«Я ОБРАЩАЮСЬ К СВОИМ ЗЕМЛЯКАМ ЕДИНОКРОВНЫМ: ДАВАЙТЕ СНИМЕМ СВОЕ КИНО!»

Дамир Исхаков — доктор исторических наук:

— Этот фильм «Золотая Орда» ничего общего с историей не имеет, там ни фактические правители, ни время их правления к реалиям не имеют никакого отношения. Весь сценарий построен не на исторической фактологии. На самом деле это беллетристика. Причем я как большой специалист по фэнтэзи (это мое любимое чтиво, очень хорошо разбираюсь в этом жанре) считаю, что как фэнтэзи сериал имеет очень низкий уровень. Может быть, женщинам, которые сидят дома и любят смотреть плаксивые картины, он и годится. Серьезному зрителю там делать нечего. Второсортный ширпотреб. Единственное, что могу сказать, — я солидарен с теми высказываниями, что неплохо прописаны некоторые женские образы. Это потому, что сама Россия женского рода, поэтому женские кадры удаются. Широким российским массам такие картины, мне кажется, нравятся. Несмотря на это, политическая, идеологическая линия есть. Она пропитана нелюбовью к татарам. Таким образом, старая, глубокосидящая российская заноза вылезает, она не татарского характера.

Рамиль Сабитов — актер, исполнитель роли хана Берке в сериале «Золотая Орда»:

— Знаете, мне вспоминается такой анекдот. Приходит старик просить пенсию, а ему говорят: «Мы же вам надбавили ее как ветерану Великой Отечественной войны». «Дело в том, что я ветеран Куликовской битвы», — отвечает он. «Дедушка, окститесь, как?» «Так и есть», — не унимается старик. «Принесите справку тогда, что ли, что вы ветеран Куликовской битвы». «Какие справки, — говорит дед. — Там же все на бересте было, а она сгнила». «Знаете, а татары приносят».

Скажу так: я сам татарин, и, даже если бы не снимался в этом проекте, кино — всегда художественный вымысел, он снимается «по мотивам» или «на основе» — это во-первых. Во-вторых, что, наши земляки так хорошо знают историю, как все это происходило? Мы не знаем, что сегодня-то происходит. Вот отравили человека в Англии, англичане говорят, что это русские, а может, они сами? Березовского не стало, кто его убил — англичане или наши спецслужбы? Повторю, мы не можем судить о том, что происходит сегодня, так почему тогда судим о том, что происходило раньше?

Но у каждого есть свои представления, и здорово, что сериал вызвал мнение масс, даже критическое. Я считаю, это говорит о том, что каждый человек хочет знать свою историю и бороться за нее. Даже если нас ругают — это тоже хорошо, значит, смотрят, значит, возникает разговор. Я сам читаю много статей, посвященных этому, статьи и историков, и философов. Здорово, что сериал вызвал такую полемику, что открываются пласты истории, озвучиваются мнения, взгляды. Хорошая провокация. Я знаю, что татары сериал не примут, это я уже понимал. Наверное, татарам самим надо снять кино. Я обращаюсь к своим землякам единокровным: давайте снимем свое кино!

Искандер Измайлов — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института археологии АН РТ:

— В первом титре этого фильма сразу указано, что это фильм-фэнтэзи, который не имеет никакого отношения к исторической действительности, и это правда. Непонятно, почему он называется «Золотая Орда». Если бы он назывался «Мордор» или «Вестирос», можно было бы понять. Ведь все равно предполагается, что фильм имеет историческую основу, но на самом деле там никакой исторической основы нет. Со стороны Владимирского князя действует ряд персонажей, являющихся ключевыми для сюжета сериала. Действуют Ярослав Юрьевич, которого называют Московским, хотя на самом деле он был Владимирским князем, но у него есть сын и, соответственно, брат. Последний почему-то царствует в Твери, а сын носит имя Владимирский, в то время как у реального Ярослава было два главных сына — Александр и Андрей. Александр Невский во всех фильмах, начиная с Эйзенштейна, занимает почетное место, а в этом сериале он почему-то отсутствует как класс. Странно для фильма, который рассказывает о перипетиях взаимоотношений Руси и Золотой Орды, отсутствие этого персонажа, который заменен на непонятного персонажа «князь Владимир».

Псевдоисторическими являются и все костюмы, действия персонажей, но не это самое плохое. Золотая Орда изображена в фильме как государство варварское, в котором отсутствует цивилизация, это искажение исторической действительности. В то время Золотая Орда имела города, которые были намного крупнее, чем Владимир, Москва, Тверь и больше Новгорода. Хотя сценарий фильма предусматривает, что речь идет об исламской Орде, в фильме это не очень ярко выражено, и золотоордынские правители представляются какими-то языческими персонажами. В то время, например, Берке был известен как первый хан, принявший ислам, он был довольно строгим приверженцем веры, а здесь его изобразили своеобразно. Ключевой эпизод, когда мастер нарисовал портрет жены хана, потом замазал известкой, был украден автором сценария у казахского писателя Ильяса Есенберлина, и это не его задумка, а плагиат. В современном российском кинематографе про фильмы, которые не основаны на реальных событиях, например, фильм «Крым», пишут, что основан на реальных событиях, а фильм, который должен быть основан на исторических событиях, называется фэнтэзи, что довольно странно. Все это говорит о своеобразном этапе развития российского кинематографа.

«ГРУСТНО, ЧТО У НАС, КАК ВСЕГДА, ПЫТАЮТСЯ РУГАТЬ ФИЛЬМ, В КОТОРОМ ЗАРАНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ, ЧТО ОН СНЯТ НЕ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ФАКТАМ»

Юрий Богомолов — телекритик:

— Я смотрел сериал по касательной, он показался малоинтересным: традиционная мелодраматическая ситуация на фоне определенных наших мифологических представлений о древних временах в соответствующих интерьерах. Естественно, я не могу знать, насколько достоверны эти интерьеры, но в основном это, по-моему, сугубо развлекательная история.

Что касается показа «Золотой Орды» перед выборами, знаете, сегодня так идет жизнь, так развиваются отношения частного человека с властью, что можно все что угодно, рассматривать с точки зрения предстоящих выборов, которые, на мой взгляд, выборами не являются. Они являются такой древней формой избрания лидера, которая называется аккламация — возглашение. То есть собирается толпа, кто-то выкрикивает имя, и все одобрительно возглашают его. Только сегодня это делается в демократических декорациях и в письменном виде посредством бюллетеней. И все современные технологии XXI века использованы именно для того, чтобы были не выборы, а аккламация.

Егор Беликов — кинообозреватель ТАСС:

— Как мне кажется, для такого зрительского кино, как «Золотая Орда», в который допускается какой-то серьезный градус исторической недостоверности, это не так важно, кто там конкретно — татары или монголы. Более того, по-моему, в чингизовую эпоху они все назывались монголами, все эти народности, которые потом они разделили. К тому же татары уже победили: на тот момент, когда происходит действие фильма, они подчинили себе Русь, появились ярлыки и т. д., уже не имеет смысла придираться к этому, потому что в этом сериале татары выступают в качестве превосходящей по силе народности, чем русские.

Если говорить о самом сериале, то мне кажется, что такое легкое ненавязчивое кино, как «Золотая Орда», довольно бессмысленно критиковать за историческую недостоверность. Это все равно что ругать «Игру престолов» за то, что там есть драконы, которые дышат огнем. В «Орде» настолько ненавязчиво все подано в плане того, как развиваются действия и как эти герои, почти мультипликационные, легко появляются. Я думаю, это хорошо для российского телевидения, которое никогда себе не позволяет делать что-то хотя бы относительно легкомысленное, не напрягающее навязчивой серьезностью. Грустно, что у нас, как всегда, пытаются ругать фильм, в котором заранее предупреждают, что он снят не по историческим фактам. Об этом заявляют в первом же кадре.

«ЭТОТ СЕРИАЛ ПРЕЖДЕ ВСЕГО О ЛЮБВИ, ПРЕДАННОСТИ, И НЕ НАДО ТУТ ИСКАТЬ ТОГО, ЧЕГО НЕТ»

Эльмира Калимуллина — заслуженная артистка Татарстана, исполнительница роли Зейнеб в сериале «Золотая Орда»:

— Я с большим волнением ждала премьеры сериала. С момента создания идеи, написания сценария, подбора актеров и технической группы, периода кастингов, полной подготовки к съемкам прошло пять лет. Для меня большая удача быть частью этого масштабного проекта. И то, что сейчас я вижу на экране Первого канала, меня очень вдохновляет и радует. Съемки закончились почти полтора года назад, проделана огромная работа постпродакшна: монтаж, графика, музыка, цветокоррекция. Могу сказать, что длительное ожидание проекта превзошло мои чаяния. Дело в том, что до премьеры сериала я видела лишь пару кадров, которые по техническим причинам нужно было переозвучить, и все, что сейчас я наблюдаю по телевизору, дает полное погружение в атмосферу большого кино. Вижу свою героиню Зейнеб и поверить не могу, что все это происходит со мной. Я рада, что моя первая роль в кино началась именно с этого образа — доброй, честной, справедливой и такой любящей девушки. Спасибо всем, кто помогал мне в создании и проработки этого образа. Ведь главное, чтобы зритель верил тебе, а мне кажется, это удалось.

Интересные ощущения, когда на экране появляется моя героиня — будто и не я вовсе. Могу сказать, что сейчас в большом количестве получаю обратную связь от моих друзей, подписчиков и друзей творчества, которые меня не узнают, думаю, что это хорошее подтверждение погружения в роль и перевоплощения. Я одновременно переживаю и за свою актерскую игру, и за героиню в целом. Но в этот момент внутри меня возникает трепетное чувство абсолютного счастья. Смотрю сериал и переживаю за каждого героя, хотя знаю сценарий наизусть. Для меня большим открытием стали многие артисты, и радостно, что появляются новые, бесконечно талантливые лица в российском кинематографе. Также надеюсь, что татарстанские зрители правильно поймут задумку сценаристов и продюсеров сериала «Золотая Орда», ведь это не пересказ исторических событий, а фэнтэзи.

Нафиса Хайруллина — актриса, сыграла эпизодическую роль в сериале «Золотая Орда»:

— На самом деле мой вклад в этот сериал очень незначительный — у меня там маленькая-премаленькая роль. Но, несмотря на это, я рада, что участвовала в данном проекте, познакомилась с прекрасными людьми, атмосфера во время съемок была чудесная, мы до сих пор общаемся с коллегами. А сериал, на мой взгляд, получился изумительный, талантливо сделанный, отличные актерские работы и, конечно, большой респект создателям. Этот сериал прежде всего о любви, преданности, и не надо тут искать того, чего нет. Изначально создателями было сказано, что этот проект — видение одного автора и что в нем не будет исторической достоверности. Вообще, прежде чем критиковать, нужно представить что-то свое, как, например, это делают Беларусь, Казахстан, та же Украина. У всех у них есть свои киностудии. Что нам мешает снимать фильмы? У нас богатая, многонациональная республика.

«В ФИЛЬМЕ ПОКАЗАНЫ КАКИЕ-ТО ЖЕНСКИЕ ИНТРИЖКИ»

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы:

— Показывают ли в этом фильме Александра Невского? Нет. А он же считался приемным сыном Батыя, значит, какие могут быть герои в Золотой Орде? Это была территория, состоящая из десятка разрозненных земель, которые воевали друг с другом. Если бы не было Золотой Орды, то государства Россия тоже не существовало бы. Раз настоящего героя, объединившего русских и татар, не показывают, о чем может идти речь? Есть хороший фильм «Аттила», снятый немцами, — это первый фильм в мире, где побежденные сняли о победителях такое хорошее кино. Это высокое искусство и культура.

Айрат Файзрахманов — кандидат исторических наук:

— Очень противоречивое кино. С одной стороны, можно говорить, что тем самым у российского зрителя, среди которых немало татар и людей с татарскими корнями, вызывают интерес к татарам. Им показывают, что «татарский фактор» заложен в фундамент российской истории. Еще можно много говорить о праве на художественный вымысел, на режиссерскую интерпретацию, на невозможность постоянно следовать историческим фактам. Кино, действительно, весьма атмосферное — костюмы, виды, образы создают загадочную эстетику. Оно отличается и от «Орды» Алексея Прошкина и тем более от Коловрата — образ злодеев-татар здесь выглядит эстетичнее и, возможно, менее зловеще. Однако фильм ушел недалеко от интерпретаций из советских учебников про иго и про врагов, добавился только легкий блокбастерный лоск и церковные мотивы.

Естественно, фильм никоим образом не служит помощью в «дружбе народов», в укреплении многонациональной и единой России, российской нации — все то, о чем нам так часто говорят по телевизору и с высоких трибун. В то же время мне трудно понять логику противопоставления татар и русских в кино. Да, на заре национального романтизма, когда складывалась национальная история, литература, как это часто бывает, возникает образ врага, которого мы побеждаем и на этой основе трагедий и побед конструируется нация. Но сейчас-то зачем воспроизводить такое? Зачем за счет образа злодеев татар строить историческое кино и массовую историю?

Искандер Гилязов — директор Института Татарской энциклопедии, доктор исторических наук:

— Я не люблю исторические фильмы, поскольку они не передают историю, а представляют собой либо взгляд автора на историю, либо запрос общества или политический заказ. И в том и в другом случае ничего общего с реальной историей такие фильмы не имеют. Примеров даже в последнее время полно — все эти «Коловраты» или «Викинги». Мне вполне хватило трейлеров, чтобы получить о них конкретное впечатление. Хотя чисто с художественной точки зрения не исключаю, что исторический фильм может быть вполне качественным, однако, я таких пока не видел. Единственное исключение для меня среди исторических фильмов — это 30-серийный китайский «Чингисхан», он строго следует источникам, он реально исторический. Кроме того, он сделан очень качественно в художественном отношении. Его я посмотрел с огромным удовольствием! Хотел бы ошибиться, но вряд ли в отечественном кинематографе можно ожидать строго научного и беспристрастного взгляда на Золотую Орду, тем более сегодня.

Ркаил Зайдулла — драматург:

— В этом фильме отсутствует историческая правда. Непонятен жанр «Золотой Орды». Сказка? Но у сказки есть свои законы, а тут сплошной обман. Да, исторический фильм может не соответствовать истине, но ведь история, идущая фоном, не должна так искажаться. Объективно картина лучше, чем ее предшественник «Орда» Прошкина. Здесь при моментах, соприкасающихся с татаро-тюркской историей, при подборе артистов, стараются сохранить политкорректность. Сюжет очень примитивен, в нем показан важный поворотный период в жизни Евразии, а в фильме показаны какие-то женские интрижки: русский князь, влюбившийся в татарку, якобы Менгу-Темир — человек ханского рода, приехал послом, а это ведь делали лишь баскаки. Может, и возможна вольная трактовка в кино, я не исключаю, но сценарий очень уж неправдоподобный. В советские времена, помнится, нельзя было даже слово «Золотая Орда» произносить, ничего не было по тюркской истории. Если рассматривать фильм с этой точки зрения, то такие фильмы тоже нужны, а вдруг кто-то, заинтересовавшись, начнет серьезные книги читать. А так очень много абсурда. Например, в ставке хана говорят, что Русь сильна, нам надо объединяться. Это XIII век! Тогда Русь была крошечной территорией вокруг Москвы. В фильме же показано, что она простиралась до Каспия. Очень много исторических нестыковок.