Дело о «молочном сговоре» стартовало в УФАС по РТ — 10 крупнейших перекупщиков Татарстана проверяют на предмет сговора по снижению закупочных цен. На заседании корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал рассуждения представителя минсельхоза о том, что не так страшны трейдеры, как «Магниты» с «Пятерочками». Сами перекупщики указывают на общий кризис и падение собственных объемов — они такие же жертвы с наваром в 0,5%.
Дело о «молочном сговоре», возбужденное управлением федеральной антимонопольной службы по РТ, вошло в активную фазу
В ПОИСКАХ ВИНОВАТЫХ
Дело о «молочном сговоре», возбужденное управлением федеральной антимонопольной службы по РТ, вошло в активную фазу — в конце минувшей недели состоялось первое слушание. В список ответчиков попали 10 крупнейших татарстанских молочных трейдеров: ГК «Канталь», «Молочная усадьба», «Молочный край», «Молком», «АгроМол», «Молочная индустрия», «Файза», «СелЭнерго», «ОМК Групп» и «Дружба». Каждый из них в сутки закупает у хозяйств от 50 до 120 т сырого молока. Антимонопольное ведомство заподозрило трейдеров в сговоре из-за синхронного снижения ими закупочных цен на молоко-сырье, которое началось в декабре 2017 года. Напомним, что в декабре – январе цены на «белое золото» упали на 20–25% с 27–28 до 22–23 рублей за килограмм. Снижение продолжилось и в 2018 году.
«С июля по декабрь 2017 года на молочном рынке наблюдалась тенденция повышения закупочных цен на сырье по всем основным предприятиям-переработчикам, закупающим молоко у сельхозпроизводителей. С середины декабря ситуация изменилась в сторону снижения и продолжила идти на понижение до конца января, несмотря на то, что в зимний период надои, как правило, снижаются, а спрос остается на прежнем уровне», — говорилось в сообщении УФАС.
Второй момент, на который обратили внимание антимонопольщики, — это то, что средние закупочные цены при покупке молока молзаводами напрямую у сельхозпроизводителей оказались выше тех, что предлагают трейдеры. К примеру, переработчики берут сырье по цене от 21 до 26,5 рублей за килограмм, а трейдеры — только за 18,5–23,5 рубля. «Указанное свидетельствует о наличии в действиях трейдеров соглашения, которое повлекло установление экономически необоснованных низких закупочных цен на сырое молоко в зимний период, что является нарушением ч. 1 ст.11 федерального закона „О защите конкуренции“», — посчитали в УФАС по РТ. Это и легло в основу обвинения. Если вина трейдеров будет доказана, им грозят оборотные штрафы.
10 крупнейших перекупщиков Татарстана проверяют на предмет сговора по снижению закупочных цен
Ясно, что интерес антимонопольщиков был подогрет темой «молочного кризиса» в России. При этом в обвале закупочных цен, как известно, власти винят белорусских поставщиков, которые засыпали страну дикими объемами дешевого сухого молока. Причем как своего, так и того, что они реимпортируют из санкционных стран. В феврале президент РТ Рустам Минниханов даже лично обратился по этому поводу к премьеру РФ Дмитрию Медведеву, но практически никаких мер, вопреки обещаниям, принято не было.
В этой ситуации молочные трейдеры, которых власти недолюбливали и раньше, похоже, попали под горячую руку. «Трейдеры — это что такое? Это 1,5–2 рубля с литра молока, ничего не делая. Просто взял молоко, погрузил, реализовал и положил деньги в карман», — заявлял в беседе с «БИЗНЕС Online» замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Назип Хазипов. Дипломатичнее, но все же не очень лестно высказывался о трейдерах и Минниханов: «Пусть трейдер будет, но работает правильно и понятно. Посредник нам не нужен, настоящий трейдер — да, нужен. Старайтесь работать прозрачно и понятно. Для трейдеров необходимо создать условия. Трейдер должен закупать и отправлять. Мы должны договориться и помогать ему, но он должен держать ту справедливую цену, которая должна быть».
Отметим, что в Татарстане 6 из 9 молзаводов прибегают к услугам молочных трейдеров, которые собирают для них сырое молоко по агрофирмах, фермам и ЛПХ. Однако у некоторых переработчиков — другая схема. К примеру, Зеленодольский молочный комбинат и Набережно-Челнинский молочный комбинат перерабатывает сырье, которое поступает из хозяйств, входящих в материнские холдинги — «Ак Барс Холдинг» и «Агросилу» соответственно. А вот Казанский молочный комбинат («Комос Групп») закупил собственные современные молоковозы, с которыми объезжает подведомственные хозяйства. Чиновники считают такую схему оптимальной.
Речь держал Николай Титов. Само присутствие второго лица министерства на заседании свидетельствовало о повышенном внимании к проблеме
«МОЛОКО ЗАВОЗЯТ ДАЖЕ ПОД ВИДОМ КЛЕЯ!»
Всего на заседание комиссии в УФАС по РТ пришли 9 человек, большинство из которых как раз представляли «виновников торжества». В самом центре группы трейдеров разместились два представителя татарстанского минсельхоза. Речь держал первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николай Титов. Само присутствие второго лица министерства на заседании свидетельствовало о повышенном внимании к проблеме в Татарстане. Он не стал перекладывать всю вину за молочный кризис на трейдеров: «Мы все прекрасно понимаем, сколько завезено в Россию сухого молока и сколько еще завозится под разными предлогами, даже под видом клея!»
«В целом ситуация катастрофическая, надо искать возможности по всей сложившейся цепочке. Конечно, мы без правительства, без руководства страны в данный вопрос решить в желаемом ракурсе не сможем», — констатировал Титов. Он подтвердил, что средние цены закупа продолжают снижаться и сегодня они составляют в среднем 21,17 рубля за килограмм молока (а в конце 2017 года было 28).
«Цены, по которым закупают молоко у сельхозтоваропроизводителей, грозят упасть ниже себестоимости. Особенно катастрофическая ситуация у мелких производителей молока — идет дело к забою маточного поголовья. Уже имеются такие факты. Мы можем совершить непоправимую ошибку и загубить маточное поголовье! Как вы знаете, коровы „делаются“ как минимум 2 года 7 месяцев», — заявил Титов.
Какие же претензии к трейдерам у министерства? «Да, в свое время трейдеры зарабатывали неплохо. Лет 6–7 назад они были востребованы. Но на сегодняшний день доходит до смешного: до завода 3 километра, хозяйство продает через трейдера», — удивляется чиновник.
После этого было высказано пожелание: «Считаю, что на данном этапе трейдеры должны работать в большей степени с малыми формами хозяйствования, у которых нет своего подъездного состава. Трейдеры могли бы исполнять роль сборщиков с личных подсобных хозяйств, это было бы неплохо. Нужно по максимуму использовать ваши возможности по сборным пунктам, формировать и пытаться вывести за пределы республики», — считает Титов.
Напоследок замминистра обозначил еще одну проблему, обвинив в излишней жадности уже розничные продуктовые сети. «По данным на 13 марта, на молоко в 2,5 процента жирности в „Карусели“ наценка составляет 125 процентов, „Перекресток“ — больше 90 процентов, можете представить, да? В „Ленте“ — больше 77 процентов. Или взять творог обезжиренный. „В „Карусели“ — более 112 процентов, „Метро“ — 46 процентов, у „Ашана“ наценка 91 процент, 96 процентов — „Пятерочка“, нормально? Или сливочное масло: в „Карусель“ наценка — более 50 процентов, „Перекресток“ — более 42 процента, „Метро“ — более 55 процентов, „Пятерочка“ — ну более-менее в пределах разумного», — озвучил Титов.
Не станет ли это началом еще одного антимонопольного дела, на этот раз о сговоре торговых сетей?
Замминистра обозначил еще одну проблему, обвинив в излишней жадности уже розничные продуктовые сети
«26 РЕАЛИЗАЦИЯ И 26 ЗАКУП?»
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» представители трейдера ООО «ГК „Канталь“» обратили внимание на эту последнюю фразу представителя министерства. «Замминистра сам ссылался, что наценка торговых сетей более 90 процентов. Нам не понятно, почему все претензии к трейдерам, наценка которых менее 0,5 процента? Что сделали УФАС и минсельхоз, чтобы снизить наценку сетей и повысить тем самым стоимость продукции производителей?» — задали они риторический вопрос.
Директор ГК «Канталь» Ленар Мухаметзянов уверенно заявил, что никакого сговора трейдеров нет, а все причины снижения стоимости молока лежат на поверхности.
«Согласно даже официальным данным, обвал цен на сырое молоко произошел из-за дешевого импортного товара, в частности сухого молока. Дело в том, что на мировом рынке с октября 2017 года произошел обвал цен на сырое молоко, что подтверждается данными минсельхоза России, — на 27 процентов. В результате импорт сухого молока с октября 2017 года по настоящее время только увеличивается по сравнению с импортом за 2016 год. Идет затоваривание рынка», — отметил он.
Говоря о своей компании, Мухаметзянов отметил, что трейдеры получают свою прибыль на основании наценки, но с декабря 2016 года по декабрь 2017 года их наценка, а значит и прибыль, напротив, уменьшилась в пять раз. «Таким образом, заключение картельного сговора для „Канталя“ нелогично с экономической точки зрения, поскольку мы несем из-за этого упущенную выгоду», — заключил бизнесмен.
«На мировом рыке с октября 2017 года произошел обвал цен на сырое молоко, что подтверждается данными минсельхоза России, — на 27 процентов»
Он добавил, что низкая цена на молоко выгодна только производителям, поскольку в результате снижения закупочной стоимости молока уменьшается себестоимость соответствующей продукции. «Канталь» реализует купленное молоко в основном в ООО «Арча» детей экс-главы «Вамина» Вагиза Мингазова, сейчас это «основной стратегический партнер» компании.
Были и другие заводы, но по причине затоваривания они отказались продолжать закупки. Если смотреть на объемы, то в среднем «Канталь» в 2017 году имел в день дело с 135 тоннами в день, в 2018 году — с 125 тоннами. Из этого также делается вывод, что повлиять на республиканский рынок в целом они никак не могут. Трейдер забирает молоко непосредственно у агрофирм, у более мелких трейдеров и сборщиков, которые скупают молоко у населения, а также у крестьянско-фермерских хозяйств.
Не согласен «Канталь» с описанием их роли минсельхозом: «Мы фактически являемся логистическими операторами. Структура закупки выстроена таким образом, что у нас нет своих молокосборочных пунктов, у нас есть наемный транспорт, который зонально собирает молоко в хозяйствах — менее 3 тонн, укрупняется до 10–15 тонн, и эта машина идет на какой-то из заводов».
Разница цен закупки и продажи, по данным «Канталя», минимальна. Так, в ноябре 2017 года цена реализации составляла 26 рублей 35 копеек с НДС, а цена закупки — 26 рублей. Это вызвало удивление руководителя комиссии УФАС по РТ Сергея Павлова.
«Мы можем совершить непоправимую ошибку и загубить маточное поголовье! Коровы «делаются» как минимум 2 года 7 месяцев»
«26 реализация и 26 закуп?» — не понял он такого «бизнеса». Мухаметзянов обратил внимание на копейки, мол, в эту смешную сумму и заложены все «баснословные» расходы «Канталя» на логистику.
Далее выступил представитель ООО «Молочная индустрия», который заявил, что основной причиной сложившейся ситуации стало снижение спроса на сырое молоко.
«Крупные переработчики, с которыми мы сотрудничаем, отказываются от исполнения своих обязательств, снижают объемы закупок, а то и вовсе отказываются, в первую очередь крупные транснациональные корпорации типа „Данона“ и „Вимм-Билль-Данна“. Это влияет на дальнейшую ситуацию в отношении сельхозтоваропроизводителей», — считает трейдер.
Директор ООО «Молком» присоединился к остальным и указал, что они и сами во многом жертвы кризиса: «Объем у нас был порядка 150 тонн [в день], на сегодняшний день — 70 тонн. И идет дальнейшее снижение».
На этом заседание комиссии по «молочному сговору» было отложено, новая дата пока не объявлена.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 156
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.