском вариантов рентабельности для парковок, а расширением проезжей части местных дорог при ремонте.

Подробно мэр остановился на капремонте городских соцобъектов — это второй после дорог челнинский магнит для республиканских и федеральных дотаций. За прошлый год в Челнах было отремонтировано аж 15 поликлиник, на что потребовалось 1,6 млрд рублей. Впереди — капремонт стационаров и специализированных медучреждений, следующим же объектом станет инфекционная больница. По словам Магдеева, решение о ее капремонте уже принято президентом РТ Рустамом Миннихановым. «Там как в сказке — чем дальше, тем страшнее. Больнице 33 года, мы планируем отремонтировать ее за два года. Наш город одномоментно был построен и так же одномоментно пришел в ветхое состояние», — отметил мэр, расставив приоритеты: Челнам сегодня не столько нужны новые объекты, сколько облагороженные старые.

Что нужно из нового — это садики, школы, бассейны. В городе 120 детсадов, 76 школ, однако высокая рождаемость и освоение новых территорий требуют новых образовательных баз. Из имеющихся половина детсадов старше 30 лет, город ремонтирует по 10 штук в год.

«В прошлом году мы открыли в 37-м комплексе новую школу на 1224 места, она самая крупная в городе, более 24 тысяч квадратных метров. Она обошлась нам в 1,04 миллиарда рублей, но в сентябре мы заложили еще одну такую же — в Замелекесье. Президент дал поручение, и в сентябре этого года мы должны начать строительство третьей такой школы — в 63-м комплексе. Каждый год по школе стоимостью больше миллиарда — разве плохо?» — рассуждал челнинский мэр.

... Администрация собрала в зале профсоюзных лидеров и студентов как на публичные слушания — видимо, из приглашенных руководителей предприятий обратная связь поступила от немногих, так как в зале практически не было заметно VIP-персон
Фото: Олег Спиридонов

«ДОЛЖНОСТЬ МЭРА ПОКА ЗАНЯТА, НО И ТУТ ВАКАНСИЯ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ПОЯВЛЯЕТСЯ...»

По другим социальным показателям Магдеев прошелся кратко. Отметил рекордно низкую безработицу: «Разговоры о том, что в городе нет работы, — это от лукавого. Конечно, должность мэра пока занята, но и тут вакансия время от времени появляется. Работу по квалификации можно найти сегодня». Через высокую занятость мэр плавно перешел к снижению преступности, которому помогает не только отсутствие у горожан времени на хулиганства, но и проект тотального видеонаблюдения «Безопасный город».

«Если в целом по республике преступность снизилась на 6 процентов за год, то по нашему городу — на 12,6 процента. В общественных местах преступность снизилась на четверть. Помните, в 1990-е годы нельзя было вечером на улицу выйти, 180 убийств в год? Мы тратим немалые средства на систему „Безопасный город“», — сказал мэр. Магдеев отметил, что за счет видеокамер было раскрыто по горячим следам 58 преступлений, и это при том, что пока камерами охвачено лишь 38% территории.

Уже известно, что республика дала Челнам 600 млн рублей на реконструкцию РК «Колизей» — здесь будет новое здание Татарского драматического театра, а в пятницу в Челнах ждут помощницу президента Наталью Фишман для разработки проекта благоустройства парка рядом с «Колизеем».

«Все объекты надо ремонтировать. Возраст ДК „Энергетик“ — более 40 лет, на ремонт нужно 250 миллионов. ДК „КАМАЗ“ — думаю, миллионов 300. Зал Сары Садыковой — надо ремонтировать? Надо, — рассказал спикер. — Что будем делать — ДК, школы или дороги? Все сразу не бывает. Естественно, нельзя не вспомнить о Русском драматическом театре „Мастеровые“. В этом году надо определить топовое место и разработать проект. Кроме этого, нам нужны спортивные объекты. Не хватает спортзалов и плавательных бассейнов». Говоря о нехватке денег, Магдеев напомнил, что бюджетные средства идут и на текущие нужды — только за прошлый год 60–70 млн рублей по его оценке ушло на устранение проблем, отмеченных жителями в системе «Народный контроль».

Отчитавшись о проделанном, Магдеев перешел к главному — «важному политическому экзамену для городского сообщества». Понимая, что публичные речи мэра о выборах будут трактоваться как административный нажим в пользу партии власти, Магдеев тщательно избегал акцентов на конкретном кандидате, призывая аудиторию лишь к явке и соответствующей агитации в своих коллективах.

«Мы не президента Буркина-Фасо избираем, а своего, — уговаривал Магдеев. — Если каждый из вас сегодня 10 раз повторит „18 марта выборы президента нашей страны“, к вечеру 6 тысяч человек будут об этом знать. Вот говорят — у нас есть административный ресурс. Да, есть, и мы этого не боимся. У нас один административный ресурс — мы имеем право говорить. Это сильный ресурс. Вы можете угадать, кого я изберу, а мы можем пригласить людей, убедить и попросить. Мы во всех федеральных программах завязаны, живем в них, мы мощный промышленный центр страны. У нас более четырехсот тысяч голосов, от нас многое зависит для страны».

...
Фото: Олег Спиридонов

«МЭРУ БЫ НАУЧИТЬСЯ ТРАТИТЬ ЭФФЕКТИВНО ХОТЯ БЫ ТО, ЧТО ОСТАЕТСЯ»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у представителей городского актива — бизнесменов и депутатов — причинами столь выраженного акцента Магдеева на недостатках бюджетной системы в предвыборную неделю.

Васев Владимир — гендиректор ОООО «Челнытелекомстрой», депутат горсовета Челнов от КПРФ:

— По-моему, мэр немножечко приукрасил распределение — остается на самом деле несколько больше. В плане того, сколько уходит, сколько остается — статистика недостоверная. Как считаются 48 миллиардов, которые уходят в федеральный бюджет — вместе с внебюджетными фондами или это чисто налоговые деньги? Когда начинают считать общую сумму собранных налогов, всегда норовят посчитать вместе с внебюджетными фондами — это пенсионный фонд, социальное и медицинское страхование. А то, что деньги того же пенсионного фонда так или иначе остаются и выплачиваются в Челнах, об этом почему-то особо не говорят. Я предполагаю, что факты именно таким образом искажены.

Кроме того, сколько денег власти получают по различным программам — федеральным, региональным? Приходят деньги на ремонт дорог, ремонт школ и садиков, а ведь они берутся из поступлений в региональный и федеральный бюджеты, просто потом возвращаются по конкретным целевым программам. Если бы денег в муниципалитете оставалось больше, никаких целевых программ бы не было. Тот же миллиард, который каждый год выделяется на капремонт жилого фонда — его бы тоже не было, если бы деньги не поступали в региональный и федеральный бюджеты.

Мэру бы научиться тратить эффективно хотя бы то, что остается. Я уже говорил на сессии, что общий убыток от воровства и неэффективного использования только на автобусах приблизился к 1 миллиарду рублей. У нас в городе процентов 70 автоматически уходит на обязательные бюджетные выплаты, и только процентов 30 пускается на какое-то развитие. Остатки, которые можно грамотно распределить, используются неэффективно. Складывается такое ощущение, что сколько ни дай — все равно разворуют. Денег достаточно для того, чтобы при эффективном использовании можно было и так нормально жить.

С собираемостью налоговых поступлений тоже был уже не один скандал. Взять земельный налог — тот, который полностью остается в городе. Вместо того чтобы разевать рот на НДС, который уходит в федеральный бюджет, надо научиться собирать те налоги, которые тебе положены. Не надо договариваться о том, чтобы за «долю малую» освобождать от налогов кого-то.

Павел Евдокимов — гендиректор группы «Инжиниринг Плюс», член партии «Единая Россия»:

— В стране давно уже идут разговоры о некоей несправедливости распределения и перераспределения средств. Они то затухают, то опять возобновляются. Проблема существует. Видимо, мэру как руководителю города, которому периодически не хватает средств на реализацию каких-либо планов и проектов и просто текущей деятельности, это ближе многих. Поэтому он об этом и говорит. Я читал — он достаточно аккуратно высказывался, это не попытка бросить камень в чей-то огород. Он просто констатировал, что так, к сожалению, есть, а уж почему так....

Может, этот вопрос звучит актуально перед выборами, потому что он адресован к власти на последующий период. Президент республики в свое время говорил по поводу регионов-доноров и тех, кому деньги уходят, — что всех-то раскулачивать нельзя. Наверное, и наш город в какой-то степени, являясь городом-производителем, хотел бы рассчитывать на что-то большее, чем те копейки, которые ему остаются от собираемых налогов.

Это сложный вопрос — чтобы найти в нем середину, Соломоном нужно быть. Мы все понимаем, что есть разные регионы и разные города. Есть совсем плохие города, где совсем мало налогов собирается — но что ж теперь, там всем умереть?

Денис Нитенко — совладелец РК «Батыр», депутат горсовета Челнов от партии «Справедливая Россия»:

— У нас в городе бюджет, как известно, наполовину дотационный. То есть с протянутой рукой в Казань ходим каждый год. Видимо, это не очень удобная ситуация для мэра, поэтому он говорит, что мы на самом деле не с протянутой рукой, а просто свое забираем обратно. А бюджетная система такова, что у нас действительно перекос, диспропорция. Но это все «Единая Россия» сделала. А у нас лидер этой партии в городе — Магдеев Наиль Гамбарович, об этом он не говорит. А так все правильно говорит, молодец.